Урок русского языка в 11 классе "От анализа текста - к экзамену"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Урок русского языка в 11 классе по теме " От анализа текста  - к экзамену" учит школьников определять тему и  идею текста,;находить проблему, которую ставит автор;развивает навыки в орфографии,грамматике,пунктуации;воспитывает в детях чувства прекрасного..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка в 11 классе58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 11 классе

Тема: «ОТ  АНАЛИЗА ТЕКСТА – К ЭКЗАМЕНУ»

Цели урока:  работа с текстом, развитие знаний и  умений, необходимых для подготовки заданий ЕГЭ

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания и умения, необходимые для подготовки к единому государственному экзамену.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать  в ребятах чувства  прекрасного.

Оборудование: словари  и  карточки разложены на партах, мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации слайдов, сопровождающих  различные этапы урока.

1. Вступительное слово учителя. Объявление темы и цели урока.

  На доске эпиграф. «Красота спасет мир» Ф. Достоевский.

 Согласны ли вы с этим утверждением, я спрошу вас в конце урока

Учитель: Что же такое красота?

Задание: Найдите значение этого слова в словарях Ожегова, что лежат у вас на партах.

Ребята работают в группах, определение зачитывает ученик группы1.

(Красота – всё красивое, всё прекрасное, всё, что доставляет эстетическое и нравственное  наслаждение)

Учитель: Сегодня на уроке мы  используем  миниатюру Крупина « Сбрось мешок»  А что же такое миниатюра?

Отвечает ученик 2 группы.  (Миниатюра – произведение малой формы.)

Учитель: Автором миниатюры « Сбрось мешок» является В. Н. Крупин.

Сообщение  о писателе В. Н. Крупине  подготовленного учащегося группы1

Учитель: А сейчас постараемся быть внимательными, вдумчивыми читателями, послушаем миниатюру Крупина « Сбрось мешок»

Миниатюру В. Крупина  «Сбрось мешок» читает ученик группы 2.

2 Работа с текстом. Учитель: Что предполагает анализ текста?

( Определение темы, идеи, проблемы, типа речи, стиля речи).

 Давайте вспомним, а что такое тема?

Слайд 1 Тема – предмет речи, то, о чём говорится в тексте.

- Как бы вы определили тему миниатюры Крупина?

  Отвечает ученик 1группы.

 ( о людях, которые умеют замечать красоту природы, ценить её, восторгаться ею, восхищаться)

- Что такое идея?

Слайд 2  Идея – основная мысль, то, для чего написан текст.

- В каких словах заключается идея  миниатюры?

Зачитывает ученик 2 группы.

 (Ты красоту запомни. Так слепой бы и прожила. От него переняла и детям передала).

Слайд3  Что такое проблема?

Проблема – вопрос, требующий исследования, серьёзного размышления, вопрос, поднимаемый автором в тексте).

- Какова проблема текста?  Что даёт человеку умение замечать красоту природы?  

Отвечают ученик 1группы

  (Чем глубже способность замечать прекрасное, тем богаче становится его жизнь)

(Проблема  воздействия   природы на человека)

Учитель: Какой смысл названия рассказа?  

Отвечает ученик 2 группы.

(Сбрось мешок ,  т.е. поднимись над обыденностью, по – новому взгляни на окружающий мир,  обрати взор к небу, к вечному, забудь о суетном, минутном, и тогда ты почувствуешь себя свободным и счастливым человеком).

Слайд 4 Определите стиль и тип речи.

Отвечает ученик группы 2

 

(Художественный стиль, повествование с элементами рассуждения и описания)

Слайд 5  Репродукция картины художника Н. Н. Дубовского «Радуга»

Сообщение о художнике Н. Дубовском подготовленного ученика группы 1

Учитель: Чем похожи  рассказ и картина?

Отвечают учащиеся обеих групп.

 ( Оба художника изображают восхищение. И героиня рассказа, и герой картины забыли обо всём на свете и устремили глаза к небу).


4. Слайд 5  Орфографическая пятиминутка 

Задание  на карточках. В словах , взятых  из текста Крупина «Сбрось мешок»,  вставьте пропущенные буквы, запишите в тетрадь  и объясните их написание.

…доровая,

 н…когда,  

увид…шь,

(во) всё,

ш…потом,

(с,з)бросила,

 во…сияло,

 успееш (ь),

 пр…молкла.

