Обобщение и систематизация пройденного по теме "Наречие"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Хлюстова Марина Равильевна

Материал содержит тестовую часть

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию составила: учитель русского языка и литературы Хлюстова Марина Равильевна МБОУ «Ильинская основная школа»

Слайд 2

Обобщение и систематизация пройденного по теме «Наречие и категория состояния». Эпиграф: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». М. Горький

Слайд 3

1. Наречие - совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие). 2. Наречие - часть речи Подберите однокоренные слова к слову «наречие»: Наречие – речь – изречение – речистый - нарекать

Слайд 4

Наречие - часть речи. (Словарь древнерусского языка И.И. Срезневского). Наречие – речь – «язык», «слово», «решение», «вопрос», «дело», «глагол» Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает ‘приглаголие’.

Слайд 5

Издавна Всухую Навзничь Точь-в-точь Заглянем в будущее

Слайд 6

В миг (нар.) Напротив Придвинуть По-летнему (тепло)

Слайд 7

Наше завтра будет прекрасным 1) подлежащее 2) обстоятельство 3) дополнение 4) определение

Слайд 8

Сегодняшнее утро как никогда солнечно. прилагательное (сказуемое) Ее глаза светились радостно и солнечно. наречие (обстоятельство) С утра было солнечно, но после обеда заморосил холодный и нудный дождь. категория состояния (сказуемое)

Слайд 9

Вопросы Краткое прилагательное Наречие Слово категории состояния К какому слову относится? существительное глагол не зависит от других слов На какой вопрос отвечает? каков? какова? каковы? как? где? как? каково? Каким членом предложения является? сказуемое обстоятельство сказуемое в предложении без подлежащего Как изменяется? по родам, числам, падежам не изменяется не изменяется

Слайд 10

Прошел час-другой, а все степь, степь, и все курган вдали. А на душе покойно, сладко, и, кажется, согласилась бы всю жизнь ехать так и смотреть на степь. Вдруг неожиданно глубокий овраг, поросший молодым дубом и ольхой, потянуло влагой, -должно быть, ручей внизу. Вера вспомнила, что когда-то к этому оврагу ходили по вечерам гулять ; значит, уже усадьба близко! И вот в самом деле виднеются вдали тополя, клуня… Вот тетя Даша идет навстречу и машет платком ; дедушка на террасе. Боже, какая радость! (А.Чехов)

Слайд 11

Наречия Вдали Вдруг Неожиданно Внизу Уже Близко Навстречу Слова состояния Покойно Сладко

Слайд 12

1) Лицо темнеет от загара. 2) Последние меры дистанции спортсмен бежал тяжело. 3) Если что-то делаешь, делай хорошо. 4) Пахнет яблоком и мёдом.

Слайд 13

1) имя числительное 2) местоимение 3) категория состояния 4) причастие

Слайд 14

Мне грустно потому, что весело тебе. Категория состояния

Слайд 15

Какое состояние природы выражается на картине? Какое состояние становится у вас? Составьте и запишите 3 предложения, включив в них слова категории состояния.

Слайд 16

И.И. Шишкин. «Зима» И.К. Айвазовский. «Девятый вал».

Слайд 17

«На почве сложного грамматического переплетения свойств и функций имени, глагола и наречия складывается и развивается категория состояния как новая для русского языка, но очень активно развивающаяся часть речи» (В.В. Виноградов)

Слайд 18

1. Составить карточки из 10 слов по пройденным орфограммам в теме «Наречие». 2. Составить 4 предложения со словами категории состояния на тему «Последние дни зимы». 3. Подготовиться к зачету. Синквейн Существительное ____________________ 2 прилагательных _________________________ 3 глагола ________________________ Отношение к предмету ________________ Синоним ________________________________



Предварительный просмотр:

Урок повторения по русскому языку в 7 классе.

Хлюстова Марина Равильевна,

учитель русского языка и литературы.

МБОУ «Ильинская основная школа»

 

Тема.  Обобщение и систематизация знаний по теме "Наречие и категория состояния", 7-й класс

Тип урока: повторение и систематизация изученного.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • обобщение и расширение сведений о наречии как части речи;
  • повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;
  • усвоение знаний в их системе;
  • определение роли наречий в художественном тексте.

2. Воспитательные:

  • воспитание любви к русскому языку;
  • активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли;
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса,
  • развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока:

  • Словарь наречий, правописание которых запоминается;
  • компьютер, медиапроектор;
  • презентация к уроку (Приложение);
  • карточки дифференцированных заданий;
  • карточки индивидуальных заданий;

Методы контроля на уроке:

  • Устный и письменный.
  • Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие, рапорт дежурного).

