Программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Елена Валерьевна Архипова

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования \базовый уровень\, 2004 год и примерной рабочей программы 5-9 классы: прсобие для учителей общеобразовательных учреждений \Л.М.Рыбченкова, О.М.Алекс андрова - М.: Просвещение, 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmen.progr_.7a_kl.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Настоящая программа по русскому языку  для 7а  класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования (базовый уровень), 2004 год  и  Примерной рабочей программы. Русский язык. Рабочие программы. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / J1. М. Рыбченкова, О.М.Александрова. — М.: Просвещение, 2011, а также в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

                                                                           Федеральные документы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  5. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №637-р)
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2010. 24 с.

                                                                            Региональные документы:

  1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
  2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».
  3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
  4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».

            Изучение курса реализуется через  учебник   Русский язык. 7  класс: Учеб. для общеобразоват. организаций / [J1. М. Рыбченкова,

О.М.Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич]. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014.

Место предмета в базисном учебном плане:

В соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом на 2016-2017 учебный год количество часов по данному предмету составляет  136 часов (34 недели по 4 часа   в неделю).   Срок реализации программы – 1.09.2016 – 25.05.2017

Практическая часть программы:     

  Контрольные работы – 3            Контрольные диктанты- 4         Словарные диктанты- 2        

   Контрольное сочинение – 2     Контрольное изложение – 2

 1.   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

          Программа предусматривает формирование у обучающихся учебных умений и навыков, ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного

языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

 способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

4) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания.

5) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

7) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального

общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

8) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

9) владение всеми видами речевой деятельности;

10) умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

11) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

12) владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

13) соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

14) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

15) осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

16) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

17) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

18) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

Цели и задачи

         Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей:

  •   изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
  •    воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского    гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему  как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни  и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности,  самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её  функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной  жизни.

В содержании тематического планирования   реализуются  актуальные в настоящее время подходы, которые определяют задачи обучения:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому  взаимодействию и социальной адаптации;
  • воспитать сознательное отношение к языку как явлению культуры,  основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;  интерес и любовь к русскому языку;
  • освоить знания о русском языке, его устройстве и функционировании в  различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • сформировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  •  на базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний  о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения.

В результате изучения русского языка на базовом уровне обучающийся должен  знать/понимать:

-  определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

  - дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

        - фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

  - применять орфографические правила;

        - объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику   слов; правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

       - производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

             -  составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

             -  соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

             - выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

             - адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА                                                    

                                                                                            Содержание программы

                                           Введение (10 ч)

Русский язык в современном мире. Речь. Речевое общение. Речевой этикет.

Функциональные разновидности языка.

Текст, его основная и дополнительная информация

Получают элементарные представления о месте русского языка в кругу славянских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка.

Овладевают сведениями о роли русского языка в современном мире, о русском языке как одном из мировых языков.

* Получают сведения о мировых языках, о языке общения Древнего Востока, Римской империи, современном языке международного общения в Африке.

Получают представление о речевом общении (речевой коммуникации), речевой ситуации, речевой задаче.

Осознают роль речевой культуры, коммуникативных навыков в жизни человека; расширяют знания об основных особенностях устной и письменной речи; понимают основные причины коммуникативных неудач и умеют преодолевать их.

Овладевают различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога); нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Анализируют образцы устной и письменной речи; соотносят их с целями, ситуациями общения. Характеризуют коммуникативные цели говорящего. Сравнивают образцы диалогической и монологической речи. Осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Готовят выступление в виде презентации на заданную тему.

*Получают сведения о несловесных средствах общения.

Анализируют языковой материал по изучаемой теме, сопоставляют его по заданным признакам, обобщают наблюдения и делают выводы.

Получают представление о речевом этикете.

Передают информацию, представленную в схемах, в виде связного текста; осуществляют поиск информации в соответствии с учебной задачей. Анализируют этикетные слова и выражения, группируют их по заданным признакам. Составляют синонимические ряды этикетных слов. Анализируют высказывания, исправляют в них нарушения правил речевого этикета. Пишут поздравительные письма друзьям. Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему.

*Получают сведения о специфике приветствий у разных народов, о правилах поведения, описанных в «Домострое».

Анализируют языковой материал по заданной теме. Определяют речевую задачу текста, а также тему текста по ключевым словам и словосочетаниям. Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использованных языковых средств. Создают устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Передают информацию, представленную в таблице, в виде связного текста, рассказывают о различиях разговорной и книжной речи. Передают содержание текста, ориентируясь на неофициальную сферу общения. Сравнивают тексты по заданным параметрам (сфера общения, характерная для каждого текста; речевая задача, которая решается в каждом из текстов; лексические особенности прочитанных текстов). Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему. * Получают сведения об экспрессивных стилях.

Анализируют и характеризуют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Делят текст на смысловые части, осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), тезисов, схемы, таблицы и т. п. Отбирают и систематизируют материал на определённую тему; осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников, представляют и передают её с учётом заданных условий общения.

Определяют языковые средства связи предложений и частей текста. Пишут сочинение, самостоятельно формулируя его тему.

Получают представление о стратегии ознакомительного, изучающего, поискового/просмотрового способа (вида) чтения

      Морфология (126ч)

Система частей речи в русском языке

Анализируют слова с морфологической точки зрения, определяют, по какому принципу их можно сгруппировать. Анализируют текст, обосновывают своё мнение относительно высказанных автором текста утверждений. Восстанавливают деформированный текст

                                                                                                              Причастие (32)

Понятие о причастии.

Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастный оборот.

Действительные и страдательные причастия.

Полные и краткие формы причастий.

Причастия настоящего и прошедшего времени.

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях.

Правописание и и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

Правописание и и ни в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.

Морфологический разбор причастия.

Правописание не с причастиями.

Буквы ewe после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Повторение темы «Причастие»

Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия. Анализируют словосочетания, определяют, по какому принципу их можно сгруппировать. Анализируют пары слов, определяют разницу в их значениях, группируют пары слов по заданным признакам.

Опознают причастия как особую форму глагола по формальным признаком и общему грамматическому значению. Заменяют словосочетания «причастие + существительное» синонимичными по смыслу выражениями с глаголом. Подбирают антонимы к причастиям. Заменяют в тексте обороты со словом который на словосочетания с причастием.

Передают информацию, представленную в схемах, таблицах, в виде связного текста; осуществляют поиск информации в соответствии с учебной задачей. Распознают грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводят соответствующие примеры. Правильно употребляют причастия с определяемыми словами; соблюдают видо-временную соотнесённость причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.

*Получают дополнительные сведения об употреблении причастий в старославянском, древнерусском и современном русском языке.

Опознают причастные обороты в предложениях, правильно расставляют знаки препинания при причастном обороте. Исправляют ошибки в употреблении причастных оборотов. Опознают действительные и страдательные причастия.

Распознают полные и краткие формы страдательных причастий. Правильно ставят ударения в кратких причастиях, используют словари.

К причастиям настоящего времени подбирают однокоренные причастия прошедшего времени. Записывают цепочки слов по образцу.

Анализируют языковой материал, устанавливают зависимость написания гласного перед -н-(-нн-) от того, на что оканчивается глагол. Дополняют текст подходящими по смыслу страдательными причастиями прошедшего времени.

Различают полные страдательные причастия и отглагольные прилагательные. Заменяют отглагольные прилагательные однокоренными страдательными причастиями с приставками.

Выполняют морфологический разбор причастий.

Используя материалы наблюдений, самостоятельно формулируют правило правописания не с причастиями. Используют алгоритм применения правила правописания не с причастиями.

Анализируют языковой материал и самостоятельно формулируют правило написания ё и е после шипяших в суффиксах страдательных причастий. Выполняют морфемный разбор причастий.

Анализируют текст, определяют его стиль и тип речи. Определяют тему и основную мысль текста, озаглавливают его. Определяют основную информацию текста. Пересказывают текст подробно и сжато.

