урок "Чтобы жить и светиться, надо много трудиться"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Фархутдинова Флюза Раисовна

Урок по литературе в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Классный час  на   тему:

 «Как жить в мире

   с самим собой

   и с  другими»

                          Провела:  

учительница русского языка и литературы

ООШ д.Сарайлы

Фархутдинова Ф.Р.

2014

       Учитель.  Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день,  уважаемые гости.  Сегодня у нас необычный классный час.  Его проведет как всегда не ваша   классная  руководительница, а я.  Меня зовут Фархутдинова Флюза  Раисовна. Я работаю учителем  русского языка и литературы в школе  д. Сарайлы и являюсь классным руководителем 7 класса.

Учитель.   Ребята,  наша повседневная жизнь проходит в обществе   других людей. Семья, школьный класс, кружок, двор и другие места, где мы проводим свое время. Это в первую очередь люди, с которыми мы общаемся и  вступаем в те или иные отношения. Иначе говоря, мы постоянно  находимся в группе людей, являемся  постоянными или временными членами многих групп. И вот сегодня мы поговорим о том,  как жить в мире  с самим собой и с другими.

 

Учитель. Я  расскажу вам сказку, слушайте:

    «Давным- давно это было.  Люди тогда одевались в шкуры животных и были очень невежливыми. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие- ударит его или убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.

    Но вот однажды один  человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни одного человека, видно, все друг друга перебили. Лишь только через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным   топором. Тогда первый протянул обе руки: смотри, мол,  у меня ничего нет, не бойся меня».

  Вот так получилось первое рукопожатие, первая в мире дружба, первая в мире вежливость.

       Так оно было, или это только сказка, но вежливость  зародилась, и очень хорошо, что теперь она существует. Было бы очень грустно, если бы не было вежливости. Ведь все мы живем среди людей, а значит, нужно уважать тех, кто с тобой рядом и жить в мире с самим собой и с другими.  Давайте вспомним, какие слова нужно произносить при встрече?  

Ученик.   Здравствуйте,  доброе утро, добрый день,  добрый вечер.

Учитель.  Можно еще говорить: приветствую вас! Слово  «здравствуйте»  значит много. Ведь ваш знакомый желает вам  здоровья.  А как приятно, когда даже незнакомый человек вас поприветствовал.

              Поклонившись, мы друг другу сказали,

              Хоть были совсем незнакомы:

              -Здравствуйте!

             Что особого тем мы друг другу сказали?

              Просто «здравствуйте»,  больше ведь мы ничего не сказали.

             Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

             Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

              Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

  Учитель.   Чтобы жить в мире с самим собой и с другими, нужно соблюдать ,  которые  вам помогут.  Мы сегодня познакомимся с ними ,  запомним их и постараемся применять их в жизни.

                                     

                           Правило первое.

           Старайся быть доброжелательным к людям.

 Учитель.  Что значит быть доброжелательным?

Ученик. «Добро» «желательными»  -значит желать добра всем, с кем встречаешься.

 Учитель. А как другие узнают, что ты желаешь им добра?

Ученик. Быть открытым в своих поступках. Человек, желающий добра:

  • не вредничает
  • не обижает никого
  • не жадничает,
  • часто улыбается
  • не капризничает,
  • не надоедает другим)

Учитель.  Но бывают ситуации, когда не сразу понимаешь, как надо поступить. Вот пример, послушайте.

   К Славе пришел  друг Володя.

   -Включай телевизор, наши играют!

   - Не могу. Назавтра не подготовил литературу.

   -Кончай со своими уроками, пропустим первый период.

   -Извини меня,  Володя, но не могу.

    -Эх,  ты, а еще друг называется.

Учитель. Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Слава?

 Ученица. Думаю,  неправильно. Он мог выучить литературу и после того,  как посмотрят телевизор.

Ученик.  А я думаю, что правильно. Ведь дружба заключается в понимании друг друга.

