Урок русского языка в 9 классе«Исконно-русские и заимствованные слова»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Ладугина Альбина Сергевна

Конспект данного урока может помочь при полготовке к урокам русского языка в разделе "Лексика.Фразеология", при проведении факультативных и элективных курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskonno-_russkie_i_zaimstvovannye_slova.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №2.

Тема: «Исконно-русские и заимствованные слова».

Цель урока: расширить знания учащихся в области лексикологии и фразеологии;

Задачи:

- учить определять лексическое значение слова, находить в тексте исконно-русские  и заимствованные слова, правильно употреблять их в речи;
- продолжить знакомить с различными лингвистическими словарями;

-развивать навыки исследовательской деятельности учащихся;
развивать культуру речи и обогащать словарный запас учащихся;
развивать логическое и образное мышление;
воспитывать бережное отношение к родному языку, чувство патриотизма,
интерес к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный

Оборудование :словари русского языка, компьютер, медиапроектор.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

Несколько учащихся зачитывают свои эссе, подготовленные по материалам прошлого урока.

  1. Слово учителя. ( Учащиеся записывают в тетрадь основные понятия).

В словарном составе русского языка можно выделить два основных пласта слов в зависимости от их происхождения: исконно русскую лексику и лексику заимствованную.

 

Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития. Есть несколько групп исконно русских слов.

  1. Общеславянские слова, которые вошли в русский язык из славянского языка-основы. Это, например, названия лиц по родству (брат, сестра, мать, отец)] названия некоторых орудий труда (соха, плуг); наименования лиц по роду их занятий (ткач, жнец); названия жилища (дом, двор); названия продуктов питания, пищи (молоко, каша, пирог, мед, квас); названия деревьев (липа, дуб, сосна, береза).
  2. Восточнославянские (или древнерусские) слова, которые возникли в русском языке примерно в XI—XIV вв. Таких слов очень много, они общие для русского, украинского и белорусского языков, составлявших единый восточнославянский язык. Например: дядя, племянник, коромысло, скатерть, кочерга, лодка, овраг, крыша, кружево, мешок, зодчий и др.
  3. Собственно русские слова, появившиеся начиная с XIV в. после разделения восточнославянского языка на украинский, белорусский и русский. Сюда относятся все слова, кроме заимствованных.

Помимо исконной лексики в словарном составе русского языка есть и заимствованные слова, составляющие не более десяти процентов от общего количества слов. Заимствование происходит в результате экономических, политических, культурных контактов с другими народами.

Особую группу заимствованных слов составляют старославянизмы. Так принято называть слова, пришедшие из старославянского языка, древнейшего языка славян. В IX в. этот язык был письменным языком в Болгарии, Македонии, Сербии, а после принятия христианства стал распространяться и на Руси в качестве письменного, книжного языка.

3.Постановка проблемного вопроса.

Ребята, перед вами текст стихотворения А.С. Пушкина «Анчар». Попробуйте сформулировать признаки старославянизмов, проанализировав выделенные в тексте примеры.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На
древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже
тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает
дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился
хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в
чуждые пределы.

(Учащиеся работают в группах, затем весь класс заслушивает ответы друг друга, дополняют. Потом вместе с учителем записываем основные признаки  старославянизмов).

- Как вы уже поняли, старославянизмы обладают отличительными чертами. Вот некоторые из них:

  • Неполногласие, т. е. сочетания ра, ла, ре, ле на месте русских оро, оло, ере, еле (враг — ворог, сладкий — солод, млечный — молочный, брег — берег).
  • Сочетания ра, ла в начале слова на месте русских ро, ло (работа — хлебороб, ладья — лодка). Сочетание жд на месте ж (чуждый — чужой, одежда — одёжа, вождение — вожу).
  • Щ на месте русского ч (освещение — свеча, мощь — мочь, горящий — горячий).
  • Начальные а, е, ю вместо русских л, о, у (агнец — ягненок, един — один, юноша — уноша).
  • В русском языке есть достаточно много морфем старославянского происхождения:— суффиксы ени-, енств-, знъ-, телъ-, ын- (единение, блаженство, жизнь, хранитель, гордыня);

— суффиксы прилагательных и причастий: ейш-, айш-, ащ-, ущ-, ом-, им-, енн- (добрейший, горчай ший, горящий, бегущий, ведомый, хранимый, благословенный);

— приставки: воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред-(воздать, извергнуть, низвергнуть, чрезмерно, презирать, предпочитать);

— первая часть сложных слов: благо, бого, зло, грехо, велико (благодаяние, богобоязненный, злословие, грехопадение, великодушие).

 - Для чего автор использует данные слова в своем стихотворении? (Они сохраняют стилистический оттенок «высокости» и употребляются для придания особой выразительности речи).

  1. Работа со словарями.

- Пользуясь этимологическими словарями и словарями и иностранных слов найдите лексику, заимствованную из иностранных языков.

Тюркский: колпак, сарафан, ярлык, шашлык и др.

Греческий: анализ, синтез, лабиринт, поэт и др.

Английский: футбол, пиджак, джаз, яхта и др.

Французский: пюре, тире, пари, кафе и др.

Немецкий: штаб, штурм, шпала, шпиндель, фронт, бутерброд и др.

-  Многие заимствованные слова имеют синонимы в русском языке (абсурд — нелепость, дефект — недостаток, ликвидация — устранение).

А для чего в языке нужны заимствованные слова? (Заимствованные слова обогащают нашу речь, делают ее более точной, подчас экономной).

- Например, вместо русского словосочетания меткий стрелок иногда лучше употребить снайпер, а слово мотель укажет точно, что это не просто гостиница, а предназначенная для автотуристов. И все же следует избегать чрезмерно неоправданного употребления заимствованной лексики. Прав был В. Белинский, заметивший, что «охота пестрить речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу».

  1. Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке?

Закончите предложение «Теперь я могу поделиться с вами следующими знаниями и умениями…»

  1. Домашнее задание.

Закончить подготовку к защите проектов по группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Фрагмент урока русского языка в 5 классе по теме "Однокоренные слова"

Фрагмент урока содержит интересные задания по изучению темы "Однокоренные слова". Дети с огромным удовольствием работают на уроке с иллюстрациями, заданиями, требующими неординарного мышления. Я счита...

Урок русского языка в 6 классе на тему: «Общеупотребительные слова. Диалектные слова».

ЦЕЛЬ УРОКА: повторить, обобщить знания учащихся по теме «Лексика», полученные в 5 классе. Формирование знаний об общеупотребительных и диалектных словах, привитие навыков находить данные слова  в...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Заимствованные слова"

Разработка сценария учебного занятия в соответствии с новыми ФГОС по УМК С.И.Львовой, В.В. Львова...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...