Проект: « Олимпийская тематика на уроках русского языка»
проект по русскому языку на тему

Игнатович Елена Анатольевна

Использование олимпийской тематики на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx43.65 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность. Использование олимпийской тематики на уроках русского языка пробуждает интерес к изучаемому предмету, позволяет повышать грамотность, активизирует познавательную деятельность учащихся. Этот проект был реализован в 2014 году, когда вся страна готовилась к Олимпийским играм в Сочи.  Это событие  с нетерпением ждали в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками.                                                                                            

 «Мы полны решимости организовать настоящий праздник в 2014 году, праздник спорта, достойный его уникальной миссии - объединять людей всего мира вокруг действительно значимых ценностей: здорового образа жизни, толерантности и равенства», - объявил  Президент России В.В. Путин представителям Олимпийского комитета.

Вместе с тем в практике школьного преподавания каждый учитель-предметник по-своему решал задачи, связанные с приобщением учащихся к Олимпийскому движению: кто-то делал ставку на внеклассную работу, я использовала тематический материал в процессе обучения школьников в урочное время и в часы внеурочной деятельности. Данный проект – попытка ввести материал, связанный с историей Олимпийских игр, в школьную практику и интегрировать его с лингвистическим материалом по различным темам.

Содержание уроков с использованием олимпийской тематики является насущной необходимостью времени, так как понимание олимпийских ценностей напрямую связано с духовно-нравственным воспитанием человека, формированием его как личности с активной жизненной позицией.

Проблема. Отсутствие разработанных уроков, в содержании которых использовались бы актуальные для подростков темы.

Цель. Использование возможностей уроков  русского языка и литературы при формировании  ценности здорового образа жизни.

Задачи.  Органично ввести необходимую и доступную лексику олимпийской тематики для развития речи на уроках русского языка;  обучить учащихся  высказывать свое мнение о спортивных соревнованиях и спортсменах в монологической речи, общаться на спортивные темы в диалоге;  выработать у учащихся уверенность в себе, заложить основы здорового образа жизни.

Гипотеза. Введение олимпийской тематики в содержание уроков русского языка и литературы обеспечит повышение мотивации обучающихся к работе над развитием речи. Использование во внешней речи лексики спортивной направленности позволит сформировать  положительное отношение к здоровому образу жизни у подростков.

Научная обоснованность и целесообразность содержания проекта. Проведение уроков с использованием олимпийской тематики является целесообразным, так как данная тематика делает материал урока интереснее и содержательнее, обогащает словарный запас современного школьника. О том, что актуальные события должны влиять  на повышение мотивации писали такие авторитетные педагоги, как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, В.Н. Якушевский.

Методы, формы, способы действий, использованные на уроках. Исследовательский метод, эвристический, метод проблемного изложения, метод стимулирования учебной деятельности, метод контроля. Для организации учебно-познавательной деятельности целесообразно применение словесных, наглядных, практических методов.

Для более эффективного использования материалы разделены на два блока по следующему принципу:

- в первом блоке предлагаются контекстные вставки с использованием олимпийской тематики, которые можно включать в учебные занятия при изучении конкретных разделов и тем;

 - во втором блоке содержатся разработки уроков, при составлении которых использовались материалы олимпийской тематики.

Технологичность.  Уроки с использованием олимпийской тематики предполагают использование достаточно богатого технологического инструментария. Здесь и технология проблемного обучения, ИКТ, технология группового обучения, технология развития критического мышления и различные игровые технологии. Все они способствуют развитию умений учащихся практически использовать усвоенные знания, учитывать индивидуальные возможности в процессе различных видов деятельности работы на уроке.

Адресность.  Олимпийскую тематику можно использовать на уроках русского языка, литературы, истории, географии, биологии, иностранного языка.

Организационные формы реализации проекта. Разработка серии уроков с использованием олимпийской тематики.

Ресурсное обеспечение.

Методическая литература:

- Т.Д. Симоненкова. Проектная деятельность учащихся [Текст] / Завуч. Управление современной школой. Москва. – 2007. - №8. – с. 3-6.

- С.В.  Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. [Текст] / М.: Просвещение, 2011.

- В.П. Бедерханова. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. -  54 с.

- В.Н. Якушевский, О.А. Рождественская, Н.В. Вольская. Методы проектов на уроках литературы в школе гуманитарного профиля [Текст]: Практико-ориентированная монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 116 с.

- С.В, Кульневич. Совсем необычный урок. [Электронный ресурс] Практическое пособие/ http://uchebauchenyh.narod.ru

- Н.Ю. Пахомова. Проектный метод в арсенале массового учителя. [Электронный ресурс] /Московский институт открытого образования. Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования/ http://schools.keldysh.ru

Продукты проекта: урок-игра «Олимпийские игры», «Слова-счетоводы в истории Олимпийского движения» (урок по теме «Имя числительное в языке и речи»), список 5 олимпийских зимних видов спорта, на которые можно отдать ребенка в Самаре.