Учитель.  Правильно. Дружба держится не на уступчивость, именно на понимании. Надо всегда понимать другого, тогда и вас будут стараться понимать. А мы переходим ко второму правилу.

                                   Правило второе.

Будь всегда веселым, не унывай, не плачь по пустякам.

Учитель.  С веселыми людьми легко и приятно общаться. Они умеют посмеяться и над другими, и над собой. Я точно знаю, что и вы любите веселье и смех. Давайте проведем  шуточную викторину. За каждый правильный ответ-  маленький приз. Кто первый поднимет руку,  тот и отвечает.

1. Что должен проверить судья,  когда выходит судить матч? (Свисток)

2.Когда журавль стоит на одной ноге , он весит 3 кг. Сколько  будет весить журавль, если встанет на две ноги? ( 3 кг)

3.Почему львы едят сырое мясо ?  ( Они не умеют готовить)

4.Ограмный зверь, но не кусается, ни на кого не бросается и живет выше крыши. (Созвездие Большая Медведица)

5.Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда не закрыта дверь)

6. Что находится между школой и детским садом? (Союз «и»)

7.Летели три страуса, охотник одного убил, сколько страусов осталось? (Страусы не летают)

8.У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца)

9.Кто автор сказки «Колобок»?  (Русский народ)

10.Почему скелеты не смеются? (Боятся рассыпаться)

 Учитель.  Молодцы. Отлично справились с заданием и посмеялись немножко. Правда, даже настроение сразу поднялось?

 Учитель. Вот так и вы легко можете окружающим поднимать настроение.

               

                         Правило третье.

     Помогай  тому, кто нуждается в помощи.

  Учитель.  Я вам расскажу такой случай.

    Шел по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит,  идти домой не может. А неподалеку   на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один  сказал: «Да ладно, пойдемте играть, посидит ,отдохнет и сам дойдет до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» .  А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку:  «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».

 Учитель. А как бы поступили вы?

  Ученица. Я бы хотел поступить, как девочка Лиза. Надо помощь предлагать сразу, а не ждать неизвестно чего.

Учитель.   Что она обозначает пословица  « Сам погибай, а товарища выручай»?

 

Ученик.  Означает пословица то, что нужно приходить на помощь , не думая о себе.

Учитель: Вы все правильно поняли. Будьте внимательны, помогайте всем, кто в этом нуждается. А как вы можете помочь друг другу в классе?

Ученица. Можно помогать в учебе. Кто-то какой-то предмет понимает лучше и может помочь разобраться товарищу.

Ученик. Если кто-то заболел, нужно обязательно навещать  и помогать, чтобы не отстал в учебе.

Ученица. Мальчики могут помогать девочкам:  ведро принести, повесить что-то тяжелое.

Ученица. Мальчики могут помогать девочкам:  ведро принести, повесить что-то тяжелое.

Ученик. А девочки могут мальчикам помочь: пришить там что-то или украсить.

Учитель. Правильно. Множество дел, где даже какая-то мелкая уступка и сдружит вас, и поднимет настроение, и жизнь облегчит.

                                   Правило четвертое.

Старайся быть человеком, который много знает и многое умеет- тогда с тобой будет интересно каждому.

 

 

 Учитель. Вот, например,  познакомился ты с новым человеком и пока еще не знаешь, о чем с ним поговорить, во что поиграть. Сидите и молчите. Интересно вам будет?

Ученик. Неинтересно, конечно.

Учитель.  А если хотя бы один из вас окажется хорошим рассказчиком, знает игры, умеет что-то мастерить, то вы сразу найдете, чем заняться. С такими людьми все хотят дружить, с ними легко и просто. Что нужно сделать, чтобы стать таким?

      Запоминай больше интересных историй, учи стихи, больше читай, научись делать всякие поделки и смотри книги про то, как можно мастерить. Словом, чем большему ты научишься, тем лучше для тебя и для других.

                             Пятое правило.

                     Надо уметь дружить.

Учитель.  Без друзей на свете трудно жить. Давайте я  вам прочитаю стихотворение А. Барто   «Требуется друг».  Это стихотворение  о том, как девочка ищет себе друга.

