Рисование сказки как способ развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

О формах работы со сказкой, о плюсах рисования на доске, о том, как рисование сказки на доске, способствует повышению речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горлач Н.А., педагог-психолог, учитель ГБОУ школы № 4 Василеостровского района

 Санкт-Петербург

Воронцова А.М., учитель-дефектолог ГБОУ № 4

Василеостровского района

Санкт-Петербург

Рисование сказки как способ развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности служит речь (1).

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе — в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка — морфемы, слова, словосочетания, предложения — кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических) (2).

Еще не владея не только активной, но и пассивной речью, нормально развивающийся ребенок вступает в эмоциональный контакт с окружающими его заботящимися о нем людьми, обычно – с матерью.

Прислушиваясь к речи говорящих, он сам стремится им подражать. Обычно до года ребенок уже имеет в своем словарном запасе ряд не всегда точно произносимых слов и активно пользуется ими. Его словарь быстро увеличивается, произношение совершенствуется.

Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. Исследователи отмечают, что в возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоциональной окрашенностью. У них слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи.

Каждый из таких детей растет и развивается в своем темпе.

Долгое время звучащая речь слабо интересует умственно отсталых дошкольников. Они недостаточно прислушиваются к ней и, как правило, начинают пытаться говорить с большим запаздыванием. Однако постепенно они в разные сроки, но все же овладевают элементарным речевым общением даже в тех случаях, когда семья не оказывает им никакой реальной помощи, и они не посещают специального дошкольного учреждения. Это связано с необходимостью, живя среди людей, взаимодействовать с окружающими.

Направленность на речевое общение с окружающими у умственно отсталых дошкольников снижена. Там, где это возможно, они предпочитают пользоваться не речью, но указательными жестами, мимикой, передавая ими свое желание получить какой-то предмет, выражая положительное или отрицательное отношение к происходящему.

Им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми.

Наблюдается такая закономерность: чем в большей мере выражено у ребенка недоразвитие речи, тем существеннее оказываются у него отклонения в различных видах познавательной деятельности (1).

Наверное, не всем известен такой научный факт: оказывается, процессы формирования движений рук и речи у наших далёких предков были не просто взаимосвязанными, но происходили параллельно. Современные исследования подтвердили ещё более интересный факт: такая же закономерность отмечается при формировании речевой функции у детей. А это значит, чем лучше развиты тонкие движения пальцев ребёнка, тем быстрее он научится говорить; чем лучше он владеет карандашом, тем проще ему будет учиться — писать буквы и цифры, произносить трудные слова (3).

Работая с такой категорией детей и осознавая всю важность развития речи для каждого ребенка, для развития их интеллекта, мы всячески мотивировали детей. Мы, учитывая интересы каждого ребенка, стимулировали речь детей, применяя игровую деятельность, используя танцы (для тех, кто любит танцевать), песочную терапию, сенсорное развитие. Но нас не совсем удовлетворял результат. Хотелось, чтобы дети проявляли большую заинтересованность, большую речевую активность. Мы предложили детям разыграть сказки. Занятия с детьми мы проводили сначала в малых группах (3-4 человека) несколько раз   в неделю. Дети сначала «вспоминали» сказку: слушали, как сказку читает или рассказывает педагог-психолог, или учитель-дефектолог, или смотрели мультфильм по сказке. В какой-то момент пересказа педагог просил ребят «подсказать», о каких героях сказки он забыл. Затем, учитывая желания, распределялись роли, и дети играли. Это были сказки хорошо знакомые всем ученикам: «Курочка ряба», «Красная шапочка», «Колобок», «Репка».

Раньше на занятиях мы часто использовали интерактивную доску. Дети искали отличия на картинках, рисовали цветы маме, отвечали на вопрос «что лишнее?»  и др. Однажды на занятии мы спросили детей: «Хотите нарисовать сказку?» и увидели, как загорелись глаза ребят, услышали радостное «Да!». Увидев, какой интерес задание вызвало у детей, мы начали проводить индивидуальные и групповые занятия по рисованию сказки.

Материалы и оборудование:

  • Интерактивная доска TRIUMPH BOARD
  • Пластиковый стилус
  • Картинки с изображением героев сказок
  • Разрезные картинки

 Мы применяем такие формы работы со сказкой:

  • Игровая деятельность: «Из какой сказки этот персонаж?» (картинки с героями сказок), «Собери картинку» из разрезных частей (герои сказок).
  • Пересказ (ребенок сначала рисует героев сказки, затем, глядя на свои рисунки, рассказывает по ним сказку),
  • Тематические беседы о прочитанном.

На своих занятиях мы используем методы и приемы:

-словесный,

-наглядный,

-игровой,

-практическая деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие коммуникативных навыков
  • Обогащение словарного запаса
  • Развитие творческих способностей
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие мышления
  • Развитие внимания

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от самочувствия детей, их готовности к сотрудничеству (от 10 до 30 минут). Каждое занятие состоит из трех частей:

- мотивационной,

- исполнительной,

- рефлексивной.

Мотивационная часть: педагог приветствует ребенка (детей), устанавливает с ним(и) контакт, спрашивая о том, хотел бы ребенок в данный момент нарисовать сказку. Если ответ отрицательный, то ребенку предлагают игру или развивающее занятие. Если ответ положительный, то психолог спрашивает у ребенка, какую сказку он хочет нарисовать или предлагает несколько сказок на выбор, чтобы ребенок определился, каких именно героев он хотел бы нарисовать.

Исполнительная часть: предусматривает реализацию выбора ребенка. Особый интерес у детей вызывает удивительный момент появления героя сказки, в котором присутствует некое волшебство: ведь дети рисуют не на листе бумаги, а на экране интерактивной доски. Используя пластиковый стилус, применяя различные эффекты (кто-то с помощью педагога, кто-то самостоятельно) ребенок видит, как «оживает» картинка на экране. Мальчики и девочки отвечают на вопросы, у них возникает желание говорить, рассказать о том, что происходит на экране, кого они нарисовали.

Рефлексивная часть. Это подведение итогов, рефлексирование происходящего на занятии, ответы на вопросы:

- нравится ли рисунок, который они нарисовали?

- кто нравится больше других и почему?

- кто из героев сказки поступал правильно, а кто нет и почему?

- хочется ли что-то изменить в рисунке или добавить?

- какую сказку ребенок хочет нарисовать в следующий раз?

Однажды мальчик, отвечая на вопрос, кого бы он хотел нарисовать, какую сказку, не выбрал ни одну из предложенных, а сказал, что нарисует сказку о вампирах. Психолог согласилась. Мальчик начал рисовать и комментировать, кого он рисует, что герои сказки делают. В процессе диалога психолога и мальчика он осознал, что герой его сказки поступает плохо, и решил изменить свой рисунок. Сказка получилась со счастливым концом.

Плюсы рисования на доске:

  • Возможность изменить цвет, если не понравился предыдущий
  • Возможность изменить, скорректировать саму сказку, стереть ластиком то, что не устраивает
  • Возможность, как в настоящей сказке, созерцать «волшебство»: видеть, как от легкого касания стилусом доски на экране рождается картинка
  • Обостряется зрительное восприятие
  • Повышается концентрация внимания
  • У других ребят появляется возможность наблюдать за процессом рисования своего товарища
  • Улучшается понимание и запоминание материала

Мы отмечаем, что во время занятий у детей повышается речевая активность и проявляется инициатива в коммуникативных актах, свидетельством чего становится увеличение количества высказываний и улучшение произношения. А также у детей непременно улучшается настроение.

Литература

  1. Петрова В.Г. Умственно отсталые дети. Речь // Специальная психология. Под редакцией В. И. Лубовского. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное. Москва. ACADEMA, 2005, с.55-60.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  3. Новиковская О.А. Развитие речи для малышей в рассказах и веселых картинках // Учимся сравнивать и рисовать (развиваем речь и мелкую моторику), 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Педагогический проект пособствует  более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития школьнико...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н...

Использование театрализованной деятельности как средства коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный мастер класс для педагогов  КРО является небольшим отчетом по теме самообразования «Использование театрализованной деятельности на уроках чтения как средства коррекции речи детей с огранич...

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе

Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...

Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога  по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...