Выходит к доске, вставляет и объясняет ученик  группы  1, остальные проверяют.

 5.Вспоминаем  пунктуацию. Задание на карточках: расставить знаки препинания в данном предложении, записать в тетрадь и объяснить.

 Лирическая миниатюра Крупина  «Сбрось мешок» помогает по – новому осмыслить красоту окружающей нас природы, которую мы порой не замечаем, помогает человеку забыть и усталость, и трудности, и горести.

Объясняет ученик группы 2

6.Слайд 7 Практическая работа. Задание обеим группам

  1. Конструирование предложений.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения и запишите  в тетрадь.

 Читая рассказ « Сбрось мешок» ,

А ) автор высвечивает общечеловеческие ценности,

Б)  миниатюра интересна и ярка по содержанию,

В) мы по - новому осмысливаем красоту окружающей природы,

Г)  рассказ произвёл глубокое впечатление.

7.Слайд 8  Ребята проверяют самостоятельно.  Ответ-В

8.Слайд 9  Грамматические ошибки.

Задание. Определите и исправьте грамматические ошибки, запишите в тетрадь правильно.

1.Все, кто читали миниатюры В. Крупина , задумались  о цели и смысле жизни, о родине, о красоте.

2.Ученики уважают и восхищаются творчеством  В. Крупина.

3.Меня заинтересовала рецензия о фильме по произведению В. Крупина « Живая вода».

4.Ученики написали в сочинении, что нам очень понравились рассказы  В. Крупина.

9.Слайд 10. Ребята самостоятельно сверяют  ответы  и исправляют ошибки.

1.Все, кто читал миниатюры В. Крупина, задумались о цели и смысле жизни, о родине, о красоте. (согласование подлежащего и сказуемого)

2.Ученики уважают В. Крупина и восхищаются его творчеством. (неправильное сочетание однородных членов)

3.Меня заинтересовала рецензия фильма по произведению В. Крупина «Живая вода» (неправильное употребление предлога)

4.Ученики написали в сочинении, что им очень понравились рассказы В. Крупина. -Ученики написали в сочинении: « Нам очень понравились рассказы В. Крупина» (ошибка в смешении прямой и косвенной речи)


9.Слайд 10  Физкультминутка.  На экране красивый цветок.  

Гимнастика для глаз.

Закройте глаза,  представьте  себе что-нибудь прекрасное, потрите ладошки, закройте  пальцами  глаза,  отдохните,  ткройте глаза; не поворачивая головы, посмотрите  налево,  направо,  вверх,   вниз,   еще раз. Спасибо.

10. Сочинение – миниатюра

Задание. Ребята,  а сейчас я прошу написать небольшое сочинение – миниатюру на тему : «После прочтения миниатюры Крупина я задумалась»…

Ребята зачитывают свои сочинения-миниатюры.

11. Вернёмся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с утверждением Ф.   Достоевского?

 

Отвечают учащиеся каждой группы

Заключительное слово учителя:  Героиня от отца переняла и детям передала видение  красоты. Мир прекрасен. И я пожелаю вам научиться замечать красоту в природе. Именно  красотою, добротою, любовью спасётся мир.

12.РЕФЛЕКСИЯ.

Задание. Составьте  синквейн об уроке. Учащиеся  работают в группах и  зачитывают.

 Урок.

Интересный, полезный.

Размышляли, вспоминали, писали.

Нам понравился этот урок.

Радость.

13.Домашнее задание.  Прочитать миниатюру Крупина « А ты улыбайся», выполнить задания к тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Русского Языка 8-9класс. Анализ текста

Комлексный анализ текста в 8-9классе. Для материала взят отрывок из повести "Слепой музыкант" В.Г.Короленко...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Статья "Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста. 2013 год"

 В статье я делюсь накопленным  с 2008 года  опытом подготовки выпускников к ЕГЭ.материал выстроен как в теоритическом ключе так и в практическом. Учителя русского языка смо...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста

В ситуации экзамена в форме ЕГЭ учащиеся должны продемонстрировать разносторонний кругозор, оригинальность и образность мышления. Очевидно, что  нужно продумать систему работы с художественным те...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Урок русского языка по теме "Анализ текста А.Дементьева "Лебединая верность"

Технологическая карта урока по ФГОС. Анализ  текста Андрея Дементьева "Лебединая верность" может проводиться в среднем звене....