«Электронно-образовательные ресурсы как средство дистанционного обучения учащихся» (на примера предмета «Русский язык») ГБОУ Гимназия №261
статья по русскому языку на тему

Старец Ирина Николаевна

В статье предлагается опыт работы использования электронно образовательных ресурсов как средства обучения учащихся на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_informatsionnyh_tehnologiy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Cтарец Ирина Николаевна, учитель

«Роль информационно – коммуникативных технологий в преподавании русского языка»

Реформирование современного образования прежде всего связано с глубоким обновлением содержания образования, а также его форм и методов обучения. Использование информационных технологий в преподавании является сегодня необходимостью.  

Примерно 60 лет назад появился первый компьютер. Всего около 20 лет назад появились первые электронные образовательные ресурсы (заметим, печатной книге – около 500 лет). Сегодня мы уже говорим о мультимедийном обеспечении образовательных дисциплин.

Работа с электронными образовательными ресурсами решает следующие проблемы:

  • образовательные – изучение компьютера как объекта познания; рациональное, грамотное, эффективное использование компьютера и прикладных программ в учебной и профессиональной деятельности;
  • педагогические – быстрое и качественное овладение изучаемым материалом; его визуализация; обеспечение индивидуальных траекторий обучения обучающихся и студентов;
  • организационные – проведение компьютерного тестирования, учета и планирования.

Сейчас в гимназии                               создается организационно – технологическая основа информационной образовательной среды ОУ с использованием системы Moodl. Данная система программного обеспечения  предоставляет   преподавателю широкие возможности по размещению учебно – методического обеспечения образовательного курса.  В настоящее время идет ее содержательное пополнение.

Второй год мы активно работаем над созданием электронных образовательных ресурсов,  начинали с разработки электронных контрольных измерителей. Сегодня разработаны  электронные КИМы по всем темам учебной программы «Русский язык», включая текущий и итоговый контроль.

В настоящее время работаю над созданием электронного УМК по русскому языку.

Данная технология позволяет организовать единое рабочее пространство для обучающихся и педагога, с полным набором современных инструментов обучения, и может использоваться как  непосредственно на практических занятиях, так и дистанционно через глобальную сеть.

Благодаря развитию Интернета, современных методов общения и обмена данными, становится возможным создавать и применять в преподавании новые способы обучения, такие как электронные конспекты, энциклопедии, тесты, анкеты, виртуальные лаборатории и т.д. Одним из вариантов использования таких методов и технологий является пакет Moodle – представляющий собой систему управления содержимым сайта, специально разработанный для создания качественных электронных методических комплексов педагогами.

        Суть электронного методического комплекса заключается в объединении в единое целое всех современных информационных образовательных технологий.  Объединение мультимедийных, интерактивных средств обучения в систему значительно повышает качество методического сопровождения дисциплины, открывает новый формат работы обучающихся и студентов с преподавателями. Электронный методический комплекс содержит в себе следующие элементы:

