Говорение как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по русскому языку по теме

Носова Юлия Александровна

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить красиво и грамотно. Ведь именно умение говорить даёт нам возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. */ /*-->*/

        Какие же формы и приемы работы следует применять при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,чтобы добиться оптимального результата на уроках литературы и развития речи?



*/ /*-->*/
*/ /*-->*/
*/ /*-->*/
*/ /*-->*/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Говорение как средство развития речи у детей

с ограниченными возможностями здоровья

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить красиво и грамотно. Ведь именно умение говорить даёт нам возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. Произнести публичную речь, стать коммуникабельным человеком не так-то просто! Чтобы сделать это, мало знать, что сказать, надо представлять себе особенности речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.

      Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой специальная речевая подготовка включена в систему обязательного образовательного минимума. Уметь правильно говорить сегодня уже не только престижно, но и экономически выгодно.

      Нашим ученикам предстоит жить в сложном и противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений в области техники, мир открытых границ и больших возможностей  для развития  человека. С другой стороны, это мир, в котором люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью.

Особенно остро вопрос обучения говорению, умению излагать свои мысли, владеть искусством слова стоит в образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Работая с такими ребятами в Центре дистанционного обучения «Новые технологии» города Курска, стремлюсь помочь им овладеть даром слова, чтобы воспитывать  позитивное отношение к миру, к самим себе, чтобы научить находить конструктивные решения возникающих проблем, а также выходы из различных неоднозначных ситуаций. Свою задачу учителя русского языка и литературы вижу в том, чтобы, развивая речевые способности школьников, способствовать их адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Как же добиться поставленного результата? Опыт работы показывает, что обучающиеся Центра, осваивающие как общеобразовательные, так и адаптированные программы, стремятся стать полноценными членами общества и прилагают к этому максимум усилий. Используя урочную деятельность, стараюсь научить школьников оценивать свою и чужую речь, что развивает аналитические умения ребят. Анализируя речевую ситуацию, школьник учится адекватному речевому поведению, так как учитывает, с кем  он говорит, с какой целью, где, когда и как.

На каждом уроке русского языка и литературы доказываю ребятам, что человек, владеющий даром слова – успешный человек, умеющий работать в коллективе, где требуется сотрудничать с коллегами и начальством, искать оптимальные решения проблем вместе с ними, возможно, общаться с клиентами и подчинёнными. Значит, развивая дар слова, человек готовит себя к жизни.

В результате  синтеза учебного материала выполняется несколько важнейших функций:

  • общеразвивающая (способствует развитию памяти, внимания, вырабатывается умение воспринимать информацию);
  • коммуникативная (помогает развивать навыки общения);
  • развлекательная (позволяет создать благоприятную атмосферу на уроке);
  • релаксационная (снимает эмоциональные перегрузки);
  • рефлексивная (дает возможность заглянуть в себя, оценить себя как коммуникативную личность).

       Какие же формы и приемы работы следует применять при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья? Чтобы добиться оптимального результата, на уроках в 5-6 классах использую риторические игры, предлагаю ученикам разыграть речевые роли или речевые этюды, рассказываю о невербальных средствах общения; в 7-8 классах знакомлю с    риторическим анализом текстов, проигрываю с ребятами различные речевые ситуации, предлагаю самостоятельно исправлять коммуникативные ошибки в своих сочинениях; в 9-11 обучаю основам публичных выступлений. Различные виды учебной деятельности помогают сделать уроки содержательными и интересными.

       Например, в 7 классе, в разделе «Устное народное творчество», два учебных часа отведены изучению темы «Пословицы и поговорки». Как известно, пословицы и поговорки о слушании, молчании, немногословии, красноречии много дают для понимания народных правил общения, обусловленных особенностями русского национального характера. Это благодатная почва для бесед на различные темы. Я включаю беседу об общении, коммуникабельности, о том, что важно уметь не только говорить, но и слушать.

      Предлагаю ребятам выполнить творческое задание, направленное на обогащение речи: подобрать пословицы, в которых говорится о значении:

молчания, многословия, немногословия. В результате такой работы появляется довольно большое количество мудрых высказываний:

  • Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
  • Доброе молчание лучше пустого болтания.
  • Лучше уж недоговорить, чем переговорить.
  • Доброе молчание почему не ответ.
  • От избытка уста глаголют.
  • Не все мели, что помнишь.
  • Знай боле, а говори мене.
  • Во многом глаголании нет спасения.
  • Слово – серебро, молчание – золото.
  • Молчание – знак согласия.
  • Кстати промолчать, что доброе слово сказать.
  • Поменьше говори, побольше услышишь.
  • Во многословии не без пустословия.
  • Говори с другими поменьше, с собою побольше.
  • Как там говорить, где не дадут и рта открыть.
  • Говорил день до вечера, а слушать нечего.

       В качестве дополнительного задания школьники составляют выступления цель которого убедить слушателей в том, что соблюдение меры в разговоре – черта интеллигентного человека. Для аргументации ученики используют приведенные выше пословицы и поговорки, наблюдения, собственный опыт общения.

       Рассуждаем на тему пословицы «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает». Ребята в ходе рассуждения обнаруживают, что не всякие посеянные семена дают всходы. Так и в общении: если говорящий не ведает, что «сеет», если его речь многословна, небрежна, неразборчива, то всходов от такого посева может и не быть – говорящего просто не поймут. Но и тому, кто «собирает», тоже нужно хорошее знание языка, уважительное и внимательное отношение к речи собеседника, желание его понять и выслушать, не перебивая.

      По итогам обсуждения приходим к выводу о том, что общительность (коммуникабельность) – это свойство человека, который  легко входит в общение с другими в различных речевых ситуациях.

       Уроки с использованием нестандартных приемов и подходов к обучению очень нравятся ребятам. Они способствуют повышению уровня общеучебных коммуникативных навыков, что проявляется в ответах учеников по различным школьным предметам, в том числе и на экзаменах, умении слушать, извлекать информацию из учебных текстов, продуцировать устные и письменные жанры информационного характера. Формируются коммуникативные умения, необходимые в ситуациях повседневного и делового общения: вступать в контакт, поддерживать его, эффективно взаимодействовать с окружающими, выступая в различных социальных ролях, давать оценку события, выступить с публичной речью и т.д. Актуализируются такие психологические качества личности, как гуманитарное мышление, рефлексия, креативные способности и творческое воображение. Формируются доброжелательность и уважительное отношение к людям, толерантность, стремление к сотрудничеству, конструктивному решению проблем, осмыслению общечеловеческих ценностей. А это так важно для социализации выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993.
  2. Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультативный курс (8-9 кл.):Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1992.
  3. Риторика. 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч.Часть1,2./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «Баласс», «С-инфо»,2004.
  4. Риторика: 9 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «Баласс», «С-инфо»,2009.
  5. Риторика. 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т.А.Ладыженской. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Баласс, Ювента, 2005.
  6. Шейнов В.П. Риторика – Мн.: Амалфея,2000.
  7. Школьная риторика:7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2ч.Ч.1,2./ Под ред. Т.А.Ладыженской. -  Изд.2-е, перераб. – М.:Баласс, Ювента, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Педагогический проект пособствует  более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития школьнико...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н...

Куклотерапия, как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В статье описываются виды кукол с которыми работают педагоги на уроках. Куклы разработаны изготовлены роителями и педагогами, они являются посредниками вобщении с детьми с ОВЗ. Особое место куклы...

Использование театрализованной деятельности как средства коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный мастер класс для педагогов  КРО является небольшим отчетом по теме самообразования «Использование театрализованной деятельности на уроках чтения как средства коррекции речи детей с огранич...

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья....

Рисование сказки как способ развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

О формах работы со сказкой, о плюсах рисования на доске, о том, как рисование сказки на доске, способствует повышению речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья...

Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога  по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...