Рабочие программы,методические разработки
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Дополнительный час по русскому языку по подготовке к ОГЭ для 8 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников гуманитарного цикла 25 августа 2014 года Руководитель МО ______ Зиганшина Р.М. | Согласовано с руководителем МС МБОУ «СОШ с.Маскара» 28 августа 2014 года __________ Юзмиева С.Г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ с.Маскара» __________ М.В. Хадиев Введено в действие приказом №142 от 29.08.2014 г. |
Рабочая программа для дополнительного часа изучения русского языка
в 8 классе среднего общего образования
Автор-составитель рабочей программы:Губайдуллина Лейсан Ильясовна, учитель русского языка и литературы
Год разработки программы 2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для дополнительного часа изучения русского языка 2015-2016 года в 8 классе составлена на основе:
- Инструктивного письма МО и Н РТ № 2744/14 от 23.08.2014 "О введении дополнительного часа на изучение родного языка",
- Федерального компонента государственного стандарта среднего полного образования по русскому языку, утвержденного приказом
Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089, - примерной программы по русскому языку 5-11 классов для татарских школ (Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф.Юсупова. - Казань, издательство «Магариф», 2003),
- примерной программы по русскому языку для основного общего образования: базовый уровень (составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – Москва: Дрофа,2007.),
- Образовательной программы МБОУ «СОШ с. Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан,
Количество часов 34 часа, в неделю 1 час.
Цель программы:
создание условий и предпосылок для успешного изучения курса русского языка в средней школе.
Задачи:
Обучающие задачи – в ходе занятий ученики закрепляют представления и знания, полученные в курсе средней школы и в основном программном курсе русского языка 8-9 класcов; формируют учебные умения и закрепляют навыки.
Воспитывающие – в процессе занятий ученики постепенно формируют такие качества личности как собранность, организованность, культура общения и группового взаимодействия, коммуникабельность, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
Развивающие – все виды деятельности учеников и педагога направлены на развитие познавательного интереса, общекультурного кругозора, логического, критического, творческого мышления.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
* основные правила орфографии;
*лексическое и грамматическое значение слов;
* разбор слова по составу.
Учащиеся должны уметь:
*распознавать орфограммы;
* подбирать проверочное слово;
* подбирать однокоренные слова;
* распознавать прямое и переносное значение слова;
* подбирать синонимы и антонимы;
* давать толкование слову;
*узнавать омонимы;
*работать с различного рода словарями;
*работать с текстом
Ожидаемые результаты:
Данная программа способна существенно повысить качество образования и обеспечить формирование и развитие умений и навыков;
дать базу знаний для решения заданий по материалам ОГЭ и ЕГЭ.
УЧЕБНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Фонетика. | 12 |
2 | Морфология | 10 |
3 | Лексика | 9 |
4 | Работа с текстом | 2 |
Всего | 34 |
Содержание.
Фонетика.(12 ч.)
1 тема. Состав слова.
2 тема. Однокоренные слова.
3 тема. Чередование гласных в корне
4 тема. Слова с безударными гласными в корне проверяемыми ударением.
5 тема. Непроизносимые проверяемые согласные.
6 тема. Удвоенные согласные
7 тема. Разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова.
8 тема. Приставки. Приставки раз-(рас-), о-(об-), под-(подо-)
9 тема. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
10 тема. Сложные слова.
11 тема. Тайны словаря
12 тема. Тестирование по разделу «Морфология»
Морфология (10 ч.)
13 тема. Имя существительное .Склонение, число и род имен существительных.
14 тема. Правописание НЕ с существительными.
15 тема. Суффиксы имен существительных
16 тема. Имя прилагательное
17 тема. Суффиксы прилагательных.
18 тема. Местоимение
19 тема. Глагол
20 тема. Глагол
21 тема. Одна и две буквы Н в различных частях речи.
22 тема. Тестирование по разделу «Морфология»
Лексика ( 9 ч.)
23 тема. Многозначность слова
24 тема. Синонимы. Антонимы
25 тема. Омонимы.
26 тема. Этимология слов
27 тема. Фразеологизмы
28 тема. Фразеологизмы. Архаизмы.
