Сжатое изложение
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Алёхина Анна Васильевна

Материал в помощь ученикам при подготовке к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompressiya_teksta.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

  1. Исключение некоторых членов предложения

Отрывок из исходного текста: «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.

Вариант: «Многолик» потому, что Куприн был землемером, грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.

  1. Обобщение

Отрывок из исходного текста:Почему так часто менял он свои  профессии?  Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Вариант:  Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжёлые и опасные?

  1. Упрощение (Обобщение и исключение)

Отрывок из исходного текста:Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.

Вариант: Годы проходят, но не стареют книги писателя.

  • Замена однородных членов обобщающим наименованием

Исходный текст

Сжатый текст

И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас. Мыл палубу после очередного рейса.

И Куприн работал наравне со всеми.

  • Замена фрагмента синонимичным выражением

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях.

Какая сила толкала его менять профессии?

ИЛИ Что побуждало его часто менять профессии?

  • Замена предложения или его части указательным местоимением.

Почему так часто менял он свои  профессии?  Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?

Почему так часто он менял свои профессии? Какая сила толкала его делать это?

  • Замена предложения или его части определительным  или отрицательным местоимением, наречием с обобщающим значением

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях.

Что заставляло его заниматься другими профессиями?   ИЛИ

Что заставляло его осваивать так много профессий?

  • Замена сложноподчиненного предложения простым

Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен…

При поступлении в рыболовецкую артель ему устроили экзамен…

  • Исключение отдельных членов предложения

Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придает ему своеобразие, делает одного непохожим на другого.

Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, делает одного непохожим на другого.

  • Исключение повторов

Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком.

Всё было проще: он был очень любознательным человеком.

  • Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова.

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова.

  • Слияние. Образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же.

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...