Имя числительное. Обобщение систематизация пройденного
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ребяга Олеся Анатольевна

Урок направлен на развитие логического мышления,  аналитических способностей. Использована проектная технология, работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_chislitelnoe.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  6 класс.

Тема урока «Имя числительное» - обобщение и систематизация пройденного,
Цели урока:

 1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

• Воспитание уважительного отношения к родному краю ; • Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ

• Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; • Развитие монологической речи учеников; • Умения анализировать свою деятельность.

3 ОБУЧАЮЩАЯ

• Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя числительное», закрепление  навыков правописания и склонения числительных, определения синтаксической роли в предложениях;
Цели проекта: 1) обогатить и расширить знания об имени числительном;
2) создать дидактическое пособие по теме «Имя числительное»;
3) учиться самостоятельно добывать информацию, работать с разными источниками (пособиями, словарями, энциклопедиями, журналами, Интернетом); осуществлять ее отбор, обобщать, делать выводы;
4) сформировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности;
6) развивать творческие способности.

Задачи проекта: 1) определить и поставить проблему;
2) создать группы по интересам и уровню знаний;
3) совместно определить цели и задачи проектной деятельности;
4) распределить подтемы проекта по группам;
5) определить цели подтем каждой группы;
6) составить план работы над проектом;
7) подготовить презентацию проекта;
8)подобрать тренировочные упражнения.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся.

 Знания, на которые нацелен результат проекта: правописание числительных, употребление их в речи.

Развитие навыков: 

• самостоятельной работы с источниками по русской филологии;
• самостоятельного принятия решения;
• коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
• мыслительной деятельности при проектировании, анализе, структурировании информации;
• самоанализе.
Возраст учащихся: 6 класс.
Время работы над проектом: 4 недели 2-го полугодия.

Режим работы: внеурочный.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией  Разумовской М.М. и Леканта П.А «Русский язык. Сборник упражнений. 6 класс» Шклярова Т.В. «Грамотей», 2006 г.;
Словари; «Занимательная грамматика" Кульгильдинова Т.А.
« Атамура», 1999 г.; «Русский язык в таблицах и схемах» составитель Лушникова Н.А.Санкт- Петербург, 2007 г.; «Учимся работать над проектами. Новые педагогические технологии» Ступницкая М.А., Ярославль Академия развития, 2008 г.; Мультимедийная установка с экраном, Интернет-сайт «Фестиваль педагогических идей», «Первое сентября. Русский язык».

Характеристика учебного проекта 
(по типологическим признакам)
Тип проекта: практико - ориентированный
Цель типа проекта: решение практических задач заказчика проекта.
Продукт проекта: дидактическое пособие по теме «Имя числительное».
Тип деятельности учащихся: практический, на доминирующей деятельности учащихся.
Проект по содержанию: монопроект.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности выполнения: среднесрочный.

Предварительная подготовка к уроку.
Класс делится на 4 группы, которые будут оформлять дидактический материал на отдельных листах ватмана, согласно своей темы:
• 1 группа «Имя числительное как часть речи. Разряды и значение. Строение»
• 2 группа «Особенности склонения числительных»
• 3 группа «Правописание числительных»
• 4 группа «Синтаксическая роль числительных. Роль в речи».
Главный редактор в каждой группе должен иметь:
- дневник работы над проектом;
- график работы над проектом;
- отчет о проделанной работе;
- папку с отобранным материалом для работы над проектом.
                                                               Ход урока 
1. Орг. Момент. Настрой учащихся на работу. Психологическая установка.
2. Вступительное слово учителя. Приветствие:
- Добрый день, дорогие ребята,. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке  русского языка. Сегодня ясный солнечный день. Давайте все улыбнемся друг другу.
И с хорошим настроением начнем урок.
3. Разминка (на слайде)
Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской :

Три
Есть у нас 3 сес3цы
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что С3жова
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица –
Приходи к ней, малыш.

Сто
У про100го 100рожа –
Не про100рный дом,
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
и 100личной ваксой.
Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100
Вычистить все 100
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
(Перевод Л. Кондратенко.)
Вопросы классу:
- В чем особенность некоторых слов в тексте? (в них спрятаны числа)
- Значит, о чем тема нашего урока? ( имя числительное)
- Почему трудно читать эти тексты? (т.к. слоги заменены цифрами)
- Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
- Какая запись числа принята? (цифрами).
- Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное». (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число.)
- Итак, тема нашего урока «Имя числительное» - обобщение и систематизация пройденного, но сегодня учащиеся 6 класса представят эту тему в форме презентации Дидактического пособия «Имя числительное».

4. Оглашение проблемы, целей проекта.
- Какую проблему мы ставили перед собой, решив создать дидактическое пособие?
Проблема проекта:
- При изучении темы «Имя числительное» учащиеся 6 класса испытывали наибольшие трудности, чем при изучении других частей речи: во-первых, это самая молодая часть речи; во-вторых, самая сложная; в-третьих, в младших классах учащиеся получили лишь первичные, обзорные знания по этой теме (общее грамматическое значение, разряды, отдельные случаи правописания);
в- четвертых, недостаточно разнообразного дидактического и наглядного материала, облегчающего понимание и усвоение темы. Поэтому возникла

проблема при правописании числительных (особенно их склонении). Мы отважились ее решить путем создания дидактического пособия по теме «Имя числительное».

Девиз проблемы: «Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».
Китайская пословица.

Эпиграф к уроку:
И сильно возлюбив искусство,
Числительное помыслил я,
Что без числа никакое суждение
Философское не слагается,
Всей мудрости матерью его полагая
(Анания из Ширака – армянский математик VI века)
 
5. Представление титульного листа дидактического пособия
АННОТАЦИЯ
- Данное пособие предназначено для учащихся 6 класса и учителей русского языка, а также для учащихся 7 класса, с целью повторения и закрепления материала по теме за курс 6 класса. Пособие поможет учащимся эффективно изучить имя числительное, закрепить и отработать навыки правописания числительных. Дидактическое пособие можно использовать в ходе урока, при самостоятельной работе, на открытом уроке, на факультативном занятии. Пособие не только насыщено орфограммами, но оригинально и красочно оформлено.
Открываем первый лист пособия (титульный)
6. Презентация 1 группы: «Имя числительное как часть речи. Разряды и значение. Строение» .(см. приложение)
 Сказка об имени Числительном. 

Однажды прогуливались по парку числительные Восемь, Две пятых, Трое. Вдруг Трое говорит: «Ребята, мы ведь с вами разные, а относимся к одной группе - числительные, что это такое?" Узнала об этих словах вся страна и согласилась с ними. Решили они наградить званием короля того, кто разделит числительные на три группы. Первым справился ноль, вот что он сделал: количественные числительные могут обозначать: а) целые числа (восемь конфет, пятнадцать человек), б) дробные числа (две пятых пути, семь восьмых всей массы) в) несколько предметов как одно целое (трое щенят, семеро учеников)- это собирательные.
Правило всем жителям понравилось, вот так ноль стал королем.  


Практическая часть. Задание для трех групп (на слайдах): выписать только имена числительные, определить разряды, строение.
2-ой группе 
1. одна вторая (Я)
2. миллион (У)
3. единица
4. пять (Т)
5. двойник
6. трое (И)
7. семнадцатый (Я)
8. однажды
9. двадцать один (-)
3 группе 
1. оба (М)
2. Двухсотый (О)
3. десяток
4. первый (Й)
5. четверть
6. три пятых (К)
7. сто сорок (Р)
8. Двое(А)
9. восемнадцать (Й)
4 группе 
1. единый
2. обеим (Р)
3. столетний
4. двести (О)
5. восьмимиллионный (Д)
6. одна восьмая (Н)
7. впятером
8. пятьдесят (О)
9. трехсотый (Й)
Запишите цифры в столбик, под которыми вами были выписаны числительные, подставьте соответствующую букву, должно получиться предложение.  Какой  теме будут посвящены тексты для дидактического материала?

7. Презентация 2 группы:

Правописание имен числительных «Солнышко». (см. приложение)
Практическая часть.
1 Задание: кодовый диктант.
Условные обозначения:
ь – слово пишется с мягким знаком на конце;
(ь) – слово пишется с мягким знаком в середине;
“ - “ - слово пишется без мягкого знака;
(нн) - слово пишется с удвоенной –нн-;
(лл) - слово пишется с удвоенной –лл-.
Слова: одиннадцать, шестьсот, семь, пятьдесят, миллион, семнадцать, девятьсот, миллиард, тридцать, девятнадцать.
Код: (нн), (ь), ь, (ь), (лл), - ь, (ь), (лл), ь, - ь.
2. Задание «Угадай числительное»: записать числа именами числительными, объяснить правописание.
1. Это число нечетное, оно больше 10, но меньше 15, состоит из одинаковых чисел.(11)
2. Это число нечетное, меньше 20, но больше 10, делится на 3 .(15)
3. Это число четное, меньше 81, но больше 75, сумма цифр этого числа равна 8.(80)
4. Это число четное, оно больше 500, но меньше 520, делится на 10.(510)
5. Это число четное, в его составе нулей на 3 меньше, чем в миллиарде.
6. Это число четное, меньше 52, но больше 45, в этом числе десять пятерок.(50).


8. Презентация 3 группы:

Склонение имен числительных «Волшебная карусель». (См. прил.)
Практическая часть. Задание 1 (на листах): прочитайте текст, у имен числительных определите падеж (подпишите сверху); определите, из каких областей наук взят данный текст (география, история, экономика, медицина, биология, астрономия, геология и т.д.)


ТЕКСТ №1
. Алданский  
район расположен на юге республики Саха (Якутия), на Алданском щите. На поверхность выходят древнейшие кристаллические образования горных пород с возрастом более 3 миллиардов лет. Площадь района — 156,8 тыс. км². Самая высокая точка района — 2 264 м (гора у истоков р. Гонам).Крупные реки района: Алдан, Унгра, Тимптон, Гонам, Учур, Амга. Все реки обладают быстрым течением, изобилуют перекатами и порогами. По проходимости относятся к III и IV категории сложности, судоходный участок реки Алдан составляет 1 763 км.

ТЕКСТ №2

 На территории района около 20 видов грибов. Урожай чаще приходится на август-сентябрь, особенно много бывает груздей, белянок, маслят, подосиновиков, сыроежек. За сезон местные жители могут заготовить от 35 до 70 тонн грибов.   Алданская природа - кладовая лечебного сырья. Здесь встречается не меньше 40 видов лекарственных растений.

ТЕКСТ 3

Дата образования  Алданского района считается 5 мая 1930 года.
Но история района берет начало 6 апреля 1923 года, когда из Якутска на реки Томмот и Орто-Сала была направлена "Первая Якутская трудовая артель по добыче золота", возглавляемая Вольдемаром Петровичем Бертиным.

ТЕКСТ 4
Ведущее место в экономике Алданского района  занимает горнодобывающая промышленность — добыча золота, слюды, имеется производство строительных материалов, ремонтно-механические и автотранспортные предприятия, деревообработка, отрасли ювелирной, пищевой промышленности. План по добыче золота в этом году составил 6414 кг, за январь-март  добыча должна быть 4828 кг, фактически добыто 4946 кг, что составляет 102,4%, а к годовому плану процент выполнения - 77,1.

.
Во время ответов тексты на слайде.
Задание 2: просклонять числительное в таблице (на время) по 1 из группы у доски (жеребьевка)
Падежи 80 300 600
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

9. Презентация 4 группы: Синтаксическая роль числительных.(см. приложение) Употребление в речи 
СООБЩЕНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ  4 ГРУППЫ
- Имя числительное как часть речи, которая указывает на отвлеченные числа, количество предметов и порядок их при счете и в силу этого как бы предназначена для выражения точной информации, находит широкое применение в функциональных стилях.
Так, весьма многочисленны и разнообразны числовые выражения в научно-технических и официально-деловых текстах, где преобладает цифровая (а не словесная) форма записи чисел. Например,
 Национальный состав населения Алданского района по переписи 2002 года: якуты — 1905 человек (3,86 %), русские — 38868 человек (78,77 %), украинцы — 2712 человек (5,50 %), эвенки — 2028 человек (4,11 %), татары — 635 человек (1,29 %), и другие национальности — 3198 человек (6,47 %).

- И хотя за числительным закрепилась репутация самой «сухой», лишенной каких бы то ни было эмоциональных красок части речи, все же в публицистическом стиле и эта часть речи может стать сильным источником речевой экспрессии при определенных условиях, в особом контексте.
Числительные, используемые в публицистике, подчас вызывают всплеск эмоций, выступая при этом в своем обычном значении. Например, может ли не затронуть чувства читателя информация о том, что Великая Отечественная война унесла двадцать семь миллионов жизней? Мы небезразличны к статистическим данным, и нас волнуют сведения об увеличении или уменьшении налогов, показатели борьбы с преступностью, данные расследований террористических актов и т.п.
- В художественной речи, помимо информативной, слово несет эстетическую нагрузку. Больше распространено употребление соответствующих числительным слов: "Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек" (Блок.); "Показалось, что много ступеней, а я знала, их только три" (А.Ахматова.); "В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето" (Маяковский). Однако отмечаются и случаи отступления от этой закономерности. Так, в "Балладе о двадцати шести", рассказывая о гибели бакинских комиссаров, С. Есенин употребляет только цифры: "Пой песню, поэт, пой, ситец неба такой голубой. Море тоже рокочет песнь. Их было 26. 26 их было».
- В обиходно-бытовом стиле разнообразие числительных меньше; здесь действует тенденция к приблизительному, округлённому выражению количества: штук десять, больше ста, примерно двадцать. При сочетании числительных с существительными год, час, рубль, градус и некоторых. других. сами эти существительные в разговорной речи обычно опускаются, например: Уже семь; Ей только шестнадцать; Сдали по триста шестьдесят; – Сколько сегодня? – Минус двадцать!

10.Выявление усвоения информации. Беседа учителя с классом по вопросам: 

• Для какого стиля речи наиболее характерно употребление имен числительных?
(Научный, официально-деловой).
Между людьми широко распространены деловые отношения, многие из которых закрепляются различными документами: заявлением, распиской, договором, доверенностью и т.д., в которых неизбежно употребление числительных, обозначающих количество, сумму, время…
• Терминология каких наук не может обойтись без числительных?
(Математика, физика, химия, биология, география, история. )
• Можем ли мы в повседневной жизни обойтись без употребления числительных?
(Нет (привести примеры).
Вывод класса. Мы познакомились с употреблением числительных в научном стиле речи. В научной литературе, в учебниках по математике, биологии, географии имена числительные записываются цифрами. Нам надо научиться правильно их произносить и писать.
Практическая часть. 
Задание №1: «Доскажи пословицу». Определить синтаксическую роль числительных в пословицах (на слайде).

…раз отмерь-… отрежь.

…одного не ждут

…в поле не воин.

У …нянек дитя без глазу.

…пятниц на неделе

В …соснах заблудился.


Задание №2
Текст для 1 группы 
- Внимательно прочитайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.
Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает 3 метров, высота в холке 2 метра, весят они 400-500 килограммов. За сутки взрослый лось летом съедает до 35 килограммов корма. Лосиное молоко содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара. Предполагают, что приручить лосей удалось около 4 тысяч лет назад.
Б е с е д а  п о т е к с т у. 
- В этом тексте много терминов: семейство, длина тела, высота в холке, вес, процентное содержание жира, белка. Это средства языка, характерные для научного стиля речи.
- Назовите числительные, употребленные в этом тексте. С какой целью они употреблены? (Для того, чтобы назвать вес, длину, количество, т.е. для точности).
Текст для 2 группы 
- Внимательно прочитайте эту запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится.
Уважаемые жители  поселка Нижний Куранах!
Со 2 по 25 марта аптека № 1 закрыта на ремонт.
Ближайшая дежурная аптека находится по адресу:
ул.Школьная 23 и работает круглосуточно.
Администрация аптеки № 1
Учащиеся отвечают: Это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Это объявление. Оно состоит из трех частей:
1) обращение (кому объявляется)
2) информация (что объявляется)
3) кто объявляет
Этот текст относится к официально-деловому стилю речи.
- Произнесите правильно числительные, употребленные в объявлении. Какова их роль в этом тексте? (Обозначение даты, адреса, № аптеки).
- Имена числительные в текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретности.
Текст для 3 группы
А вот в художественных текстах роль числительных может оказаться самой неожиданной, как в тексте, который я предлагаю вам для дальнейшей работы. Текст называется «Предки». Каково лексическое значение слова предки?
(Работа с «Толковым словарем русского языка», самостоятельное знакомство с текстом, выразительное чтение текста).
Предки
Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два Числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя н, а я с одной?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и соединились. Так появились в числительном Одиннадцать две н – одна от корня, другая – от бывшего предлога».
Беседа по тексту:
- Почему числительные Одиннадцать и Двенадцать написаны с большой буквы?
- Что вы можете сказать об особенностях данного текста? (Этот текст начинается со слова «Однажды...». В нем есть предложения с прямой речью. Это средства языка, доказывающие принадлежность текста к художественному стилю. По типу речи – это повествование. По жанру – это сказка. Одиннадцать и Двенадцать – сказочные персонажи; Арифметика и Грамматика – названия сказочных стран).
- В этой сказке в увлекательной форме дается образец употребления имен числительных в художественной речи.
10. Рефлексия. 
- Итак, подведем итог нашего урока. Ребята, скажите, понравилось ли вам заниматься проектом? Какой вид деятельности показался вам более привлекательным? Какая из презентаций вам больше понравилась, почему?

11. Выступление рецензентов. Оценивание работ в группах
12 Домашнее задание. Написать мини-сочинение, используя числительные, на тему «Моя семья»

Приложение

                                      УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Что обозначает имя числительное

Имя числительное — часть речи, которая обозначает отвлеченное число (5, 13), количество предметов (пять книг), их порядок при счете (первый ученик) и отвечает на вопросы сколько? какой? который?

C:\Program Files\Drofa\Russian6\data\objects\35-02\35-02okk.png

. Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи — только словами.

Простые, сложные и составные числительные

Имена числительные по своему строению делятся на:

  • простые: четырнадцать; три
  • сложные: пятьсот; пятьдесят
  • составные: двадцать пять; три четверти

В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечных согласных.

В именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак:

семьдесят, восемьсот

Возьмите на заметку!

I. У составных количественных числительных склоняются все слова, из которых они состоят:

пятисот семидесяти пяти (рублей)

В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:

в тысяча девятьсот двадцать шестом (году)

II. По своему происхождению суффиксы -дцать, -надцать представляют собой изменившееся в звучании и написании слово десять:

один на десять => одиннадцать

два десять => двадцать

Запомните написание слов:

миллиметр

дециметр

сантиметр

километр

процент


Возьмите на заметку!

I. У составных количественных числительных склоняются все слова, из которых они состоят:

пятисот семидесяти пяти (рублей)

В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:

в тысяча девятьсот двадцать шестом (году)

II. По своему происхождению суффиксы -дцать, -надцать представляют собой изменившееся в звучании и написании слово десять:

один на десять => одиннадцать

два десять => двадцать

Запомните написание слов:

миллиметр

дециметр

сантиметр

километр

процент

Количественные числительные

Количественные числительные включают следующие разряды:

  • целые числа (пять, сто десять)
  • дробные числа (две третьих, пять седьмых)
  • собирательные числительные (двое суток, трое щенков, оба)

Возьмите на заметку!

Запомните написание этих слов:

одиннадцать

девяносто

сто

триста

тысяча

миллион

миллиард

Числительное тысяча склоняется, как имя существительное 1-го склонения (туча), числительные миллион, миллиард — как существительные 2-го склонения (стадион).

Порядковые числительные

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие?.

Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам и числам.

В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово:

в тысяча девятьсот девяносто пятом году

Окончания порядковых числительных определяются так же, как и окончания прилагательных:

C:\Program Files\Drofa\Russian6\data\objects\38-01\38-01.png


В словосочетаниях порядкового числительного и существительного, обозначающего месяц года, имя существительное ставится в родительном падеже:

к десятому апреля

Возьмите на заметку!

Если порядковое числительное входит в состав названия праздников, событий, знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы:

Девятое мая, Восьмое марта

Но если порядковое числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за числительным

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

Сказка об имени Числительном. 

Однажды прогуливались по парку числительные Восемь, Две пятых, Трое. Вдруг Трое говорит: «Ребята, мы ведь с вами разные, а относимся к одной группе - числительные, что это такое?" Узнала об этих словах вся страна и согласилась с ними. Решили они наградить званием короля того, кто разделит числительные на три группы. Первым справился ноль, вот что он сделал: количественные числительные могут обозначать: а) целые числа (восемь конфет, пятнадцать человек), б) дробные числа (две пятых пути, семь восьмых всей массы) в) несколько предметов как одно целое (трое щенят, семеро учеников)- это собирательные.
Правило всем жителям понравилось, вот так ноль стал королем.  

************************************************************************************

Выписать только имена числительные, определить разряды, строение.
2-ой группе 
1. одна вторая (Я)
2. миллион (У)
3. единица (Р)
4. пять (Т)
5. двойник (А)
6. трое (И)
7. семнадцатый (Я)
8. однажды (О)
9. двадцать один (-)
3 группе 
1. оба (М)
2. Двухсотый (О)
3. десяток (Л)
4. первый (Й)
5. четверть (Н)
6. три пятых (К)
7. сто сорок (Р)
8. Двое(А)
9. восемнадцать (Й)
4 группе 
1. единый (А)
2. обеим (Р)
3. столетний (У)
4. двести (О)
5. восьмимиллионный (Д)
6. одна восьмая (Н)
7. впятером (М)
8. пятьдесят (О)
9. трехсотый (Й)
Запишите цифры в столбик, под которыми вами были выписаны числительные, подставьте соответствующую букву, должно получиться предложение.

****************************************************************************
Задание: кодовый диктант. 
Условные обозначения:
ь – слово пишется с мягким знаком на конце;
(ь) – слово пишется с мягким знаком в середине;                        
“ - “ - слово пишется без мягкого знака;
(нн) - слово пишется с удвоенной –нн-;
(лл) - слово пишется с удвоенной –лл-.
Слова: одиннадцать, шестьсот, семь, пятьдесят, миллион, семнадцать, девятьсот, миллиард, тридцать, девятнадцать.

*****************************************************************************

 Задание «Угадай числительное»: записать числа именами числительными, объяснить правописание.
1. Это число нечетное, оно больше 10, но меньше 15, состоит из одинаковых чисел.
2. Это число нечетное, меньше 20, но больше 10, делится на 3
3. Это число четное, меньше 81, но больше 75, сумма цифр этого числа равна 8.
4. Это число четное, оно больше 500, но меньше 520, делится на 10.
5. Это число четное, в его составе нулей на 3 меньше, чем в миллиарде.
6. Это число четное, меньше 52, но больше 45, в этом числе десять пятерок.

**************************************************************************

Прочитайте текст, у имен числительных определите падеж (подпишите сверху); определите, из каких областей наук взят данный текст (география, история, экономика, медицина, биология, астрономия, геология и т.д.)

                                   
ТЕКСТ №1
. Алданский  
район расположен на юге республики Саха (Якутия), на Алданском щите. На поверхность выходят древнейшие кристаллические образования горных пород с возрастом более 3 миллиардов лет. Площадь района — 156,8 тыс. км². Самая высокая точка района — 2 264 м (гора у истоков р. Гонам).Крупные реки района: Алдан, Унгра, Тимптон, Гонам, Учур, Амга. Все реки обладают быстрым течением, изобилуют перекатами и порогами. По проходимости относятся к III и IV категории сложности, судоходный участок реки Алдан составляет 1 763 км.

ТЕКСТ №2

 На территории района около 20 видов грибов. Урожай чаще приходится на август-сентябрь, особенно много бывает груздей, белянок, маслят, подосиновиков, сыроежек. За сезон местные жители могут заготовить от 35 до 70 тонн грибов.   Алданская природа - кладовая лечебного сырья. Здесь встречается не меньше 40 видов лекарственных растений.

ТЕКСТ 3

Дата образования  Алданского района считается 5 мая 1930 года.
Но история района берет начало 6 апреля 1923 года, когда из Якутска на реки Томмот и Орто-Сала была направлена "Первая Якутская трудовая артель по добыче золота", возглавляемая Вольдемаром Петровичем Бертиным.

ТЕКСТ 4
Ведущее место в экономике Алданского района  занимает горнодобывающая промышленность — добыча золота, слюды, имеется производство строительных материалов, ремонтно-механические и автотранспортные предприятия, деревообработка, отрасли ювелирной, пищевой промышленности. План по добыче золота в этом году составил 6414 кг, за январь-март  добыча должна быть 4828 кг, фактически добыто 4946 кг, что составляет 102,4%, а к годовому плану процент выполнения - 77,1.

****************************************************************************

«Доскажи пословицу». Определить синтаксическую роль числительных в пословицах (на слайде).

…раз отмерь-… отрежь.

           …одного не ждут                                                    

          …в поле не воин.            

               У …нянек дитя без глазу.

              …пятниц на неделе

                В …соснах заблудился.

********************************************************************

Внимательно прочитайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ. 
Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает 3 метров, высота в холке 2 метра, весят они 400-500 килограммов. За сутки взрослый лось летом съедает до 35 килограммов корма. Лосиное молоко содержит 14% жира, 9% белка и 6% сахара. Предполагают, что приручить лосей удалось около 4 тысяч лет назад. 

****************************************************************************
Внимательно прочитайте эту запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится.
Уважаемые жители  поселка Нижний Куранах!
Со 2 по 25 марта аптека № 1 закрыта на ремонт.
Ближайшая дежурная аптека находится по адресу:
ул.Школьная 23 и работает круглосуточно.
Администрация аптеки № 1

*******************************************************************

Есть у нас 3 сес3цы
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что С3жова
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица –
Приходи к ней, малыш.

Сто
У про100го 100рожа –
Не про100рный дом,
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
и 100личной ваксой.
Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100
Вычистить все 100
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!

- В чем особенность некоторых слов в тексте? (в них спрятаны числа)
- Почему трудно читать эти тексты? (т.к. слоги заменены цифрами)
- Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
- Какая запись числа принята? (цифрами).
- Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное».

*****************************************************************************
Предки
Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два Числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя н, а я с одной?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и соединились. Так появились в числительном Одиннадцать две н – одна от корня, другая – от бывшего предлога».
Беседа по тексту:
- Почему числительные Одиннадцать и Двенадцать написаны с большой буквы?
- Что вы можете сказать об особенностях данного текста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. (тема рассчитана на 2 часа)

Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное"  (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс.   ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".

Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного: фонетика и орфография.

Предложен материал для самостоятельного  повторения фонетики и орфографии...