Отбирают и систематизируют материал на определённую тему; осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников, представляют и передают её с учётом заданных условий общения. Готовят сообщение на заданную тему. Создают устные и письменные тексты по заданному началу. Овладевают фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текста.

Выполняют тестовые задания. Используют приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность

                                                                                                               Деепричастие (22 ч)

 

Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот. Правописание не с деепричастиями. Способы образования деепричастий.

Рассуждение и его виды. Морфологический разбор деепричастия. Повторение темы «Деепричастие»

Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия.

Опознают деепричастия по формальным признакам, общему грамматическому значению и по морфологическим свойствам. Различают деепричастия и глаголы, причастия и деепричастия.

Пишут сочинение на лингвистическую тему, самостоятельно составляют таблицу об отличительных признаках причастий и деепричастий. Восстанавливают фрагмент текста, заменяя выделенные части предложений подходящими по смыслу синонимическими конструкциями. Редактируют предложения, работают в парах. Получают представление о грамматической ошибке.

Передают информацию, представленную таблице, в виде связного текста, формулируют правило правописания не с деепричастиями. Группируют слова и предложения по заданным признакам. Проводят морфемный и словообразовательный разбор деепричастий. Проводят наблюдение за использованием деепричастий в поэтическом тексте.

Анализируют языковой материал по изучаемой теме, определяют тип речи и композицию текста. Определяют тип рассуждения в текстах из различных учебников. Создают тексты рассуждений-объяснений, рассуждений-доказательств на предложенные темы в устной и письменной форме.

* Получают дополнительные сведения о прямых и косвенных доказательствах.

Создают рассуждение-размышление с элементами описания и повествования, опираясь на содержание текста и на свой жизненный опыт.

Выполняют морфологический разбор деепричастия.

Анализируют текст, определяют роль метафор и олицетворений в нём, озаглавливают текст.

Отбирают и систематизируют материал на определённую тему; осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников, представляют и передают её с учётом заданных условий общения. Создают тексты в форме сказки, репортажа, инструкции. Пишут сочинение по репродукции картины Б. Кустодиева «Сирень». Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему. Пересказывают текст подробно и сжато. Создают сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Овладевают фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текстов.

Выполняют тестовые и другие задания по изученной теме. Используют приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность

Наречие (26 ч)

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о(-е).

Морфологический разбор наречия. Одна и две буквы к в наречиях на -о(-е). Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Повторение темы «Наречие»

Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия. Опознают наречия в тексте, группируют их по заданным признакам. Подбирают синонимы и антонимы к наречиям. Работают в парах. Определяют разряд наречий. Опознают формы сравнительной степени наречий. Различают формы степеней сравнения прилагательных и наречий. Анализируют предложения, исправляют ошибки в образовании форм степеней сравнения наречий.

*Получают дополнительные сведения о местоимённых наречиях, об устаревших формах сравнительной степени наречий.

Выполняют морфологический разбор наречий. Анализируют языковой материал, самостоятельно формулируют правила: правописание не с наречиями на -о(-е), н и нн в наречиях на -о(-е). Различают наречия и краткие причастия.

Образуют наречия по заданным моделям. Самостоятельно формулируют правило написания о или а на конце наречий.

Различают наречия и омонимичные прилагательные и местоимения. Анализируют информацию, представленную в таблице, и формулируют правило о слитном и раздельном написании приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Пользуются орфографическим словарём. Различают наречия и существительные с предлогами.

Анализируют информацию, представленную в схеме, и формулируют правило об употреблении ь после шипящих в словах различных частей речи.

Создают устное монологическое высказывание на заданную тему.

Анализируют текст, определяют речевую задачу, которую автор в нём реализовал; озаглавливают текст, определяют его стиль и тип речи. Определяют роль наречий в тексте. Пишут подробное и сжатое изложение. Создают сочинение на заданную тему.

"Овладевают фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текстов.

Выполняют тестовые и другие задания по изученной теме. Используют приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность

Предлог (12 ч)

Предлог как часть речи.

Предлоги производные и непроизводные. Предлоги простые и составные. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи.

Морфологический разбор предлога.