29 тема. Синонимия. Прямое и переносное значение устойчивых выражений
30 тема. Средства речевой выразительности.
31 тема. Тестирование по разделу «Лексика»
Работа с текстом.( 3 ч.)
32 тема. Работа над предложенным текстом. Умение находить средства речевой выразительности в тексте.
33 тема. Работа с текстом. Умение находить основную мысль текста.
34 тема. Выполнение заданий встречающихся в ОГЭ
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |||
План. | Факт. | |||||
Фонетика. | ||||||
1 | Состав слова. | 4.09 | ||||
2. | Однокоренные слова. | 11.09 | ||||
3. | Чередование гласных в корне | 18.09 | ||||
4. | Слова с безударными гласными в корне проверяемыми ударением. | 25.09 | ||||
5. | Непроизносимые проверяемые согласные. | 2.10 | ||||
6. | Удвоенные согласные | 9.10 | ||||
7. | Разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова. | 16.10 | ||||
8. | Приставки. Приставки раз-(рас-), о-(об-), под-(подо-) | 23.10 | ||||
9 | Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- | 30.10 | ||||
10 | Сложные слова. | 13.11 | ||||
11 | Тайны словаря | 20.11 | ||||
12 | Тестирование по разделу «Фонетика» | 27.11 | ||||
Морфология. | ||||||
13 | Имя существительное .Склонение, число и род имен существительных. | 4.12 | ||||
14 | Правописание НЕ с существительными. | 11.12 | ||||
15 | Суффиксы имен существительных | 18.12 | ||||
16 | Имя прилагательное | 25.12 | ||||
17 | Суффиксы прилагательных. | 15.01 | ||||
18 | Местоимение | 22.01 | ||||
19 | Глагол | 29.01 | ||||
20 | Глагол | 5.02 | ||||
21 | Одна и две буквы Н в различных частях речи. | 12.02 | ||||
22 | Тестирование по разделу «Морфология» | 19.02 | ||||
Лексика. | ||||||
23 | Многозначность слова | 26.02 | ||||
24 | Синонимы. Антонимы | 5.03 | ||||
25 | Омонимы. | 12.03 | ||||
26 | Этимология слов | 19.03 | ||||
27 | Фразеологизмы | 2.04 | ||||
28 | Фразеологизмы. Архаизмы. | 9.04 | ||||
29 | Синонимия. Прямое и переносное значение устойчивых выражений | 16.04 | ||||
30 | Средства речевой выразительности. | 23.04 | ||||
31 | Тестирование по разделу «Лексика» | 30.04 | ||||
32 | Работа с текстом | 7.05 | ||||
33 | Работа с текстом. | 14.05 | ||||
34 | Выполнение заданий ,встречающихся в ОГЭ. | 21.05 |
ЛИТЕРАТУРА:
1.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т. М. Бандоля, Н.М.Смеречинская. Русский язык.9 класс. Итоговая аттестация. Учебно- методическое пособие.- Ростов-на- дону,»Афина», 2010
2.Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
3.Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
4.Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М., 1991.
5.Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
6.Любич Д.В. Лингвистические игры. – СПб: Издательство Буковского, 1998.
7.Е.О.Воскресенская,Е.М.Ткаченко,Н.В.Слаутина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Универсальный.- Москва, «Эксмо»,2014
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников гуманитарного цикла 25 августа 2014 года Руководитель МО ______ Зиганшина Р.М. | Согласовано с руководителем МС МБОУ «СОШ с.Маскара» 28 августа 2014 года __________ Юзмиева С.Г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ с.Маскара» __________ М.В. Хадиев Введено в действие приказом №142 от 29.08.2014 г. |
Рабочая программа для дополнительного часа изучения русского языка
в 9 классе среднего общего образования
Автор-составитель рабочей программы:Губайдуллина Лейсан Ильясовна, учитель русского языка и литературы
Год разработки программы 2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для дополнительного часа изучения русского языка 2014-2015 года в 9 классе составлена на основе:
- Инструктивного письма МО и Н РТ № 2744/14 от 23.08.2014 "О введении дополнительного часа на изучение родного языка",
- Федерального компонента государственного стандарта среднего полного образования по русскому языку, утвержденного приказом
Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089, - примерной программы по русскому языку 5-11 классов для татарских школ (Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю.Закирова, З.Ф.Юсупова. - Казань, издательство «Магариф», 2003),
- примерной программы по русскому языку для основного общего образования: базовый уровень (составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – Москва: Дрофа,2007.),
- Образовательной программы МБОУ «СОШ с. Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан,
Количество часов 34 часа, в неделю 1 час.
Цель программы:
Научить говорить правильно, доступно, выразительно.
Основные задачи:
-систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-8 классах;
-дать общие сведения о языке ;
-обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка ;
- обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;
-способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- нормы правильной литературной речи.
Учащиеся должны уметь:
- практически использовать знания и умения по культуре речи;
Ожидаемые результаты:
Данная программа способна существенно повысить речевую культуру на основе научных разработок литературно-языковых норм.
УЧЕБНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Информативная насыщенность речи | 1 |
3 | Логичность речи | 1 |
4 | Точность, ясность и простота речи. | 1 |
5 | Богатство речи | 7 |
6 | Чистота речи | 1 |
7 | Уместность речи | 1 |
8 | Правильность речи | 5 |
9 | Синтаксические нормы | 4 |
10 | Орфоэпические нормы | 3 |
11 | Образность речи | 5 |
12 | Живость, эмоциональность, выразительность речи | 1 |
13 | Благозвучие речи | 1 |
Всего | 34 |
Содержание.
Введение ( 1ч.)
Значение культуры речи в жизни общества.
Освоение норм языка, выработка правильности речи как условие приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью их сохранения, поддержания и пропаганды.
Информативная насыщенность речи ( 1 ч.)
Главное назначение речи - быть средством общения, передавать нужную информацию. Условия, от которых зависит содержательность речи. Многообразие форм подачи материала.
Логичность речи ( 1 ч.)
Логичность как важнейшее условие речи. Типы логических ошибок.
Точность, ясность и простота речи. ( 1 ч.)
«Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово» (В. Г. Белинский). «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Причины неясности высказывания. Редактирование текста.
Богатство речи ( 7 ч.)
Количество слов, используемых в речи, - критерий ее богатства и бедности.
Многообразие значений слов. Многообразность лексики - неисчерпаемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова.
Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омонимия. Омоформы. Омофоны. Омографы.
Синонимическое богатство русского языка.
Созвучные слова - паронимы.
Разнообразие способов словообразования. Богатство суффиксов в русском языке. Разговорные и просторечные словообразовательные модели.
Стилистические различия в формообразовании имен и глаголов Многообразие и гибкость системы русского склонения, спряжения. Варианты окончаний имен существительных. Возможности варьирования глагольных форм.
Многообразие синтаксических конструкций.
Чистота речи ( 1 ч.)
Засорение речи в результате употребления без надобности диалектизмов, профессионализмов, просторечных слов, вульгаризмов, речевых штампов, иноязычных слов, канцеляризмов, «слов-паразитов».
Уместность речи ( 1 ч.)
Ситуация высказывания. Цели и задачи общения. Необходимость установления контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).
Правильность речи ( 5 ч.)
Понятие нормы литературного языка. Правильный выбор слова. Требования лексической сочетаемости. Морфологические нормы. Употребление частей речи. Параллельные формы имен существительных. Формы рода. Особенности в склонении некоторых существительных. Варианты падежных окончаний существительных. Единственное и множественное число существительных. Разные формы имен прилагательных. Использование в речи имен числительных. Секреты местоимений. Особенности употребления глаголов.
Синтаксические нормы ( 4 ч.)
Особенности построения простых предложений. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определения и приложения. Формы управления. Употребление обособленных оборотов. Конструкции с отглагольными существительными. Правила употребления сложных предложений.
Орфоэпические нормы ( 3 ч.)
Произносительная система современного литературного языка, стили произношения. Правила произношения безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов, имен и отчеств. Роль пунктуации в оформлении письменной речи.
Образность речи ( 5 ч.)
Тропы.
Художественные определения-эпитеты.
