Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему:
    Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

    Фиденко Наталья Александровна

    Урок повторения темы "Синтаксис" в игровой форме помогает закрепить знания о синтаксисе, научит выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения, воспитывает у детей любовь к русскому языку, развивает чувство коллективизма. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kvn_po_russkomu_yazyku_v_5_sintaksis_povtorenie.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

    Цели:

    • закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;
    • воспитывать у детей любовь к русскому языку;
    • развивать чувство коллективизма.

    – Сегодня мы вместе с вами должны вспомнить всё о синтаксисе. А что такое синтаксис?

    Ученик читает стихотворение.

    Синтаксис – что это такое?
    Я изучаю связи слов
    И знаю их предназначение.
    Я вам всегда помочь готов
    Из слов построить предложение.
    Его строенье я постиг
    И форму словосочетания.
    И в строе речи каждый сдвиг
    Я не оставлю без внимания.
    (П. Чесноков)

    1. Разминка. Закончи предложение

    1 команда. Зимой дети катаются на... и....

    2 команда. В лесу живут... и....

    2. Кто правильно ответит на вопросы

    1 команда.

    – Какие бывают предложения по цели высказывания?

    – Расскажите о главных членах предложения.
    2 команда.

    – Расскажите, что вы знаете о второстепенных членах предложения.
    – Какие предложения называются сложными?

    3. Кто быстрее и правильнее разберёт предложение

    Надо начертить схему, знаки препинания не проставлены.

    1 команда. Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.

    2 команда. Наступила осень, птицы собираются на юг.

    4. Кое-что о порядке

    Соберите карточки со слогами: по  ря  док  вре  мя  бе   ре   жет. Разобрать получившееся предложение по членам.

    5. Кто из вас самый смекалистый. Угадай подлежащее

    а) Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

    б) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

    в) В окна стучит, по крыше гремит, по улице бродит, а в дом не заходит. (Ветер)

    г) Надо мною, над тобою
    Пролетел мешок с водою,
    Наскочил на дальний лес,
    Прохудился и исчез.
     (Туча)

    д) Люди ждут меня, зовут,
    А придут к ним – прочь бегут.
    (Дождь)

    е) Синенькая шуба
    Покрыла весь мир.
    (Небо)

    6. Юный поэт

    По опорным словам сочинить четверостишие:

    Ёлки – иголки
    Ёж – не похож

    7. Конкурс капитанов

     (Юмористическая викторина) 

    • В каких словах по сто согласных? (Стог, стол, стон, стоп) 
    • Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком) 
    • Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль) 
    • В воде купался, сухим остался? (Гусь) 
    • Что находится между рекой и берегом? (Союз и) 
    • Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (За-я-ц) 

    8. Составьте предложение:

    1 команда.

    1. из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;
    2. из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
    3. добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;
    4. из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство (с другим предлогом).

    2 команда.

    1. из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в именительном падеже единственного числа;
    2. из предложения Мороз разрумянил щёки взять сказуемое, употребить глагол без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени;
    3. из предложения Кисти винограда свисали до земли взять подлежащее, употребить это слово как дополнение;
    4. из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже.

    Общее  задание.

    1. Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями;
    2. Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе;
    3. Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает лес краской;
    4. Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр;
    5. Из предложения Куда, дорога, ты ведёшь? Взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения;
    6. Добавить союз и и продолжить предложение однородным членом.

    9. Устный блиц – опрос.

    1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое).

    2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? И обозначает признак предмета. (Определение).

    3. Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

    4. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство)

    5. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация).

    6. Раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение. (Синтаксис).

    7. Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже? (Тире).

    8. Главный член предложения, обозначающий предмет речи. (Подлежащее)

    9. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение)

    10. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

    11. Виды предложений по цели высказывания. (Повествовательные, вопросительные, побудительные)

    12. Как называются предложения, которые состоят только из главных членов? (Нераспространённые)

    13. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. (Дополнение)

    14. Какое предложение называется сложным?

    15. Начертите схемы предложений с прямой речью.

    10. Найдите грамматическую основу предложений

    1 команда.

    1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
    2. Со всех сторон собак сбежалося с полсотни.

    2 команда.

    1. Каждый из нас станет на краю площадки.
    2. Дед с матерью шли впереди всех.

    11.  Соберите пословицу.

    1 команда.

     Слово, огня, жжет, больней, недоброе.

    2 команда.

     Слово, дождь, что, в, засуху, доброе, человеку.

    12. Проверочная работа

    1. Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения.

    Я иду и прислушиваюсь.  Чудится мне вокруг ле_кий серебристый звон. Не жаворонок ли пробует г_лосок над проталиной? Ост_навливаюсь... Звон умолк. Это на поверхности наста образ_валась ст_клянная корочка она от шагов разл_тает(?)ся и р_ждает сверкающий звук.             (Б.Петров)

    2.Отгадайте загадки.

    1) Чудесами славится, детям очень нравится.
    2) Комочек пуха, белое ухо, прыгает ловко, любит морковку.
    3) Полевой цветок народный, для гадания пригодный.
    4) Зимой спит – летом ульи ворошит.

    Выберите из текста загадок и запишите словосочетания, которые соответствуют следующим схемам:

    прилаг. + сущ.;
    2) глаг. + сущ. в вин. п.;
    3) глаг. + сущ. в тв. п.
    4) глаг. + сущ. в дат. п.;
    5) глаг. + нареч.;
    6) глаг. + нареч.

    3. Расставьте в тексте недостающие знаки препинания и подчеркните однородные члены.

    1) Ночь уходит на покой и уводит за собой и сверчка и светлячка и ночного мотылька.
    2) Солнечный жар и блеск сменились прохладой ночи и неярким светом молодого месяца.

    В это время жюри подводит итоги.

    10. Подведение итогов

    Домашнее задание п.40, упр.205


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обообщающий урок по русскому языку в 5-м классе "Экскурсия по Весне"

     Учащиеся 5-го класса очень любят играть на уроках русского языка. Обобщение изученного в игровой форме дает возможность учащимся подойти к демонстрации своих знаний без страха, с интересом, с желание...

    Мультимедийный урок-обобщение по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика"

    Урок КВН для учащихся 5-го класса с целью: повторить и обобщить изученный материал по теме "Морфемика"....

    Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».

    Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...

    Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение и систематизация знаний по разделу)

    Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий однокоренные словаформа словазначимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа);умения учащи...

    Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5-м классе по учебнику М.М.Разумовской, В.И.Капинос и др.

    Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5 классе по учебнику  М.М.Разумовской, В.А.Капинос и др....

    Конспект открытого урока по русскому языку в 5-м классе. Урок-путешествие «Глагол как самостоятельная часть речи».

    Урок-обобщение в 5 классе по теме "Глагол" с применением игровых технологий. Применение групповой формы работы на уроке....