Результативность: положительная динамика подтверждается результатами работ учащихся (развёрнутые ответы и сочинения на проблемные вопросы, тестирование, работы на основе метода незаконченного предложения). Проследить повышение уровня воспитанности можно было и анализируя участие школьников в уроках-дискуссиях, обсуждении философских проблем, осмыслении детьми олимпийских и паралимпийских ценностей, позволившим пересмотреть своё отношение к людям с инвалидностью.

Положительным моментом в таких уроках считаю то, что такие учебные занятия позволяют школьникам посмотреть на олимпийское и паралимпийское движение другими глазами, проникнуться идеями олимпизма и паралимпизма, погрузиться в мир чувств и переживаний спортсменов, чемпионов и просто участников олимпиад, сопоставив их поступки с поступками литературных персонажей.

Апробация проекта.  Творческий отчет учителя; обобщение опыта работы; семинар для учителей. Подготовка методических рекомендаций; участие в конкурсе педагогического мастерства.

Выводы и рекомендации для образовательной практики. Данный проект будет иметь продолжение. Сейчас наш город готовиться к ЧМ по футболу в 2018 г. Мы живем в непосредственной близости к строящемуся стадиону, в поселке Управленческий. У нас строят 2 огромных центра: торговый и развлекательный, идет реконструкция дорог. Мы находимся в гуще событий. Я обязательно буду подбирать  лингвистический материал, связанный с данным видом спорта и использовать его на своих уроках.

Новизна. Разработка серии уроков в рамках утвержденного тематического планирования, основанная на использовании содержания актуального события в обществе.

Участники проекта. Ученики 6А класса, педагог.

Сроки реализации проекта. 2014 год.

                  Технологическая карта работы над проектом

1

Название проекта: « От здоровьесберегающего пространства ОУ – к здоровой нации»

2

Тема проекта: «Олимпийская тематика на уроках русского языка»

3

Проблемное поле проекта: Отсутствие разработанных уроков, в содержании которых использовались бы актуальные для подростков темы.

4

Цель

Использование возможностей уроков  русского языка и литературы при формировании  ценности здорового образа жизни.

5

Задачи

органично ввести необходимую и доступную лексику олимпийской тематики для развития речи на уроке русского языка;

обучить учащихся:

-высказывать свое мнение о спортивных соревнованиях

и спортсменах в монологической речи,

-общаться на спортивные темы в диалоге;

-выработать у учащихся уверенность  в себе,

заложить основы  ЗОЖ

6

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта): 1 шаг - четкое определение цели, 2 шаг - определение срока, 3 шаг – планирование, 4 шаг – реализация.

7

Описание продукта, полученного в результате проекта: урок-игра «Олимпийские игры», «Слова-счетоводы в истории Олимпийского движения» (урок по теме «Имя числительное в языке и речи»), список 5 олимпийских зимних видов спорта, на которые можно отдать ребенка в Самаре.

8

Вид проекта: практико-ориентированный.

9

Состав участников: ученики 6А класса, педагог.

10

Интеграция образовательных областей:, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие.

№№

пп

Название образовательной области

Содержание

1

Социально - коммуникативное развитие

направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

2

Речевое развитие

предполагает овладение школьниками чистой и правильной речью.

11

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

12

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: подбор методической и художественной литературы; подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);

13

Планируемое время на реализацию проекта: 1 год

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Погружение в проект

определение проблемы, темы и целей проекта

12.01.2014-19.01.2014

2

Планирование деятельности

 пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов;

определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта.

26.01.2014-04.02.2014

3

Осуществление деятельности по решению проблемы

подбор материала;

разработка и проведение  уроков

02.02.2014-02.12.2014

4

Презентация результатов

подбор  презентационных материалов; подготовка публичного выступления; презентация проекта.

16.12.2014

14

Форма проведения презентации: компьютерная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

Статья.Интеграция олимпийского движения на уроках русского языка.

Данная статья представляет формы и методы работы на уроках русского языка с использованием материалов по пропаганде олимпийского движения. Посвящено олимпиаде в Сочи-2014....

Проект "Игровые технологии на уроках русского языка"

Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-9 классах....

Царскосельская тематика на уроках русского языка.

Царскосельская  тематика  на уроках русского языка в 8классе . Учитель Турышева Е.Н.Тексты взяты из книги Н.А. Гурьевой «Детям о Царском Селе и Павловске»...

Проект "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы по предмету в условиях реализации ФГОС ООО"

Скрипко Е.В. разработан масштабный проект по внедрению элементов проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Выделена пролема,...