Конспект урока. От анализа текста к сочинению.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: От анализа текста к сочинению.  «Что такое патриотизм»

Цель урока: 

сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).

Задачи: 

образовательные:

1) расширение и углубление знаний по культуре речи;

2) повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,

развивающие:

1) развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений,

2) формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

3) формирование умения писать сочинение-рассуждение (задание 15.3)

воспитывающие:

1) формирование нравственных качеств учащихся;

2) воспитание патриотизма, исторической памяти. 

Ход урока

I. Слово учителя

Сегодняшний урок посвящён подвигу простых солдат, которые ценой своих жизней подарили нам мирное небо над головой…

Чтение стихотворения ученицей:

Он умер от семьи своей вдали,
И гибели его нам неизвестна дата...
К могиле неизвестного солдата
Известные солдаты подошли...
Мы этот образ до сих пор храним –
Истерзанный свинцом лежал парнишка,
И не было при нем военной книжки –
Она в бою погибла вместе с ним.
Пусть мы его фамилии не знаем, –
Он был – мы знаем – верным до конца.
И мы в молчанье головы склоняем
Перед бессмертным подвигом бойца.
И дружба воинов неколебима свята,
Она не умирает никогда!
Мы по оружию родному брату
Воздвигли памятник на долгие года!
Соединим же верные сердца
И скажем, как ни велика утрата, –
Пусть нет фамилии у нашего бойца, –
Есть звание российского солдата!
(М. Светлов)

Удивительные строки М. Светлова переносят нас в грозные сороковые.

О чём это стихотворение?

Как вы думаете, какое слово будет ключевым на нашем уроке? (патриотизм – любовь к Родине).

1.Словарная работа.

-  Какие ассоциации возникают со словом «патриотизм» ? (слайд)

- Какие ассоциации возникают со словом «Родина»? (родительский дом, семья,березки,

Родина, - ы, ж.  1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат. 

1 группа.

 Любовь________________

Преданность______________

Гордость___________________

Защищать_____________________

Служить__________________________

Можем ли мы расширить ключевые слова? (любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за прошлое и настоящее страны; стремление служить интересам России, защищать страну от врагов, служить, привязанность к родной земле, традициям и обычаям, к языку)

2 группа

- Кого можно назвать патриотом? Приведите примеры патриотизма.

Патриот- / кто любит то место,где родился и вырос; осознает свою роль в жизни государства; готов к защите Родины,ее государственных интересов; отличается культурой поведения и общения; знает историю своей страны и гордится своими предками; охраняет природу и достопримечательности страны./

3 группа

-Подберите однокоренные слова к слову Родина. (Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род, родной,  родительский, родство, рождение. )

(Слайд). Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.

Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.

С чего начинается Родина?

Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.

2.Синтаксическая пятиминутка. Патриотизм-это любовь к Отечеству,преданность ему,стремление своими действиями служить его интересам

Патриотизм – это любовь к Отчеству, преданность Отечеству и народу, стремление служить его интересам, защищать Родину, привязанность к родной земле, к традициям, к языку, сохранение традиций, культуры, языка, гордость за прошлое и настоящее страны.

Работа с текстом

- Обратимся к эпиграфу нашего занятия. Как вы считаете, какой вид деятельности он предполагает?

(Будем учиться отстаивать свою точку зрения, рассуждать, писать сочинение)

-Анализируя тексты выдающихся мастеров слова, будем учиться создавать собственный. На какую тему, вы, наверное, уже догадались.

Давайте прочитаем текст Юрия Яковлевича Яковлева «Сыновья Пешеходова», по которому вам  предстоит написать сочинение 15.3.

Перед вами текст, который мы прочитаем по ролям. Читая его, найдите ответ на вопрос, какова тема и основная мысль данного текста.

Знакомство с текстом Ю. Бондарева из книги “Мгновения”.

На столах учащихся лежат листы с распечатанным текстом.(Приложение № 2)

(1)Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.

(2)Мы мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле каждый день по своей закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зеленой; фонари – для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный…

(3)За долгие четыре года войны, чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, казалось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

(4)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (5)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. (6)Порой мы ненавидели солнце – оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншею “юнкерсов”. (7)Солнце могло беспощадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: развороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.

(8)Кто мог представить, что когда-нибудь увидит в белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

(9)Война была жестокой и грубой школой. (10)Мы сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемётные гашетки.

(11)Война уже стала историей. (12)Но так ли это?

(13)Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. (14)Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (15)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитают историки. (16)Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

(17)В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории.

(18)Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.

Начнем анализ текста по следующему плану.

1.     О чём текст? (Ответив на этот вопрос, ты определишь тему.)

(тема рассказа – подвиг русских солдат, защитивших страну от фашизма)

2.     Какие вопросы рассматривает автор? (Ответив на этот вопрос, ты найдешь проблемы.)

Проблема – памяти (№9)

Проблема – патриотизма

Проблема - любви

3.     Зачем автор написал текст? (Ответив на этот вопрос, ты определишь цель.)

(Донести общественно значимую информацию с одновременным         воздействием на читателя, автору важно внушить определённую идею, побудить к определённым поступкам).

4.     Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Ответ на этот вопрос поможет понять авторскую позицию.)

(№25,37 гордость0

6.     Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.) Почему были использованы именно эти языковые средства?

выцветшими глазами. растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.

Почему отец погибших сыновей, распрямляя плечи, говорит, что «спят они во всех солдатских могилах»? Разве такое возможно?

Какова основная мысль рассказа? (Их подвиг бессмертен)

Что лежит в основе их подвига? (любовь к Родине)

Почему мы смогли победить фашистскую армию? (благодаря огромной любви к Родине)

В сочинении - рассуждении необходимо приводить аргументы с доказательствами. Где их можно взять? (Использовать жизненный опыт или  художественные произведения).

Давайте вспомним  произведения, где поднимается проблема патриотизма

Составление композиционных частей по группам. (5 минут).

  1. Вступление

1 группа 1 пример

2 группа 2 пример

3 группа вывод

Дети пишут композиционные части. (Звучит музыка Свиридова)

Чтение композиционных частей.

- Какой же вывод с урока мы  можем сделать?

Вывод: 

 Слайд№21. Рефлексия.

- О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь  в табличке.

- Подчеркните фразы.

 

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

 

Слайд №22 Домашнее задание.

Написать сочинение – рассуждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

Урок "Речеведческий анализ текста при написании сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ"

Представлен поэтапный речеведческий анализ текста, необходимый для создания собственного текста-рассуждения по проблеме, поднятой автором. Даются памятки для учащихся, алгоритм написания сочинения, от...

Урок литературы "От анализа текста к сочинению"

Урок позволяет решить задачи:  -- основные этапы работы с текстом для написания сочинения.-- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;-- создавать отдельные композиционные ч...

Конспект урока "Комплексный анализ текста". Дифференцированное обучение

Урок для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА, проводится групповая деятельность учащихся...

Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"

Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению" Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа...

Конспект урока "Лингвистический анализ текста"

Конспект урока "Лингвистичесикй анализ текста"...