  1. Электронные конспекты, содержащие в себе, в том числе и объекты мультимедиа (презентации, аудио- и видеофрагменты), ссылки на ресурсы сети Интернет, позволяющие расширить свои знания за рамками курса предмета. Обучающийся имеет возможность, как во время занятия, так и вне его, дистанционно получить доступ к теоретическим знаниям, необходимым для отработки практических навыков.
  2. Для закрепления и оценки своих знаний ЭМК позволяет проводить разноуровневое тестирование после каждого раздела или темы курса.
  3. Одним из модулей комплекса является глоссарий, наполнять который может как студент, так и педагог. Термины, находящиеся в глоссарии, автоматически будут выделяться в любом тексте, встречающемся в комплексе.
  4. Элемент ЭМК – “Задание” является самым гибким модулем, позволяющим педагогу простым и гибким методом разрабатывать и создавать различные интерактивные задания для обучающихся и студентов. Педагог создает описание задания, предоставляет критерии выполнения задания и указывает место, куда обучающиеся и студенты должны сохранить свои работы. Выполненные задания могут быть выполнены и представлены педагогу в любом виде: эссе, таблицы, рефераты, презентации и в виде других файлов. Все выполненные практические задания, сохраняются в комплексе под учётной записью обучающегося и студента, для дальнейшей оценки педагогом. В итоге к окончанию курса в ЭМК в профиле каждого обучающегося накоплены все выполненные практические задания, оцененные педагогом.
  5. Все действия обучающихся и студентов фиксируются в системе. Педагог может определить сколько по времени каждый обучающийся и студент работал над тем или иным элементом комплекса.
  6. Все выполненные работы оцениваются либо автоматически (в случае с тестом) или педагогом и заносятся в электронный журнал комплекса. Обучающийся и студент имеет возможность в любой момент просмотреть только свои оценки по выполненным работам, прочитать комментарии педагога, по каждой из выполненных работ.
  7. Система позволяет организовывать работу обучающихся и студентов группой, в этом случае выполнять задание участники группы могут совместно.
  8. С помощью модуля ЭМК “Опрос”, педагог может осуществлять контроль за усвоением методического материала по практике.
  9. Диалог между обучающимися друг с другом и с педагогом реализован в комплексе с помощью модулей “Чат” и “Форум”.
  10. Обучающиеся и студенты совместно с педагогом получают возможность накапливать теоретический и практический материал при помощи модуля “Банк данных”.

Использование ЭМК вносит в образовательный процесс следующие преимущества:

  1. Гибкость - предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, не ограничивая получение навыков обучающимся и студентами в рамкамах занятия.
  2. Модульность  - обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию.
  3. Охват - обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний) большого количества обучающихся и студентов, общение через сеть Интернет друг с другом и педагогами.
  4. Технологичность - означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных технологий.
  5. Социальное равноправие - обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося и студента.
  6. Новая роль педагога, который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать свои модули, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области образования.

Определена структура   ЭУМК (электронно - учебно методический комплекс):

  • ориентировочная часть (цели, информационные ресурсы);
  • информационная часть (основное содержание по темам, к/р, п/р, промежуточный контроль,  вопросы для повторения, тестовые задания для самоконтроля и контроля к модулю, задания для с/р).
  • диагностическая часть (итоговый контроль в форме зачета, экзамена).

Наиболее часто применяются компьютерные презентации для проведения занятий. Использование мультимедийных презентаций позволяет  сделать занятие более наглядным, повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание студентов на  важных моментах изучаемой темы, тем самым повысить качество усвоения материала. Презентации могут сопровождаться музыкой, голосом. Системное использование презентаций в преподавании истории, как показывает опыт, приводит к активизации мыслительной деятельности обучающихся и студентов.

Сегодня созданы презентации по следующим темам:

  1. «Возникновение Древнерусского государства»;
  2. «Крещение Руси»;
  3. «Начало возвышения Москвы»;
  4. «Смутное время, начала XVII века»;
  5. «Россия в эпоху Петровских преобразований».

Учебные видеоматериалы применяются в учебном процессе сегодня достаточно часто. Демонстрация учебных видеофильмов-видеороликов позволяет заменить преподавателя как источник новой информации, помогает ознакомиться с новым материалом на основе непосредственного восприятия, довести до обучающихся и студентов основные понятия, сформулировать определения, положения, разъяснить, проиллюстрировать их, а также сделать вывод.

Сегодня применяются видеоматериалы по следующим темам:

  1. «Россия в правлении Ивана Грозного»;
  2. «Пётр I»;
  3. «Неизвестная война (Вторая Мировая война, ВОВ, война с Японией)»;
  4. «СССР в послевоенные годы».

В этом году я приступила к  созданию и пополнению электронного методического кабинета – это новшество нынешнего года.

Электронный методический кабинет позволяет работать с обучающимися и студентами дистанционно.

Мною заложена база создания  электронных учебников и пособий. Создавая учебники я стремлюсь, чтобы каждый из учебников являлся уникальным, отражал важные моменты, классификации, исторические факты, содержал богатый иллюстративный материал. Тестовые и контролирующие программы в составе электронных учебников позволяют быстро установить обратную связь с обучающимися и студентами, внести коррективы в их знания, стимулировать подготовку к каждому занятию, а также экономить время на учебных занятиях. Снизить уровень тревожности и эмоционального напряжения при контроле знаний, объективно выставлять оценки. Вследствие объективности выставления оценок обучающиеся и студенты адекватно оценивают свои возможности.  

     Типы электронных учебников:

  • предметно-ориентированные ЭУ (электронные учебники);
  • предметно ориентированные электронные учебники для изучения отдельных разделов, предметов общеобразовательного цикла при сквозном изучении учебного материала;
  • предметно ориентированные электронные тренажеры с наличием справочного учебного материала;
  • электронные автоматизированные системы развития способностей.

Разделы электронного учебника:

  • содержание программы дисциплины;
  • основной курс;
  • методические рекомендации к семинарским занятиям:
  • структурно-логические схемы;
  • вопросы для контроля и самоконтроля;
  • тестовые задания по темам;
  • тематика сообщений, выступлений, докладов;
  • методические рекомендации к самостоятельной работе;
  • экзаменационные вопросы.

В ЭУ, кроме того, присутствуют список литературы и глоссарий, на которые обеспечиваются соответствующие ссылки из основного текста.

Каждый раздел последнего может содержать следующие части: 

  • теоретическая часть, в основе которой гипертекст с рисунками, таблицами, аудио- и видеосюжетами. Дополнением к гипертексту являются наглядные компьютерные модели, иллюстрирующие в динамике изучаемые объекты или процессы, с возможностью варьирования тех или иных параметров с целью изучения их влияния на объект или процесс;
  • практическая часть, где представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с выдачей минимальных пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. В качестве аналога традиционных контрольных и практических работ предлагаются наглядные компьютерные модели;
  • контрольная часть - набор тестов, включающий вопросы по теоретической части;
  • справочная часть, которая может включать в себя: предметный указатель (система поиска);
  • система помощи, содержащая описание правил работы с компьютерным учебником и методические рекомендации.

Создание электронных образовательных средств позволит мне, получить положительные   результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в техникуме:

  • повышение мотивации обучающихся и студентов к изучению дисциплины;
  • эффективно и объективно проводить контроль знаний обучающихся и студентов по сравнению с устным и письменным контролем;
  • использование информационно-коммуникационных технологий обучающимися и студентами при подготовке к  научно-исследовательским работам;
  • создание информационного ресурсного центра техникума;
  • обращение обучающихся и студентов при подготовке  домашних заданий к различным информационным источникам.

      Таким образом, обучающиеся и студенты путем использования информационных технологий повышают уровень знаний.

        Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным обучающимся и студентом гораздо интереснее и эффективнее работать.

Список используемых источников

  1. УДК 681.3.06. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов/ Лебедева М.Б., Агопонов С.В., Горюнова М.А., Костиков А.Н., Костикова Н.А., Никитина Л.Н., Соколова И.И., Степаненко Е.Б., Фрадкин В.Е., Шилова О.Н. / Под общ. Ред М.Б. Лебедевой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 336 с.: ил. + CD-ROM – (ИиИКТ).
  2. УДК 681.3.06. Сидорова Е.В., Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 288 с.: ил. – (ИиИКТ).
  3. УДК 681.3. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle.Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007. - 108 с.
  4. www.moodle.org
  5. http://www.opentechnology.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы путём использования ИКТ-технологий и электронных образовательных ресурсов

Новой целью образования теперь является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина ...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Использование электронных образовательных ресурсов как средства преодоления отчуждения учащихся от образования

Информатизация образования предполагает использование современных информационных технологий. Специфика предмета ИЯ обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Обучающие компьюте...

Мониторинг качества обученности учащихся 6 класса по русскому языку

Данная работа может использоваться в качестве инструмента для измерения уровня обученности учащихся по русскому языку в 6 классе....

Курс дистанционного обучения учащихся 5 классов по учебному предмету «Английский язык»

Предлагаемый дистанционный курс, разработанный в системе дистанционного обучения Moodle, направлен на обеспечение доступности качественного общего образования в период актированных дней или в условиях...

Интерактивные дидактические материалы «Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и О

Аннотация В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспреп...