Программа элективных курсов для 10 классов в рамках профильного обучения
элективный курс по русскому языку на тему

Программа элективных курсов для 10 классов в рамках профильного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_esse.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 94»

Программа элективного курса:

«Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы»

Учителя  _____________русского языка и литературы_________________ _____первой_____квалификационной категории

__Пьяновой Натальи Васильевны___,

предметная область:  русский язык,10 класс.

                                                                                     

2016 - 2017  учебный год.

1.Пояснительная записка.

        Рабочая  программа  элективного курса «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы» составлена в соответствии с ООП ООО МБУ «Школа № 94».  

Правовая основа разработки и утверждения программы элективного курса.

  1. Закон  Российской Федерации  от  29.12.2012  г. №  273  – ФЗ  «Об  образовании  в Российской Федерации»;
  2. Прказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373  «Об  утверждении  и  введении  в  действие  федерального  государственного образовательного  стандарта основного  общего образования»  с  последующими изменениями;
  3. Прказ Министерства образования Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные 

планы  для  образовательных  учреждений  Российской  Федерации,  реализующих программы  общего  образования,  утвержденные  приказом  Министерства  образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»);

  1. Письмо Министерства  образования  и  науки  РФ  от  12.05.2011  г. №  03­296  «Об организации  внеурочной  деятельности  при  введении  федерального государственного образовательного стандарта»; 
  2. Постановление  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача  Российской  Федерации  от  29.12.2010  №  189  «Об  утверждении  СанПиН 2.4.2.2821­10  «Санитарно­эпидемиологические  требования  к  условиям  и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  При составлении программы элективного курса «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы»  приняты во внимание педагогическая целесообразность, запросы, потребности учащихся десятых классов и их родителей.

        Современные условия развития образования, в том числе литературного, его гуманизация  выдвинули на первый план понятие «личности» ученика.  Новые подходы к современному литературному образованию предполагают выработку у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному (соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «Я»)

          В связи с этим уточняются и виды творческих письменных заданий, предлагаемых учащимся. В последние годы программы по литературе и русскому языку, современные учебники и учебные пособия включают те жанры, которые в большей степени направлены на самораскрытие личности, выявление её внутреннего своеобразия, среди них – письмо, исповедь, страницы из дневника, путевые заметки, лирические очерки, рецензии, эссе. Последний вид творческой работы в словесной культуре уже давно утвердился как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих» (М. Монтень)

        Ещё одно привлекательное качество эссе как жанра для образования школьников – его интегративное свойство, возможность объединять в рамках одного текста разные типы и стили речи, что позволяет  познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом и др.

           Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, где предметной областью являются литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников.

          Предлагаемый элективный курс связан с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов каждого школьника и должен способствовать развитию коммуникативных компетенций, интереса к литературному творчеству и  литературно-творческих способностей.

Основная цель элективного курса:

 - формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой  компетенций учащихся; развитие языковой личности, способной выражать себя посредством создания как устного, так и письменного оригинального текста;

Задачи элективного курса:

Образовательные:

- познакомить с жанром эссе; с комплексом близких жанров: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворениями в прозе;

- научить учащихся создавать письменные тексты в жанре эссе;

- совершенствовать навыки связной письменной речи учащихся;

-вооружить учащихся  речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности,

Развивающие:

- актуализировать  личностные качества учащихся для  раскрытия  их творческих способностей;

- развивать  ассоциативное мышление старшеклассников, литературно-творческие способности у учащихся;

Воспитательные:

– пробудить умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– способствовать  нравственному воспитанию учащихся 6 привитие любви и уважения  к Отечеству, русскому языку и культуре;

2. Общая характеристика элективного курса.

           В системе школьного образования элективный курс «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности данный курс обеспечивает развитие коммуникативных компетенций,  интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

      Программа элективного курса «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы» обеспечивает в преподавании  единство  процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также речевого самосовершенствования.

     Данный элективный курс имеет практико-ориентированную направленность, что способствует формирование осознанного устойчивого навыка по созданию текстов письменной речи в заданном жанре. На занятиях данного курса выполняются  различные лингвистические задачи. Поэтому практическая часть включает в себя различные активные формы и методы работы с учащимися, технологии, связанные с большей долей самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся. Коллективные формы обучения, т. е. совместное обсуждение учащимися (в парах или группах) разных вопросов и заданий, дают возможность учащимся сравнивать свои размышления и оценки, совершенствовать свои письменные творческие работы, используя интересные мысли, выразительные обороты речи других ребят. В ходе такой работы учащиеся также совершенствуют свои тексты, добиваясь большей их выразительности, образности, убедительности, доказательности представленных в них суждений. В этом случае роль учителя заключается в организации работы группы или пары и коррекции этой деятельности.

        Данная программа элективного курса   реализует следующие основные принципы      преподавания:

     - принципа научности 

Применение принципа научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной лингвистической науки, уровня ее развития, понятиям, логике, структуре.

     - принцип системности 

В изучении элективного курса сохраняется  совокупность сведений из области языкознания, которая представляет собой нечто цельное, стройное, взаимосвязанное и взаимообусловленное в своих частях.

    -принцип практической направленности 

Данный принцип реализуется посредствам включения полученных знаний и умений в личностный опыт ученика. 

      -ориентация на дискурс и коммуникацию

Дискурс и дискурсионный анализ предполагает, что текст изучается с учетом конкретных условий его употребления, а также психологических и социальных параметров коммуникативной ситуации. Ориентация на дискурс и общение предполагает такие формы освоения материала, как  анализ коммуникативных неудач, вызванных речевыми ошибками.

     -интегративность

В процессе изучения элективного курса школьник знакомится с универсальными для всех наук методами познания и логическими приемами построения текстов, способами изложения результатов логического анализа в устной и письменной формах (методы построения классификаций, аналогий между законами языка и законами, действующими в естественных науках).

     -креативность

Креативность проявляется в форме сотрудничества учителя и ученик, через творческие уроки, обеспечивающие формирование и развитие когнитивных, креативных и оргдеятельностных качеств личности.

       В основу программы элективного курса положена идея  когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения. Элективный курс «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы»  ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей   школы. Каждая  тема программы элективного курса включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа элективного курса создает условия для реализации системно - деятельностного подхода.

       Реализация системно-деятельного подхода в элективной программе  «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы» предполагает ориентацию на использование современных образовательных технологий, обладающих значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом:

Технологии

Описание технологии

Технология личностно-ориентированного обучения

Приоритетная задача личностно-ориентированной технологии – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление.

Информационно-коммуникационная технология

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Технология позволяет  решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения.

Проблемно -диалогическая технология

Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счет использования диалога - коммуникативных, за счет развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.д. - познавательных.

Технология развития критического мышления

Технология критического мышления характеризуется тем, что предполагает:

четкое определение целей обучения, а его содержание представлено в объёме, достаточном для достижения этих целей;

учет потребностей обучаемых;

организацию процесса обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых;

применение различных форм и методов обучения, подчинённых общей цели учебного предмета (возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами),

использование дидактических и целесообразных средств обучения;

ориентацию учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приёмов учебной деятельности;

коррекцию знаний учащихся после проверки успешности реализации частных и интегрированных целей обучения;

Технология оценивания учебных действий

Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действий для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».

Технология группового обучения

Технология позволяет увеличить учебные возможности каждого учащегося за счет его активного участия в работе в группе; позволяет расширить рамки используемого материала; прививает учащимся навыки совместного труда; учит  объективно оценивать свою работу и работу товарищей по группе

Формы организации  деятельности.

 Предусматриваются как групповые, так и индивидуальные формы занятий.

Виды  деятельности:

-лекции;

-практические занятия;

-анализ и просмотр текстов;

-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по созданию собственных текстов.

