ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Сборник практических работ для специальностей СПО
методическая разработка по русскому языку на тему
Методические рекомендации предназначены как для проверки, так и для повторения и систематизации знаний по русскому языку.
Цель пособия – оказать помощь преподавателю в планировании и проведении практических занятий по русскому языку, а студентам эффективно систематизировать, обобщать , дополнять и закреплять знания по данной дисциплине.
Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Бурятия
«Республиканский многоуровневый колледж»
Д-Ц.И. Сахияева
ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Сборник практических работ
для специальностей СПО
часть 1
2013 г.
Автор - составитель:
Сахияева Дулма-Цырен Ишидоржиевна,
преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент: Новокрещенных Елена Георгиевна, кандидат филологических наук, преподаватель колледжа искусств имени П. И. Чайковского.
Методические рекомендации предназначены как для проверки, так и для повторения и систематизации знаний по русскому языку.
Цель пособия – оказать помощь преподавателю в планировании и проведении практических занятий по русскому языку, а студентам эффективно систематизировать, обобщать , дополнять и закреплять знания по данной дисциплине.
Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.
Cодержание
Введение ………………………………………………………………….. | 5 |
Перечень практических занятий ………………………………………... | 8 |
Тема: «Функциональные стили языка». Практическая работа № 1. Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов ………………………………………………. | 10 |
Тема: «Функционально-смысловые типы речи». Практическая работа № 2. Лингвостилистический анализ текста …… | 19 |
Тема: «Лексика и фразеология» Практическая работа № 3. Лексические ошибки и способы их устранения ……………………………………………………………….. | 26 |
Тема: «Фонетика. Фонетические единицы». Практическая работа № 4. Фонетический разбор слов ……………….. | 37 |
Тема: «Фонетика. Орфография». Практическая работа № 5. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок …………………………………. | 40 |
Тема: «Фонетика. Орфоэпия». Практическая работа № 6. Орфоэпические нормы ……………………. | 48 |
Тема: «Морфемика, словообразование, орфография». Практическая работа № 7. Морфемный и словообразовательный анализ слов ……………………………………………………………….. | 51 |
Тема: «Морфемика, орфография». Практическая работа № 8. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ - ………………… | 56 |
Заключение ………………………………………………………………. | 63 |
Список использованной литературы …………………………………… | 65 |
Приложение № 1 ………………………………………………………… | 67 |
Приложение № 2 ………………………………………………………… | 68 |
Приложение № 3 ………………………………………………………… | 68 |
Приложение № 4 ………………………………………………………… | 69 |
Приложение № 5 ………………………………………………………… | 70 |
Приложение № 6 ………………………………………………………… | 71 |
Приложение № 7 ………………………………………………………… | 72 |
Приложение № 8 ………………………………………………………… | 73 |
Приложение № 9 ………………………………………………………… | 74 |
Приложение № 10 ……………………………………………………….. | 75 |
Приложение № 11 ……………………………………………………….. | 76 |
Введение
Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык» предназначены не только для преподавателей русского языка, работающих в учреждениях СПО, для организации и проведения практических занятий по данной дисциплине, но и для студентов колледжей, техникумов для повторения и систематизации знаний по русскому языку.
Цель практических занятий - формирование современной языковой личности, повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в письменной и устной его разновидностях и в различных сферах функционирования.
Выполнение студентами практических работ направлено на решение следующих задач:
• Обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;
• Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
• Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
• Выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Состав и содержание практических работ направлены на реализацию Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений и на основе примерной программы по дисциплине «Русский язык»
(Москва 2008 г.).
Методические рекомендации состоят из 3-х частей:1-ая часть включает в себя 8 практических занятий по разделам: «Стили речи» - 2, «Лексика и фразеология» - 1, «Фонетика. Орфоэпия. Орфография.» - 3, «Морфемика и словообразование. Орфография» - 2. 2-ая часть содержит 7 занятий по разделу «Морфология и орфография» (знаменательные части речи). 3-я часть состоит из 8 практических занятий: продолжается «Морфология и орфография» (служебные части речи) – 4, «Синтаксис и пунктуация» - 3 и итоговое занятие «Орфография. Пунктуация. Культура речи».
