Главные вкладки

    Олимпиадные задания для 5 класса по русскому языку
    олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) по теме

    Шашкова Надежда Андреевна

    Данный материал может быть использован для подготовки учащихся 5 класса к олимпиаде по русскому языку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл olimpiada_5_klass_zadaniya.docx17.2 КБ
    Файл olimpiada_5_klass_klyuchi.docx15.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

    5 класс

    1.Расставьте ударения в словах.

    Ворота, она добра, инженер, каучук, квартал, магазин, молодежь, облегчить, повторит, понял.

    2. Сколько раз встречается звук [ш] в поговорке:

    Хороши в дорожку пирожки с горошком?

    3. Выпишите слова, в которых нет окончания. Объясните свой выбор.

    Младенец, зябко, плач, окно, лицо, осень, издавна, сосна, слева, подвиг.

    4. Какие слова неверно разделены на морфемы? Напишите верный вариант деления.

    По-втор-ени-е, пре-крас-н-ый, ус-меш-к-а, отъ-езд, без-грамот-н- ая, подо-кон-ник, подо-бр-а-ть, под-уч-и-ть, с-лез-инк-а, обо-др-и-ть.

    5. Напишите слова, значение которых дано ниже.

    1) Плотная пленка на поверхности остывшего молока;

    2) Cовокупность предметов одной области применения;

    3) Водное растение с красивыми крупными цветками, растущее в основном в странах бассейна Индийского океана;

    4)Длинная коробочка или футляр для хранения карандашей, перьев;

    5) Сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара, наводнения), подаваемый ударами колокола;

    6) Надпись на почтовом конверте, которая указывает место назначения и получателя.

    6. Могут ли существительные вода, грязь, сталь, масло употребляться во множественном числе? Приведите примеры.

    7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

    Бе..полезный, и..чезнуть, ни..вергать, во..клицание, ра..колдованный, ..биться, ..дание, чере..чур, ра..двинуть, во..стание.

    8. Подберите к каждому существительному, стоящему в скобках, прилагательное. Составьте словосочетания.

    Дружный, дружеский, (привет, работа); серебряный, серебристый (голос, иней); старый, старинный (человек, рукопись).

    9. Найдите все краткие прилагательные в стихотворении Н.И. Рыленкова «Все в тающей дымке…»Каким членом предложения они являются?

    Все в тающей дымке: холмы, перелески.

    Здесь краски неярки и звуки нерезки,

    Здесь медленны реки, туманны озера,

    И все ускользает от беглого взора.

    10. Переведите предложение на современный русский язык.

     А Римъ великий град стоить на рѣцѣ на Тиверѣ за 12 миль до моря. 

    [Заметка о Риме (1400–1500)].

    Пояснение: переведённое предложение необходимо записать в соответствии с нормами современного русского языка.

    Комментарий: современное название реки, на которой стоит Рим, – Тибр.  

    11. Прочитайте начало стихотворения  М.Ю. Лермонтова «Парус». 

    Белеет парус одинокой

    В тумане моря голубом!..

    Что ищет он в стране далёкой?

    Что кинул он в краю родном?..

    В первой строфе употребляется слово, которое в современном русском языке в данном значении стало разговорным. Укажите его, подберите к нему общеупотребительные синонимы из современного русского языка.

    12. Запишите номера примеров, которые являются словосочетаниями:

    1) зелёный и оранжевый; 2) волчий хвост; 3) из-под камня; 4) полет кукушки;

    5) мудрая мысль; 6) рано проснуться; 7) журавли курлыкали; 8) у дома.

    13. АНАГРАММА – перестановка букв в слове (или в нескольких словах) в любом порядке, в результате которой образуется  новое слово, например: арка – кара, Ломоносов – Соломонов.

    Из букв слова САРАЙ составьте слово-анаграмму.

    14. Какую роль играют однородные члены в предложении?

    Резвые струи бежали, толкались, кружились, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонку неслись клочья желтовато-белой пены (В.Г. Короленко).



    Предварительный просмотр:

    Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

    5 класс

    Ключи

    1. Воро́та, она добра́, инжене́р, каучу́к, кварта́л, магази́н, молодёжь, облегчи́ть, повтори́т, по́нял.

    Оценка: по 0,5 балла за каждое слово. Всего – 5 баллов

    2. Звук [ш] встречается 4 раза:

    Хоро[ш]и в доро[ш]ку пиро[ш]ки с горо[ш]ком.

