Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Грязнова Ольга Николаевна

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sistematizatsii_i_obobshcheniya_znaniy.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

  1.   Организационный момент.  Слайд 1.

Здравствуйте ребята! Давайте мысленно подарим друг другу добрые слова, улыбнемся и пожелаем хорошего дня. Садитесь.

На нашем уроке сегодня присутствуют гости. Мне очень хочется и я вам искренне этого желаю,  чтобы наша сегодняшняя совместная работа оказалась плодотворной и осталась в наших сердцах надолго.

2. Вступительное слово учителя.

У: Ребята, а вы любите путешествовать ?

Ответы детей

У : А на чём можно совершать путешествие ?

Ответы детей.

А мы сегодня отправимся с вами в необычное путешествие в космос (Слайд 2), будем познавать  таинственную, интересную, ещё мало изведанную вселенную  русского языка, вспомним о том, что каждого из нас есть душа и большое любящее сердце, в котором как в большом сосуде налит прекрасный напиток Доброта.

В космический полет отправляются с  определенного места. Ракета берет старт на Космодроме.(Слайд 3) Не все имеют возможность побывать там, но мы с вами попробуем получить пропуск на космодром, выполним  творческое задание. Будьте внимательны. Сейчас я буду называть глаголы, а вы существительные, обозначающие профессиональную  деятельность

Рисует-…художник

Сочиняет музыку…..композитор

Испытывает новую авиационную технику…-лётчик-испытатель

Лечит…врач

Учит….учитель

Спасает пострадавших-…спасатель

Управляет самолетом… летчик

Управляет космическим кораблем….-космонавт

У: Вот и мы с вами   будем сегодня настоящими космонавтами. Но не простыми. Так как у нас урок русского языка мы будем космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты?

Ответы детей :  Лингвисты…………………….

Лингвист- это специалист, разбирающийся в истории образования языков, их структур и характерных особенностей.

Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся на Галактику Доброты, держим курс на одну из её в одну из его частей – Синтаксис и Пунктуация. (Слайд 4). Вы только представьте себе на минуту , ребята, что мы с вами жители этой Галактики : мы очень добры, милосердны, терпимы к друг другу , мы просто счастливые люди.

(Открыть оформленную доску,

на ней число, тема урока).

Длительность полета составит 45 минут, поэтому на прохождение каждого этапа полета у нас будут отведены временные рамки, в которые нужно уложиться, чтобы вовремя вернуться на землю.

        Хочу сообщить, что в центре управления полётами за прохождением нашего полета наблюдают учёные-эксперты – гости на нашем уроке.

        Управление полётом разрешите взять на себя.

Ребята, сегодня на уроке экипаж нашего космического корабля разделен на 2 команды. У каждого участника полёта есть свой личный бортовой самописец,  в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время полёта. В конце нашего полёта все они будут подшиты к «бортовому журналу». Также хочу заметить, что за успешное выполнение ответственных заданий во время полета активные команды  будут отмечаться звёздами.

-За самые лучшие, правильные , полные ответы команда получит  звезду,

- за правильный, но неполный ответ, требующий дополнений  - синяя звезда;

-за неуверенный  ответ с недочетами, над которыми нужно поработать- зеленая звезда.

Когда мы вернемся с полета, мы занесем наши результаты в Почётную книгу космических достижений (журнал).

 Целеполагание.

        В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по Галактике Доброты и её планете Синтаксиса и Пунктуации

 Посмотрите  на слайд. (На слайде предложение, словосочетание

  1. Добро творить не совсем просто.

золотое сердце, нравственная красота, добрый человек, вежливый человек.

Ребята, что вы можете сказать о написанном?

Ответы детей………………………………………

У : Дайте характеристику предложения, что в можете сказать о словосочетаниях ?

У : В каком разделе изучаются словосочетания и предложения ?

Ответы детей?........................................................................................

Учитель : Молодцы. Все верно

У: Ребята, а чем эти предложения отличаются от предыдущего?

Слайд –на нем (предложения с однородными членами, обращением

  1. Учиться делать добро, быть добрым – тяжелый, но достойный труд. И добро, сделанное безвозмездно, от чистого сердца, вернется вам сторицей.

У : Скажите, а какой раздел изучает правила постановки знаков препинания?

Ответы детей ?

У: А вы изучали разделы Синтаксис и Пунктуация.?

(Ответы)………………………………….

 Поднимите руку, кто хорошо ориентируется в теме . А кому ещё нужно повторить ?  Так какую же цель мы поставим перед полетом? :

Ответы детей :

Повторить  и закрепить  знания по  разделам «Синтаксис и Пунктуация»(Слайд

За проблемно-поисковую работу по определению цели урока …..звездами отмечаются команды……………….(ЗВЕЗДА)

Итак, цели нашего полета определены.

Отправляясь в полет , космонавты должны иметь хорошие знания о том месте, куда направляются. Я , как командир корабля, должна быть уверена в своем экипаже, и для этого я предлагаю пройти тестирование перед полетом. Посмотрим, кто достоин попасть на борт космического корабля. Откройте свои бортовые самописцы, внесите дату сегодняшнего полета и приготовьтесь к тестированию. Ребята тест состоит из пяти вопросов, на каждый из которых нужно дать один верный ответ. На тестирование вам дается 2 мин. (Слайды-----------------------)

……………………………………………………

Учитель : Проверяем.  Ребята обменяйтесь тетрадями, проверьте орфографические работы у товарища по команде.  Проверили. Молодцы, возвращаем тетради и начинаем самопроверку теста. Где правильно ставим +, неправильно-.

(Ответы на слайде) Ребята , поднимите руку у кого всё правильно, у кого выполнена большая часть,  у кого выполнено половина , а у кого меньше половины? Дает звезду.

 Молодцы. Экипаж тестирование прошёл, проверим готовность корабля. Ведь на неисправном корабле невозможно лететь.  Заполним отсеки нашей ракеты лингвистическим топливом, выполнив терминологический диктант. (СЛАЙД)

 Сейчас я зачитываю развёрнутые определения, а вы в своих бортовых самописцах, записываете ,то что  обозначает это определение. Отвечаете  одним словом и без ошибок, старательно записываете  всё в строчку через запятую. А потом мы вместе проверим, как вы справились с этим заданием.

1) Главный член предложения, который обозначает то, о чем или о ком  говорится в предложении ( подлежащее 

2) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета –

определение                

3) Главный член предложения, который обозначает действие, выраженное глаголом  сказуемое

4)  Второстепенный член предложения, который обозначает место, время,

        причину, образ действия  -обстоятельство

 5).       Разговор двух или более  лиц   -диалог

 Самопроверка (Слайд презентация)

-Обращение к командам -Кто без ошибок? (поднимают руки ). у кого выполнена большая часть,  у кого выполнено половина , а у кого меньше половины Учитель говорит в какой команде большинство  космонавтов справилась с заданием и крепит звезду рядом с их командой на доске.).

-Итак, к полёту всё готово.(Слайд+ музыка-Голос Гагарина.) после  слов «поехали» Музыка продолжает тихо звучать учитель говорит и читает стихотворение.

- В космосе  нужно уметь ориентироваться. Есть даже специальные звёздные карты. Мы летим по вселенной  русского языка, поэтому нашим ориентиром будет стихотворный текст.

Где-то там, далеко, где гуляют ветра,
есть чудесное место - Галактика Добра.
Ищут многие путь, но не могут найти,
только сердце с добром может к ней привести.
Крикнешь тучам: "Привет!" - смех и слёзы те льют.
Тронешь капли дождя... и они запоют...
И на радужных струнах ты можешь играть,
ярким тёплым лучом будет солнце ласкать.
Колокольчики счастья в долине звучат.
Они ласковый звук и надежду дарят.
Ты в Галактику  Добра тихо двери открой
и почувствуй смиренье, душевный покой.
Не ищи ту планету в песках иль снегах.
Верь, планету  найдёшь...Всё в твоих лишь руках!

(Включаю Слайд со стихом)

 Ребята ,возьмите карточку № 1 с текстом, она находиться у вас на партах  и выполните задание. Результаты работы занесите в бортовые самописцы. На выполнение этого задания вам дается 3 мин.

   1.команданаходит словосочетания со связью согласование ()

  1. .команда  словосочетание со связью управление  (

  1. Все вместе : связь примыкание.

   Закончили. Проверяем 1 команда –ваше задание. И т.д.

Ответы : у нас было задание. Команда  № 1 у вас справились с заданием и нашли словосочетания……………………….

Прочтите словосочетания со связью управление.

 Молодцы ребята, за выполнение этого задания   ЗВЕЗДЫ

 Ой, ребята к нам приближается неопознанный объект,(Слайд 19) на нашей карте полета он не зафиксирован. Сразу сворачивай и включай физкультминутку.

Физкультминутка

Далее работа с текстом. (Слайд 20)

 Ребята, иноплонетянин  оставил нам  космическое послание.

 - Да! Каких только чудес ни бывает в космосе!

______________________________

Настоящая дружба очень помогает в горе и радости : в радости ведь тоже нужна помощь чтобы ощутить счастье до глубины души ощутить его  и поделиться им. Неразделённая радость не радость. Несомненно человека портит счастье если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий пора утрат  опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку если он один.

Берегите дружбу цените всё хорошее  не растрачивайте богатств души своей.

 

                                                                             (Д.С.Лихачёв)

Ребята, а как вы думаете бывал ли этот посланник на планете Пунктуация (Ответы детей- нет, он не знает знаков препинания. )

Но мы с вами, юные знатоки-лингвисты, без труда восстановим текст. Возьмите карточку № 2. Расставьте в тексте недостающие знаки.  

 Ребята, а найдется среди вас смельчак, который не побоится выйти в открытый космос и расшифровать данное послание, заработав тем самым красную звезду для своей команды.

Класс с карточками. Один- Работа у доски 

У: Время вышло, давайте сравним  результаты. …. Верно расставила все знаки препинания и приносит своей команде звезду……………… Далее появляется                 (СЛАЙД С ПРАВИЛЬНЫМ ТЕКСТОМ)

У:  Ребята, теперь когда все запятые расставлены, текст приобрел смысл, скажите в чём заключается основная мысль. Как бы вы его озаглавили ? , Название текста впишите на свободной строке. Итак, как вы назвали текст .Все согласны. Название появляется на доске .  С работой с текстом справились все ………..звезду получает….

 - Ребята, инопланетянин  оставил нам письменное послание, а если бы мы стали беседовать с ним устно, о чем бы вы его спросили  ?

Ответы детей?

У: Ребята, а как называется такой вид беседы ?

Ответ : Диалог.

Ой, ребята бортовой компьютер передаёт, что  с нами на связи Земля, за нас волнуются

На доске появляется фраза (Слайд 21)

 Космонавты, сообщите, как проходит  ваш полёт ?

 Скоро ли вы вернетесь на землю?

 - Ребята, нам нужно ответить земле, чтобы за нас не волновались. Откройте свои бортовые самописцы и запишите, как проходит ваш полет. Эти данные будут переданы на землю. Но прежде, давайте вспомним, как на письме оформляется диалог?

Ответы детей………………………………

Ребята, что вы ответили на вопрос земли?

Ответы детей…………………….

Значит, я могу записать в своем бортовом журнале.

-Наш полет проходит нормально .Возвращаемся.

Послание на землю отправлено  и нас там ждут. Летим на землю.(Слайд  22 с музыкой)

Слайд 23 На космодроме нас встречают журналисты. Сейчас нам предстоит пресс-конференция. Перед вами ряд вопросов , т.е их начало, продолжите предложения:

  Ученики.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Слайд 24.

       Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Урок дал мне для жизни

У : А теперь наступает торжественный момент подведения итогов. Отметим самую активную команду космонавтов. Давайте посмотрим ,кто больше набрал наград. Посмотрите, как ярко сверкают звезды заработанные вами. Но главная победа -это конечно же знания. И пусть они сверкают как эти звезды и помогают вам в учебе.

 Д з. Ребята, а для того чтобы ещё раз побыть в роли путешественников,  наше сегодняшнее путешествие вам запомнилось,(Слайд  напишите дома небольшой текст на тему «Моя Планета Доброты»

Спасибо..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

Оценка сочинений и изложений Оценка диктанта. Оценка устных ответов учащихся...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Требования к знаниям, умениям и навыкам по русскому языку

По окончании 11 класса ученики должны уметь......

10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока:  показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

Урок повторения темы "Синтаксис" в игровой форме помогает закрепить знания о синтаксисе, научит выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепен...

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

Цели:закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;воспитывать у детей любовь к р...

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

Цели:закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;воспитывать у детей любовь к р...