Образные сравнения. Метафорические образы. Метафоры. Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. Гипербола и литота.
Живость, эмоциональность, выразительность речи ( 1 ч.)
Слова с яркой эмоционально-экспрессивной окраской. Экспрессивный синтаксис. Риторические фигуры. Анафора. Эпифора.
Благозвучие речи ( 1 ч.)
Неповторимая индивидуальность фонетической системы русского языка. Аллитерация и ассонанс.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока. | Дата поведения. | Примечания. | |||
План. | Факт. | |||||
1 | Введение. Значение культуры речи в жизни общества. | 5.09 | ||||
2 | Информационная насыщенность речи | 12.09 | ||||
3 | Логичность речи | 19.09 | ||||
4 | Точность, ясность и простота речи | 26.09 | ||||
Богатство речи | ||||||
5 | Многообразие значений слова | 3.10 | ||||
6 | Слова одинаковые, но разные | 10.10 | ||||
7 | Синонимическое богатство русского языка. Контрастные слова. Созвучные слова | 17.10 | ||||
8 | Разнообразие способов словообразования | 24.10 | ||||
9 | Стилистические различия формообразования имен и глаголов | 31.10 | ||||
10 | Многообразие синтаксических конструкций | 14.11 | ||||
11 | Зачетная работа | 21.11 | ||||
12 | Чистота речи | 28.11 | ||||
13 | Уместность речи | 5.12 | ||||
Правильность речи | ||||||
14 | Правильный выбор слова | 12.12 | ||||
15 | Как правильно употреблять части речи. Параллельные формы имен существительных. Разные формы имен прилагательных | 19.12 | ||||
16 | Как используются имена числительные | 26.12 | ||||
17 | Секреты местоимений | 16.01 | ||||
18 | Особенности употребления глаголов | 23.01 | ||||
19 | Чему учит синтаксис. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим | 30.01 | ||||
20 | Как согласуются определения и приложения | 6.02 | ||||
21 | Формы управления. Обособленные обороты | 13.02 | ||||
22 | Правила употребления сложных предложений | 20.02 | ||||
23 | Трудности произношения | 27.02 | ||||
24 | Орфоэпические нормы | 6.03 |
25 | Проверочная работа | 13.03 | ||||
Образность речи | ||||||
26 | Какую речь называют образной | 20.03 | ||||
27 | Эпитеты. Сравнения. Метафоры | 3.04 | ||||
28 | Метонимия. Синекдоха. Олицетворение | 10.04 | ||||
29 | Гипербола. Литота. Аллегория | 17.04 | ||||
30 | Сочинение-миниатюра | 24.04 | ||||
31 | Живость, эмоциональность, выразительность речи | 8.05 | ||||
32 | Благозвучие речи | 15.05 | ||||
33-34 | Обобщение. | 22.05 22.05 |
ЛИТЕРАТУРА:
Литература для учителя
- Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.
- Головин, Б. Н. Основы культуры речи. - М, 1980.
- Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты хорошей речи. - М.: Международные отношения, 1993.
- Голуб, И. Б. Статьи об основах красноречия // Народное образование. - № 3, 7, 8. - 2000; № 1-2001.
- Ладыженская, Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.
- Львов, В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классах. - М., 1989.
- Соколова, В. В. Культура речи и культура общения. - М: Просвещение, 1995.
Литература для ученика
- Головин, Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. М.: Высшая школа, 1988.
- Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Книга о хорошей речи. М., 1997.
- Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.
- Соколова, В. В. Культура речи и культура общения. М: Просвещение, 1995.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников гуманитарного цикла 27 августа 2015 года Руководитель МО ______ Зиганшина Р.М. | Согласовано с руководителем МС МБОУ «СОШ с.Маскара» 27 августа 2015 года __________ АглиуллинаГ.А. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ с.Маскара» __________ М.В. Хадиев Введено в действие приказом №141 от 29.08.2015 г. |
Рабочая программа кружка « Юный лингвист»
Автор-составитель рабочей программы:Губайдуллина Лейсан Ильясовна, учитель русского языка и литературы
Год разработки программы 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный лингвист» предназначена для 9-го класса учащихся общеобразовательных учреждений. Программа рассчитана на 68 часов и охватывает две большие темы русского языка: «Весёлая фразеология» и «Занимательный синтаксис». Она построена в основном на углублённом изучении русской фразеологии и главных и второстепенных членов предложения. «Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения русским языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.
Цели изучения темы: «Весёлая фразеология»:
- Пробудить интерес учащихся к фразеологии.
- Научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов.
- Распознавать фразеологизмы в тексте
- Усваивать смысловые значения фразеологизмов.
- Отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями.
- Научить ребят правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи.
Цель изучения темы: «Занимательный синтаксис» способствовать углублённому изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.
Вся практическая часть кружка представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- При изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);
- При изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
- При изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений.
- При изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно.
- При изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков.
- При изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным.
- При изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции.
- При изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.
Вся практическая работа кружка будет проходить в форме КВН, клуба знатоков, «Брейн-ринга», игр «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы».
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
- Обобщение, систематизация знаний о фразеологии, фразеологических оборотах.
- Обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне.
- Развитие интонационно выразительной речи.
- Активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи.
- Проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости).
- Самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера.
- Развитие логического и абстрактного мышления.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- о происхождении фразеологических оборотов;
- функции фразеологических оборотов в разных стилях речи;
- развитие фразеологизма на современном этапе.
- отличительные признаки видов подчинительной связи;
- знать способы выражения подлежащего и сказуемого в двусоставном
предложении
- особенности построения односоставных предложений;
- способы выражения второстепенных членов предложения
Учащиеся должны уметь:
- Пользование фразеологическим богатством русского языка.
- Выяснить смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике.
- Применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.
- Самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал.
- Обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры.
- Находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества).
- Владеть навыками стилистической правки текста.
- Самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать её в собственной речи.
- Использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
Ожидаемые результаты:
- использование системы упражнений и заданий позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.
- выполнение заданий предопределяет приёмы активного наблюдения и исследования стилистических структур.
Наряду с серьёзными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья. Важная роль в практической работе отводится дидактическому материалу. Особое внимание следует уделить подбору заданий и упражнений, которые будут направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний.
Содержание.
Раздел I. Весёлая фразеология.(34 часа)
Тема1. Понятие о фразеологии фразеологическом обороте.
Тема 2. Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи.
Тема 3. Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов», загадок.
Тема 4. Фразеологический оборот в его отношении к части речи.
Тема 5. Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности.
Тема 6. Фразеология русского языка с точки зрения её формирования (происхождения).
Тема 7. Фразеологические обороты с точки зрения сферы их экспрессивно-стилистических свойств.
Тема 8. Развитие фразеологизма на современном этапе.
Раздел II. Занимательный синтаксис.( 34 часа)
Тема 9. Слова и их сочетания.
Тема 10. Основные виды подчинения: согласование, управление, примыкание.
Тема 11. Типы простых предложений.
Тема 12. Второстепенные члены предложения.
Тема 13. Обособленные второстепенные члены предложения.
Тема 14. Уточняющие члены предложения.
Тема 15. Слова, не являющиеся членами предложения.
Тема 16. Сложное предложение.