Методические рекомендации ориентируют на повторение и обобщение основных разделов русского языка (фонетики, орфоэпии, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики и культуры речи), основное внимание уделяется заданиям, повышающим уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Развитие личности обучающихся реализуется в системе заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа и призванных помочь осмыслить свою деятельность, ее результаты. К каждому занятию подобран дидактический материал в 2 варианта: упражнения содержат разноуровневый языковой материал, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке. Задания расположены по возрастающей степени трудности, поэтому каждый студент варьирует количество и качество упражнений по своим способностям.
Практическая работа выполняется студентом по заданию преподавателя на учебном занятии в тетрадях для практических работ.
Отдельный вопрос по оцениванию работ: в зависимости от их содержания я выбираю разные критерии оценивания. В основном, оценивается каждое задание по пятибалльной системе, а потом ещё и в зависимости от объёма выполненной работы выставляется одна средняя отметка. В некоторых работах, таких как № 6 («Орфоэпические нормы»), выявляется максимальное количество баллов, например: 83, т.е. за каждое правильное решение слова – 1 балл. И работы оцениваются таким образом:
«5» - 90-100%
«4» - 60-89%
«3» - 40-59%
«2» - 39% и меньше.
Студенты уже знают эти критерии, и переводят эти проценты в баллы. И они также знают, что в зависимости от уровня группы и от сложности работы эти критерии могут меняться в большую или меньшую сторону.
Оценка за каждую практическую работу проставляется в журнале и учитывается как показатель текущей успеваемости студента, но по желанию преподавателя может дублироваться в отдельную ведомость выполнения практической работы (Приложение 11) для мониторинга успеваемости и организации индивидуальных консультаций для неуспевающих.
Каждая практическая работа рассчитана на 1 академический час, кроме практической работы № 2 «Лингвостилистический анализ текста» -2ч. Итого планирование составлено на 24 учебных часа, но предлагаемый преподавателю материал достаточно объёмен и может быть использован и при большем количестве часов.
Перечень практических занятий.
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов |
1 | Практическая работа № 1. Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов | 1 |
2 | Практическая работа № 2. Лингвостилистический анализ текста | 2 |
3 | Практическая работа № 3. Лексические ошибки и способы их устранения | 1 |
4 | Практическая работа № 4. Фонетический разбор слов | 1 |
5 | Практическая работа № 5. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С -. Правописание И – Ы после приставок | 1 |
6 | Практическая работа № 6. Орфоэпические нормы | 1 |
7 | Практическая работа № 7. Морфемный и словообразовательный анализ слов | 1 |
8 | Практическая работа № 8. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ -/ПРЕ - | 1 |
9 | Практическая работа № 9. Правописание суффиксов и окончаний имён существительных | 1 |
10 | Практическая работа № 10. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных | 1 |
11 | Практическая работа № 11. Склонение и правописание имён числительных | 1 |
12 | Практическая работа № 12. Правописание местоимений | 1 |
13 | Практическая работа № 13. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола | 1 |
14 | Практическая работа № 14. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах отымённых прилагательных. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных | 1 |
15 | Практическая работа № 15. Правописание наречий | 1 |
16 | Практическая работа № 16. Правописание предлогов. | 1 |
17 | Практическая работа № 17. Слитное, дефисное, раздельное написание | 1 |
18 | Практическая работа № 18. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи | 1 |
19 | Практическая работа № 19. Морфологический анализ слов | 1 |
20 | Практическая работа № 20. Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 |
21 | Практическая работа № 21. Анализ структуры простого предложения | 1 |
22 | Практическая работа № 22. Анализ структуры сложного предложения. | 1 |
23 | Практическая работа № 23. Орфография. Пунктуация. Культура речи. | 1 |
ВСЕГО: | 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Урок-практикум с применением НРК "Практическое применение логарифмических уравнений"
Не секрет, что сейчас, в большинстве случаев, преподавание математики сводится к отработке умения и навыков решения задач, встречающихся в ЕГЭ, но не все учащиеся видят в этом заинтересованность в пре...

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"
Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Программа курса «Психологический практикум» для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Программа может быть интересна педагогам - психологам,обеспечивающим сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предназначена для учащихся 5-9 классов. Программ...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для организации самостоятельной работы обучающихся, освобожденных от практических занятий специальность 34.02.01 Сестринское дело дисциплина ОУД.06 Физическая культура Раздел Легкая атлетика
Предлагаемая рабочая тетрадь по дисциплине ОУД.06 Физическая культура предназначена для студентов, освобожденных от практических занятий, обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело...