Знаки препинания при обращениях и вводных словах. 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Короткова Светлана Георгиевна

Знаки препинания при обращениях и вводных словах. 8 класс

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rya_8_kl.doc66 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Знаки препинания при обращениях и вводных словах.

Повторение и систематизация знаний

Цель урока: повторить, что такое обращение и вводные слова, уметь находить их в тексте, правильно ставить знаки препинания при них; воспитывать любовь к родной земле.

Задачи:

Образовательные: актуализация и расширение знаний обучающихся об обращениях, вводных словах; обобщение и расширение знаний о данных группах слов, словосочетаний; отработка умения составлять лингвистические рассказы по заданной теме.

Воспитательные: воспитание у обучающихся любви к Крыму; чувства патриотизма и гордости по отношению к родной земле; развитие интереса к русскому языку.

Развивающие: развитие у обучающихся коммуникативных качеств; формирование  умений оценки своей деятельности; развитие интеллектуальных способностей.

Оборудование: презентация, карточки, рисунки учащихся с видами Крыма, вспомогательные материалы, листы оценивания у инструктора группы

То, что мы знаем, — ограниченно,

 а то, что мы не знаем, — бесконечно.

(П. Лаплас)

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, запись в тетради даты и классной работы).

Комментарий: обучающиеся разделены учителем на 3 группы, в начале урока обучающиеся сидят в соответствии со своей группой. В каждой группе назначен инструктор, у которого находится листок оценивания с фамилиями обучающихся и пронумерованными заданиями. Инструктор в течение урока вносит баллы (используется накопительная система оценивания) в соответствии с выполненными обучающимися заданиями и в конце урока совместно с учителем выставляют отметки.

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся.
  1. Графический диктант (Слайд № 1)

Задание. Постройте схемы к данным предложениям (предложения представлены на экране  – тема «Однородные члены предложения), знаки препинания не расставлены.

  1. В Юрзуфе жил я сиднем купался в море и объедался виноградом. (А.С. Пушкин)
  2. В Ялте Чехов работал над рассказами «Случай из практики» «Новая дача»  «Душечка» «Дама с собачкой».
  3. Писатель и живописец балерина и пианист философ и востоковед актриса и инженер в доме Волошина все были равны.

Ответы (схемы чертят на доске) (Слайд № 2)

  1. [ O, O и O].
  2. [ O: O, O, O, O].
  3.  [O и O, O и O, O и O, O и O - O].

Обучающиеся выполняют взаимопроверку.

Инструкторы ставят баллы в лист оценивания по указанию учителя (2 балла за 4 правильных схемы, 1 балл – две правильных схемы)

  1. Вопросы учащимся.

- какую пунктограмму мы повторили?

- что представляют собой ОЧП?

  1. Мотивация учебной деятельности.
  1. Задание. Прочитайте внимательно предложения. Скажите, все ли знаки препинания поставлены в предложениях? Объясните постановку знаков препинания. (Слайд № 3)
  1. Прекрасны вы брега Тавриды
    Когда вас видишь с корабля,
    При свете утренней Киприды,
    Как вас впервой увидел я…
    (А.С. Пушкин)
  2. Быть может (лестная надежда!)

Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт! (А.С.Пушкин)

(Слайд № 4 – эти же предложения с расставленными знаками препинания)

Инструкторы ставят 1 балл за правильный ответ

  1. Вопросы учащимся.

- какова тема нашего сегодняшнего урока? (Обращения и вводные слова. Знаки препинания при них)

- но ведь мы же уже несколько уроков изучаем эту тему, так? Как же называют такие уроки, на которых мы возвращаемся к изученному материалу? (Повторение)

- какова цель нашего сегодняшнего урока? (Повторить, что такое обращение, вводные слова, научиться их находить в тексте, правильно ставить знаки препинания при них)

  1. Запись темы в тетради (Слайд № 5 – тема, цель урока, эпиграф)

Вопрос учащимся:

- а что будет выступать лейтмотивом нашего урока, глядя на рисунки, на использованные уже в уроке предложения? (Тема Крыма: произведения о Крыме, произведения, написанные в Крыму, произведения, написанные авторами, жившими в Крыму)

(Слайд № 6 – Крым с портретами Пушкина,  Волошина, Чехова, Куприна, Толстого)

  1. Работа над темой урока.
  1. Задание. Запишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы (Слайд № 7 – предложения без расставленных знаков препинания)
  1. Погасло дневное светило;
    На море синее вечерний пал туман.
    Шуми, шуми послушное ветрило
    Волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.С. Пушкин)
  2. Фонтан любви фонтан живой!
    Принес я в дар тебе две розы.
    Люблю немолчный говор твой
    И поэтические слезы. (А.С. Пушкин)
  3. Лети корабль неси меня к пределам дальным
    По грозной прихоти обманчивых морей,
    Но только не к брегам печальным
    Туманной родины моей…
    (А.С. Пушкин)
  1. Вопросы учащимся.

- что такое обращение?

- как ставятся знаки препинания при обращении?

- все произведения написаны кем? Написаны о…

Инструкторы ставят в листы оценивания отвечающим по 2 балла – расставленные правильно запятые + схема

3. Историческая справка.

Презентация «Пушкин и Крым» - подготовили обучающие 1 группы

Инструкторы ставят за презентацию и рассказ – 3 балла (оформление презентации, содержание и рассказ обучающихся на основе презентации)

4. Орфографическая разминка (Слайд № 8 – 10) (является также и физминуткой, т.к. обучающиеся пересаживаются с места на место в ходе ответов)

Задание. Представлено 3 вида правописания гласных – работают с картами разного цвета, на которых соответственно написаны буквы О, Ё, О, А, Е, И (поднимают карту с правильным написанием буквы)

1 группа – Буквы О-Ё после шипящих (3 пары)

  1. Ш…пот, прыж…к, ш…колад, ноч…вка (1 группа)
  2. Боч…нок, ш…ссе, расч…ска, ч…рточка (2 группа)
  3. Зайч…нок, реш…тка, крыж…вник, обж…ра (3 группа)

2 группа – Буквы О-А в корнях с чередованием (3 пары)

  1. З…ря, р…стение, к…снуться, заг…рать (1 группа)
  2. Обм…кнуть, предл…гать, дол…жить, оз…рять (2 группа)
  3. Ур…внение, предл…жение, сл…гаемое, Р…стов (3 группа)

3 группа – Буквы Е – И в корнях с чередованием (3 пары)

  1. Зап…рать, бл…стательный, соч…тание, разб…рать (1 группа)
  2. Зам…рать, соб…рательный, подст…лить, оп…реться (2 группа)
  3. Приб…ру, уд…рать, бл…стеть, подж…гать (3 группа)

Инструкторы ставят в листы оценивания за каждую группу правильных ответов по 1 баллу (максимальное количество -  3 балла)

5.Выборочный диктант (Слайд № 11)

Задание. Прочитайте предложения на экране. Знаки препинания не расставлены. Выпишите в тетрадь только вводные слова.

Очумелов:  « Собаку   истребить   немедля.     Она наверное бешеная».

Голос из толпы: « Это кажись генерала Жигалова!»

Очумелов: «Ты должно быть  расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в голову идея,   чтоб соврать...»

Елдырин: « А может быть и генеральская. На морде у ней не написано…»

Голос из толпы: « Вестимо генеральская!»

- из какого произведения взяты данные фразы? («Хамелеон»)

- кто является автором этого произведения? (А.П. Чехов)

  1. Историческая справка.

