Урок-презентация на тему: "Лексика"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Иванова Ольга Валериевна

Сочинение-рассуждение 15.1. Пошаговая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лексика 1116.2 КБ
Файл Лексика 2118.43 КБ
Файл Шаблон 15.180.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся понимать и объяснять смысл высказывания

Слайд 2

ПРОЧИТАЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ: « Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». ( Известный лингвист И.Н. Горелов) НАЙДИТЕ в высказывании КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, выпишите эти слова:

Слайд 3

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС: О чём идёт речь в высказывании ? Итак, в цитате И. Н. Горелова говорится об основной единице языка — о слове. Совокупность всех слов языка составляет его лексику . ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на то, что надо не только понять , но и объяснить смысл высказывания. Для этого необходимо знать теоретический материал.

Слайд 4

ВСПОМНИТЕ: Что такое лексика? Лексика — это раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка с разных сторон. С помощью слова мы обозначаем предметы , признаки предметов , действия, признаки действия, количество. То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением. Например, есть предмет «глыба», слово, которое обозначает этот предмет, имеет лексическое значение «большой обломок твёрдого вещества».

Слайд 5

Напишите, какие группы можно выделить в лексике в зависимости от лексического значения слова . Какие слова многозначными ? Дайте определение и приведите два примера многозначных слов. Назовите тропы, которые возникают на основе переносного значения слова .

Слайд 6

В зависимости от смысловых отношений между словами в лексике выделяют следующие группы: омонимы, синонимы, антонимы. Дайте определение каждому термину и приведите пример. Антонимы — это это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

Слайд 7

Синонимы — это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Примеры синонимов в русском языке: кавалерия — конница, смелый — храбрый .

Слайд 8

Омонимы — это разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Не следует путать с омофонами, омографами, омоформами и паронимами. По отношению к словам, относящимся к одинаковым частям речи, в языкознании часто различают омонимию и полисемию. Омонимия — это случайное совпадение слов, в то время как полисемия — наличие у слова разных исторически связанных значений. Например, слова «бор» в значении «сосновый лес» и «бор» в значении «химический элемент» являются омонимами, так как первое слово — славянского происхождения, а второе возникло от персидского «бура» — названия одного из соединений бора. В то же время, например, слова «эфир» в смысле органического вещества и «эфир» в смысле «радиовещание и телевидение» лингвисты называют значениями одного слова, то есть полисемией, поскольку оба происходят от др.-греч. — горный воздух.

Слайд 9

В зависимости от стиля речи используют разговорную, нейтральную , книжную лексику. Дайте определение каждому термину и приведите пример. Нейтральная лексика — это слова эмоционально нейтральные, экспрессивно неокрашенные: вода, земля, лето, ветер, гроза, далекий, играть, бежать.

Слайд 10

Книжная лексика — это слова, стилистически ограниченные, принадлежащие книжным стилям речи. Лексика , связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п. Воззрение , конъюнктура, прерогатива, фактор, эрудиция (имена существительные). Гипотетический, декларативный, идентичный, рационалистический, аффективный (имена прилагательные). Апробировать, исчислять, констатировать, низложить, утратить (глаголы).

Слайд 11

Разговорная лексика — это функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нем часто используется разговорная и просторечная лексика Слова, употребляющиеся в непринужденной беседе. Вещица, грязища, дрязги, ерунда, молодчина, работяга, раздевалка, торгаш, халтурщик, читалка; безалаберный, вихрастый, долговязый, заправский, злющий, каверзный, нынешний, прыткий, разбитной, щуплый; выкрутиться, грохнуть; ехидничать, затеять, навязаться, огорошить, прихвастнуть, тараторить, франтить, чудить; вконец, втихомолку, играючи, кувырком, многовато, нагишом, помаленьку, по-свойски, хорошенько, чуточку, экий, этакий; ага, бац, ну, ого, ой

Слайд 12

Просторечные слова характеризуются слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами. Просторечие свойственно малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм. Башка, дохлятина, забулдыга, образина, пузо,’ замызганный, каковский, муторный, нахрапистый, толсторожий ; втемяшиться, дрыхнуть, зашиться, облапошить, рехнуться, хапать; вовнутрь, давеча, завсегда, напополам, отродясь.

