Олимпиадные задания 10 класс по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)

Антонова Елена Владимировна

Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya_10_klass.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ГОРОДСКОГО (РАЙОННОГО) ТУРА ОЛИМПИАДЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 класс

 

1. Произнесите данные слова: оазис, боа, какао, трио, адажио, бомонд, радио. Какая орфоэпическая норма русского литературного языка нарушена? Почему?

(2 балла)

 2. Выпишите из данного текста слова, в которых суффикс начинается с буквы О.

«Меня заколдовали! Хвороба совсем заковала! Никакой вольности!» - прогундосил дородный здоровяк, сидя верхом на высоченном слоне, стоящем на мостовой, с трудом скрывая зевоту.

(4 балла)

 3. Укажите номера слов, образованные приставочно-суффиксальным способом:

1) переплавка, 2) обогреватель, 3) совладелец, 4) созвучие, 5) заинтересованно,

6) пододеяльник, 7) прорубь, 8) осчастливить, 9) подмастерье, 10) завоеватель.

(2 балла)

 4. В романе Е. Пермяка «Царство Тихой Лутони» есть такая фраза: «Утром пара, запряженная гусем, умчала Шутемова в село Бишуево».

Как это «гусем»? Ведь гуся нельзя запрягать в повозку, а еще сказано «пара».

(3 балла)

 5. Как вы понимаете выражение с грехом пополам? На основе какого значения слова

грех возник этот фразеологизм? Ср. у Пушкина:

Да помнил, хоть не без греха,

Из «Энеиды» два стиха.

Запишите известные вам устойчивые сочетания, включающие этот фразеологизм.

(4 балла) 

6. В I Новгородской летописи мы читаем:

А въ Новъгородъ приихаша князь Патрикий Наримантовичь, и прияша его

новгородци и даша ему въ кормление Орcховъ город (л. 371).

Среди филологов до сих пор ведутся споры, какой из двух омонимов слова кормление употребляется в этом тексте. Назовите эти омонимы, укажите их значения и родственные слова в современном русском языке. Объясните, почему в данном случае невозможно однозначное решение.

(9 баллов)

 7. У существительных женского рода I склонения для форм родительного, дательного

и предложного падежей единственного числа есть только два окончания – -и (-ы) и -е. При отсутствии ударения эти окончания могут звучать совершенно одинаково, например: [из бáн’и] (из бани), [в бáн’и] (в бане). Тем не менее, приблизительно в половине случаев по форме существительного с безударным окончанием можно определить, какое именно окончание оно содержит: например, в формах [шкóл’и] [рабóт’и] окончание, несомненно, -е.

Каким образом можно принять это решение? У каких именно существительных?

(10 баллов)

 8. Одинаков или различен синтаксический статус выделенных сочетаний слов в

предложениях:

1) Я сижу читаю.

2) Я сел почитать.

(4 балла)

 9. Какие функции выполняет в русском языке двоеточие? Приведите по одному примеру

на каждый случай употребления этого знака.

(4 балла)

 10. Найдите изобразительные средства языка в данных отрывках.

1) Полюбил богатый – бедную,

Полюбил ученый – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную,

Золотой – полушку медную.

М.Цветаева

2) И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

М.Лермонтов

(4 балла)

 11. Творческая работа: эссе на заданную тему.

Ниже представлены  известные афоризмы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных  высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста).

 1. Угол зрения зависит от занимаемого места (закон Майлса).

2. Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе (закон Уистлера).

3. Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперед (Эмиль Золя).

(17 баллов) 

Максимальное количество баллов – 63

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ГОРОДСКОГО (РАЙОННОГО) ТУРА ОЛИМПИАДЫ 

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 

10класс 

 

1. В безударном положении в этих словах произносится [о]т.к. это заимствованные слова (1 балл). В русском языке в безударном положении не произносится [о]: слоны [а], дома [а(1 балл).

(2 балла) 

 

2. заколд-ова-ли (ср. колдун, колдую; бесед-ова-ть)

хвор-об-а (зазн-об-а, хвор-ать, хворь)

верх-ом (верх)

вольн-ост-и (вол-ьн-ый, )

прогунд-ос-ил (гунд-е-ть)

выс-оч-енном (высь, выс-ок-ий)

мост-ов-ой (мост-и-ть)

зев-от-у (зев-а-ть, )

(по 0,5 балла – за каждый правильный ответ. Максимально за задание - 4 балла) 

 

3. 4, 6, 8, 9.

(по 0,5 балла – за каждый правильный ответ. Максимально за задание – 2 балла) 

 

4. В Словаре В.И. Даля: «… Гусем, гуськом – наречие одиночкой, один за другим, чередом, рядком, ниткой, не россыпью, не кучкой, по одному. «Запрячь гусем, ехать гусем…», впрягая лошадей одну впереди другой, по три, до пяти…»

(3 балла – за полный и правильный ответ) 

 

5. С грехом пополам (разг.) – с большим трудом, кое-как, еле-еле.