Все живут – не тужат, а с со мной не дружат!

Бант у Кати расписной, красные колготки

А характер кроткий.

Я шепчу: «Дружи со мной… мы же одногодки,

Мы же, как две голубки из  одной скорлупки…»

Я шепчу: «Но ты учти – ты во всем должна идти другу на уступки».

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»

Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер,

И девочек свита.

Подружусь я с Ильиной ,  стану знаменита!

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:  будешь ты меня спасать-

Дашь контрольную списать».

А девчонки на дыбы!  Говорят: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени, уговаривать подруг…

Напишу я объявление:  «Срочно  требуется друг!»

Учитель. Ребята, а вы бы хотели дружить с этой девочкой? Почему?

Ученик. Дружба  должна быть бескорыстной.

Учитель. Дружба  должна быть бескорыстной,   верной  и должна преодолевать самые трудные испытания.

Давайте, проведем  игру «Неразлучные   Друзья »

     

   Это задание выполняется в парах. Руки (правая и левая), берутся в замочек так, чтобы кисти оставались свободными.  Ваша задача – нарисовать общий рисунок на  доске.  Тема свободная.

 

                                 Правило шестое.

     Овладевай культурой общения,  учись правильно читать эмоциональное состояние другого.

Учитель. На первом месте по переживаниям в общении стоят ссоры, конфликты с товарищами, которые часто происходят из-за неумения договориться, желания обратить на себя внимание.

        Овладение культурой общения, конечно, нас никогда не освобождает от ошибок, но может помочь нам сделать выбор в своих действиях более осознанным, осмысленным, обдуманным.  Может подсказать нам, какой способ общения выбрать, чтобы не причинить  человеку зла.

       С давних времен люди всматривались в лица друг друга, пытались этим угадать настроение человека, его намерения, характер, вот и сейчас мы с вами попробуем  расшифровать некоторые эмоциональные состояния человека по мимике лица.

     Проверим, все ли сумеют  «легко  читать»  эмоциональное состояние другого человека? Чем помочь ему?  Например, печаль, радость, веселье, смех, удивление,  равнодушие, боль, удовольствие.

     Вот перед вами схематические изображения мимики лица.  Попробуйте разгадать в каком настроении человек.                                  

                                   

Учитель.  Вывод. Не все умеют «легко читать» эмоциональное состояние человека, а это необходимо каждому уметь, это помогает общаться людям между собой, находить особый подход к друзьям, товарищам, даже своим родителям.

Учитель.    Правил,  помогающих  жить  в мире с самим собой и с другими,   может быть много.  Вы и сами можете их придумывать. Важно только, чтобы и ты, и твои друзья их выполняли. Ведь на то они и правила.  И тогда жизнь ваша станет намного насыщеннее и  интересней. Но помните о  правилах,   которые все давно выполняют, мы сегодня о них говорили.  

    Ребята, в жизни бывают трудные ситуации,  и когда вы будете выбирать друзей,   вспомните наш разговор и наши  правила,   которые мы рассмотрели .  

 Я хочу вам раздать памятки с правилами в память о нашей встрече.      

         

                                  ПАМЯТКА.

   До свидания, до новых встреч.

   

   

   



Предварительный просмотр:

Тема:« Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»

Цель урока: 

1. Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были. 2. Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом. 3. Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения. 4.Воспитание читательского вкуса.

Учащихся в классе (аудитории): 

20

Используемое оборудование: 

1. Мультимедийная презентация

2. Тетради учащихся

Краткое описание: 

Разработка урока литературы в 7-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок»

Ход урока.

Слайд 2

     

   Жизнь ничего не дарует без                                        

                  тяжких трудов и волнений.

Гораций

І. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.

Слайд 3

Автор этого произведения - Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть  сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и  человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье,  а уму раздумье».

Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное. Андрей Платонов – наш земляк. Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность. Многое из того, что он написал, связано с Воронежем.