2.Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Ребята! Мы с вами закончили изучение наречий и слов категории состояния, много узнали нового. Сегодня на уроке мы проведём лингвистическое путешествие по стране «Наречие», систематизируем и обобщим знания, повторим правила написания наречий, поговорим о роли наречий и категории состояния в художественном тексте. Эпиграфом к уроку станут слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

  1. Открывает наш урок Лингвистическая страничка (слайд 2)

Как вы думаете: сколько значений у слова наречие?

1.Наречие - совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие).
2. Наречие - часть речи

Подберите однокоренные слова к слову «наречие»: Наречие – речь – изречение – речистый – нарекать.

  1. Следующая страничка Историческая. (слайд 3)

Наречие - часть речи. (Словарь древнерусского языка И.И. Срезневского).

Наречие – речь – «язык», «слово», «решение», «вопрос», «дело», «глагол»

Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает ‘приглаголие’.

      3. Проверка домашнего задания с элементами семинара. (слайд 4)

Двум учащимся раздаю карточки индивидуального задания с последующей проверкой.

4.Страничка «Заглянем в будущее». Ребята, через 3 года вам предстоит пройти итоговую аттестацию. Предлагаю Вашему вниманию тесты  в форме ГИА, посмотрите, как они могут звучать и попробуйте свои силы. (слайды 5,7,8,9,13, 14, 15,16) Что необходимо для успешной сдачи экзамена?

5. Для ответа следующего задания нам необходимо воспользоваться плакатом «Дефисное написание наречий» Кто желает напомнить данное правило?

6. После выполнения задания на слайде 9, повторяем, в чем отличие прилагательных, наречий, категории состояния. (слайд 10)

       7. Для закрепления  проведём выборочный диктант. (слайд 11,12 )

             Из текста в 2 колонки выписать наречия и слова категории состояния.

          Фронтальная проверка задания.

8. Прикоснемся к искусству. (творческое задание). Познакомьтесь с картинами известных русских живописцев: И.И. Шишкина  и И.К. Айвазовского. Какое состояние природы выражается на картине?

                                      Какое состояние становится у вас?

Составьте и запишите 3 предложения, включив в них слова категории состояния. (слайд 17,18)

9.  Обобщение и вывод.

Итак, наше путешествие подошло к концу.  Давайте подведём итоги. (слайд 19)

Согласны ли вы с мнением ученого?

«На почве сложного грамматического переплетения свойств и функций  имени, глагола и наречия складывается и развивается категория состояния как новая для русского языка, но очень активно развивающаяся часть речи» (В.В. Виноградов)

(Ответы учащихся.)

10. Выставление оценок. 

11. Домашнее задание.

  • 1. Составить карточки из 10 слов по пройденным орфограммам в теме «Наречие».
  • 2. Составить 4 предложения со словами категории состояния на тему «Последние дни зимы».
  • 3. Подготовиться к зачету.

12. Релаксация.

Синквейн

Существительное                  урок

2 прилагательных     _________________________

3 глагола  ________________________

Отношение к предмету   ________________

Синоним    ________________________________

P.S   «Рецепт»

- Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- В 6 «Бы».

- «Бы?» Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

 - Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...

- Жутко и дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?

- Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учитель в пух и прах хвалит.

- Нормально... В  пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает рецепт -  (какой?) учебник грамматики русского языка.

 - Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибки?

Ребята! Мы с вами закончили изучение наречий, много узнали нового.  Эпиграфом к уроку были слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

Эти слова подтверждает и стихотворение:

Наш язык и скромен и богат,

 В каждом слове скрыт чудесный клад.

 Слово «высоко» произнеси –

 И представишь сразу неба синь.

 Вспомните наречие «светло» –

 И увидишь: солнышко взошло.

 Если скажешь ты «темно»,

 Сразу вечер поглядит в окно,

 Если скажешь «ароматно» ты.

 Сразу вспомнишь ландыша цветы.

 Ну, а если скажешь ты «красиво»,

 Пред тобою – сразу вся Россия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

Имя числительное. Обобщение систематизация пройденного

Урок направлен на развитие логического мышления,  аналитических способностей. Использована проектная технология, работа в группах....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".

Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного: фонетика и орфография.

Предложен материал для самостоятельного  повторения фонетики и орфографии...