Слайд 13

Напишите, какие группы слов выделяют в лексике с точки зрения их происхождения. 1. Исконно русскими являются слова, возникшие в русском языке на любом этапе его развития. Исконно русская лексика образует основной массив словарного состава русского языка, определяющий его национальную специфику. К исконно русским словам относятся 1) индоевропеизмы ; 2) общеславянские слова, 3) слова восточнославянского происхождения, 4) собственно русские слова.

Слайд 14

Индоевропеизмы — это самые древние слова, сохранившиеся от эпохи индоевропейского единства. Индоевропейская языковая общность дала начало многим европейскиам и некоторым азиатским языкам. Индоевропейский язык называют также праязыком. К праязыку восходят, например, слова мать, сын, дочь, луна, снег, вода, новый, шить и др. Общеславянская лексика — это слова, унаследованные русским языком из общеславянского (праславянского) языка, который стал основой всех славянских языков., Слова общеславянского происхождения отличаются максимальной употребительностью в речи (поле, небо, земля, река, ветер, дождь, клён, липа, лось, змея, уж, комар, муха, друг, лицо, губа, горло, сердце, нож, серп, игла, зерно, масло, мука, колокол, клетка; чёрный, белый, тонкий, острый, злой, мудрый, молодой, глухой, кислый; кидать, кивать, кипеть, класть; один, два, десять; ты, он, кто, что; где, тогда, там; без, об, у, за; но, да, и, ли и т. д.)

Слайд 15

Восточнославянская лексика — это слова, унаследованные русским языком из восточнославянского (древнерусского) языка, который является общим языком всех восточных славян (русских, украинцев, белорусов). Значительная часть слов восточнославянского происхождения известна в украинском и в белорусском языках, но отсутствует в западнославянских и южнославянских языках, например: снегирь (русск.), стгур ( укр .), снягур ( белорусск .) — зимовка ( сербск .). К словам восточнославянского происхождения относятся, например, слова собака, белка, сапог, рубль, повар, плотник, деревня, кляча, ладонь, кипятить и др.

Слайд 16

Собственно русская лексика — это слова, появившиеся в русском языке в период его самостоятельного существования, когда русский, украинский и белорусский языки стали развиваться параллельно. Основой собственно русских слов стал весь предшествующий лексический и словообразовательный материал. К собственно русским по происхождению относятся, например, слова козырёк, колдун, прялка, ребёнок, робеть и др.

Слайд 17

Приметы старославянизмов: 1 . Фонетические а) неполногласные сочетания ра , ла, ре, ле соотносительные с русскими полногласными оро , оло , ере (ворота - врата). б) начальные сочетания ра , ла соотносительные с русскими ро , ло (ладья - лодка) в) согласный щ, чередующийся с т, при русском ч (освещение – светить - свеча) г) начальное е при русском о (единый - один) д) е под ударением перед твердыми согласными при русском ё (крест - крёстный) е) сочетание жд в корне при русском ж (одежда - одежа)

Слайд 18

Приметы старославянизмов: 2. Словообразовательные а) приставки пре-, чрез- при русских пере-, через- (преступить - переступить) б) приставки из- при русской вы- (излить - вылить) в) суффиксы абстрактных существительных – ствие , - ие , - знь , - ыня , - тва , - сный (жизнь, молитва) г) части сложных слов с добро-, благо-, жертво -, зло-

Слайд 19

Приметы старославянизмов: 3. Морфологические а) суффиксы превосходной степени – ейш , - айш б) причастные суффиксы – ащ ( ящ ), - ущ ( ющ ) при русских – ач ( яч ), - уч ( юч ) (горящий - горячий) В одном слове может быть несколько примет, позволяющих отнести его к старославянизмам. Иногда наличие старославянского элемента не говорит о том, что позднее заимствование сделано из старославянского (предолимпийский).

Слайд 20

Судьба старославянизмов: 1) старославянизмы полностью вытеснили исконно русские слова (плен - полон) 2) старославянизмы употребляются наряду с исконно русскими словами (невежа - невежда). В таких парах старославянизмы обозначают абстрактные понятия или обладают оттенком торжественности, книжности, имеют разную сочетаемость и отличаются лексически (горячий - горящий). Старославянизмы могут быть: 1. Стилистически нейтральными (художник, время, одежда, власть) 2. Книжные, имеющие оттенок торжественности (содрогаться, иссякнуть) 3. Устаревшие (младой, брег, длань).

Слайд 21

2. Заимствованные слова При непосредственном контакте народов заимствование происходило устным путем (скандинавские, финские и тюркские). Письменным путем заимствовались латинизмы, грецизмы заимствовались устным и письменным путем.

Слайд 22

Приметы заимствований: 1 ) тюркизмам свойствен сингармонизм 2) французским – конечные ударные гласные (пальто), сочетания уэ , уа в середине слова (силуэт), конечное – аж (массаж). 3) немецким – сочетания шт , хт (паштет, вахта) 4) английским – сочетание дж (джаз, бюджет) 5) латинизмам – конечные –ум, -ус, -ура, - ция , - ент (пленум, президент, градус)

Слайд 23

Лексика обладает изобразительными средствами , которые выполняют в предложении и тексте определённые функции. Функции Примеры Слова в переносном значении являются источником образности, эмоциональности речи Низко нависшие тучи сеяли снег. (А. Андреев). Синонимы (контекстуальные синонимы) помогают избежать однообразия, устранить повторение одинаковых слов способствуют уточнению мысли, более чёткому её выражению, усилению и выделению употребляются как средство разнообразных оценок Знаю я сладких четыре отрады, первач радость — в сознании жить. (В. Брюсов) Теперь уже не ветер, а свирепый ураган носился со страшной силой по улицам... (А. Куприн) И этот лик — не лицо Джеммы . это лицо самого счастья. (И. Тургенев)

Слайд 24

Антонимы (контекстуальные антонимы) используются для создания контрастных образов, для противопоставления понятий придают тексту яркость, образность В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок. (Н. Гоголь) И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. (М. Лермонтов) Устаревшие слова необходимы для воссоздания колорита эпохи придают речи оттенок торжественности и взволнованности Выгребли серебро из скрыней, многих ростовских вельмож разорили... (Д. Балашов) Можно ли уповать, что миновала для него опасность? (А. К. Толстой) Книжная лексика высокого стиля придаст окраску важности, возвышенности и поэтичности тем понятиям, которые обозначает высказывание Желание блага как себе, так и ближним, вот для чего и нужно воздерживаться от всякого зла. (Л. Толстой)

Слайд 25

Разговорная лексика создает впечатление живой, непринуждённой речи Немало не мешкая, мы собрали свои котомки и пошли дальше. (В. Арсеньев) Диалектизмы используются для передачи местных особенностей речи передают субъективное отношение к сообщаемому как автора, так и героя произведения служат для передачи особенностей речи персонажа, указывают на его социальную принадлежность привлекают внимание читателя к слову ... постукав о ступени катанками, вошли в избу. (В. Астафьев) Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз, как его крошечные, лукавые «гляделки». (И. Тургенев) Кругом всё такие буераки, а в оврагах казюли . (И. Тургенев) Покуль лупишь, потуль и везёт. (В. Астафьев) Фразеологизмы, фразеологические обороты придают речи образность и выразительность вносят в текст эмоциональность. экспрессию придают высказыванию возвышенный, торжественный тон Теперь мы с вами вроде бы одной верёвочкой связаны. (А. Фадеев) Грозная тревога всколыхнула весь на- род от май до велика. (П. Журба) И встретить я была готова моей судьбы девятый вал. (А. Ахматова)

Слайд 26

ТРОП — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий близких в каким-либо отношении. Метафора — это употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Метафору можно представить как скрытое сравнение. Пример 1. В каждый гвоздик душистой сирени, распевая вползает пчела. (А. Фет) — Что сравнивается? Сирень. С чем сравнивается? С гвоздиком. По какому признаку сравнивается? По форме. Пример 2. В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. (С. Есенин) — Что сравнивается? Ягоды рябины. С чем сравниваются? С костром. По какому признаку сравниваются? По цвету.

Слайд 27

Функции Примеры Метафора служит для наглядного описания предметов и действий помогает создать ёмкий образ придаёт речи эмоциональный характер Сыплет дождик большие горошины... (И. Заболоцкий) В зеркало залива сонный лес глядит... (Н. Никитин) Пчела из кельи восковой летит за данью полевой. (А. Пушкин) Метонимия — это замена слова или понятия другим словом, так или иначе причастным к нему, смежным с ним. Как отличить метонимию от метафоры? Метафора — это скрытое сравнение предметов и явлении, а при метонимии между ними существует связь, точка пересечения. Например, при метонимии названо произведение, а не его автор: Читал охотно Апулея . — Вместо: Читал книгу Апулея «Золотой осел». Между автором и названием его произведения в этом случае существует связь. служит сокращению, сжатию текста усиливает языковую образность и придаёт изображаемому предмету наглядность Не то на серебре — на золоте едал. (А. Грибоедов) Театр уж полон, ложи блещут. (А. Пушкин)

Слайд 28

Сравнение — приём, основанный на сопоставлении одного предмета или явления с другим. Например: Как тень внезапных облаков, морская гостья налетела и, проскользнув, прошел ест ел о смущенных мимо берегов. (О. Мандельштам). Сравнения выражаются разными способами: при помощи оборотов со словами «как», «словно», «точно», сравнительной степенью прилагательного или наречия («язык острее бритвы»), творительным падежом существительного («в сердце соловьём пела любовь»). сравнения помогают объяснить понятие или явление, сопоставляя его с другими объектами помогают автору в формировании нужного ему образа И дрожащими листами, слоено жадными устами, ловишь беглую струю. (Ф. Тютчев) Гарун бежал быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла. (М. Лермонтов) Олицетворение — это перенос качеств или действий человека на неживой предмет или понятие. Например: Вьюга злится, вьюга плачет. (А. Пушкин) оказывает эстетическое, эмоциональное воздействие на читателя создаёт поэтические картины и яркие образы Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза. (С. Есенин) Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком... (С. Есенин)

Слайд 29

Эпитет — это такое определение, которое показывает то, как автор видит какой-либо предмет или явление, и может содержать в себе его оценку. Например, во фразе «Куда ты скачешь, гордый конь?» прилагательное гордый передает не свойство коня, а впечатление автора. Эпитеты, часто встречающиеся в народном поэтическом творчестве называются постоянными эпитетами: добрый молодец, красна девица, солнце красное, поле чистое . При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но н существительное -приложение: бродяга-ветер , а так же наречие, метафорически определяющее глагол: в олны злобно ударялись о скалистый берег. образно характеризуют предмет передают отношение автора (лирического героя)к характеризуемому предмету создают атмосферу, настроение Статные осины высоко лепечут над нами. (И. Тургенев) Люблю я ропот буйных вод и на волне звезды сиянье. (С. Есенин) Позабуду я мрачные силы. (С. Есенин) Повтор лексический — повторение слов. используется для того, чтобы обозначить большее количество предметов усиливает признак, степень качества или действия указывает на длительность действия За теми деревнями леса, леса, леса. (Мельников-Печерский) И ближе, ближе всё звучал грузинки голос молодой. (М. Лермонтов) Зимы ждала, ждала природа. (А. Пушкин)

Слайд 30

На основании теоретических знаний и проделанной работы ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ известного лингвиста И. Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается н открывается в его мыслях, чувствах».

Слайд 31

ПОТРЕНИРУЙТЕСЬ: Объясните смысл высказываний 1 . «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». (Известный лингвист В.В. Виноградов)

Слайд 32

ПОТРЕНИРУЙТЕСЬ: Объясните смысл высказываний 2. «Изложение „от первого лица", употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на созна-ние и чувства читателя». (Российский филолог АЛ. Кузнецов)

Слайд 33

ПОТРЕНИРУЙТЕСЬ: Объясните смысл высказываний 3. Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказанному». (Известный лингвист Д.Э. Розенталь)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ: «ЛЕКСИКА . РОЛЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ТЕКСТЕ».

Слайд 2

ПРОЧИТАЙТЕ ЦИТАТУ: « Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, — это выбор слов, содержащих оценочный элемент». ( Современный лингвист И.Г. Милославский ) НАЙДИТЕ в высказывании КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, выпишите эти слова: ОПРЕДЕЛИТЕ: О чём говорится в высказывании?

Слайд 3

ВСПОМНИТЕ: Что такое оценочные слова? Эмоционально-оценочные слова — это слова, отражающие отношение говорящего к действительности, содержанию или адресату сообщения. Выделяются три группы эмоционально-оценочных слов: 1) в самом значении слова заключен элемент оценки (« восславить », «дерзать»); 2) оценка заключена в переносном значении слова (о человеке: «орёл», «кипятиться»); 3) субъективную оценку выражают суффиксы (« бабулечка », «человечек»).

