Элективные курсы по математике в системе профильного обучения.
элективный курс по теме

Хайржанова Ольга Николаевна

Важной целью обучения в математическом профиле является знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.  Одной из важных задач введения элективных курсов по математике является развитие у учащихся интереса собственно к математике. Ученик должен чувствовать эстетическое удовлетворение от красиво решённой задачи, от установленной им возможности приложения математики к другим наукам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективные курсы по математике

в системе профильного обучения.

О.Н.Хайржанова

учитель математики

МБОУ «СОШ № 1», г.Мегион

           «В математике всё основано на непрерывном труде, когда человек непосредственно собственными усилиями как бы поднимается по высокой лестнице обучения всё выше и выше».

                                                                                                   М.И.Калинин.

     Математика занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Эта её роль определяется глубоким богатством математических идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития и являющихся существенной частью его культурного наследия, непрерывно расширяющимся спектром приложений математики к самым различным сторонам жизни и деятельности человека, несомненным влиянием математики на воспитание важнейших личностных качеств, её воспитательным потенциалом.

     Слова Галилея о том, что «природа написана на языке математики», сказанные четыреста лет назад и подтверждаемые каждым новым поколением, являются достаточным основанием для того, чтобы отвести математике подобающее место в системе общего образования.

     В нашей стране обучение в школе долгое время проводилось по единому учебному плану и программам. При этом не учитывались индивидуальные особенности учащихся. Такой подход к образованию не позволял выявить профессиональные интересы школьников, приводил к перегрузке учебным материалом одних и недогрузке других, что не могло не сказываться на общей успеваемости каждого ученика. Усилия решить эту проблему с помощью пересмотра содержания учебного материала или сокращения часов по одним предметам и увеличения по другим не давали положительных результатов. Также недостаточно эффективно действовало решение о разделении классов на группы «слабых» учащихся и «сильных». Не всегда правильно подбирались формы и методы обучения, что приводило к снижению научного уровня образования. В результате у учащихся снижался интерес к учению, к самому процессу получения знаний.

     Сегодня школа должна учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его профессиональные интересы, социальный заказ семьи и государства. Решением данной проблемы является использование дифференциации обучения, точнее одной из форм дифференциации - профильного обучения.

     Переход школ на профильное обучение является основным моментом концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 году, когда был принят Указ об организации семиклассных гимназий двух типов: классической и реальной.

     В двадцатом веке несколько раз предпринимались попытки осуществить дифференциацию обучения, в том числе были и предложения о введении профильного обучения на старшей ступени школы. Одним из самых ярких и долговечных примеров дифференциации обучения в нашей стране является введение факультативных занятий, школ и классов с углублённым изучением отдельных предметов, которые сохранились до настоящего времени.

      В  чём  же  основное  преимущество  дифференциации  обучения  перед  остальными  способами  изменения  структуры  учебного  процесса?    

  1. Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности.

 2. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближённым к познавательным потребностям  ученика, его профессиональному интересу.

 3. Организация дифференцированного обучения усиливает развивающие функции процесса обучения; например, в классах естественно – математического профиля обращается внимание на развитие таких мыслительных операций ученика, как анализ и синтез, выявление закономерностей, сравнение, выдвижение гипотез и их проверка.

  Таким образом, основная цель дифференциации обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, профессиональных интересов и удовлетворения познавательных потребностей.

     Основными целями профильного обучения являются следующие:

  1. Обеспечение углублённого изучения отдельных предметов программы полного общего образования.
  2. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
  3. Способствование установлению равного доступа к полноценному образованию для разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
  4. Расширение возможностей специализации учащихся обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективную подготовку выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

     Система профильного обучения включает в себя учебные предметы следующих типов: базовые, общеобразовательные и элективные.

     «Элективный» происходит от латинского слова «electus»- избранный, избирательный.

     Элективные курсы в системе профильного обучения  выполняют несколько основных функций:

- дополняют содержание профильного курса;

- развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данном классе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

- удовлетворяют познавательные интересы отдельных школьников, выходящие за рамки выбранного ими профиля, в различных областях деятельности человека.

     Одной из важных задач введения элективных курсов по математике является развитие у учащихся интереса собственно к математике. Ученик должен чувствовать эстетическое удовлетворение от красиво решённой задачи, от установленной им возможности приложения математики к другим наукам.

     Тематика элективных курсов для профиля математической направленности может быть самой разнообразной. Основные типы элективных курсов по математике:

  1. Элективные курсы, основная цель которых- углубить изучение определённого раздела из курса математических дисциплин. Примерами таких курсов могут быть: «Замечательные неравенства, их обоснование и применение», «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики».
  2. Лабораторно-практические или прикладные элективные курсы, цель которых- научить учащихся основным специальным навыкам и умениям, познакомить с методами применения знаний на практике и развить интерес учащихся к исследовательской деятельности по математике. Примерами таких курсов могут быть: «Математика в архитектуре», «Задачи прикладной математики».
  3. Межпредметные элективные курсы. В данном случае можно выбрать следующие курсы: «Математические основы информатики», «Геометрическое моделирование окружающего мира», «Математический язык через призму естественного языка или язык математики».
  4. Элективные курсы, посвящённые истории развития математической науки. Примерами таких курсов могут быть: «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)», «Мир, математика, математики (историческая реконструкция элементарной алгебры и математического анализа)».
  5. Элективные курсы, посвящённые изучению современных направлений в математической науке и её основных достижений. Например: «Современные достижения в области математики».

Элективные курсы являются одним из основных компонентов профильного обучения, так как направлены на достижение важной цели профильного обучения: развитие личности ребёнка, распознавание и раскрытие его способностей.

       А важной целью обучения в математическом профиле является знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.  

    Элективный курс проводится для сравнительно небольшого числа учащихся, изъявивших желание его выбрать. Ученики, занимающиеся на элективных курсах, должны написать проект по одной из тем, которые предлагает учитель или по своей теме.

                                       « Мало знать, надо и применять.

                                          Мало хотеть, надо и делать».

                                                                  И.Гёте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по математике в профильном обучении.

Элективныекурсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные  курсысвязаны, прежде всего, с  удовлетворением индивидуальных образовательных интересо...

"Элективный курс по математике для профильных 10-11 классов."

Полезный элективный курс для профильных классов.Начать можно в 10-ом,закончить в 11-ом.Очень удобно....

элективные курсы по математике в профильной школе

обосновывается актуальность профильного  обучения, предлагается  типология  элективных курсов ,предлагается разработанный  курс  "Элементы  теории  вероятности ...

Разработка учебной программы элективного курса по математике для профильного обучения в старшей школе.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ...

Разработка учебной программы элективного курса по математике для профильного обучения в старшей школе.

Презентация проекта по теме:«Разработка учебной программы элективного курса  по математике для профильного обучения в старшей школе.» ...

Программа элективного курса в системе профильного обучения " Культура Англии"

Элективный курс "Культура Англии" (34 ч) является практико-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной школы практической деятельности учащихся по английскому язы...

Рабочая учебная программа элективного курса по математике (профильный уровень) «Удивительный мир тригонометрии», 11 класс

Предлагаемый курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 10-11 классов, к...