"Счастье достается тому, кто много трудится"
рабочая программа по теме

Янбекова Индира Фатиховна

«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя… нужно ей дать волю развиться и расцвести, чтобы она обогатила землю еще большими чудесами»

М. Горький

 В нашей стране ситуация выбора профессии – это одна из сложнейших проблем, стоящих перед молодыми людьми. Эта проблема обрастает большим количеством сложностей, когда речь заходит о несовершеннолетних из неблагополучных семей. Это объясняется рядом причин, среди которых и объективные, социально-экономические факторы, и субъективные, касающиеся личностных устремление самого подростка. Ему необходимо, как показывают исследования, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность за выбор ложится на его собственные плечи. Лишь некоторым подросткам, в силу экстремальных семейных обстоятельств, приходится раньше сталкиваться с ситуацией столь же значимого выбора; большинство же обычно оказываются не готовыми как к самому выбору, так и к принятию ответственности за него.

Отсюда – страдания, отчаяние, отчуждение, потеря доверия ко всем и к самому себе тоже, снижение уровня интеллекта, низкая социализация, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы – вот далеко не полный перечень проблем ребенка, попавшего в реабилитационный центр.

Для решения этих проблем центром разработана подпрограмма «Счастье достаётся тому, кто много трудится!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podprogramma_schaste_dostayotsya_tomu_kto_mnogo_truditsya.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУСО Владимирской области

«Петушинский социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

г. Костерево

Подпрограмма

«Счастье достаётся тому,

кто много трудится!»

«Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни»

                                                                                      А. П. Чехов

                                                                                    Разработчик

                                                               Воспитатель Янбекова И.Ф.

        

2013 г.

Актуальность

«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя… нужно ей дать волю развиться и расцвести, чтобы она обогатила землю еще большими чудесами»

М. Горький

Поступающие в реабилитационный центр дети (практически все) педагогически запущены. Это дети из неблагополучных семей, где родители не уделяли им должного внимания. Статистика показывает, что такие дети не представляют себе, что такое общественно-полезный труд, не владеют навыками самообслуживающего труда, у некоторых развито негативное отношение к труду вообще, они плохо ориентируются  в современном мире, у них нет мотиваций к получению знаний, несовершеннолетние не ориентированы на получение профессии. Они сталкиваются с большими трудностями в приобретении житейских умений и навыков, в умении общаться и занимать активную жизненную позицию, при выборе профессии, в создании собственного жизненного пространства, в умении ориентироваться в условиях современной экономики. Это связано с тем, что, проведя значимый отрезок своей жизни в асоциальных условиях, несовершеннолетний либо частично утрачивает способности адаптации в той или иной сфере своей жизнедеятельности, либо «пропускает» благоприятный период для нормального формирования и развития этих способностей.

В нашей стране ситуация выбора профессии – это одна из сложнейших проблем, стоящих перед молодыми людьми. Эта проблема обрастает большим количеством сложностей, когда речь заходит о несовершеннолетних из неблагополучных семей. Это объясняется рядом причин, среди которых и объективные, социально-экономические факторы, и субъективные, касающиеся личностных устремление самого подростка. Ему необходимо, как показывают исследования, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность за выбор ложится на его собственные плечи. Лишь некоторым подросткам, в силу экстремальных семейных обстоятельств, приходится раньше сталкиваться с ситуацией столь же значимого выбора; большинство же обычно оказываются не готовыми как к самому выбору, так и к принятию ответственности за него.

Отсюда – страдания, отчаяние, отчуждение, потеря доверия ко всем и к самому себе тоже, снижение уровня интеллекта, низкая социализация, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы – вот далеко не полный перечень проблем ребенка, попавшего в реабилитационный центр.

Для решения этих проблем центром разработана подпрограмма «Великая радость — работа. Все счастье земли — за трудом!».

Цель подпрограммы:

        Профилактика беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних через реализацию комплекса мер по формированию и развитию трудовых навыков, навыков самообслуживания.

Задачи подпрограммы:

• Снять нервное напряжение и возбудимость;

• Способствовать формированию положительного отношения к труду;

•Сформировать знания о правилах здорового образа жизни и способности их реализации;

• Повысить уровень эмоционально-психической организации личности;

• Повысить уровень самоконтроля и саморегуляции поведения, умения управлять своими эмоциями;

• Сформировать высокий, сознательный уровень понимания значимости трудовой деятельности и конструктивной созидательной активности в жизни человека;

•Сформировать уважительное отношение детей к людям разных профессий;

•Сформировать представление о роли профессии в жизни человека;

• Ознакомить с миром профессий: дать общие сведения о профессии (характеристика, значение, деятельность, требования к личности, условия работы, необходимые знания, умения и навыки, где можно получить специальность, перспективы, оплата труда) и с правилами выбора профессии;

• Мотивировать к размышлениям о своем профессиональном будущем.

                                   

Направления и формы реализации подпрограммы

  1. Профориентация

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

1. Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

2. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества.

3. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих несовершеннолетних в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы взрослых и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.

 4. Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.


Формы профориентации:

  1. Беседы (общие, индивидуальные).

 Общая – ознакомление с типами профессий; иллюстрация наиболее распространенных профессий;

Индивидуальная – выявление причин затруднений детей в выборе профессий.

Цели бесед:

- выявление мотивов выбора профессий;

- расширение знаний несовершеннолетних, помогающих правильному выбору профессии; показ путей овладения профессий, раскрытие перспективности профессии;

- рекомендации по развитию способностей, необходимых для овладения определенных профессий;

- ознакомление с особенностями определенных профессий с несколькими воспитанниками, интересующимися одним и тем же кругом профессий.

Темы бесед:

• Почему люди работают?

• «Хочу» и «надо» в твоей учёбе и поведении.

• Многообразие мира профессий.

• Чем различаются разные профессии?

• Профессии и их классификация.

• «Что я знаю об избранной мной профессии?» (рассказы детей)

• Мое любимое занятие в свободное время.

• Всякий труд у нас в почете «Дорога в рабочие»

 • «Чтобы люди сказали: «Спасибо» (труд на радость людям, встреча с ветеранами труда)

3.Просмотр телепередач и фильмов с последующим обсуждением.

4.Обсуждение книг.

5. Диагностика.

•Анкета «Что я умею делать сам»

•Анкета «Мои желания»

•Методика «Моё любимое дело»

•Рисунок «Моя будущая профессия»

•Игровая методика «По морю любимых занятий»

6.Встречи с людьми разных профессий.

7.Экскурсии:

                Темы экскурсий

• «Кто работает в нашем Центре?»

• Экскурсия по городу (знакомство с профессиями людей, обеспечивающих порядок и чистоту в городе, работающих на транспорте)

• «От зернышка до булки» (экскурсия на хлебопекарню)

• «Кто построил мой город?» (строительные профессии)

• «Путешествие в читай-город» (рассказ о людях, чьим трудом создаются книги, экскурсия в библиотеку)

• «Письма, телеграммы  в дом приносит  славный почтальон» (экскурсия на почту)

• Знакомство с работой цветовода (беседа-практикум по уходу за цветами)

• Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира.

7.Конкурс рисунков «Землю красит солнце, а человека – труд»:

Рисунки акварелью

• Рисунки гуашью

• Рисунки цветными карандашами

  1. Трудотерапия

Одним из направлений реабилитационной работы центра является социально-трудовая реабилитация. Трудовая деятельность включает в себя огромный воспитательный потенциал. Помимо того труд детей и подростков, уход за растениями и животными является сильным общеукрепляющим и терапевтическим фактором. Для того чтобы воспитательные и реабилитационные возможности детского труда были реализованы, он должен отвечать ряду педагогических требований: 

1. Труд в реабилитационном центре должен быть посильным;

2.Детский труд в условиях центра должен быть результативным;

3.Труд несовершеннолетних должен быть систематическим;

4.Содержание труда, его результаты, отношение детей со сверстниками и взрослыми, складывающиеся в процессе трудовой деятельности в центре, должны давать им положительный эмоциональный заряд, приносить им радость и моральное удовлетворение;

5.Труд должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру.

Через различные виды общественно-полезного труда формируются жизненно-важные качества личности воспитанников: организованность, самостоятельность, прилежность, ответственность, аккуратность, добросовестность. Через совместный труд с взрослыми и сверстниками формируется уважение к результатам своего и чужого труда; бережное отношение к окружающим предметам, мебели, одежде, школьным принадлежностям; навыки и привычки выполнять повседневные обязанности, а также малопривлекательную, но нужную работу.

Задачи трудотерапии:

   • Выработать навыки и привычки к труду;

   • Формирование жизненно-важных качеств личности воспитанников: организованности, самостоятельности, прилежности, аккуратности, самостоятельности, добросовестности;        

• Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям;

• Обеспечение подростков трудовой деятельностью;

• Формирование и развитие навыков самообслуживания;

• Способствовать интеллектуальному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию;

• Формирование потребности к здоровому образу жизни;

• Формирование и развитие навыков общения (с самим собой, со сверстниками, с взрослыми).

Виды трудовой деятельности:

1. Выполнение общественно-полезного труда и отдельных поручений

• уборка своего личного пространства в центре,

• дежурство в столовой, классной комнате,

• устройство быта (разведение комнатных растений, прополка клумб, посадка цветов).

2. Работа в кружках, творческих мастерских.

• вышивание крестиком и гладью

• изделия из соленого теста

• поделки из цветной бумаги

• выжигание по дереву

3. Коллективные формы общественно-полезного труда: проведение субботников.

         4. Выпуск стенгазет, антирекламы.

         5. Организация выставок

• рисунков

• поделок

                         

 

                                                                                     

        


Ожидаемые результаты:

  • повысится интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, культурное и физическое развитие несовершеннолетних;
  • снимется нервное напряжение и возбудимость;
  • приобретется позитивный социальный опыт участия в созидательной, преобразующей деятельности;
  • расширится кругозор детей о мире профессий;
  • сформируется потребность детей в здоровом образе жизни;
  • сформируется уважительное отношение детей к людям разных профессий;
  • сформируются навыки социального и делового общения, ответственности,

самооценка  своих сил и возможностей;

  • разовьются способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы.

        

             

                                                                                         


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: "Где труд, там и счастье"

Внеклассное мероприятие на тему: "Где труд, там и счастье"....

урок литературы "ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ"

УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ,    НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»...

Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок».«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»

Цель урока:1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что ...

Мастер-класс родительское собрание "Кто любит трудиться, тому без дела не сидится"

Мастер-класс  родительское собрание "Кто любит трудиться, тому без дела не сидится"...

Праздник труда "Старание и труд к счастью ведут" (10.05.22)

Праздник труда "Старание и труд к счастью ведут" (10.05.22)...

Сценарий праздника труда "Кто первый в труде, тому слава везде".

Мероприятие в виде конкуров, направленное на систематизацию и закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках технологии в коррекционной школе VIII вида....