Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
    Урок по русскому языку в 5-ом классе по теме: « Обобщение по теме «Лексика».

    Евлашина Ольга Валентиновна

    Урок по русскому языку в 5 классе посвящён повторению и обобщению знаний по теме «Лексика».  Этот урок является итоговым по данной теме, что позволяет учащимся полностью показать приобретённые знания и полученные навыки. Достижению цели способствует применение ИКТ, итогом работы является выполнение теста по теме «Лексика».

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе по теме:

    « Обобщение по теме «Лексика».

    Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г. Конаково Тверской обл.   Евлашина Ольга Валентиновна

    Цели  урока:

    1. Обучающая: обобщить и повторить материал по теме «Лексика»
    2. Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, память.
    3. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку.

    Задачи:

    1. Систематизировать изученный материал по теме «Лексика».
    2. Выполнить практические задания по закреплению знаний и навыков, полученных при изучении темы «Лексика».
    3. Провести взаимосвязь изученного  материала с другими учебными предметами.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    1. Сообщение темы урока. Обращение к эпиграфу урока.

    Слайд 1.

    К. Паустовский: « В русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

    - Наша задача: доказать справедливость этого высказывания и ответить на вопрос: Для чего необходимо словарное богатство?  Чтобы выполнить эту задачу мы  должны : Слайд 2.

    1. Повторить теоретические сведения по по теме «Лексика»
    2. Закрепить полученные знания
    3. Отработать навыки употребления в речи слов разных групп лексики
    4. Развивать свои творческие способности.

    1. Теоретическое повторение. Упражнение « Перекрёстный огонь» Слайд 3. Учащиеся задают друг другу вопросы по теме «Лексика».

    4.- Итак, лексика – это все слова языка, его словарный состав. Основной лексический состав русского языка представлен в 17-томном Словаре современного русского литературного языка, составленном Академией наук СССР. Словаря, в котором были бы записаны все слова русского языка, то есть представлен весь лексический состав языка, нет и быть не может. А почему? Подумайте сами.  Слайд 4.

    Эти данные говорят о том, что вам есть к чему стремиться, чтобы не попасть  вот в такую ситуацию.  2 ученика по ролям рассказывают стихотворение А. Барто

    Заранее, заранее всё было решено:

    У школьников собрание, потом у них кино.

     Домой придёт мой старший брат,

     Он мне расскажет всё подряд,

     Он объяснит мне, что к чему,

     А я большая! Я пойму.

     И вот он начал свой рассказ:

     - Они ползут, а он им – раз!

     А тут как раз она ползла.

     А он как даст ему со зла!

     Они ей – раз! Она им – раз!

     Но тут как раз её он спас,

     Он был с ней заодно…

     Ух, сильное кино!

     Нет, видно, я ещё мала:

     Я ничего не поняла!

    - Почему девочка ничего не поняла? Словарный запас мальчика очень беден, он не смог ничего рассказать. Поэтому свой лексикон надо обогащать: больше читать, общаться друг с другом и , конечно, дружить с различными словарями. ( Выставка словарей).

    5.Работа с толковым словарем.

    - Скажите, ребята, в каком словаре можно узнать лексическое значение слова?

    - Пользуясь толковым словарём, найдите соответствия :

     (Слайд 5)

    а) брошюра

    б) жокей

    в) лексикон

    г) изморось

    А) очень мелкий дождь

    Б) запас слов и выражений

    В) профессиональный наездник на скачках

    Г) небольшая книжка

    Д) похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах

    - Вы знаете, что слова могут иметь одно или несколько значений.

    6. Записать предложения, подчеркнуть многозначное слово, определить его значения.

    1. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)

    2. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)

    3. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)

    4. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)

    7. Рассмотрите рисунок и запишите предложения, в которых глагол идёт употреблялся бы в разных значениях. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. ( Слайд 6-7)

    Самопроверка:

    1. Идет человек
    2. Идет поезд
    3. Идет время
    4. Идут письма
    5. Идет наряд
    6. Идет дым из трубы
    7. Идут учиться
    8. Идет дождь
    9. Идет урок

    В каком значении может употребляться слово идёт? ( В прямом и переносном)

    - На основе чего образуется переносное значение?

    - Как в литературе называются художественные приемы, основанные на переносном значении? ( Метафора, олицетворение)

    8. Физкультминутка.

    Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

    Поглядеть, который час.(повороты головы вправо, влево)

    Раз – два, три – четыре.(хлопки в ладоши)

    Мышки дёрнули за гири.(приседание)

    Вдруг раздался страшный звон, (хлопки над головой)

    Убежали мышки вон.(бег на месте вокруг себя)

    9. Омонимы, синонимы, антонимы.

    - Знакомясь с лексикой, мы обозначили с вами 3 большие группы слов. Какие?

    - Приведите примеры омонимов.

    - Прочитайте четверостишие, найдите слова – омонимы.(Слайд 8)

    Молоко покрыла пеночка,

     Варится в котле овсянка.

     За окном щебечет пеночка,

     Подпевает ей овсянка.

    (Я.Козловский)

    10. Найди антонимы и синонимы (письменно). (Слайд 9.)

    - Найди среди расположенных вокруг выделенного слова синонимы и антонимы. 2 человека у доски.

     

    ( Слайд 10)

    Ответ.         Антонимы:         Печальный

                                            Тоскливый

                    Весёлый                Невесёлый

                                            Скучный

                                            Унылый

                                            Грустный

                    Синонимы:             Радостный

                                            Ликующий

                    Весёлый               Мажорный

                                            Жизнерадостный

    11. Редактирование текста. ( На доске)

    - Какую роль выполняют синонимы в речи?

    Записать текст, вставьте пропущенные орфограммы, замените повторяющиеся слова синонимами.

    В лесах под Москвой по…вились голубые белки. Откуда зав…зли их?  Белки приехали из д…лёкой Сибир….Под…рили белок в одном из заповедников. Белки хорошо  приж…лись в нашем лесу. (1 чел. у доски)

    - Какую роль выполняют синонимы в речи?

    12. Подведение итогов. 

    -Итак, сегодня на уроке мы повторили всё, что изучали в теме «Лексика». (Слайд 11.)

    - Возвращаемся к эпиграфу нашего урока. Справедливо ли высказывание К Паустовского?. Для чего нужно словарное богатство? (Знание лексики расширяет наш кругозор, делает нашу речь красивее, образнее.)

    (Слайд 12)

    - В качестве закрепления  я вам предлагаю небольшой тест по нашей теме.

            

    Контрольный тест по разделу "Лексика" (5 класс)

    1. Какое слово является многозначным:

    а) топор

    б) кисть

    в) человек

    2. В каком словосочетании слово "горят" употреблено в переносном значении:

    а) щеки горят

    б) дрова горят

    3. Синонимы - это:

    а) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу.

    б) слова, обозначающие одно и то же.

    в) слова с противоположным лексическим значением.

    4. Найдите синоним к слову огромный:

    а) громадный

    б) маленький

    5. Подберите антоним к слову румяный:

    а) бледный

    б) краснощекий

    6. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы:

    а) они помогают точно и образно выражать мысли.

    б) используются для раскрытия значения частей слова.

    7. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:

    а) в толковом словаре.

    б) в словаре антонимов русского языка.

    в) в орфографическом словаре  русского языка.

    8. То, что обозначает слово, является его:

    а) грамматическим значением.

    б) лексическим значением.

    9. Отметьте грамматическое значение слова снегопад:

    а) выпадение снега.

    б) существительное, мужской род , единственное число , именительный падеж.

    10. Лексика - это:

    а) все слова языка.

    б) слова, которые даны в толковом словаре.

    в) слова, которые я знаю.

    11. Итог. (Слайд 13)

    -Закончить наш урок мне хочется словами К Паустовского « Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ».

    И мы можем гордиться, что являемся носителями русского языка.

    12. Дом. задание.(Слайд 14)

    Написать сочинение-миниатюру «Пришла волшебница -  зима», используя лексические возможности языка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

    Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

    Презентация-тренажер по русскому языку в 5-ом классе на тему "Звуки речи"

    В состав учебного пособия входит 10 слайдов, каждый из которых предполагает выполнение учащимися различных заданий. Ресурс можно использовать на различных этапах урока. В ходе учебной деятельности реб...

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"

    Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...

    конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"

    Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых поня...

    Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение и систематизация знаний по разделу)

    Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий однокоренные словаформа словазначимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа);умения учащи...

    Самоанализ урока русского языка в 6-ом классе по теме "Повторение по теме "Лексика. Фразеология".

    Цели урока:Воспитывающая цель: прививать интерес к изучению русского языка.Развивающая цель: развивать познавательные процессы: память, воображение, мышление, внимание, речь. Обучающая  цель: зак...

    Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

    Урок повторения темы "Синтаксис" в игровой форме помогает закрепить знания о синтаксисе, научит выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепен...