"Счастье достается тому, кто много трудится"
рабочая программа по теме
«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя… нужно ей дать волю развиться и расцвести, чтобы она обогатила землю еще большими чудесами»
М. Горький
В нашей стране ситуация выбора профессии – это одна из сложнейших проблем, стоящих перед молодыми людьми. Эта проблема обрастает большим количеством сложностей, когда речь заходит о несовершеннолетних из неблагополучных семей. Это объясняется рядом причин, среди которых и объективные, социально-экономические факторы, и субъективные, касающиеся личностных устремление самого подростка. Ему необходимо, как показывают исследования, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность за выбор ложится на его собственные плечи. Лишь некоторым подросткам, в силу экстремальных семейных обстоятельств, приходится раньше сталкиваться с ситуацией столь же значимого выбора; большинство же обычно оказываются не готовыми как к самому выбору, так и к принятию ответственности за него.
Отсюда – страдания, отчаяние, отчуждение, потеря доверия ко всем и к самому себе тоже, снижение уровня интеллекта, низкая социализация, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы – вот далеко не полный перечень проблем ребенка, попавшего в реабилитационный центр.
Для решения этих проблем центром разработана подпрограмма «Счастье достаётся тому, кто много трудится!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podprogramma_schaste_dostayotsya_tomu_kto_mnogo_truditsya.doc | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУСО Владимирской области
«Петушинский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
г. Костерево
Подпрограмма
«Счастье достаётся тому,
кто много трудится!»
«Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни»
А. П. Чехов
Разработчик
Воспитатель Янбекова И.Ф.
2013 г.
Актуальность
«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя… нужно ей дать волю развиться и расцвести, чтобы она обогатила землю еще большими чудесами»
М. Горький
Поступающие в реабилитационный центр дети (практически все) педагогически запущены. Это дети из неблагополучных семей, где родители не уделяли им должного внимания. Статистика показывает, что такие дети не представляют себе, что такое общественно-полезный труд, не владеют навыками самообслуживающего труда, у некоторых развито негативное отношение к труду вообще, они плохо ориентируются в современном мире, у них нет мотиваций к получению знаний, несовершеннолетние не ориентированы на получение профессии. Они сталкиваются с большими трудностями в приобретении житейских умений и навыков, в умении общаться и занимать активную жизненную позицию, при выборе профессии, в создании собственного жизненного пространства, в умении ориентироваться в условиях современной экономики. Это связано с тем, что, проведя значимый отрезок своей жизни в асоциальных условиях, несовершеннолетний либо частично утрачивает способности адаптации в той или иной сфере своей жизнедеятельности, либо «пропускает» благоприятный период для нормального формирования и развития этих способностей.
В нашей стране ситуация выбора профессии – это одна из сложнейших проблем, стоящих перед молодыми людьми. Эта проблема обрастает большим количеством сложностей, когда речь заходит о несовершеннолетних из неблагополучных семей. Это объясняется рядом причин, среди которых и объективные, социально-экономические факторы, и субъективные, касающиеся личностных устремление самого подростка. Ему необходимо, как показывают исследования, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность за выбор ложится на его собственные плечи. Лишь некоторым подросткам, в силу экстремальных семейных обстоятельств, приходится раньше сталкиваться с ситуацией столь же значимого выбора; большинство же обычно оказываются не готовыми как к самому выбору, так и к принятию ответственности за него.
Отсюда – страдания, отчаяние, отчуждение, потеря доверия ко всем и к самому себе тоже, снижение уровня интеллекта, низкая социализация, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы – вот далеко не полный перечень проблем ребенка, попавшего в реабилитационный центр.
Для решения этих проблем центром разработана подпрограмма «Великая радость — работа. Все счастье земли — за трудом!».
Цель подпрограммы:
Профилактика беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних через реализацию комплекса мер по формированию и развитию трудовых навыков, навыков самообслуживания.
Задачи подпрограммы:
• Снять нервное напряжение и возбудимость;
• Способствовать формированию положительного отношения к труду;
•Сформировать знания о правилах здорового образа жизни и способности их реализации;
• Повысить уровень эмоционально-психической организации личности;
• Повысить уровень самоконтроля и саморегуляции поведения, умения управлять своими эмоциями;
• Сформировать высокий, сознательный уровень понимания значимости трудовой деятельности и конструктивной созидательной активности в жизни человека;
•Сформировать уважительное отношение детей к людям разных профессий;
•Сформировать представление о роли профессии в жизни человека;
• Ознакомить с миром профессий: дать общие сведения о профессии (характеристика, значение, деятельность, требования к личности, условия работы, необходимые знания, умения и навыки, где можно получить специальность, перспективы, оплата труда) и с правилами выбора профессии;
• Мотивировать к размышлениям о своем профессиональном будущем.
Направления и формы реализации подпрограммы
- Профориентация
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
1. Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
2. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества.
3. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих несовершеннолетних в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы взрослых и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.
4. Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
Формы профориентации:
- Беседы (общие, индивидуальные).
• Общая – ознакомление с типами профессий; иллюстрация наиболее распространенных профессий;
• Индивидуальная – выявление причин затруднений детей в выборе профессий.
Цели бесед:
- выявление мотивов выбора профессий;
- расширение знаний несовершеннолетних, помогающих правильному выбору профессии; показ путей овладения профессий, раскрытие перспективности профессии;
- рекомендации по развитию способностей, необходимых для овладения определенных профессий;
- ознакомление с особенностями определенных профессий с несколькими воспитанниками, интересующимися одним и тем же кругом профессий.