    Оценка: 1 балл.

     

    3. Окончания нет и не может быть в словах зябко, издавна, слева. Это наречия, у них нет окончания, потому что наречия – неизменяемая часть речи.

    Оценка: 1 балл за названные слова, 1 балл за объяснение. Всего – 2 балла

    4. Неправильно разделены на морфемы слова ус-меш-к-а, подо-кон-ник, с-лез-инк-а, обо-др-и-ть. Правильное разделение таково: у-смеш-к-а, под-окон-ник, слез-инк-а, о-бодр-и-ть. Оценка: по 1 баллу за каждое исправленное слово . Всего – 4 балла

    5. 1) пенка; 2) набор; 3) лотос; 4) пенал; 5) набат; 6) адрес.

    Оценка: по 0,5 балла за каждое слово. Всего – 3 балла.

    6. Имя существительное может быть в форме единственного и множественного числа. Но не у всех существительных есть формы единственного и множественного чисел. Например, слова, обозначающие предметы, которые нельзя считать: любовь, здоровье, вода, боль, масло и т. д. обычно имеют форму только единственного числа. Если же от этих существительных образуется форма множественного числа, то она обозначает нечто другое: разные сорта вещества (масла́ ), большие пространства, заполненные веществом (Караван затерялся в песках), длительность, повторяемость явлений (Стояли сильные морозы). Существительные вода, грязь, сталь, масло во множественном числе обозначают разные сорта вещества: минеральные воды, лечебные грязи, технические масла, различные стали.

    Оценка: по 1 баллу за каждый пример.

    Максимальная оценка 4 балла.

    7. Бесполезный, исчезнуть, низвергать, восклицание, расколдованный, сбиться, здание, чересчур, раздвинуть, восстание. В приставках на з- (с-) буква з пишется перед звонкими согласными, а буква с – перед глухими. В словах здесь, здание, здоровье пишется буква з, так как она не является приставкой, а входит в состав корня.

    Оценка: по 1 баллу за каждое правильно объясненное слово (за слово без объяснения баллы не начисляются). Всего – 10 баллов.

     

    8. Дружная работа, дружеский привет, серебряный голос, серебристый иней; старый человек, старинная рукопись.

    Оценка: по 0,5 балла за каждое словосочетание.  Всего – 6 баллов.

    9. В стихотворении краткие прилагательные являются сказуемыми.

    Все в тающей дымке: холмы, перелески.

    Здесь краски неярки и звуки нерезки,

    Здесь медленны реки, туманны озера,

    И все ускользает от беглого взора.

    Оценка: по 0,5 балла за каждое краткое прилагательное, 1 балл за определение того, что они являются сказуемыми. Всего – 3 балла.

    10 Великий же город Рим стоит на реке Тибре в двенадцати милях от моря.

    Оценка: 3 балла за верный перевод

    11 Слово – кинул. Синоним – покинул или оставил

    Оценка: 1 балл за определение слова, 1 балл за синоним. Всего – 2 балла

    12. Номера 2,4,5,6

    Оценка: 2 балла за полностью правильный ответ

    13. Анаграмма – сайра

    Оценка: 1 бал

    14. . Однородные члены могут выступать как средство выразительности речи:

    А) Перечисление как риторическая фигура в тексте создает образность, выразительность. Б) Кроме того, однородные члены, соединенные только перечислительной интонацией (без союзов), используются как средство выразительности для передачи быстро сменяющихся событий, картин.

    Оценка: за каждую названную функцию однородных членов как средств выразительности речи по 2 балла. Всего – 4 балла.

    Максимальный балл - 50


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Олимпиадные задания для 5 класса по истории Древнего мира.

    Олимпиадные задания для 5 класса по истории Древнего мира....

    Билеты и практические задания для 8 класса по русскому языку

    Эту формы работы можно использовать для гуманитарного класса. Экзамен проходит в устной форме. Вопросы и задания составлены на основе учебника по программе Ладыженской...

    Задание для 5 класса по английскому языку на 9 сентября

    Задание для 5 класса по английскому языку на 9 сентября...

    Комплексное задание для 5 класса по английскому языку (второй язык)

    Комплексное задание для 5 класса по английскому языку (второй язык)...

    Олимпиадные задания для 3 класса по английскому языку

    Олимпиадные задания для 3 класса по английскому языку...

    Олимпиадные задания для 4 класса по английскому языку

    Олимпиадные задания для 4 класса по английскому языку...