Слайд 4

С помощью эмоционально-оценочных слов можно дать чему-нибудь, кому-нибудь положительную или отрицательную оценку. Оценочные слова употребляются в разных стилях речи, и разных по жанру текстах. В художественном стиле они употребляются для придания тексту эмоциональности, в публицистическом стиле — для выражения страстности.

Слайд 5

На основании теоретических знании и проделанной Вами работы ОБЪЯСНИТЕ смысл высказывания лингвиста И.Г. Милославского : «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, — это выбор слов, содержащих оценочный элемент».

Слайд 6

С помощью слова можно не только назвать предмет или явление , но и дать ему оценку. Палитра эмоционально-оценочных оттенков разнообразна. Например: презрение, ирония, пренебрежение — отрицательная оценка. Восхищение, преклонение — положительная оценка. Для того чтобы «внедрить» свою оценку происходящего явления , события, героя в сознание слушающего (читающего), надо правильно подобрать оценочные слова.

Слайд 7

Лексика Цитата Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, — это выбор слов, содержащих оценочный элемент. (И. Г. Милославский ) Комментарий к цитате С помощью слова можно дать оценку предмету или явлению. Оценка может быть как положительная , так и отрицательная . И если говорящий или пишущий правильно выберет оценочные слова, то он сможет точно и ярко передать слушающему или читающему своё отношение к происходящему.

Слайд 8

Лексика Цитата Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные , всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах. (И. И. Горохов) Комментарий к цитате В художественном произведении удачно и точно подобранные слова позволяют писателю образно передать разнообразные оттенки мыслей н чувств героев, а также свои собственные .

Слайд 9

Лексика Цитата Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки , воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе. (В. В. Виноградов) Комментарий к цитате Слова в языке обозначают конкретные предметы, понятия. Однако если слово, особенно многозначное , находится вне предложения , мы можем говорить лишь о его приблизительном значении. Только в предложении раскрывается смысл слова и его смысловые оттенки полностью .

Слайд 10

Лексика Цитата Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказанному». (Д.Э. Розенталь) Комментарий к цитате Язык служит не только для передачи мыслей, но и для выражения чувств, эмоций. С этой целью используется экспрессивная лексика — слова, в которых заключено положительное или отрицательное отношение говорящего ( пишущего ) к тому, что он сообщает. Употребление экспрессивных слов помогает сделать нашу речь более лаконичной.

Слайд 11

Лексика Цитата Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом. (И.Б. Голуб) Комментарий к цитате Чтобы правильно употреблять в речи слова, надо знать лексические нормы. Соблюдение лексических норм достигается в результате понимания лексического значения слова, знания лексической сочетаемости слов, учета многозначности слов. При нарушении лексических норм всегда возникают речевые ошибки.

Слайд 12

Лексика Цитата В разговорную лексику входят слова разных частей речи, употребляющиеся в непринуждённом разговоре . (А. В. Калинин) Комментарий к цитате Русский язык б разных стилей. Иногда передать характер героя и, ведения или описать ситуацию, писатель прибегает не только к нейтральной лексике, но и к просторечьям , разговорным словам. К разговорной лексике относятся слова разных частей речи, например , имена существительные, глаголы и др.

Слайд 13

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ: ( 1) Денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать чёрной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные ниточки паутинок , летающих в золотисто-голубом. (2) Главное развлечение наше состояло В ТОМ, ЧТО на гибкий прут мы насаживали тяжёлый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали шарик — кто дальше.

Слайд 14

(3) Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4) Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что по загону бежит от меня Витька Агафонов с толстым прутом в руке. (5) Ну за что он меня ударил? (6) Ничего плохого я ему не сделал. (7) Ни один человек на загоне не заметил маленького происшествия : по-прежнему все собирали картошку, наверное, небо но-прежнему было голубое, а солнышко красное. (8) Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба.

Слайд 15

(9) В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз было неповадно. (10) Вскоре созрел план мести. (11) Через несколько дней, когда всё позабудется, я, как ни в чем не бывало, позову Витьку в лес жечь теплинку , а там и набью морду. (12) Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промеж лопаток, и как мне было больно, и как мне было обидно, и как я твёрдо решил ему отплатить .

