Урок по русскому языку в 5 классе на тему: Диалог. Качества хорошей речи.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Дубинина Наталья Александровна

Данный урок по развитию речи знакомит учащихся с понятием "диалог", закрепляет навыки правильно расставлять знаки препинания при диалоге, учит составлять и разыгрывать диалог, используя качества хорошей речи, интонационно правильно читать диалог, обогащает словарный запас учащихся. Урок имеет три цели: образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную. Включает оборудование, используемое на уроке. Урок включает в себя три части: вступительная, в которую входит организационный момент и проверка домашнего задания; основная, которая включает в себя объяснение нового материала и закрепление знаний; заключительная, которая включает в себя итоги урока и домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rus_yaz_v_5_kl_dialog._kach_hor._rechi.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Диалог. Качества хорошей речи.

Цели:

образовательная: продолжить знакомство учащихся с диалогом, закреплять навыки правильно расставлять знаки препинания при диалоге; учить составлять и разыгрывать диалог, используя качества хорошей речи, интонационно правильно читать диалог; обогащать словарный запас учащихся;

коррекционно-развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся; навыки работы в парах, умение формулировать мысль;

воспитательная: воспитывать культуру общения.

Оборудование: иллюстрации, словарная работа, таблица «Качества хорошей речи», атрибутика к уроку: фонарь.

I Организационный момент

Психологическая целеустановка:

Сегодня мы должны быть внимательными, уметь слушать и слышать учителя и своего товарища, не перебивать друг друга, активно участвовать в уроке.

Ход урока.

  1. Вступительная часть.
  1. Проверка домашнего задания.

- С каким видом речевой деятельности мы познакомились с вами на прошлом уроке?

- Что такое диалог? (от греческого диа- два, логос- слово, диалог – это разговор двух или нескольких лиц).

- Что вы знаете о правилах ведения диалога? ( Во время диалога нужно соблюдать правила речевого этикета и соблюдать качества хорошей речи).

  1. - Ребята, какое у вас было домашнее задание? (Разыграть шуточный диалог на тему: «Если бы я был учителем»).

3. Разыгрывание диалога из домашнего задания.

- Достаточно интересный получился диалог у этого учителя с учениками.

- А соблюдала ли наша ученица правила хорошей речи с учениками?

-Какие правила хорошей речи она не соблюдала? (

-она не соблюдала правила речевого этикета,

-не давала высказаться ученикам,

-перебивала,

-кричала).

Итак, какой должна быть речь во время диалога?

- Давайте, ребята, вспомним, какие мы с вами знаем качества хорошей речи.

- У каждого из вас на партах есть по одному качеству хорошей речи, давайте перечислим и скажем, что означает каждое качество хорошей речи, начиная со слов: «речь должна быть…» (Правильной, точной, логичной, чистая, выразительной, богатой, уместной). Кто подзабыл, может обратиться к таблице на доске.

- Что значит речь должна быть правильной? (нужно соблюдать нормы литературного языка).

- Что значит речь должна быть точной? (Нужно свои мысли выражать точно).

- Что значит речь должна быть логичной? (нужно следить за порядком изложения мыслей).

- Что значит речь должна быть чистой? (нельзя в речи употреблять бранные слова, слова-паразиты).

- Что значит речь должна быть богатой? (Должен быть большой словарный запас у человека, и нельзя по нескольку раз повторять одни и те же слова).

- Что значит речь должна быть уместной? (Нужно учитывать, с кем говоришь и в какой обстановке).

Сегодня мы  будем учиться правильно составлять и разыгрывать диалоги, учитывая правила хорошей речи.

Тема нашего урока : Диалог. Качества хорошей речи. (Запись темы урока на доске и в тетрадях.)

II Основная часть

 Работа над темой урока.

- Перед тем, как вы услышите старинный анекдот, я хочу провести небольшую словарную работу.

Анекдот – маленький рассказ со смешным содержанием и неожиданным концом.

Мэр – глава городского правления.

- Внимательно прослушайте историю обращая внимание на интонацию, с которой  говорят наши герои.

Это произошло в те времена, когда на улицах городов не было освещения. Как-то ночью мэр столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.

- Вы не читали моего приказа?

- Читал. Вот мой фонарь.

- Но в фонаре у вас ничего нет.

- В приказе об этом не упоминалось.

Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.

- Где фонарь?

- Вот он.

- Но в нём нет свечи!

- Нет есть. Вот она.

- Но она не зажжена!

- В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу. И мэру пришлось издать ещё один приказ, обязывающий граждан зажигать свечи  в фонарях, выходя ночью на улицу.

Вечером мэр снова налетел на того же гражданина…

- Какое качество хорошей речи не было свойственно мэру города? (Ему не была свойственна точность).

- Какие предложения по цели высказывания нам встречались? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

- Давайте прочитаем диалог по ролям, передавая чувства и настроение действующих лиц, соблюдая интонацию: автор, мэр, горожанин.

- Давайте сейчас с вами подумаем,  каким может быть продолжение этой истории и придумаем ей продолжение, используя 3-5 реплик, а затем разыграем получившийся диалог.

- Что такое реплика? ( Фраза каждого действующего лица).

  1. Разыгрывание получившегося диалога.

Это произошло в те времена, когда на улице не было освещения. Как-то ночью мэр столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто ночью не выходил на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.

- Вы не читали моего приказа?

- Читал. Вот мой фонарь.

- Но в фонаре у вас ничего нет.

- В приказе об этом не упоминалось.

Наутро появился новый приказ и они снова встретились.

- Где фонарь?

- Вот он.

- Но в нём нет свечи!

- Нет есть! Вот она.

- Но она не зажжена!

- В приказе не было сказано зажигать свечу.

Наутро появился новый приказ и они снова встретились.

- Где свеча?

- Вот она.

- Я её не вижу!

- Она вся сгорела, а я не успел дойти до дома!

 Наутро мэр издал приказ, чтобы свечи горели дольше.

6.

- Для того, чтобы наша речь была, правильной и вежливой, вспомните, какие ещё слова приветствия и вежливости нужно стараться использовать во время диалога? Перечислите. (Здравствуйте, доброе утро, извините и т.д.)

- Прочитайте совсем короткий диалог диалог.

Мама. - Доброе утро! Пора вставать!

Дочь. - Доброе утро, мамочка!

- Опишите ситуацию.

- Какие слова приветствия использовали здесь герои?

- Продлите этот диалог и разыграйте ситуацию

6. В этом задании вам нужно прочитать стихотворение по ролям, обращая внимание на особенности диалога.

(Автор, ёж, ёлка.)

А.      Ёж фонарик не включил

          Из лесной гнилушки.

          И на ёлку наскочил

          Ночью на опушке.

Ёж.     Как твои иголки? –

А.       Ёж спросил у ёлки.

Ёлка. Все целы. А как твой нос?

Ёж.    Целый! –

А.      Ёжик произнёс.

Ёж.     Извини! –

А.       Промолвил ёж, еле сдерживая дрожь.

Ёлка.  Извини и ты, сосед!

А.       Ёлка скрипнула в ответ.

- Скажите, о чём это стихотворение?

- Назовите участников диалога.

-Какие особенности речевого этикета соблюдали герои? (вежливость и внимательное отношение друг к другу).

-Прочитайте, в каких репликах диалога отразилось вежливое и внимательное отношение друг к другу его участников.

- Сделайте вывод, который у нас на доске.

Вывод: Ёж и ёлка при ночной

             встрече на опушке

        не сказали ни одной

        колкости друг дружке.

- Какие по вашему мнению правила хорошей речи соблюдали герои, просто перечислите. ( они соблюдали правила речевого этикета, их речь была, выразительной, точной, вежливой).

Разминка.

  1. Творческое задание.

- Прейдем ещё к одному  творческому заданию, где будем работать в парах.

-Перед вами иллюстрация.  (С изображением школьников, приветствующих учителя).

- Какая ситуация изображена на этой иллюстрации?

- А теперь просмотрите отрывок из журнала «Ералаш», как могут ребята приветствовать учителя.

- А как вы приветствуете учителя? Подумайте и разыграйте ситуацию встречи учителя и учеников.

  1. Письменная работа. Запись получившегося диалога в тетрадь.

- Давайте вспомним правила, как оформляется диалог на письме.

- Как мы будем писать каждую реплику?

- Какие предложения по цели высказывания вы будите использовать? (вопросительные, побудительные, повествовательные).

  1. Чтение получившихся диалогов.

  1. Взаимопроверка работ с исправлением ошибок простым карандашом.

  1. Заключительная часть.

  1. Итоги урока.

Сегодня на уроке мы учились составлять и разыгрывать диалоги.

- Зачем нужен диалог в нашей речи?

- Часто ли вам приходится быть участниками диалога?

- Какие правила ведения диалога являются обязательными?

Во время диалога нужно быть:

-вежливыми;

-воспитанными;

- соблюдать качества хорошей речи.

  1. Домашнее задание.

С. 98, упр. 363 составить по картинке диалог по схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

План-конспект урока по русскому языку с использованиемЭОР по теме"Частица как часть речи".

План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР по теме" Частица как часть речи"....

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Глагол как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол как часть речиЦели деятельности учителя: формирование представления у обучающихся о новой части речи – глаголе, о существенных признаках глагола; формир...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Значение глаголов в речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование представления о глаголе как части речи, о роли глаголов в речи; формирование умения распознавать глаг...