Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы. Обобщение по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Азаркина Оксана

В даннойработе представлен план-конспект, целью которого является триединство образовательной, воспитатьной и развивающей состаляющих урока, а именно: 1. Обеспечить формирования у учащихся знаний об антонимах, расширить их активный словарный запас, научить пользоваться антонимами как выразительным средством языка, проверить знания по предыдущим темама данного раздела. 2. Способствовать развитию быстроты реакции, слуховой и зрительной памяти, внимания, логического мышления учащихся. 3. Формирование навыка групповой работы и навыков самоконтроля у учащихся. Материал будет интересен учителям, работающим в 5 классе, и может быть использован целиком как основной материал к уроку или будут использованы отдельные его элементы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «АНТОНИМЫ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»

Азаркина Оксана Павловна,

Учитель русского языка и литературы,

ГБОУ школа 281

Цели урока.

  1. Обеспечить формирование у учащихся знаний об антонимах, расширить их активный словарный запас, научить пользоваться антонимами как выразительным средством языка, проверить знания по предыдущим темама данного раздела.
  2. Способствовать развитию быстроты реакции, слуховой и зрительной памяти, внимания, логического мышления учащихся.
  3.  Формирование навыка групповой работы и навыков самоконтроля у учащихся.

Тип урока. Комбинированный

Ход урока.

  1. Орг.момент. Целеполагание.

  1. Проверка домашнего задания.

Задание. Выписать на доске в столбик лексическое значение слов: прямое и переносное, метафоры и олицетворения, синонимы и …, объяснить орфограммы в корне слова.

  1. Разминка.
  1. Словарная работа.
  • В русском языке – место, где предлагаются товары на продажу, в английском языке – журнал (магазин),
  • Многозначное слово, обозначающее 1)подвижную пуговку для приведения в действие с помощью электричества какого-либо механизма, 2) канцелярская , 3) застежка на одежде (кнопка),
  • Часть окна внутри рамы (стекло),
  • Ручной инструмент для забивания чего-либо (молоток),
  • Знак препинания в виде трех точек (многоточие),
  • Декоративный кустарник с бледно-лиловыми или белыми душистыми цветами, собранными в кисти (сирень),
  • Крупный морской рак (омар).

  1. Распределите слова в два столбика: проверяемая гласная в корне и словарные слова.
  2. Найдите слово, полученное путем сложения основ, разберите его по составу.

  1. Объяснение нового материала (антониы) и первичное применение.

4.1. Прочитайте вторые буквы каждого слова, запишите тему нашего сегодняшнего урока.

4.2. Проблемное изложение.

Задание. Найдите в каждом ряду лишнее слово.

Холодно, морозно, прохладно, жарко.

Большой, маленький, огромный, гигантский.

Тишина, покой, шум, безмолвие.

(В каждом ряду три слова – синонимы, т.е. близки по смыслу, а одно слово противоположное по смыслу. Такие слова и называются АНТОНИМЫ).

4.3. Соответствия.

Задание. На листочках даны столбики слов. Найдите антонимичные пары.

Холодно

Тепло

Поздно

Быстро

Ясно

Прохладно

Рано

Жарко

Пасмурно

Медленно

Вывод. Какие слова вы объединили в пары? Как они называются в русском языке?

4.4. Задание. На каждую букву этого термина подберите слово, а затем запишите к нему синоним и антоним.

Аккуратный – небрежный, опрятный,

Настоящий – искусственный, подлинный,

Тишина – шум, спокойствие,

Огромный – маленький, большущий,

Нужный – бесполезный, важный,

Идет – стоит, передвигается,

Мощный – хилый, сильный.

4.5. Ассоциации.

Задание. К прочитанному учителем наречию записать глагол, с которым ассоциируется данное наречие.

Хорошо (жить),

Быстро (сделать),

Спокойно (дышать),

Поздно (возвращаться),

Глубоко (плавать),

А теперь, глядя на глагол, вспомните наречие и запишите к нему антоним.

4.6. Задание. Подберите антонимы к словосочетаниям.

Ранняя весна- поздняя осень,

Темная ночь – светлый день,

Сухая возвышенность – влажная низменность,

Тяжелая работа – легкое безделье,

Грустное утро – радостный вечер,

Быстро положить – медленно взять.

Мрачная тишина – веселый шум.

Найдите слова в переносном значении, поясните его.

4.7. Задание. Добавьте вторую часть пословицы, используя антоним.

Легко сказать, (трудно сделать).

Вперед беги, (назад не оглядывайся).

Мягко стелет, (жестко спится).

Тяжело в учении, (легко в бою).

Больше дела, (меньше слов).

4.8. Групповая работа.

Класс делится на группы. Учитель читает слово, одна группа подбирает синоним, вторая – антоним.

Слова: вперед, друг, жарко, холодный, кидать, ломать, грусть, низкий, назад, говорить, мало, возразить, умный.

4.9. Упр. На развитие памяти.

  • Посмотрите на ряд слов, записанный на доске. Каких слов не было в игре?
  • Еще раз внимательно посмотрите на весь список слов. (Слова закрываются).
  • Сколько всего слов записано на доске?
  • Сколько среди них глаголов? Какие?
  • Запишите антоним к первому и последнему слову в ряду.
  • К какому склонению относятся существительные, записанные здесь?

  1. Рефлексия.

Цифровой диктант. (Правильно «1», неправильно «0»).

  • Антонимы – это слова противоположные по смыслу.
  • Лакомка, сладкоежка, сластена – это синонимы.
  • Слово «кнопка» - многозначное.
  • Не глаза, а очи, не взгляд, а взор, не лицо, а лик – это антонимы.
  • К слову «спать» нельзя подобрать антоним.
  • В строках «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась?» слово «злилась» используется как олицетворение.
  • Лексикон – это словарный состав языка.
  • «Горькая правда – сладкая ложь» - прилагательные являются эпитетами.
  • Ветка – это отдельная линия в системе дорог, отклоняющаяся в сторону.
  • К каждому слову русского языка можно подобрать синоним и антоним.

Ответы. 111 001 011 0

5.1. Оценивание.

Фронтальная проверка. За каждый правильный ответ начисляется балл, который суммируется с количеством правильных ответов и активностью на уроке.

  1.  Домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...