3. Описание места  элективного курса  в учебном плане.

     Программа элективного курса «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы» рассчитана на учащихся  десятых  классов и обеспечивает их самоопределение на гуманитарный профиль.  На изучение данного элективного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю). 

4. Планируемые образовательные результаты.

К концу изучения курса  учащиеся должны изучения курса «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы»

 учащиеся должны знать:

 - определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности;

 учащиеся должны уметь:

 - определять «идею» эссе;

- анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям; творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;

 -  находить средства художественной выразительности, используемые автором;

-  видеть эстетическую функцию языка;

-  рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;

-  создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения,

 - создавать тексты в жанре: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, худо жественной зарисовки, этюда, эссе.

 - разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения

 -узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкрет  ных примерах);

5. Содержание элективного курса.

Эссе как жанр литературного произведения. Понятие жанра эссе, его признаки, история развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра.

Эссе как текст. Нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов. Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему. Сравнение, аналогия, уподобление, ассоциация – излюбленные композиционные приемы эссеистических текстов. Различные формы жанра. Эссе в форме очерка. Жанр слова и эссе в форме слова. Жанр письма и эссе в форме письма. Беседа и эссе в форме беседы. Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Эссеистическое и стихотворное воплощение одной и той же темы.

Секреты написания эссе. Работа с текстом.  Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе. Сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из литературно - критического эссе. Анализ литературно - критического эссе. От этюда, зарисовки – к эссе. Рецензирование по вопросам. Рецензирование по плану. Дополнение к комментариям к сочинению Анализ эссе разных авторов на одну тему Анализ отрывка из научно-исследовательской работы. Историческое эссе.

Проба пера. Написание сочинения в различных формах эссе. Фрагмент путевых заметок, воспоминание о встрече с различными уголками страны и мира с обоснованием жанра созданной творческой работы. Эссе или сочинение в форме письма. Эссе или сочинение в жанре слова. Эссе в форме беседы. Беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, ученым или деятелем культуры. Создание текста, основанного на приеме сравнения и сопоставления. Художественная зарисовка, этюд, миниатюра, основанные на наблюдении и личных впечатлениях учащихся. Размышление на заданную тему. Определение жанра творческой работы.

  1. Учебно-тематический план.

Наименование разделов

Количество часов

всего

на практическую деятельность

1

Эссе как жанр литературного произведения.

4

2

Эссе как текст.

10

10

3

Секреты написания эссе. Работа с текстом.

10

10

4

Проба пера.

10

10

      Всего

34

30

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по элективному курсу «Эссе как жанр словесной литературы и вид творческой работы».

1.Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение. М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Калганова Т.А. Сочинение различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997.

3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2002. 4. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб.: отделение изд-ва «Просвещение», 1992.

5. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по химии в рамках подготовки учащихся 10–11-х классов к сдаче ЕГЭ

Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение материала по химии и...

Рабочая программа по курсу "Право" для предпрофильного и профильного обучения

В рабочей программе дана концепция правового воспитания и образования, даны рекомендации для углубленного изучения права....

Программа элективного курса "Компьютерное делопроизводство"в рамках предмета технология

         Курс «Компьютерное делопроизводство» ориентирован на учащихся 10-11-х общеобразовательных классов средней школы. Разработан на основе учебного посо...

Элективные курсы по математике в системе профильного обучения.

Важной целью обучения в математическом профиле является знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания ок...

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для организации профильной подготовки учащихся 9 класса по предмету «Английский язык»

г. Лабинск 2014год Пояснительная записка В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко¬гда наша страна перешла на рыночные отношения, по¬следовал подъем деловой активности и установлени...

Методическая разработка урока по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11-х классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»

 Данный урок - один из уроков по дисциплине «Практика устной речи» для учащихся 11 классов в рамках профильного обучения по теме «Проблемы окружающей среды»....

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...