Слайд 16

(13) Я так всё точно и живо вообразил, что спина опять заболела, как и тогда, а в горле опять остановился комок, и даже нижняя губа вроде бы начала подрагивать, — значит, я накалился и готов к мщению. (14) На горе, где начались маленькие ёлочки, выпал удачный момент как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле, а ухо его словно бы ещё больше оттопырилось , так и просилось, чтобы я по нему стукнул что есть силы.

Слайд 17

(15) — Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку, уходящую в землю. (16) — Шмель оттуда вылетел , я сам видел. (17) Давай раскопаем, может быть, там мёду полно . (18) «Ну ладно, эту норку мы раскопаем, — решил я, —потом уж я с тобой разделаюсь!» (19) Потом на опушке леса в траве мы наткнулись на стаю рыжиков , а затем стали разводить теплинку . (20) Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем домой , и тут я буду должен ... (21) Что бы ещё такое придумать, очень не хотелось сразу идти домой.

Слайд 18

(22) — Бежим на речку, — говорю я Витьке. (23) — Помоемся там, а то вой как перемазались. (24) Ну вот и попили, и умылись. (25) Делать больше нечего, надо идти домой. (26) 11од ложечкой у меня начало ныть и сосать. (27) Витька идёт впереди. (28) Его уши торчат в разные стороны; что стоит развернуться и стукнуть! (29) Что стоит? (30) А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя. (31) ДА И ЗЛОСТИ Я уж не слышу в себе.

Слайд 19

( 32) Так хорошо на душе после этой теплинки , после этой речки! (33) Да и Витька, в сущности , неплохой мальчишка — вечно он что-нибудь придумает. (34) Ладно, если он ещё раз стукнет меня промеж лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (35) А теперь — ладно. (36) Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. (37) И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели. ( По В . Колоухину )

Слайд 20

ВСПОМНИТЕ: Каким должно быть вступление? Вступление сочинения обязательно должно быть связано с темой Вашего рассуждения. В нём надо дать своё понимание цитаты. Вступление должно быть ярким. Вступление можно сравнить с фундаментом здания; оно является основой постройки под названием сочинение. Во вступлении Вы должны не только осмыслить цитату, но и сформулировать свой собственный тезис по рассматриваемой теме. Например, дана цитата Л. С. Сухорукова : «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Слайд 21

Вот какое вступление написал ученик по этому высказыванию: ( 1) Что такое речь? (2) По мнению Л. С. С у хору нова, речь — это «важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души. ума». (3) В справедливости этого утверждения трудно усомниться. (4) Ведь действительно. слушая речь незнакомою нам человека, мы часто делаем выводы о его характере, эмоциональном состоянии, интеллекте.

Слайд 22

Итак, с помощью предложения 1 ученик подвёл читателя ( проверяющего ) сочинения к вопросу, который будет рассматриваться. В предложении 2 привёл цитату, которую будет объяснять. В предложении 3 выразил своё согласие с мнением автора. И наконец, в предложении 4 раскрыл смысл высказывания.

Слайд 23

НАПИШИТЕ ВСТУПЛЕНИЕ: При написании вступления можно использовать речевые клише или иначе говоря типовые конструкции, которые легко воспроизводятся в речи в определённых повторяющихся ситуациях. Например: В высказывании говорится... Как отмечает автор высказывания... Бесспорно, мнение автора о том, что... Я полностью согласен с мнением автора в том, что... Попробую разобраться в смысле этого высказывания...

Слайд 24

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ДВА ПРИМЕРА, подтверждающих выдвинутый тезис, и укажите номера предложений, в которых содержатся эти примеры.

Слайд 25

НАПИШИТЕ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ: Можно использовать следующие речевые клише. Для аргумента 1. Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения № ... Рассмотрим предложение №.... в котором использовано такое лексическое средство, как... Подтверждением приведенной мною мысли является текст... Чтобы подтвердить сказанное, перечитаем предложение №...

Слайд 26

Для аргумента 2. Кроме того в предложении... В качестве ещё одного аргумента можно привести... В качестве второго примера использую предложение №... Ещё одним примером данного языкового явления может служить...

Слайд 27

Оформлять примеры можно следующими способами: привести цитату из текста, используя всё предложение или часть предложения; указать номер предложения без цитирования; привести ключевые слова.

Слайд 28

Аргумент 1 Аргумент 2

Слайд 29

НАПИШИТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Заключение сочинения должно быть не менее эффектным, чем вступление. Это может быть в несколько строк итог всего сочинения (заключение-вывод), при формулировке которого можно использовать , например, следующие фразы: Таким образом, я считаю, что яркое высказывание лингвиста (указать инициалы и фамилию) помогает понять, что... Следовательно, прав был известный лингвист (писатель), утверждавший , что... Эти примеры из текста являются убедительным доказательством того, что... Итак, на мой взгляд, мне удалось доказать, что...

Слайд 30

ПРОЧИТАЙТЕ СОЧИНЕНИЕ, написанное на экзамене: « Писатель творит. Он описывает события, героев. Он находится в гуще повествования и, безусловно, выражает свое отношение к происходящему. Для того чтобы «внедрить» в сознание читателя свою оценку ситуации или героя, писатель подбирает слова, содержащие оценочный элемент. Думаю, именно такой смыл заключён в высказывании современного лингвиста И.Г. Милославского. Попробую обосновать свое мнение. Описывая состояние героя, писатель, чтобы выразить свою оценку чувству, которое зарождается в душе обиженного мальчика, использует слово «черно» (предложение 9). Это ключевое слово, с помощью которого автор показывает, что зарождающаяся злоба является отрицательным чувством.

Слайд 31

Прогулка по лесу рождает в душе героя добрые чувства. И в тексте появляются слова «хорошо» (предложение 32) и «легко» (предложение 36). Эти оценочные слова помогают понять, что писатель, хотел убедить нас, читателей, в том, что человек должен уметь прощать. Таким образом, можно утверждать, что прав был И.Г. Милославский , считавший, что оценочные слова, используемые писателем при создании текста, помогают ему не только передать своё отношение к описываемым событиям и героям, но и воздействовать на сознание читателя.

Слайд 32

ОЦЕНИТЕ СОЧИНЕНИЕ: На основании данных таблицы «Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему » оцените сочинение, написанное на экзамене , и своё собственное сочинение. Для этого отметьте значком ^выбранный Вами балл за каждый критерий и суммируйте их.

Слайд 33

Критерии оценивания Баллы за сочинение на экзамене Баллы за моё сочи­нение К1. Правильно ли ученик объясняет смысл высказывания"' (Наличие обосно ­- ванного ответа.) 2 1 0 2 1 0 К2. Правильно ли приведены примеры- аргументы из текста, верно ли указана их роль ? (Наличие примеров-аргументов.) 3 2 1 0 3 2 1 0 КЗ. Смысловая цельность, речевая связан ­- ность , последовательность изложения мате­риала . (Наличие абзацев, логика построе­ния текста сочинения .) 2 1 0 2 1 0 К4. Композиционная стройность работы. ( Наличие вступления, основной части, за-­ ключения , наличие плавных переходов от одной части сочинения к другой .) 2 1 0 2 1 0 Всего баллов:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.ПРОЧИТАЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ: 2.НАЙДИТЕ в высказывании КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, выпишите эти слова:

Слайд 2

1.ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС: О чём идёт речь в высказывании ? 2.Итак , в цитате ________говорится о______ . 3.Термин (определение слова). 4.ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на то, что надо не только понять , но и объяснить смысл высказывания. Для этого необходимо знать теоретический материал.

Слайд 3

1.ВСПОМНИТЕ : Что такое ____? Теория по лингвистическому материалу

Слайд 4

«Термин» обладает ________ , которые выполняют в предложении и тексте определённые функции. Функции Примеры Термин Роль Роль Роль Афоризм Афоризм Афоризм

Слайд 5

На основании теоретических знаний и проделанной работы ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ известного лингвиста _________________

Слайд 6

ПОТРЕНИРУЙТЕСЬ: Объясните смысл высказываний 1 . «________». (Известный лингвист _______)

Слайд 7

ПРОЧИТАЙТЕ СОЧИНЕНИЕ, написанное на экзамене: «_________».

Слайд 8

ВСПОМНИТЕ: Каким должно быть вступление? Вступление сочинения обязательно должно быть связано с темой Вашего рассуждения. В нём надо дать своё понимание цитаты. Вступление должно быть ярким. Вступление можно сравнить с фундаментом здания; оно является основой постройки под названием сочинение. Во вступлении Вы должны не только осмыслить цитату, но и сформулировать свой собственный тезис по рассматриваемой теме. Например, дана цитата Л. С. Сухорукова : «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Слайд 9

Вот какое вступление написал ученик по этому высказыванию: .

Слайд 10

НАПИШИТЕ ВСТУПЛЕНИЕ: При написании вступления можно использовать речевые клише или иначе говоря типовые конструкции, которые легко воспроизводятся в речи в определённых повторяющихся ситуациях. Например: В высказывании говорится... Как отмечает автор высказывания... Бесспорно, мнение автора о том, что... Я полностью согласен с мнением автора в том, что... Попробую разобраться в смысле этого высказывания...

Слайд 11

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ДВА ПРИМЕРА, подтверждающих выдвинутый тезис, и укажите номера предложений, в которых содержатся эти примеры.

Слайд 12

НАПИШИТЕ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ: Можно использовать следующие речевые клише. Для аргумента 1. Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения № ... Рассмотрим предложение №.... в котором использовано такое лексическое средство, как... Подтверждением приведенной мною мысли является текст... Чтобы подтвердить сказанное, перечитаем предложение №...

Слайд 13

Для аргумента 2. Кроме того в предложении... В качестве ещё одного аргумента можно привести... В качестве второго примера использую предложение №... Ещё одним примером данного языкового явления может служить...

Слайд 14

Оформлять примеры можно следующими способами: привести цитату из текста, используя всё предложение или часть предложения; указать номер предложения без цитирования; привести ключевые слова.

Слайд 15

Аргумент 1 Аргумент 2

Слайд 16

НАПИШИТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Заключение сочинения должно быть не менее эффектным, чем вступление. Это может быть в несколько строк итог всего сочинения (заключение-вывод), при формулировке которого можно использовать , например, следующие фразы: Таким образом, я считаю, что яркое высказывание лингвиста (указать инициалы и фамилию) помогает понять, что... Следовательно, прав был известный лингвист (писатель), утверждавший , что... Эти примеры из текста являются убедительным доказательством того, что... Итак, на мой взгляд, мне удалось доказать, что...

Слайд 17

ОЦЕНИТЕ СОЧИНЕНИЕ: На основании данных таблицы «Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему » оцените сочинение, написанное на экзамене , и своё собственное сочинение. Для этого отметьте значком ^выбранный Вами балл за каждый критерий и суммируйте их.

Слайд 18

Критерии оценивания Баллы за сочинение на экзамене Баллы за моё сочи­нение К1. Правильно ли ученик объясняет смысл высказывания"' (Наличие обосно ­- ванного ответа.) 2 1 0 2 1 0 К2. Правильно ли приведены примеры- аргументы из текста, верно ли указана их роль ? (Наличие примеров-аргументов.) 3 2 1 0 3 2 1 0 КЗ. Смысловая цельность, речевая связан ­- ность , последовательность изложения мате­риала . (Наличие абзацев, логика построе­ния текста сочинения .) 2 1 0 2 1 0 К4. Композиционная стройность работы. ( Наличие вступления, основной части, за-­ ключения , наличие плавных переходов от одной части сочинения к другой .) 2 1 0 2 1 0 Всего баллов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Подготовка к ЕГЭ по теме "Лексика и фразелогия".

На уроке используется различный тренировочный материал, работа с текстом, тесты....

Конспект урока по теме "Обобщение по теме "Лексика" в 6 классе"

Материал представляет собой урок-путешествие по стране Лексикология. Название урока звучит так "Как Рыжиков и 6 класс оказались в стране выученных уроков". Две команды "Лексис" и "Логос" побывают на О...

Урок-презентация по теме "Лексика" в 5 классе.

Теоретическая и практическая работа над основными понятиями враздела "Лексика". Может быть использована для самостоятельнаого изучения темы. Возможно использовать отдельные слайды....

Урок по русскому языку в 5-ом классе по теме: « Обобщение по теме «Лексика».

Урок по русскому языку в 5 классе посвящён повторению и обобщению знаний по теме «Лексика».  Этот урок является итоговым по данной теме, что позволяет учащимся полностью показать приобретённые зн...

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...