«Знаки препинания при обращениях и вводных словах»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Баймухамедова Зарина Саматовна

Технологическая  карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5_r.ya_.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Технологическая  карта урока

Ф.И.О. учителя: Баймухамедова З. С.

Место работы: МБОУ «СОШ им.А.Джанибекова с.Растопуловка» Приволжского района Астраханской области

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учебник:Русский язык,5класс:учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., ч.2 [А.Д.Шмелев,Э.А.Флоренская,Ф.Е.Габович,Е.Я.Шмелева] под ред.А.Д.Шмелева

Тема урока: «Знаки препинания  при обращениях и вводных словах»

Тип урока: урок развития умений и открытия новых знаний

 Педагогические цели урока: обеспечение оптимальных  педагогических условий для закрепления знаний учащихся о вводных словах и обращениях, формирования у учащихся умений находить в предложении обращение и вводные слова, строить схемы, развития умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в парах, формулировать вопросы, систематизировать материал.

Цели как деятельность учащихся на достижение планируемых результатов:

личностные –ответственно относиться к учению, моделировать и употреблять в речи предложения с обращениями и вводными словами в соответствии с ситуацией общения; аргументировать свою позицию с помощью вводных слов.

метапредметные – пользоваться разными видами чтения, извлекать необходимую информацию из разных  источников, преобразовывать ее  из одной формы в другую(в схему-опору, таблицу);оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

предметные – распознавать члены предложения; опознавать,  правильно интонировать и пунктуационно оформлять  предложения с обращениями и вводными словами.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в паре, групповая.

Оборудование: ПК с выходом в Интернет(для ЭОР), мультимедийный проектор,экран.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Цель этапа: настрой на позитив, побуждение интереса к получению новой информации в хорошем настроении.

1.1.  Приветственное слово учителя:

-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас снова. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы общаться сегодня в хорошем настроении, которое, наверняка, поможет нам познать новое.

Человек без улыбки –

Это кухня без плитки,

Это море без чайки,

Это дом без хозяйки,

Это кот без хвоста,

Это хвост без кота!

Улыбайтесь всегда

И хорошего дня!

Приветствуют учителя.

Слушают стихотворение.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности(10 мин.)

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему и цели урока.

 Анализ учебно-научного текста (исследование материала), стр. 75

Работа в парах.

Ребята, вспомните все, что вы знали о вводных словах и обращении и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»

Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать

На экране-  задание, выполнение которого помогает выяснить затруднения детей, и помогает им работать в парах:

1. Подумайте и завершите лингвистические фразы:

1.Обращение – это…(слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью).

2.Вводные слова – это... (слова и СС, которые передают отношение говорящего к выраженной в предложении мысли).

3.Обращения и вводные слова являются …(добавочными элементами).

4.Обращения и вводные слова на письме выделяются…(запятыми).

5.Обращение и вводные слова не являются…(членами предложения).

Сформулируйте тему и цели нашего урока, используя опору.

На доске опора

Цель урока:

находить … … … … (вводные слова и обращения)

и учиться … … … … … (правильно ставить знаки препинания)

Определяют тему и цели урока

Объединяются в пары и обсуждают свои записи определений, на основе которых формулируют и задают друг другу вопросы

(предполагаемые  вопросы:Что называется обращением?Что называется вводными словами?Какова их особенность? и т. д.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и нового.

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание (П)

Самоопределение (Л)

Выполнение пробного учебного действия (Р)

Взаимодействие в паре, осуществление взаимного контроля (К)

Преобразование информации в другую форму (М/П)

3. Проблемное объяснение нового знания(8 мин.)

Цель этапа:  зафиксировать преодоление затруднения.

Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Знаки для маркировки текста:

«V» - это я знал

«+» - новое для меня

«-« - думал иначе

«?» - есть вопросы

Информационный текст:

1.Обращение – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью.

2.Вводные слова – это слова и СС, которые передают отношение говорящего к выраженной в предложении мысли.

3.Обращения и вводные слова являются  добавочными элементами.

4.Обращения и вводные слова на письме выделяются запятыми.

5.Обращение и вводные слова не являются членами предложения.

Физкультминутка(2 мин.)

Индивидуальная работа с текстом.

Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.

Словами или словосоч. записывают информацию во 2 столбик таблицы.

В 3 столбик записывают вопросы (если возникнут).