Тема 17. Пунктуация.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||
Раздел I. Весёлая фразеология | ||||
1 | Введение | 1.09 | ||
2 | Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте | 2.09 | ||
3 | Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи | 8.09 | ||
4 | Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых» слов, загадок | 9.09 | ||
5-6 | Морфологические свойства фразеологического оборота | 15.09 1609 | ||
7 | Варианты фразеологического оборота и фразеологизмы-синонимы | 22.09 | ||
8-9 | Классификация фразеологических оборотов | 23.09 29.09 | ||
10 | Анализ сочинения по пословице | 30.09 | ||
11-12 | Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов | 6.10 7.10 | ||
13 | Исконно русские фразеологизмы | 13.10 | ||
14 | Старославянские фразеологизмы | 14.10 | ||
15 | Иноязычные фразеологизмы | 20.10 | ||
16-17 | Создание альманаха «Крылатые выражения из древнегреческих мифов» | 21.10 27.10 | ||
18 | «Фразеологическая калька» и «фразеологическая полукалька» | 28.10 | ||
19 | Стилистические пласты фразеологии современного языка | 10.11 | ||
20-21 | Исследование текстов разных стилей | 11.11 17.11 | ||
22 | Важнейшие процессы в развитии и фразеологии на современном этапе | 18.11 | ||
23-24 | Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике | 24.11 25.11 | ||
25-26 | Зачёт по теме «Фразеология» | 1.12 2.12 | ||
27-28 | Исследование современной фразеологии | 8.12 9.12 | ||
29-30 | Редактирование альманаха «Крылатые выражения» | 15.12 16.12 | ||
31-32 | Турнир знатоков | 22.12 23.12 | ||
33 | Клуб Весёлых и Находчивых | 29.12 | ||
34 | Обобщающий урок. Подведение итогов. | 30.12 | ||
Раздел II . Занимательный синтаксис | ||||
35 | Всемогущий синтаксис | 12.01 | ||
36 | Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов | 15.01 | ||
37-38 | Слова. Сочетания слов. Словосочетания | 19.01 22.01 | ||
39 | Согласование | 26.01 | ||
40 | Управление | 29.01 | ||
41 | Примыкание | 2.02 | ||
42-43 | Основные виды подчинения | 5.02 9.02 | ||
44 | Типы предложений. Общие сведения | 12.02 | ||
45-46 | Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим | 16.02 19.02 | ||
47 | Нераспространённые и распространённые предложения | 26.02 | ||
48-49 | Второстепенные члены предложения | 1.03 4.03 | ||
50-51 | Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений | 11.03 15.03 | ||
52 | Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений | 18.03 | ||
53-54 | Однородные члены предложения и их добрососедские отношения | 22.03 5.04 | ||
55-56 | Обособление второстепенных членов предложения | 8.04 12.04 | ||
57-58 | Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова и обращения) | 15.04 19.04 | ||
59-60 | Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов | 22.04 26.04 | ||
61-62 | «Простое предложение» | 29.04 3.05 | ||
63 | Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации | 6.05 | ||
64-65 | Всё о предложении…(или почти всё) | 10.05 13.05 | ||
66-67 | Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение» | 17.05 20.05 | ||
68 | Обобщение знаний | 24.05 |
Литература:
1. .Дроздова О. Е. «Уроки языкознания для школьников». Пособие для учителя.
2. Введенская Л. А., Гвоздарев Ю. А., Щеболева И. И. «Лексика и фразеология» (материалы для факультативного курса по русскому языку в школе), 1997 г.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка», 2001г.
4. Шанский М. Н. «Фразеология современного русского языка», 1985г.
5. Клубков П. А. «Творите, пожалуйста, правильно», 2001 г.
6. Максимов С. В. «Крылатые слова», 1995 г.
7.Н.М.Коваленко .Русский язык .Сложные предложения .Саратов .Лицей .2011
8.Е.А.Арбатова. Русский язык: Знаки препинания в простом и сложном
предложениях. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и разработки занятий для дистанционного обучения для 9 класса по теме:"Работа с контрольно-измерительными материалами"
Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов. Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена ...
Конструирование рабочей программы методических семинаров занятия по историко-культурному краеведению
Презентация "Конструирование рабочей программы методических семинаров занятия по историко-культурному краеведению"...
11. Наличие авторских программ, методических разработок, методических пособий, электронных ресурсов, контрольно-измерительных средств.
Профессиональный опыт....
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
ХI критерий. Разработка и внедрение авторских программ, методических пособий, игр, цифровых образовательных ресурсов
XI критерийРазработка и внедрение авторских программ, методических пособий, игр, цифровых образовательных ресурсов ГодНазваниеУровень участияПодтверждающие документы2017Рабочая т...
ПРОГРАММА: Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в процессе занятием споротом»
Авторы: Председатель Первичной Профсоюзной организации МБОУ «СШ№40» города Нижневартовска, лицензированный тренер ZUMBA Игнатова Ольга Юрьевна, учитель физической культуры первой категории...
Учебно-методический комплекс программы (методическое обеспечение)
Учебно-методическийкомплекс программы (методическое обеспечение)...