Части речи (самостоятельные, служебные, междометие)
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Климова Наталья Борисовна

Авторская работа
с применением инновационных технологий
(проектная деятельность)
на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторская работа с применением инновационных технологий (проектная деятельность) на уроках русского языка Выполнили: учитель русского языка и литературы Климова Н.Б., учащиеся 6-А класса

Слайд 2

Части речи (самостоятельные, служебные, междометие) их значение ; грамматические категории ; использование в речи.

Слайд 3

В дорогу, дорогая детвора! Нам в бездну языка пришло время нырять, Потому что в той бездне давно уж пора Части речи загадочные отыскать.

Слайд 4

Итак , м ы отправляемся в страну МОРФОЛОГИЯ.

Слайд 5

Кто в Морфологии живёт - Узнаете вы скоро. В стране далекой мы найдем Товарищей веселых.

Слайд 6

Н екий КОЛДУН , умеющий перевоплощаться в различные предметы. Он отвечает на вопрос КТО? ЧТО? Его имя - существительное .

Слайд 7

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Без существительного ни у кого не было бы имени . Он дает названия всем существам, предметам, событиям, которые одевает в свои шесть падежей, два числа, три рода и три склонения. В предложении может выступать любым членом.

Слайд 8

Очень впечатлительное Имя существительное. Убедят его легко Два вопроса: кто? и что? Обозначит все предметы: Кто? ворона, что? кометы, Кто? зайчонок, что? гроза, Книга, речка, стрекоза. Так предметы называй, По вопросу узнавай.

Слайд 9

Художник , который все время фантазирует, что-то рисует, раскрашивает. Его имя - прилагательное .

Слайд 10

ИМЯ прилагательное Оно всегда ходит с кистью и карандашом. Прилагательное всех украшает. Оно указывает на принадлежность предмета определенному лицу. В предложении выступает определением и сказуемым .

Слайд 11

Сильно любознательное Имя прилагательное. В чём предметов-то секрет? На вопросы дай ответ: Он какой? Она какая? Сильный, добрая, родная. А оно? Оно смешное, Тёплое и озорное. Эти признаки важны, Речь обогатить должны.

Слайд 12

Ученый, любит все подсчитывать, так и ходит всегда с калькулятором. Имя этого ученого - числительное.

Слайд 13

ИМЯ числительное Числительное называет число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопрос СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? Без числительного вы не знаете в каком году родились, сколько лет живете на свете. А попробуйте без числительного купить в магазине бубликов, конфет или еще что-то. В сочетании с существительным бывает в предложении главным или второстепенным членом .

Слайд 14

Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен. И ты с числительным будь дружен. Оно ведь каждый день и час Сказать готово, сколько вас, И может, ты имей в виду, Сказать, который кто в ряду.

Слайд 15

Таинственный агент 007. Ходит в темных очках еще и закрывается газетой. Он пытается скрыть и даже свое настоящее имя - МЕСТОИМЕНИЕ.

Слайд 16

МЕСТОИМЕНИЕ Он знает все обо всех, но не считает нужным что-то объяснять. Не называет, а только указывает на предмет, его признак или количество. Отвечает на вопрос КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ? В предложении местоимение играет роль подлежащего, сказуемого, определения и приложения .

Слайд 17

Я играю на кларнете, ТЫ играешь на трубе, ОН с утра сидит в буфете, ВЫ сегодня налегке. МЫ пойдём к Совунье в гости, В гости к НАМ Бараш придёт, (Постоит возле порога, Развернётся и уйдёт). Нюша - ТА ещё свинюшка , ЕЙ бы пакости творить, Ёжик лично МНЕ приятен,- Весело умеет жить! Здорово, что НАШИ дети Знают ВСЕХ зверушек ЭТИХ.

Слайд 18

Фокусник - ловкий, быстрый. Умеет одновременно выполнять множество действий. Иногда он кажется фантастической стоножкой и сторучкой . Это - ГЛАГОЛ.

Слайд 19

ГЛАГОЛ Без глагола все лежит на месте, бьет баклуши. Глагол является тем механизмом, который всех и все запускает в действие. Узнаем ли мы без глагола, в жизни делается , что с нами происходит ? В предложении также выступает главным и второстепенным членом предложения .

Слайд 20

Любит ДЕЙСТВИЯ глагол: Встал, оделся и пошёл. Что же делает предмет? Даст такой глагол ответ: Смотрит, думает, читает, Любит, знает, сострадает. СОСТОЯНИЯ души Ты в глаголы запиши.

Слайд 21

Полицейский - весьма важное и ответственное лицо в сказочной стране. Он имеет множество обязанностей по наведению общественного порядка. Это - Наречие.

Слайд 22

НАРЕЧИЕ Наречие так и засыпает вопросами: КАК? ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЗАЧЕМ? С КАКОГО ВРЕМЕНИ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Человек может менять существительное, прилагательное, числительное, местоимение и глагол, как ему заблагорассудится. А наречие не из таких! В предложении наречие может быть только обстоятельством !

Слайд 23

Наречие совсем забыли?!. Как часто? Где? Когда? Зачем? Хотя наречий в речи много... Учить не трудно их совсем. По падежам не изменяются, Числа нет, даже не склоняются... Не нужен род, падеж, число - Вот повезло - так повезло!

Слайд 24

«ВЕСЕЛЫЕ ПОМОЩНИКИ»-служебные части речи Познакомьтесь с нами: предлоги союз частица

Слайд 25

Не задать вопрос к предлогу . Просто выйдет на подмогу, Свяжет грамотно слова – Служба в дружбу такова.

Слайд 26

Служит связи слов союз . Нет прочнее этих уз. Перечислит, уточнит, Предложения скрепит.

Слайд 27

Осталась я – часть речи и частица , Встречаюсь вам почти на всех страницах. Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовет, Могу вообще подвергнуть отрицанью Все то, что кто-нибудь произнесет.

Слайд 28

Междометия – самый удивительный класс слов. Он не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометие – не слово, междометие – восторг . Или радость , или горе , или то, что между строк… Междометие – страданье , иногда тупая боль . Еле слышно губы шепчут многократно: Ой! Ой! Ой! Междометие, как лозунг, междометие – призыв : Эй! Ай да! Давайте, с богом! Порождает позитив .

Слайд 29

Существительное - школа. Просыпается - глагол . С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл. Встали мы- местоименье , Бъёт числительное семь. З ученье, без сомненья, Приниматься надо всем . Мы наречием отлично На уроках дорожим Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни- у нас частицы . Нам их надо повторять. И при это не лениться И ни часу не терять! После школы как известно, Мы катаемся на санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом у тёплой печи Повторяем части речи !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок русского и английского языка по теме: "Систематизация знаний о служебных частях речи и междометиях. Planets of Solar system"

Интегрированные уроки не новое явление в педагогике, но в условиях внедрения ФГОС они могут помочь осуществлению системно-деятельностного подхода, т.к. их деятельный хара...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...