Презентация «Чехов и Крым» - подготовили обучающие 2 группы

Инструкторы ставят за презентацию и рассказ – 3 балла (оформление презентации, содержание и рассказ обучающихся на основе презентации)

  1. Проверка выполненного задания (Слайд № 12 - представлены только вводные слова)

Учащиеся читают выписанные вводные слова (1 балл – в листы оценивания)

- каким членом предложения являются вводные слова?

  1. Задание. Составьте предложение, используя одно из выписанных вводных слов, но так, чтобы оно было членом предложения.

Например:  Кажется, сегодня будет не очень тепло.

                      Весь мир кажется огромным.

Инструкторы ставят 1 балл  за правильно составленное предложение.

  1. Задание по группам. 1 группа выписывает вводные слова с удвоенной согласной; 2 группа – вводные слова, которые пишутся через дефис и 3 группа – вводные слова - существительные с предлогом. (Слайд № 13)

(К)счастью, (по)моему, (бе...)спорно, (по)видимому, естестве…о, (бе…)сомнения, (к)сожалению, несомне…о, (во)вторых.

Самопроверка: ответы на доске (Слайд № 14)

Инструкторы ставят 1 балл за правильно выполненное задание.

  1. Задание по группам.

1 группа составить Опорный конспект по теме «Обращение»

2 группа составить Опорный конспект по теме «Вводные слова»

3 группа составить Опорный конспект по теме или «Обращение», или «Вводные слова» в рисунках.

Выставляют и защищают свои конспекты (максимальное количество баллов - 3)

  1. Чтение учителем стихотворения Максимилиана Волошина «Коктебельская бухта» (Слайд № 15)

Выйди на кровлю. Склонись на четыре

Стороны света, простерши ладонь...

Солнце... Вода... Облака... Огонь...-

Все, что есть прекрасного в мире...

  1. Слово учителя. Имена великих людей навечно связаны с Крымом. Они восхищались им, писали о нем, любовались им… Просто жили здесь и любили его, так же, как и мы. Прежде чем мы напишем свои послания Крыму, у нас есть еще историческая справка о Максимилиане Волошине.
  2. Историческая справка

Презентация «Волошин и Крым» - подготовили обучающие 3 группы

Инструкторы ставят за презентацию и рассказ – 3 балла (оформление презентации, содержание и рассказ обучающихся на основе презентации)

  1. Итоги урока
  1. Задание. Читают послания Крыму, которые они написали дома, используя обращения и вводные слова (2 балла)

Учитель озвучивает свое послание, написанное на сердце (Слайд № 16)

Учащиеся читают свои послания и наклеивают их на полуостров, представленный на доске, в окружении рисунков, выполненных обучающимися (Слайд № 17 –полуостров Крым покрывается летящими сердцами)

За рисунок инструкторы выставляют по 3 балла

  1. Рефлексия.

Учащиеся продолжают фразу: «Сегодня на уроке я был (была) успешен (успешна)…» (Слайд № 18)

  1. Учитель совместно с инструкторами выставляет отметки за урок.

18 и более – «5»; 13 – 18 баллов – «4»; менее 12 баллов и менее – «3»

  1. Домашнее задание (Слайд № 19)

Зад. 3, стр. 199 – отметка «4» ;

составить тест из 10 вопросов по теме «Обращение. Вводные слова. Знаки препинания при них» - отметка «5».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 8 класс Симферополь 15.04.2015

Слайд 2

В Юрзуфе жил я сиднем купался в море и объедался виноградом. (А. С. Пушкин) В Ялте Чехов работал над рассказами «Случай из практики» «Новая дача» «Душечка» «Дама с собачкой». Писатель и живописец балерина и пианист философ и востоковед актриса и инженер в доме Волошина все были равны. Графический диктант

Слайд 3

Однородные члены предложения В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом. (А. С. Пушкин) В Ялте Чехов работал над рассказами: «Случай из практики», «Новая дача», «Душечка», «Дама с собачкой». Писатель и живописец, балерина и пианист, философ и востоковед, актриса и инженер – в доме Волошина все были равны.

Слайд 4

Прекрасны вы брега Тавриды Когда вас видишь с корабля, При свете утренней Киприды, Как вас впервой увидел я… (А.С. Пушкин) Быть может (лестная надежда!) Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт! (А.С.Пушкин)

Слайд 5

Прекрасны вы, брега Тавриды , Когда вас видишь с корабля, При свете утренней Киприды, Как вас впервой увидел я… (А.С. Пушкин) Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт! (А.С.Пушкин)

Слайд 6

Знаки препинания при обращениях и вводных словах. Повторение и систематизация знаний То, что мы знаем, — ограниченно, а то, что мы не знаем, — бесконечно. (П. Лаплас) повторить, что такое обращение, вводные слова; научиться их находить в тексте, правильно ставить знаки препинания при них; воспитывать любовь к Крыму. Цель урока:

Слайд 8

Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми послушное ветрило Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.С. Пушкин) Фонтан любви фонтан живой Принес я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. (А.С. Пушкин) Холмы Тавриды край прелестный Я снова посещаю вас... (А.С. Пушкин) Лети корабль неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей… (А.С. Пушкин) Задание. Запишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.С. Пушкин) Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. (А.С. Пушкин) Холмы Тавриды, край прелестный, Я снова посещаю вас... (А.С. Пушкин) Лети, корабль, неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей… (А.С. Пушкин)

Слайд 9

Очумелов : « Собаку истребить немедля. Она наверное бешеная». Голос из толпы : « Это кажись генерала Жигалова!» Очумелов : «Ты должно быть расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в голову идея, чтоб соврать...» Елдырин : « А может быть и генеральская. На морде у ней не написано…» Голос из толпы : « Вестимо генеральская!» Задание. Прочитайте предложения на доске. Найдите недостающие знаки препинания. Выпишите в тетрадь только вводные слова.

Слайд 10

Наверное Кажись Должно быть Может быть Вестимо

Слайд 11

(К)счастью, (по)моему, ( бе ...)спорно, (по)видимому, естестве…о, ( бе …) сомнения, (к) сожалению, несомне …о, (во)вторых. Задание по группам: 1 группа – вводные слова с удвоенной согласной; 2 группа – вводные слова, которые пишутся через дефис; 3 группа – вводные слова - существительные с предлогом. 1 группа бесспорно естественно несомненно 2 группа по-видимому во-вторых по-моему 3 группа без сомнения к счастью к сожалению

Слайд 12

Родной и любимый Крым! Ты прекрасен и удивителен: во-первых, Искренне желаю тебе, край, наполненный теплом и солнцем , процветать, гордиться добрыми людьми, беречь свою красоту и дарить всем счастье! Светлана Георгиевна 15.04.15 г. своей историей, во-вторых , уникальной красотой, в-третьих , бесконечным вдохновением! Каждому живущему здесь ты даришь свою любовь, и мы, бесспорно , платим тебе тем же!

Слайд 14

Сегодня на уроке я был (была) успешен (успешна)…

Слайд 15

1)зад. 3, стр. 199 – на «4» балла; 2)составить тест из 10 вопросов по теме «Обращение. Вводные слова. Знаки препинания при них» - на «5» баллов Домашнее задание

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знаки препинания в предложениях с вводными словами"

план урока "Знаки препинания в предложениях с вводными словами"...

Дианостика знаний по теме "Знаки препинания в предложениях с вводными словами".

Задание  в  формате  теста  для  подготовки  к сдаче  ГИА....

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями

Предложенная презентация напоминает о необходимости отличать вводные слова и сочетания от слов и сочетаний, не являющихся таковыми, и в зависимости от этого правильно ставить знаки препинания. В матер...

Технологическая карта урока "Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями"

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями (УМК под ред. Шмелёва)...

Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, их творческое применение, а также контроль полученных знаний)...