(1 балл) 

У А.С.Пушкина грех в значении ошибка. Ср.: погрешность, огрех.

(1 балл) 

Устойчивые выражения: и смех и грех, как на грех, не грех бы, от греха подальше, что

(нечего) греха таить; брать грех на душу; грех попутал; долго ли до греха и т.д.

(2 балла, если записано несколько устойчивых сочетаний. Максимально – 4 балла) 

 

6. 1 омоним – кормление ‘действие по глаголу кормить: давать пищу. В данном контексте: ‘пользование сборами, кормами’ (имеется в виду способ содержания княжеских и государевых людей за счет поборов с населения). Родственные слова: корм, кормить, выкормыш и т.п.

2 омоним – кормление ‘действие по глаголу кормить: управлять’. В данном контексте: ‘управление’. Родственные слова: кормчий, кормщик, кормило ‘руль’, корма.

Однозначное решение в данном случае невозможно, так как контекст предполагает двоякое понимание: отдали город в управление и отдали город в пользование сборами, кормами.

(3 балла – значение первого омонима (2 балла) и родственные слова к нему (1 балл); 4 балла - значение второго омонима (3 балла) и родственные слова к нему (1 балл); 2 балла - объяснение невозможности правильного решения. Максимально –  

9 баллов) 

 

7. Перед окончанием -е в русском языке происходит чередование согласных: парный

твердый согласный меняется на мягкий, а перед -и (-ы) этого чередования не бывает.

Таким образом, определить, какое безударное окончание, представлено в той или иной

форме слова, можно по характеру конечного согласного основы, но только в том случае,

если в других формах (например, в форме им.п.) этот согласный является твёрдым

парным.

(5 баллов за указание на чередование перед –е, 3 балла за существительные с  

твердой основой, 2 балла за указание на то, что согласный парный. Максимально –  

10 баллов) 

 

8. В предложении (1) выделенные слова представляют собой осложненное сказуемое,

выраженное одинаковыми формами двух глаголов, не формирующих однородный ряд:

семантическая значимость компонентов различна, она преобладает у словачитаю. Если

вставить союз И (Я сижу и читаю), то пропадает семантическое неравноправие и меняется

смысл высказывания.

В предложении (2) инфинитив при пространственном глаголе выполняет функцию

обстоятельства цели, что доказывается возможностью вставки целевого союзачтобы.

(4 балла) 

 

9. Двоеточие ставится: 1) после обобщающего слова перед перечислением однородных членов (Помню все: рассвет, сиявший строго, жажду всех земных дорог и всех путей. – М.Волошин); 2) в бессоюзном сложном предложении между составляющими его частями, если во второй части содержится дополнение, разъяснение или раскрытие содержания первой части, указание на основание, причину того, о чем говорится в первой части (Кузьма сразу пошел к Евгению Николаевичу потому, что знал: деньги у него есть. – В.Распутин;Он[кабинет] весь полыхал светом: горело под лепным потолком, горело на столе, горело на стене, в стеклах шкафов. – М. Булгаков; Возвращаться нам было труднее: прихватил вечерний заморозок, ногу наст еще не держал, проваливалось, и ногу трудно было вытаскивать. – М.Пришвин) и т.д.; 3) после авторских слов перед прямой речью (Пилат заговорил по-гречески: «Так это ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ?» - М.Булгаков); 4) в газетных заголовках, распадающихся на две части: первая (именительный темы) называет общую проблему, место действия, лицо, а вторая содержит конкретизацию указанного в первой части (ЕГЭ: плюсы и минусы).

(по 1 баллу – за каждую названную функцию; максимально - 4 балла) 

 

10. 1) В стихотворении М.Цветаевой использована антитеза (контекстуальные антонимы);

2) В четверостишии М.Лермонтова – метафора и антитеза (антонимы).

(4 балла)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания (тест) по русскому языку 5 класс

Олимпиадные задания в форме теста для учащихся 5 классов могут быть использованы при подготовки и проведении школьного тура олимпиады по расскому языку....

Олимпиадные задания для уроков русского языка и чтения

Разработанные олимпиадные задания по чтению и русскому языку можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы....

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Учение с увлечением. Олимпиадные задания для 6 и 8 классов по русскому языку

Задания для учащихся 6, 8 классов по всем разделам учебной программы можно использовать для подготовки к олимпиадам. Выполняя их, ребята приобретают навыки исследовательской работы: выдвигают и провер...

Олимпиадные задания для 5 класса по русскому языку

Данный материал может быть использован для подготовки учащихся 5 класса к олимпиаде по русскому языку...

Олимпиадные задания для учащихся 8-11 классов по русскому языку.

Олимпиадные задания для учащихся 8-11 классов по русскому языку....

Олимпиадные задания по родному (тувинскому) языку для 4, 7-11 классов

Материалы по подготовке учащихся к олимпиадам по родному(тувинскому) языку....