Главные вкладки

    Факультатив по русскому языку "Занимательно о русском языке"
    рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

    Иваненкова Светлана Евгеньевна

    Программа факультативного курса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fakultativnyy_kurs_zanimatelno_o_russkom_yazyke.docx42.8 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение Гусинская средняя общеобразовательная школа Краснинского района Смоленской области

    Рассмотрено

    на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

    протокол №1 от……….2015г

    Руководитель ШМО _____________

    (_Иваненкова С.Е.)

    Согласовано

    зам. директора по УВР

    МБОУ Гусинской СШ

    ………………………..

    (       Зарецкая С.Г.)

    «      »        2015г

    Утверждено

    приказ №     от ……….2015г

    Директор МБОУ Гусинской СШ ________________       (Егорова С.Ф.)

    Рабочая программа

    Факультативного курса по русскому языку

    «Занимательно о русском языке»

     (6 класс)

    составила Иваненкова С.Е.

    учитель русского языка и литературы

    Гусино

    2015-2016

    Пояснительная записка

    Настоящая рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе

    • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.,
    • требований ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010г. № 1897.
    • Основной образовательной программы основного  общего  образования МБОУ Гусинской СШ, утверждённой приказом № 31 от 31 августа 2012г
    • Положения МБОУ Гусинской СШ «О рабочей программе педагога»
    • Учебного плана МБОУ Гусинской СШ на текущий учебный год.
    • авторской Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы \ авт.-сост. С.И.Львова. –М.: Мнемозина, 2009.

    Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 6 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

    Цель: развивать кругозор и мышление учащихся.

    Задачи:

    • вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
    • закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
    • способствовать развитию творческих способностей школьников.

    Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

    На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 11-12 лет.

    Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

    Формы проведения занятий

    • лекции;
    • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
    • анализ и просмотр текстов;
    • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

    В каждом занятии прослеживаются три части:

    1. игровая;
    2. теоретическая;
    3. практическая.

    Основные методы и технологии

    • технология  разноуровневого обучения;
    • развивающее обучение;
    • технология  обучения в сотрудничестве;
    • коммуникативная технология.

    Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

    Планируемые результаты.

    Личностные результаты:

    • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
    • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
    • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
    • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
    • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
    • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
    • интерес к изучению языка;
    • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

    • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
    • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
    • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
    • пользоваться словарями, справочниками;
    • осуществлять анализ и синтез;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения;

    Коммуникативные УУД:

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
    • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
    • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • задавать вопросы.

    Содержание программы

    Организационное занятие.(1ч.)

    Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

    Раздел 1. Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

    Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

    Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

    Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

    Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»

    ПРИМЕЧАНИЕ. В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

    Раздел 2. Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

    Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

    Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

    Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

    Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

    Тема 2.5 Сказочные превращения.

    Тема 2.6 Презентация творческой работы.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

    Раздел 3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

    Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

    Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

    Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

    Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

    Тема3.5. Бенефис знаний.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

    Раздел 4. Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

    Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

    Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

    Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

    Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

    Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

    Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

    Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

    Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

    Тема5.4. Какими бывают предложения.

    Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

    Раздел 6. Речевой этикет.(3 ч)

    Тема 6.1. Правила речевого этикета.

    Тема 6.2. Формулы речевого этикета.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

    Раздел 7. Обобщающее занятие. (1ч)

    Тема 7.1. Аукцион знаний.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п\п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    УУД

    Дата

    1

    Организационное занятие

    1

    Личностные УУД:

    интерес к изучению языка.

    Метапредметные УУД:

    строить рассуждения; высказывать и обосновывать свою точку зрения

    план

    факт

    Причины корректир.

    Раздел 1. Секреты устной речи (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

    2

    Разночтение слов в звучании и написании.

    2

    Личностные УУД:

    эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

    Метапредметные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; самостоятельно формулировать тему и цели урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; осуществлять анализ и синтез; пользоваться словарями, справочниками; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    3

    Для чего используют звуковые повторы в речи.

    2

    4

    Какова роль интонации в устной речи

    2

    5

    Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»

    1

    Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

    6

    О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

    1

    Личностные УУД:

    любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к изучению языка.

    Метапредметные УУД: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; пользоваться словарями, справочниками; устанавливать причинно-следственные связи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

    7

    Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

    1

    8

    Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

    1

    9

    Этимология слов. Работа со словарями

    1

    10

    Сказочные превращения.

    1

    11

    Презентация творческой работы.

    2

    Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

    12

    Зачем нужно знать алфавит.

    1

    Личностные УУД: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Метапредметные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    13

    В чём секрет правописания морфем.

    1

    14

    Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

    1

    15

    Не пером пишут – умом. Тайны письма.

    1

    16

    Бенефис знаний.

    1

    Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (5 ч)

    17

    На какие группы делится словарный состав русского языка

    1

    Личностные УУД: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Метапредметные УУД: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; пользоваться словарями, справочниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

    18

    В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

    1

    19

    О чём рассказывают фразеологизмы

    1

    20

    Фразеология в художественных произведениях.

    1

    21

    Практическая работа.

    1

    Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

    22

    Чем отличаются склоняемые части речи  друг от друга.

    1

    Личностные УУД: интерес к изучению языка; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

    Метапредметные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; устанавливать причинно-следственные связи;

    строить рассуждения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    задавать вопросы.

    23

    В чём секрет глагола и его форм.

    1

    24

    Как отличать грамматические омонимы.

    1

    25

    Какими бывают предложения.

    1

    26

    Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

    2

    Речевой этикет.(3 ч)

    27

    Правила речевого этикета.

    2

    Личностные УУД: эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

    Метапредметные УУД: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

    28

    Формулы речевого этикета.

    1

    29

    Обобщающее занятие.

    1

    Личностные УУД:

    интерес к изучению языка.

    Метапредметные УУД:

    строить рассуждения; высказывать и обосновывать свою точку зрения

    ИТОГО

    35 ЧАСА

    Учебно-методическое обеспечение факультативного курса.

    1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1989.

    2. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.,1983.

    3. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

    4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

    Словари:

    1. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

    2. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

    3. Скворцов Л. И. Культура русской речи. Словарь – справочник. – М., 2003.

    4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). Сост. М.В.Панов. – М.,1984.

    Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

    http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

    http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

    http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

    http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

    http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

    http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

    http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.

    http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

    Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

    Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы

    Конспект урока  ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей  русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер,  д...

    Духовные национальные традиции русского народа и русский язык статья

    Слово – зерно культуры – является её смыслообразующим центром. Оно формирует мировоззрение.  Даёт важнейшие нравственные ориентиры. Язык же в целом – это народ. В языке наиболее ярко и выпукло от...

    методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.

    Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...

    Видеоурок по творчеству А.П.Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М. (15.10.2015)

    Видеоурок по творчеству А.П.Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М. (15.10.2015)Полное видео = http://www.youtube.com/watch?v=JldBE9ltV-...

    Программа и тематическое планирование по русской литературе и русскому языку с использованием национально - регионального компонента

    Программа написана для учителей, работающих в Чувашии в классах с многонациональным составом учащихся. Она включает в себя тематику произведений русской литературы с учётом произведений национальной л...

    “Лингвистические особенности оскорблений в языках разного строя: русском, английском и тувинском языках”

        Современный период развития общественно-языковой ситуации в России характеризуется особой актуальностью вопросов, находящихся  на стыке лингвистики, юриспруденции, журналисти...