Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Дорохина Нина Васильевна

Цели:

закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;

воспитывать у детей любовь к русскому языку;

развивать чувство коллективизма. Урок был проведён в рамках ФГОС, ребята работали в группах, выполняли различные задания в игровой форме. Этот урок помог детям повторить и закрепить изученный материал, подготовиться к контрольной работе по теме "Синтаксис"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dorohina.docx58.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дорохина Н.В.

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

Цели:

закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;

воспитывать у детей любовь к русскому языку;

развивать чувство коллективизма.

1.Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:  

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить:
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
                                    И. Романов

  Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке. 

2. Проведём повторение в форме блиц - опроса (я читаю определение, вы записываете первую букву слова - ответа): отгадав это слово, вы узнаете, по какой теме будут задания, которые вы будете выполнять на уроке.

Кто быстрее отгадает слово? (выдается жетон)
• часть речи, обозначающая предмет;
• падеж, отвечающий на вопрос кто?;
• неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?;
• название падежа, который отвечает на вопрос кем?;
• слова, противоположные по значению;
• часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов;
• морфема, стоящая между корнем и окончанием;
• самый распространенный союз;
• звук, который мы слышим на конце слова груз.
Какое же слово получилось?- синтаксис.

– Сегодня мы вместе с вами будем выполнять задания по теме «Синтаксис», проверим, чему вы научились. 
Наш урок будет проходить в игровой форме. А что такое синтаксис?

Ученик читает стихотворение.

Синтаксис – что это такое?
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначение.
Я вам всегда помочь готов:
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг.
И форму словосочетания.
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания. 
(П. Чесноков)

3. Сегодня мы работаем в группах. Я прошу каждой группе выбрать лидера. Представьтесь, пожалуйста. Для того чтобы вы включились в работу, проведём разминку. Узнаем:1. Кто из вас самый смекалистый. Разминка называется. Угадай подлежащее.

а) Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

б) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

в) В окна стучит, по крыше гремит, по улице бродит, а в дом не заходит. (Ветер)

г) Надо мною, над тобою 
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
 (Туча)

д) Люди ждут меня, зовут,
А придут к ним – прочь бегут. 
(Дождь)

е) Синенькая шуба
Покрыла весь мир. (Небо).  Хорошо,  подлежащее  вы умеете находить.

2.Загадки. А теперь проверим, как вы усвоили остальные члены предложения.

- Отгадайте загадки о членах предложения. 
1) Стрелой несётся конь, 
Занять он хочет трон: 
Он главный в предложении 
И лучший он в спряжении. 
Все действия его верны, 
А формы все его точны. (сказуемое) 
3) Как пряди разметал 
Он падежи свои. 
Кого ещё так любят и так знают? 
Ведь всех он в нашей речи дополняет. (дополнение) 
4) Живою речь не будет без тебя: 
Поведаешь о грустном, о весёлом. 
Определишь всегда любой предмет, 
Полнее и точней расскажешь о знакомом. (определение) 
5) Всегда стоит с глаголом 
И хочет дать ответ: 
Где? Почему? Когда? И как? 
Подумай, это не пустяк. (обстоятельство). Члены предложения знаете.

4. Мы с вами знаем, что синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Вот вам 1 задание: Угадаем литературное произведение по словосочетаниям. Попробуем вспомнить автора.

1группа: Дуб зеленый, златая цепь, кот ученый, неведомых дорожках, невиданных зверей.
2группа: Послал где-то, бежала близёхонько, вдруг остановил, говорит сладко.
3группа: Жили в землянке, ловил рыбу, рыбачил 30 лет, новое корыто, высокий терем.

Ответы:

А.С.Пушкин “Руслан и Людмила”.

И.А. Крылов “Ворона и лисица”.

А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”.

5.Задание: Вспомни виды словосочетаний и Рассели “жильцов” в домики. (Каждой группе выдаю по 2 домика, в которые вы вписываете именные и глагольные словосочетания).

Про людоеда.

Все вокруг объяты страхом –
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверье уносит ноги.
Даже несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.
Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.

Сдайте домики жюри, которое проверит количество правильных ответов.

http://festival.1september.ru/articles/532001/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/532001/img2.gif

Задание проверяет жюри и по количеству верных ответов выдает жетоны.

6.«Ремонт». Предложения строятся по определённым правилам. Выполним задание, которое называется. «Ремонт». 

Из данных слов составьте предложение, соблюдая правила.

Снег, сверкает, утро, ранний, блеск, волшебный (Ранним утром снег сверкает волшебным блеском)

Луна блестит, пруд, лес над за, темный, полная (За темным лесом над прудом блестит полная луна)

Луч, погас, гора, дремучий, вечерний, за. (За горой дремучею погас вечерний луч.)  Проверим, какие у вас получились предложения. Прочитайте свои варианты.

Физминутка.
Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Будто пух в руках, не гири!

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

7.Кто правильно выполнит задания. Проверим ваши знания по Синтаксису.

1группа.

Найдите грамматическую основу предложения: Я вышел из палатки и отправился к реке. (я вышел)

Найдите в предложении дополнение, задайте к нему вопрос: Свежий ветерок играет зелеными листочками. ( играет (чем?) листочками)
2. группа

Выделите из предложения словосочетание: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Расставьте знаки препинания в предложении, объясните их постановку: На смелого собака лает а трусливого кусает. (однородные сказуемые лает и кусает)

3 группа 

Найдите в предложении обстоятельство, задайте к нему вопрос: Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (пряли (где?) под окном, пряли (когда?) вечерком)

Найдите в данном предложении обобщающее слово, поставьте в предложении знаки препинания: В тайге водятся хищные животные волки рыси медведи. (животные). Посмотрим, кто из вас правильно выполнил задание. Отвечает по очереди каждая группа.

8. Конструктор. Составьте предложение:

1группа.

  1. из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;
  2. из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
  3. добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;
  4. из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство. (Тихая ночь опустилась над городом.)

2 группа.

  1. из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в именительном падеже единственного числа;
  2. из предложения Мороз разрумянил щёки взять сказуемое, употребить глагол без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени;
  3. из предложения Кисти винограда свисали до земли взять подлежащее, употребить это слово как дополнение;
  4. из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже. (Осень румянит кисти рябин.)

3 группа 

  1. Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями;
  2. Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе;
  3. Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает лес краской;
  4. Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр;
  5. Из предложения Куда, дорога, ты ведёшь? Взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения;
  6. Добавить союз и и продолжить предложение однородным членом. (Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги и тротуары.). Проверим, сумели ли вы справиться с этим заданием. Озвучьте получившиеся предложения.

9. Какой раздел науки о языке дружит с синтаксисом? Как он называется? Вот сейчас мы выполним задания и посмотрим, умеете ли вы расставлять правильно знаки препинания. 

Посмотрите на текст, записанный на доске. Прочитайте его сначала построчно. Что здесь не так? Чего не хватает? Вы видите, что получается смешно и нелепо. Расставьте запятые, прочитайте полученный текст.

На доске записана стихотворная шутка.

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла…

10. Конкурс лидеров групп.

 (Юмористическая викторина) 

  • В каких словах по сто согласных? (Стог, стол, стон, стоп) 
  • Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком) 
  • Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль) 
  • В воде купался, сухим остался? (Гусь) 
  • Что находится между рекой и берегом? (Союз и) 
  • Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (За-я-ц) 

11. Соберите пословицу.

1группа.

 Слово, огня, жжет, больней, недоброе.

2. группа

 Слово, дождь, что, в, засуху, доброе, человеку.

3 группа

Слово, кошка, и, приятно, ласковое. Озвучьте получившиеся пословицы.

12. “Веселая семейка”.

Задание: помогите “семейке” собраться вместе, прочитайте разорванную записку.

За деньги … развлечения … можно купить … но не сон … кровать … но не здоровье … но не домашний очаг … книги … лекарство … но не ум … пищу … но не красоту … дом … но не аппетит … украшения … но не счастье.

Ответ.

За деньги можно купить кровать, но не сон, книги, но не ум, пищу, но не аппетит, украшения, но не красоту, дом, но не домашний очаг, лекарство, но не здоровье, развлечения, но не счастье.

Исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.

У Пети смех заразный. Грипп – инфекция заразительная.

Актёр отражал зрителей своим талантом.

3. Творческий диктант. (Выполняется в группах).

Распространить предложения второстепенными членами.

1 группа: Прозвенел звонок. Ученики разговаривали.

2 группа: Вошёл учитель. Наступила тишина.

3 группа: Начался урок. Дети слушают.

Задание: вставьте необходимые по смыслу слова и вы получите отрывки  из стихотворений А.С. Пушкина, подчеркните второстепенные члены предложения.
         1) Буря мглою …  кроет ( небо).
         2) То, как путник  запоздалый,
              К нам в   …   постучит    ( окошко) 
         3) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
             На … небе мгла носилась   ( мутном).

Подведём итоги уроки. Юный поэт.

По опорным словам сочинить четверостишие:

1 группа – Синтаксис - важная

                    Дружить - жить                

2  группа - Повторяли – выполняли

                    Сказать – знать

3 группа -   Прозвенит – урок

                     Не сидится - поделиться

Синтаксис – наука важная.

Пунктуация – отважная.

Будем с ними мы дружить,

Чтобы легче было жить.

     На уроке повторяли,

     Игровые задания выполняли.

     Можем смело мы сказать:

     Будем Русский лучше знать.

Прозвенит сейчас звонок.

Начнётся снова у нас урок.

Нам не сидится на месте,

Впечатлениями хочется поделиться.

Рефлексия: Если работа вас удовлетворила на уроке, поднимите картинки с солнышками, если – нет – с тучками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение и систематизация знаний по разделу)

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий однокоренные словаформа словазначимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа);умения учащи...

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

Урок повторения темы "Синтаксис" в игровой форме помогает закрепить знания о синтаксисе, научит выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепен...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис. Пунктуация. Обобщение".

Представлена технологическая карта урока, презентация к уроку. Урок проведён в рамках Республиканского семинара для завучей школ превосходства Республики Татарстан. Урок разработан в соответствии с ФГ...

Применения приемов стадии осмысления в ТРКМ на уроках русского языка в 5 - 9 классах по теме: «Синтаксис», для учащихся VIII вида

Основу ТРКМ составляет базовая модель трёх фаз (стадий): «вызов», «реализация смысла» и «рефлексия».  Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор хар...

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

Цели:закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;воспитывать у детей любовь к р...

Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме "Синтаксис простого предложения"

Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме "Синтаксис простого предложения" включает в себя 10 билетов по два задания в каждом.Первое задание предполагает развер...