Повторение темы «Предлог»

Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки предлога. Группируют словосочетания в зависимости от значения предлогов. Группируют предлоги по заданным признакам. Самостоятельно определяют, по какому признаку необходимо сгруппировать предлоги. Составляют текст, используя данные предложно-падежные сочетания.  Получают представление о грамматических омонимах. Анализируют информацию, представленную в таблице, передают её в виде связного  текста учебно-научного стиля. Различают простые и составные предлоги. Объясняют правописание предлогов. Представляют правила правописания предлогов в виде таблицы. Получают представление о предлогах-синонимах и предлогах-антонимах. Анализируют высказывания, определяют, какие из них уместны в повседневном общении, какие — в официальной обстановке. Выполняют устный и письменный морфологический разбор предлога. Моделируют предложения по заданным схемам. Анализируют тексты, определяют стиль и тип речи текстов, озаглавливают и пересказывают их. Формулируют тезис текста. Создают тексты в форме репортажа, объявления на предложенную тему. Редактируют тексты. Овладевают фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текста.

Выполняют тестовые и другие задания по изученной теме. Используют приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность

Союз (20 ч)

Союз как часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов.

Союзы и союзные слова.

Союзы в простых и сложных предложениях.

Морфологический разбор соза. Повторение темы «Союз»

Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки союза. Различают союзы по грамматическому значению и по структуре. Опознают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, составляют их схемы. Различают сочинительные союзы по значению. Составляют линейные и объёмные схемы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Моделируют предложения по заданным схемам. Анализируют информацию, представленную в таблицах, и передают её в виде связною текста учебно-научного стиля (разряды подчинительных союзов; отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от омонимичных сочетаний слов). Различают союзы и союзные слова.

Самостоятельно формулируют правило о постановке знаков препинания (перед союзами а, но, зато в простых и сложных предложениях) между однородными членами с двойными союзами. Представляют материал о знаках препинания перед союзом и в простых и сложных предложениях в виде схемы. Работают в парах. Выполняют морфологический разбор союза.

Анализируют текст с точки зрения наличия в нём основной и дополнительной информации.

Определяют основную мысль текста. Создают устные и письменные монологические высказывания на заданную тему. Овладевают фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текста.

Выполняют тестовые и другие задания по изученной теме. Используют приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность

                                                                                                         Частица (13 ч)

        Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Правописание частицы не. Разграничение частиц не и ни. Морфологический разбор частиц. Повторение темы «Частицы». Повторение темы «Служебные части речи»

Анализируют языковой материал по изучаемой теме. Делают выводы о роли частиц в предложениях.

Анализируют и характеризуют обшее грамматическое значение, морфологические признаки частицы. Получают представление о формообразующих и смысловых частицах. Опознают частицы в текстах. Группируют частицы по заданным признакам. Создают текст-описание на одну из предложенных тем, используя изучаемый языковой материал.

Распознают союз и и частицу и. Объясняют слитное и раздельное написание частиц, написание частиц через дефис.

Анализируют информацию, представленную в таблицах, и формулируют правила о правописании не с различными частями речи, о правописании частиц не и ни.

"Получают дополнительные сведения о смысловой роли частиц, об этимологии частиц, о классификации частиц.

Анализируют текст, определяют его основную мысль, тему, стиль и тип речи. Создают устные и письменные монологические высказывания на заданную тему.

Выполняют тестовые и другие задания по изученной теме. Используют приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.

Литература

 1.  Русский язык. Рабочие программы. 5—9 классы: пособие для учителей  общеобразоват. учреждений / J1. М. Рыбченкова,О.М.Александрова. — М.: Просвещение, 2011. - 108 с.

2. Русский язык. 7  класс: организаций / [J1. М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич]. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014.

3. Ипполитова Н. А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи: пособие для учителей. — М.:      Просвещение, 1980.

4. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — М.: ЭКСМО-пресс, 1998. (Уроки русского языка).

Электронные адреса

http://rusgram.narod.ru - Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского

языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка).

http://www.gramota.ru - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения.

http://www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка.

http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm - Русский язык.

http://www.gramma.ru - Русский язык: говорим и пишем правильно.

http://www.ruslang.ru - Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...