Урок русского языка в 9 классе на тему " Бессоюзные сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Урок построен по модели "От слова - к тексту".В качестве рабочего материала на уроке использован отрывок из текста Н.Сладкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе по теме

 «Бессоюзные сложные предложения».

Цели урока.

Познавательные:

 обобщить и систематизировать знания по теме БСП;

повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения;

продолжить формировать умение конструировать БСП и употреблять их в письменной и устной речи.

Развивающие:

развивать критическое мышление через чтение творческих работ учащихся;

уметь сравнивать сопоставлять, делать выводы;

развивать логическое мышление школьников, их аналитические способности;

развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к родному языку;

воспитывать любовь к родной природе;

воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение.

Модель урока: от слова к тексту.

Ход урока

I.Опрос. Повторение изученного ранее.

1. Разноуровневая работа со словом.

-Запишите слово МЕДВЕДЬ. Дайте его толкование.

- Произведите фонетический разбор данного слова.

- Какие буквы передают не свои звуки? (е и д).

- Как вы думаете, каково происхождение этого слова? (Медведь

В древние времена люди пользовались так называемыми эвфемизмами – словами-заменителями, так как считалось, что если назвать зверя его именем, тут-то он и появится (исконного названия медведя в русском языке не сохранилось, мы знаем только греческое – arktos, латинское – ursus и некоторые другие). же буквально означает "мед едящий", "медоед". У этого зверя есть и другие эвфемистические названия – мишка, Потапыч, Топтыгин и другие. Этимологический словарь Крылова).

- К какому склонению принадлежит слово МЕДВЕДЬ? (2 склонение)

- Поставьте слово в Р.п. мн. числа (медведей).

- Устно просклоняйте слово во множественном числе.

- Образуйте от данного существительного прилагательное. ( Медвежий).

- Какой способ образования вы использовали? (Суффиксальный).

-Что произошло в слове при образовании прилагательного? (чередование согласных д//ж).

- К какому разряду относится это прилагательное? (притяжательное)

- Составьте 2 словосочетания так, чтобы в первом случае прилагательное медвежий употреблялось в прямом значении, а во втором – в переносном.

(Медвежья берлога – медвежья услуга).

II.Синтаксическая и пунктуационная работа с текстом.

                                     Медвежий характер.

(1) Спросишь у охотников про медведя -  мнутся, в затылках чешут. (2) Сложный нрав у зверя. (3) Сам я медведей на поле не встречал: случай не представился. (4) А очень хотелось.

  (5) Охотник один рассказывал. (6) Как-то забрёл он глубоко в лес и чуть нос к носу не столкнулся со зверем. (7) Близко медведь: видно, как какого-то жучишку ловит. (8) Медведь башку нагнул, лапой в траве жучка ищет. (9) Травинки защекотали мишку. (10) Медведь чихнул – жук отлетел. (11) Долго искал хозяин леса свою игрушку, да так и не нашёл.

     (12) На вопрос о медвежьем характере одним словом не ответишь. (13)

Но бесспорно: зверь интересный.

                                                                                      (По Н. Сладкову).

- К какому стилю относится текст? (Художественный стиль).

- Какова стилистическая целесообразность использования сложных бессоюзных предложений в тексте?

-Чем объясняется разница в знаках препинания в 1 и 2 предложениях? (Разные смысловые связи). Составьте схемы этих предложений.

- Чем отличаются синонимичные словосочетания МЕДВЕЖИЙ ХАРАКТЕР – ХАРАКТЕР МЕДВЕДЯ. (В первом случае значение прилагательного «медвежий» означает сложный, это обобщённая характеристика; во втором случае – конкретная характеристика медведя).

- Составьте схемы 7, 10 и 13 предложений. Объясните выбор знаков препинания.

- Чем объясняется разнообразие знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях?

III. Работа над содержанием текста.

- Объясните заглавие.

- Изменилось ли ваше представление о медведях после прочтения текста?

-В чем расходится образ медведя в тексте с общепринятым образом лесного хозяина?

- Изменилась бы тема текста, если бы заглавие было другим (ХАРАКТЕР МЕДВЕДЯ)?

-Какое заглавие несёт более общий смысл?

IV. Итоги урока. Рефлексия. 

-Что узнали на уроке? Чему научились?

-Какое предложение называется бессоюзным сложным?

-Какие смысловые отношения могут быть в БСП?

Какие знаки препинания ставятся в БСП?

V. Домашнее задание.

Продолжите рассказ, стараясь сохранить авторский стиль и используя бессоюзные сложные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме: Бессоюзные сложные предложения

Дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах....

урок русского языка в 9 классе по теме : "Бессоюзное сложное предложение"

Материал представлен в виде технологической карты. Цельурока:познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении.Тип урока-комбинированный.Используемые ...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Это разработка урока по технологии сотрудничества, урок-исследование....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Как преподавать свой предмет, чтобы каждый твой ученик успешно и бе...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Бессоюзные сложные предложения".

Данный материал используется при изучении темы " Сложные предложения"....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».

Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное  сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...