Темы бесед:
• Почему люди работают?
• «Хочу» и «надо» в твоей учёбе и поведении.
• Многообразие мира профессий.
• Чем различаются разные профессии?
• Профессии и их классификация.
• «Что я знаю об избранной мной профессии?» (рассказы детей)
• Мое любимое занятие в свободное время.
• Всякий труд у нас в почете «Дорога в рабочие»
• «Чтобы люди сказали: «Спасибо» (труд на радость людям, встреча с ветеранами труда)
3.Просмотр телепередач и фильмов с последующим обсуждением.
4.Обсуждение книг.
5. Диагностика.
•Анкета «Что я умею делать сам»
•Анкета «Мои желания»
•Методика «Моё любимое дело»
•Рисунок «Моя будущая профессия»
•Игровая методика «По морю любимых занятий»
6.Встречи с людьми разных профессий.
7.Экскурсии:
Темы экскурсий
• «Кто работает в нашем Центре?»
• Экскурсия по городу (знакомство с профессиями людей, обеспечивающих порядок и чистоту в городе, работающих на транспорте)
• «От зернышка до булки» (экскурсия на хлебопекарню)
• «Кто построил мой город?» (строительные профессии)
• «Путешествие в читай-город» (рассказ о людях, чьим трудом создаются книги, экскурсия в библиотеку)
• «Письма, телеграммы в дом приносит славный почтальон» (экскурсия на почту)
• Знакомство с работой цветовода (беседа-практикум по уходу за цветами)
• Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира.
7.Конкурс рисунков «Землю красит солнце, а человека – труд»:
• Рисунки акварелью
• Рисунки гуашью
• Рисунки цветными карандашами
- Трудотерапия
Одним из направлений реабилитационной работы центра является социально-трудовая реабилитация. Трудовая деятельность включает в себя огромный воспитательный потенциал. Помимо того труд детей и подростков, уход за растениями и животными является сильным общеукрепляющим и терапевтическим фактором. Для того чтобы воспитательные и реабилитационные возможности детского труда были реализованы, он должен отвечать ряду педагогических требований:
1. Труд в реабилитационном центре должен быть посильным;
2.Детский труд в условиях центра должен быть результативным;
3.Труд несовершеннолетних должен быть систематическим;
4.Содержание труда, его результаты, отношение детей со сверстниками и взрослыми, складывающиеся в процессе трудовой деятельности в центре, должны давать им положительный эмоциональный заряд, приносить им радость и моральное удовлетворение;
5.Труд должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру.
Через различные виды общественно-полезного труда формируются жизненно-важные качества личности воспитанников: организованность, самостоятельность, прилежность, ответственность, аккуратность, добросовестность. Через совместный труд с взрослыми и сверстниками формируется уважение к результатам своего и чужого труда; бережное отношение к окружающим предметам, мебели, одежде, школьным принадлежностям; навыки и привычки выполнять повседневные обязанности, а также малопривлекательную, но нужную работу.
Задачи трудотерапии:
• Выработать навыки и привычки к труду;
• Формирование жизненно-важных качеств личности воспитанников: организованности, самостоятельности, прилежности, аккуратности, самостоятельности, добросовестности;
• Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям;
• Обеспечение подростков трудовой деятельностью;
• Формирование и развитие навыков самообслуживания;
• Способствовать интеллектуальному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию;
• Формирование потребности к здоровому образу жизни;
• Формирование и развитие навыков общения (с самим собой, со сверстниками, с взрослыми).
Виды трудовой деятельности:
1. Выполнение общественно-полезного труда и отдельных поручений
• уборка своего личного пространства в центре,
• дежурство в столовой, классной комнате,
• устройство быта (разведение комнатных растений, прополка клумб, посадка цветов).
2. Работа в кружках, творческих мастерских.
• вышивание крестиком и гладью
• изделия из соленого теста
• поделки из цветной бумаги
• выжигание по дереву
3. Коллективные формы общественно-полезного труда: проведение субботников.
4. Выпуск стенгазет, антирекламы.
5. Организация выставок
• рисунков
• поделок
Ожидаемые результаты:
- повысится интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, культурное и физическое развитие несовершеннолетних;
- снимется нервное напряжение и возбудимость;
- приобретется позитивный социальный опыт участия в созидательной, преобразующей деятельности;
- расширится кругозор детей о мире профессий;
- сформируется потребность детей в здоровом образе жизни;
- сформируется уважительное отношение детей к людям разных профессий;
- сформируются навыки социального и делового общения, ответственности,
самооценка своих сил и возможностей;
- разовьются способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему: "Где труд, там и счастье"
Внеклассное мероприятие на тему: "Где труд, там и счастье"....
урок литературы "ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ"
УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»...
Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок».«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»
Цель урока:1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что ...
урок "Чтобы жить и светиться, надо много трудиться"
Урок по литературе в 7 классе...
Мастер-класс родительское собрание "Кто любит трудиться, тому без дела не сидится"
Мастер-класс родительское собрание "Кто любит трудиться, тому без дела не сидится"...
Праздник труда "Старание и труд к счастью ведут" (10.05.22)
Праздник труда "Старание и труд к счастью ведут" (10.05.22)...
Сценарий праздника труда "Кто первый в труде, тому слава везде".
Мероприятие в виде конкуров, направленное на систематизацию и закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках технологии в коррекционной школе VIII вида....