Анализ, сравнение, обобщение (П)

Смысловое чтение (П)

Определение основной и второстепенной информации (П)

Моделирование (П)

Постановка вопросов (К)

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

4. Первичное закрепление во внешней речи (8 мин)

Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания.

----Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чем вы прочитали (базовый уровень)

    ----Проанализируйте текст, оформите свои наблюдения в таблицу  «Сходства и различия обращений и вводных слов» (повышенный уровень)

5.Развитие речевых и правописных умений(10 мин.)

Цель этапа: развивать и применять умения в устной и письменной речи.

Всем при обращении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можешь смело обратиться.

На письме не забывай-

Запятыми выделяй.

                                  (В.Валгина)

1).Сформулируйте  рекомендацию автора. К каким  еще добавочным элементам можно ее применить?

2). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/85f9e151-cd40-42b6-bdbd-821d1ff58aae/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_015W%5D.swf

Прокомментируйте, пожалуйста, речевую ситуацию.

3).Представьте себе следующие речевые ситуации  и составьте предложения с обращениями –именами собственными, не забывая об этикетных словах и знаках препинания (работа по вариантам)

1в.- попросите своего товарища дать вам книгу;

2в.- спросите у учителя разрешения войти в класс;

3в.- позовите свою собаку гулять;

4в. – узнайте у сестры, когда она придет;

5в. – посоветуйте другу не  есть холодное мороженое.

4)Упр.93   Прочитайте предложения без вводных слов, затем – добавляя каждый раз новое вводное слово. Объясните , как меняется при этом смысл высказывания.

                                 

5)Выявление уровня усвоения новых знаний.

                               

Проговаривают теоретические сведения.

Слушают стихотворение, формулируют ответ.

Составляют схему «Группы знаков препинания по их функции»

Составляют и записывают предложения  с обращением.

Выполняют упражнение, объясняя знаки препинания. Делают  вывод о том, какую роль выполняют вводные слова в речи.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ae3a4fd-a208-45d6-a2cf-f9674d4012cd/%5BRUS8_200%5D_%5BIM_122%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5616f19e-de6d-4dae-b35f-6277f754759e/%5BRUS8_199%5D_%5BIM_114%5D.swf 

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П),

Умение структурировать знания (П)

Преобразовывание информации из одной формы в другую (П)

Стремление к речевому совершенствованию овладение культурными нормами речевого поведения в зависимости от речевой ситуации(Л)

Анализ,сравне-ние,вывод(П)

Самоконтроль(К)

Определение  степени успешности работы(Р)

6. Рефлексия (3 мин.)

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности

1. Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

 2.Какая информация отложилась у вас в памяти?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия способов и условий действия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью (К)Учет разных мнений (К)

7. Домашнее задание: (2  мин.)

Выполнить упр. 89(Б), 91(Б),92, 94 (П) – по выбору 

Ресурсы

1.Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2. [ А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелёва] ; под ред. А.Д. Шмелёва.- М., «Вентана Граф»,2014 г.

2.Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы.- И.П.Цыбулько.М., «Просвещение»,2014г.

3.Технология подготовки урока в современной ИОС. -Е.В.Чернобай, М., «Просвещение»,2014г.

4.Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. -М., «Просвещение»,2014 г.

5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5616f19e-de6d-4dae-b35f-6277f754759e/%5BRUS8_199%5D_%5BIM_114%5D.swf 

6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ae3a4fd-a208-45d6-a2cf-f9674d4012cd/%5BRUS8_200%5D_%5BIM_122%5D.swf 

7. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6205a844-ed48-4c00-825d-40b9b7de7996/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_015R%5D.swf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка с кейс-технологией по теме: «Обращения и вводные слова». 8 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимс...

Обобщение изученного материала по теме «Обращения и вводные слова».

Цели урока:•обобщить и систематизировать знания по теме «Обращения и вводные слова».•закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными словами....

Разработка открытого урока по теме «Обращение и вводные слова»

Разработка открытого урока русского языка в 8 классе...

Знаки препинания при обращениях и вводных словах. 8 класс

Знаки препинания при обращениях и вводных словах. 8 класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10677130","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"320"}}]]...

Обращения и вводные слова в осетинском языке

Данная презентация к открытому уроку на тему"Обращения и вводные слова"...

Мультимедийный тренажёр. Обращение и вводные слова. ФГОС. 5 класс

Позволяет интересно, быстро проверить и помочь усвоить темы....

Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, их творческое применение, а также контроль полученных знаний)...