В Воронеже есть памятные платоновские места. На центральной улице – мемориальная доска на здании бывшей типографии, где работал Платонов. Есть улица, школа, библиотека, носящие имя Платонова. В местном литературном музее находятся материалы, посвященные жизни и творчеству писателя. Воронежские ученые-литераторы работали и работают над исследованием жизни и творчества Платонова, деятели культуры и школьные учителя много делают для популяризации творчества нашего великого земляка. Центрально-Черноземное книжное издательство за последние сорок лет напечатало десятки книг Платонова и о Платонове.

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.

Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.

- Каково значение слова псевдоним? (Псевдоним – вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён.)

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

За  свою жизнь Андрей Платонов имел  много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х  годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.

Наследие писателя Платонова велико. Чтобы понять и по достоинству оценить значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы стоим сегодня на пороге этой школы и сделаем первый шаг.

Впереди ещё много встреч с книгами А.Платонова. И я надеюсь, что вы достигнете в своём литературном образовании тех высот, которые помогут вам испытать чувство радости и счастья от приобщения к миру, созданному нашим земляком, А.Платоновым.

 

II. Подготовка к восприятию сказки.

1. Запись темы урока и эпиграфа в тетради.

2. Слово учителя.

На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок». У неё есть подзаголовок «Сказка-быль». Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у неё такой подзаголовок.

Слайд 4

Это произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть боле 50 лет. Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.

5 января 1951 года он умирает. Но эта ранняя смерть станет началом пути в «бессмертие, к всемирной известности, в нашу благодарную память» (В.Свительский).

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.

Слайд 5

- Посмотрите, как называли эту сказку-быль исследователи-литературоведы:

Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей.

Чистое золото поэзии сердца.

В. Чалмаев

Мы познакомимся с содержанием произведения и вернёмся к этим оценкам сказки.

- Сказки  бывают фольклорными и литературными. Чем они отличаются? (Фольклорную сказку создал народ, а литературная сказка написана писателем)

- Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел, занимательность, поучительность)

- Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». (Неведомый, незнакомый)

- Какие цветы мы называем неизвестными?

- А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?

 

ІІІ. Чтение сказки учителем.

 

ІV. Беседа по содержанию сказки-были.

- О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)

- Что рассказано об этих героях? (Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)

-  Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? (Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)

- «Неизвестный цветок» назван золотом поэзии сердца. Чтобы это произведение так зазвучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением художественной прозы.

Чтобы правильно определить тональность исполнения, попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке-были есть места, в которым и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения.

 

V. Работа над текстом.

- Сейчас мы с вами поучимся  ориентироваться в содержании произведения, определять главную мысль прочитанного отрывка. Раскройте книги.

Итак, начало сказки.

- Просмотрите первый абзац. Найдите цитату, которой можно было бы озаглавить этот отрывок. («Жил на свете маленький цветок».)

-  Проделаем такую же работу со вторым абзацем. («Однажды упало из ветра семечко, выпустило корешки в камень и глину и стало расти».)

-  Найдите в тексте отрывок, который рассказывает о том, как удалось вырасти цветку в таких трудных условиях. Прочитайте.

(3-6 абзацы читает заранее подготовленный ученик)

-  Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка. («Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок появился случайно, нечаянно. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Чувство грусти пронизывает прочитанные строки. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.)

- Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Прочитайте этот отрывок. («В середине лета цветок  …   и уносил его запах с собою» - 7 абзац.)

-  В чём убеждает нас автор? (Чтобы   жить   и   не   умереть,  нужно   много   трудиться.   И    труды    будут       вознаграждены.)

-  Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор? (Настоящим цветком. Со звездой, с мерцающим огнём в тёмной ночи.)

-  Какой глагол использует автор для характеристики настоящего цветка? (Светился.)

-  Считает ли цветок себя звездой? (Нет, таким  его  видит  автор,  таким,  напоминающим  светящуюся  звезду,  он  кажется Даше и другим детям, которые любовались им, как героем.)

