Алгоритм выполнения заданий ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Мукминова Гузель Саитовна

В метадоческой разработке даны рекомендации по выполнению заданий 3-14 тестовой части ОГЭ по русскому языку (теория+примеры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_vypolneniya_zadaniy_oge_po_russkomu_yazyku.doc702.5 КБ

Предварительный просмотр:

3. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Если в задании требуется найти среди данных предложений то, в каком используется определенное средство выразительности, то для этого необходимо:

- вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин;

- внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов;

- определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;

- выбрать правильный ответ.

Чаще всего спрашивают:

  1. Эпитет  [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета. (железная воля, серебряные кудри)
  2. Метафора ( от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака, поэтому метафору называют скрытым сравнением. (зеркало озера – это метафора, можно переделать в сравнение –озеро как зеркало)
  3. Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.

Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:

  1. с помощью сравнительных союзов как, словно, будто, точно, что (чем):

На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой)

  1. формой творительного падежа:

Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)

  1. формой сравнительной степени прилагательного или наречия:

Сильнее кошки зверя нет.(И.А. Крылов)

  1. лексически — с помощью слов подобный, похожий:

Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.Серафимович).

  1. Фразеологизмы – устойчивые выражения, словосочетания, которые употребляются в переносном значении: водой не разольешь, лапшу на уши вешать, шаркать ножкой, рукой махнуть, как снег на голову. 

4. Правописание приставок.

Ученик должен знать, выполняя задание: правописание приставок.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте все слова.
  2. Найдите среди них слово, которое требовалось отыскать согласно заданию.
  3. Убедитесь, что правописание приставки в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.

Чаще спрашивают:

1) Найдите слово с приставкой, в которой написание согласной на конце определяется звонким или глухим согласным, идущим после приставки (ис-из, рас-раз, вс-вз, нис-низ, вос-воз, без-бес)

воскликнуть, расшить – правописание приставки определяются глухостью последующего звука. 

Разговор, возделывать – правописание приставки определяется звонкостью последующего звука.

2) Найдите слово с неизменяемой на письме приставкой. Это приставка с! Она озвончается при произношении, но на письме не изменяется.

Сделать, спрашивать

3) Из предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением. Это приставки пре и при!

При – в значении «Приближение» - приехать

При – в значении «неполнота действия» - приоткрыть

При – в значении «присоединение»- привинтить

При - в значении «территориальная близость» - пришкольный

Пре – в значении «очень» - премилый

Пре – в значении «пере» - преградить

Других приставок у вас спрашивать не будут!


5. Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.

Ученик должен знать, выполняя задание: правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте все слова.
  2. Найдите среди них слово той части речи, которое требовалось отыскать согласно заданию.
  3. Убедитесь, что правописание суффикса в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.

Чаще спрашивают:

  1. Полные причастия прошедшего времени с НН – во-первых, они образованы от глагола, во-вторых, к ним можно задать вопрос: что сделанный?. Написанный – (гл: написать, что сделанный)
  2. Краткие причастия прошедшего времени с Н - во-первых, они образованы от глагола, во-вторых, к ним можно задать вопрос: что сделан? Каков?. Работа написана – (гл: написать, что сделана, какова)
  3. Прилагательные с основой на Н и суффиксом Н: лунный, туманный, старинный, военный, весенний
  4. Прилагательные, образованные от существительных, с суффиксами ОНН и ЕНН: станционный, форменный, письменный
  5. Прилагательные, образованные от существительных, с суффиксами ИН и АН, ЯН: глиняный, серебряный
  6. Исключения из правила: стеклянный, деревянный, оловянный, ветреный.
  7. Наречия (как?), в них пишется столько же, сколько и в прилагательном или в причастии. Сдержанно, странно
  8. Наречия, правописание которых зависит от суффикса: слева, налево. (приставки в, на, за дают суффикс о, остальные – суффикс – а)

6. Лексика и фразеология.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
  2. Подберите к этому слову возможные синонимы.
  3. Определите, какой из подобранных синонимов

А) наиболее употребителен;

Б) не носит оттенка книжности и разговорности;

В) обладает минимальной экспрессией;

Г) стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.

Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.

  1. Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа. Синоним пишете в той же форме, что и слово в задании.

Например:

Высокий.

 

Сложно, непонятно (одно из них)

8. Способы выражения главных членов предложения.

Ученик должен знать, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Выделите грамматические основы в предложении.
  2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:
  • Рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден;
  • Являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть;
  • Надо, нужно, необходимо.
  1. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого (я рад побывать на конференции).


7. Виды подчинительной связи в словосочетании.

Алгоритм выполнения задания:

При образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании:

1) Если оба слова изменяются – это согласование; у них будет одинаковым падеж, число и род, от главного слова к зависимому задается вопрос какой?: зеленая лампа. Зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное.

2)Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление; Зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, от главного слова задаются вопросы падежей: юбка мамы.

3)Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи– это примыкание. Зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного. От главного слова к зависимому задаются вопросы наречий!

Бегать (как?) быстро

ЗАМЕНИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
алгебраической задачей СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ

Ответ: задачей по алгебре

Клетчатый шарф (согласование) – шарф в клетку (управление)


9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.

Алгоритм выполнения задания (поиск предложения с однородными членами):

  1. Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один и тот же вопрос, задаваемый от одного слова, и произноситься с интонацией перечисления.
  2. Убедитесь, что найденные вами однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью.
  3. Внесите в бланк ответа те цифры, под которыми в тексте идут найденные вами предложения с однородными членами.

