Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе по лексической теме "Посуда"
план-конспект по русскому языку на тему

Морозова Юлия Валентиновна

Разработано для реализации задач:

- уточнить и расширить представления детей о посуде, ее назначении; закрепить понятия: чайная, столовая, кухонная посуда

- уточнить и активизировать словарь по лексической теме

- продолжить развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы

- продолжить  совершенствовать грамматический строй речи, навык слогового анализа слов,  развивать глагольный словарь, умение подбирать антонимы

- продолжить развитие зрительного внимания, восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями, артикуляционной моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» по лексической теме «Посуда»

Образовательные цели: Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

Уточнить и активизировать словарь по теме.

Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы.

Совершенствовать грамматический строй  речи, развивать глагольный словарь, учить подбирать антонимы, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие артикуляционной моторики.

Воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:  картинки с изображением посуды, мяч,

1. Организационный момент (отгадывание загадок)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода скипела!»  (чайник)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане – и везде:

Если варят – то в кастрюле,

Жарят – на ….            (сковороде)

По моей тарелочке

Лодочка плывет.

Лодочку с едою

Отправляю в рот.       (ложка)

Среди ложек я полковник

И зовут меня …            (половник)

- Как одним словом назвать все эти предметы?

2. Введение в тему

- О чем мы сегодня будем говорить?

Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки с изображением посуды чайной, столовой и кухонной.

3. Упражнение «В магазине»

- Ребята, на прошлом занятии мы играли в игру «Магазин». Сегодня в магазин привезли новый товар, и продавцы не успели его разобрать. Давайте поможем расставить посуду на полки.

На верхнюю полку поставить нужно чайную посуду, на вторую полку – кухонную посуду, а на нижнюю полку – столовую посуду.

Воспитатель  вызывает желающих детей и помогает, если это необходимо.

Остальные дети оценивают правильно ли выполнено задание.

Чайник, чашка, блюдце, сахарница.

- Для чего нужна чайная посуда?

- Когда пользуются столовой посудой и почему она так называется?

- Верно. А где используется кухонная посуда? Для чего она нужна?

- Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте поиграем с пальчиками.

4. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила,                        Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила.                дети мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу                       Загибают по одному пальчику

Кошке – в чашку,                                на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                    Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала.                           Сдувают «крошку» с ладошки.

5. Составление описательного рассказа о посуде

- Сейчас я предлагаю вам побыть настоящими писателями и придумать рассказ о любом предмете посуды. Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему-подсказку.

Что это?

Какого цвета?

Какого размера?

Из какого материала сделана?

Какая по назначению?

Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.

6.Физкультминутка. 

Подвижная игра: «Посуда». (Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных.)

Воспитатель: А теперь давайте мы с вами отдохнём,  пойдёмте на коврик поиграем в подвижную игру «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
(Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни, разобьются. (Хлопают в ладоши, топают.)
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос,
(Легли, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.

7. Упражнение «Что делать?»

Воспитатель предлагает детям выбрать по одной картинке с изображением посуды и взять ее себе.

- Посмотрите на картинки, которые вы выбрали, и расскажите, для чего нужна эта посуда, что можно с ней делать. Подберите, как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делать?»

На сковороде можно жарить. Ее можно мыть, чистить.

Поварешкой наливают. Ее можно мыть.

В тарелку можно наливать суп,  из нее можно есть. Ее можно мыть, вытирать.

8. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

- Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый.

9. Игра: «Назови ласково». (Совершенствование грамматического строя речи: образование имён существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.)

Воспитатель:  А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Назови ласково».

Воспитатель  показывает посуду большого и маленького размера, а дети называют её (чайник- чайничек, тарелка-тарелочка, блюдце- блюдечко, чашка- чашечка.)

10. Итог занятия

Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по физической культуре на тему: «Метание малого мяча прямой рукой снизу»

1.Упражнять детей в умении выполнять прицеливание, замах и бросок малого мяча снизу одной рукой;2.Закреплять умение правильно приземляться одновременно на две полусогнутые ноги, перекатом с носка на в...

Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».

представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...

Конспект образовательной деятельности детей средней группы в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон. Тема: Зимние развлечения.

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Зимние развлечения».  Способствует развитию у детей речи, логического мышления, вн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Божья коровка»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности в средней группе«Божья коровка»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Стоит в поле теремок»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности в средней группе «Стоит в поле теремок»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности учителя - дефектолога для дошкольников с задержкой психического развития (средняя группа)

Данная рабочая программа разработана для детей средней группы с задержкой психического развития. В Программе рассмотрены цели, задачи, направления коррекционно-развивающей работы учителя дефектолога. ...