- А   сейчас  мы   прочитаем   эпизод   встречи   цветка   с   Дашей.  Этот  отрывок  будет  прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок.

-  Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки? (Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.)

-  Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? (Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)

-  Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? (Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде».)

-  Как земля отблагодарила ребят? (На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

- Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте. (Конец сказки: 2 последних абзаца).   

-  В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были?  Какова идея сказки?  Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения. (А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.)

- Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок - святой труженик, ему еще сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силен потому, что у него есть корни, родство. Это связывает и человека с отчим домом. С родителями, с близкими людьми. И чем больше страдает человек, тем сильнее он нуждается в единстве со своим родом, со своей землей.

-  А теперь вернёмся к высказыванию об этом произведении. Согласны ли вы с ним? Почему критик так отзывается о «Неизвестном цветке»? ( Это поучительная история о том, как «меж камней и глиной» вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнём. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был ещё лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил в камне. Это повествование печальное. Грустно автору, грустно Даше, грустно нам. Но справедливость торжествует. Дети не позволили погибнуть цветку. У читателя рождается вера в доброе начало жизни. Печаль и надежда, тоска и радость, отчаяние и вера, как в хорошо сотканной ткани, слились в произведении и превратились в «чистое золото поэзии сердца».)

 

VI. Подведение итога урока.

- Многие известные люди размышляли о смысле жизни, и их мысли и размышления дошли до нас. Они вылились в афоризмы.

Слайд 6

Афоризм -  краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Давайте познакомимся с афоризмами. Какой из них вы могли бы использовать как  вывод к уроку? Почему?

«Жить – значит действовать». А. Франс

«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, зачем его зовут». Суахали

«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций

- Созвучны ли эти мысли нашему разговору? Почему?

- «Неизвестный цветок» А. Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.

Вспомним «Маленького принца» Сент-Экзюпери. Маленький принц возвращался к своей розе, преодолев боль последнего шага («надо потерпеть»). Может быть, Платонов знал эту сказку? Может быть, Экзюпери подсказал ему жанр сказки-завещания? Едва ли! Экзюпери написал свою сказку в 1942 году, но в России она была переведена в 1959 году. Да и важно ли это?! Хотя?! Два мудрых человека, два больших писателя, представители разных народов в разных концах земли и по-разному осознававшие свои задачи в литературе, независимо друг от друга, уходя в мир иной, завещали потомкам, используя жанр сказки (сказки-были), любить свою землю, любить жизнь, быть им полезными. Высокие моральные ценности общечеловечны, они вечны, без них нельзя.

И для нас сегодня «самое главное - сказку не спугнуть!» - и мудреть, учиться жить, поверив наказу доброго, самоотверженно сопротивлявшегося трудностям человека - писателя Андрея Платонова, как поверила ему его дочь Машенька, для которой эта сказка была написана. Отец умер в неизвестности, а дочь жила и убеждалась: известность не просто пришла к ее отцу, она стала славой, признательностью отвечают Платонову поклонники его таланта. И вот уже несколько лет как включены в школьные программы по литературе его произведения.

 

VII. Домашнее задание:  Нарисуйте, каким вы увидели цветок, попытайтесь передать его характер в рисунке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интересно жить на свете, если знаешь междометия

Разработка урока по теме "Междометия и звкоподражательные слова"...

«Космонавтом хочешь стать – надо много, много знать!»

Интеллектуальная игра  «Космонавтом хочешь стать – надо много, много знать!», посвященная  Дню космонавтикиВнеурочная деятельность.Класс: 5 -6Цель:прививать чувство патриотизма, показывая ве...

урок литературы "ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ"

УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ,    НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»...

Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок».«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»

Цель урока:1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что ...

"Счастье достается тому, кто много трудится"

«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя… нужно ей дать волю развиться и расцвести, чтобы она обогатила землю еще большими чудесами»М. Горький В нашей стране ситуация выбора профессии – эт...

Внеклассное мероприятие "Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Ш. Монтескье"

Внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся старшей школы....