Алгоритм выполнения задания (поиск предложения, осложненного обособленными членами):

  1. Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.
  2. Помните о том, что

- обособленные определения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными; Х, какой, 

- обособленные обстоятельства отвечают на вопросы: что делая? Что сделав? и выражаются одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

- обособленные приложения отвечают на вопросы: кто именно такой? Что именно такое? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;

Оля, секретарь нашей школы, уволилась.

- обособленные дополнения выражаются

а) именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в значении «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;

3. Выберите правильный ответ.


10. Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства.

Алгоритм выполнения задания (вводное слово)

  1. Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове, проверьте, является ли найденное вами слово вводным или схожим с ним по звучанию членом предложения, то есть определите, можно или нельзя его отбросить или удалить из предложения:

- вводные слова можно изъять из предложения или изменить их другими синонимичными вводными словами, они выделяются запятыми;

- схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми.

       Группа по значению

П     Примеры

1. Уверенность

К  Конечно, разумеется, бесспорно,      не несомненно, без сомнения, безусловно, дей йсствительно

2. Неуверенность

К Кажется, вероятно, очевидно, возможно, п   пожалуй

3. Различные чувства

К  К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению

4. Источник информации

П По сообщению…, по словам…, по мнению…, по моему мнению, по-моему

5. Порядок мыслей

В  во-первых, во-вторых, в-третьих, нанаконец  , следовательно, значит, итак, нанапротив, наоборот, например, так

6. Замечания о способах оформления мысли

О  Одним словом, иначе говоря, лучше     аз   сказать

2. Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова:

- как будто, словно;

- частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы. – это не вводные слова!

3. Не забывайте о том, что в задании в указанном предложении могут быть два и более вводных слова.

Например: Из твоей части, (1) из другой – было невозможно, (2) чтобы кто-то отвернулся, (3) сделав вид, (4) что не заметил. Помогали, (5) тащили на себе, (6) перевязывали, (7) подвозили… Кое-кто, (8) может, (9) и нарушал этот закон фронтовой жизни, (10) так ведь были и дезертиры, (11) и самострелы. 

Ответ: 89

Поднялся из самых низов, (1) пришёл из Суконной слободки, (2) чтобы дать миру, (3) по выражению Стасова, (4) «радость безмерную».

Ответ: 34

Разумеется, (1) он не сидел всё лето, (2) просто, (3) если человек пробыл всё лето в городе, (4) даже не без удовольствия и пользы, (5) всё равно говорится «просидел».

Ответ: 1

Алгоритм выполнения задания (обращение)

  1. Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называют того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам.
  2. Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.
  3. Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия (Пушкин) Ответ: 12

Алгоритм выполнения задания (уточнение)

  1. Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов

- отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО, ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО?

- конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.

2. Помните о том, что уточнение – это всегда сужение объема понятия, его ограничение.

11. Выделение грамматических основ в предложении.

Ученик должен знать, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке

Алгоритм выполнения задания:

  1. Выделите грамматические основы в предложении.
  2. Запишите правильный ответ в бланк ответов. Цифра!

12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

- если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (,  ;  :  - ), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение;

- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.

- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ, ИБО  и др.), предложение сложноподчиненное.

Например:

Ответ: 1,2,3


13. Синтаксический анализ сложного предложения.

Алгоритм выполнения задания:

  • (Когда смотришь в открытое море с высокого обрыва), [то кажется], (что вся остальная поверхность земли тоже сплошная водная гладь).  – параллельное подчинение
  • [Страшно было думать о том], (что этим людям сегодня предстоит участвовать в сражении), (в котором многие найдут себе смерть). –последовательное подчинение.
  • [Нужно родиться в культурном обществе для того], (чтобы найти в себе терпение всю жизнь жить среди него) и (не пожелать уйти куда-нибудь из сферы всех этих тяжелых условностей.) –однородное подчинение

14. Сложные предложения с разными видами связи между частями.

Ученик должен знать, выполняя задание: виды соподчинения придаточных предложений к главному (последовательное, однородное, параллельное соподчинение).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Найдите СПП с тем видом соподчинения, который указан в задании.
  2. Впишите номер данного предложения в бланк ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к выполнению задания С (ЕГЭ. Русский язык)

Подготовка к выполнению задания С (ЕГЭ. Русский язык). Алгоритм работы. Памятки. Текст для подготовки. Варианты ученических сочинений....

Алгоритмы выполнения заданий КИМов ЕГЭ по русскому языку

Материал в накопительную папку учащихся....

Алгоритм выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку

Рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку...

тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык

подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...

Алгоритм выполнения задания 9.2. русский язык 9 класс ОГЭ

Алгоритм выполнения задания 9.2. русский язык 9 класс ОГЭ...

Алгоритм выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку.

Алгоритм выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку....

Алгоритм выполнения проектной работы по русскому языку (10 класс)

Подробно описывается композиция проектной работы с приведением примерных тем....


 

Комментарии

Грищенко Инна Сергеевна

Спасибо за полезный и содержательный конспект!Буду использовать его на уроках.

Мукминова Гузель Саитовна

Класс у меня несильный, поэтому этот алгоритм мне очень помогает.

Грищенко Инна Сергеевна

Я делю параллель на две группы:слабая(условно) и сильная. В одной из них буду смело его использовать.