Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Шабанова Татьяна Дмитриевна

     Цель курса:  овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной  памяти, орфографической зоркости при   детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура Рабочей программы

Структура Программы включает в себя следующие элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание программы учебного курса, предмета, дисциплины.
  5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
  6. Перечень учебно-методических средств обучения.
  7. Календарно-тематическое планирование.

Пояснительная записка

  Основу элективного курса составляют следующие документы:

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта  основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089);

 - Примерная  программа основного  общего  образования  по  русскому  языку (М.: Просвещение, 2010);

 - авторская Программа Загоровской О.В. «Текст как речевое произведение» (Воронеж: Научная книга, 2010)

      Курс «Комплексный анализ текста» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

     Цель курса:  овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной  памяти, орфографической зоркости при   детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.

     Задачи курса:

   -  при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;

  -  анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;

 -    в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной монологической речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;

  -  систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.

 Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

УМК

Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык [Текст как речевое произведение]. В 3 ч. Ч.3. Пособие – практикум для подготовки к ЕГЭ. – Воронеж: Научная книга, 2010

Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2010

Розеналь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: АСТ, 2012.

Количество учебных часов

В год – 16 ч.        

Формы контроля достижений учащихся

- тестовые задания;

- практическая работа;

- комплексный стилистический анализ текста;

- комплексный анализ  прозаического и поэтического текстов.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

1

Текст. Типы и стили речи

10

2

Средства выразительности в тексте

3

3

Целостное рассмотрение текста

3

Содержание программы

Введение

   Комплексный анализ текста  как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.

 Текст. Типы и стили речи

   Текст и его строение. Определение функционального  стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. Работа с основной мыслью текста. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса).

Средства выразительности в тексте

 Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Анализ изобразительно-выразительных средств языка, оформляющих функциональные стили речи.

Целостное рассмотрение текста

 Комплексный анализ текстов различных стилей речи.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

•   умение проводить многоаспектный анализ текста: определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия (подбирать свои варианты названия); определить стиль текста, тип речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства (лексические, грамматические и образные), производить лексический разбор текста (уточнение значения слов, подбор синонимов, антонимов, внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов); находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;

•   умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;

•   умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы);

•   совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

•   создавать свой текст (в устной или письменной форме).

Перечень учебно- методических средств

Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык [Текст как речевое произведение]. В 3 ч. Ч.3. Пособие – практикум для подготовки к ЕГЭ. – Воронеж: Научная книга, 2010

Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2010

Розеналь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: АСТ, 2012.

    Интернет - ресурсы

 Издательский дом «Первое сентября»:

  1. http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
  2. http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык

Методические материалы:

  1. www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
  2. www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
  3. www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
  4. www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ермоловская средняя общеобразовательная школа

Элективный курс

по русскому языку в 9 классе

«Комплексный анализ текста»

на 2015 – 2016 учебный год

                            Подготовила

Шабанова Татьяна Дмитриевна,

                                      учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                     

с. Ермоловка

2015 г.



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол №______

____________ Шабанова Т.Д.

«31» августа  2015 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

  __________Солодина И.Н.

«31» августа  2015 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________Скоробогатов В.А.

«31» августа  2015 г.

Календарно-тематическое планирование

учебного материала на 2015 – 2016  учебный год

Предмет: элективный курс по русскому языку

Класс: 9

Учитель: Шабанова Татьяна Дмитриевна

Количество часов в неделю:   0,5 ч.

Программа:    Элективный курс  по русскому языку

УМК для учащихся 

Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык [Текст как речевое произведение]. В 3 ч. Ч.3. Пособие – практикум для подготовки к ЕГЭ. – Воронеж: Научная книга, 2010

УМК для учителя:

Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2010

Розеналь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: АСТ, 2012.



Предварительный просмотр:

Дата

Тема  занятия

Тип занятия

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

План

Факт

Текст. Типы и стили речи – 10 ч.

1

2. 09

Текст и его основные признаки

Повторит.- обобщающ. занятие

Знать:  определение текста и его основные признаки Уметь: определять тему и идею текста

Восстановление исходного текста

2

9. 09

Средства и способы связи предложений в тексте

Повторит.- обобщающ.занятие

Знать :основные средства и способы связи предложений в тексте. Уметь: различать цепную и параллельную связь предложений в тексте

Работа с текстами. Тестовые задания (c.16)

3

16. 09

Членение текста на части. Абзац

Повторит.- обобщающ. Занятие

Уметь: делить текст на абзацы, обосновывать нарушение абзацного членения

Работа с текстами

4

23. 09

Типы речи. Композицион ные особенности повествования, описания, рассуждения

Повторит.- обобщающ. занятие

Уметь: определять типы речи, аргументировать свой ответ; распознавать случаи включения элементов другого типа речи

Подбирать убеди тельные доказа тельства своей точки зрения

5

30. 09

Практическая работа «Типы речи»

Практикум

Уметь: определять типы речи, аргументировать свой ответ; распознавать случаи включения элементов другого типа речи

Устная аналитическая работа

6

7. 10

Стили речи. Особенности научного и официально-делового стилей

Повторит.- обобщающ. занятие

Знать: особенности научного и официально-делового стилей. Уметь: доказывать свою точку зрения, учитывая основные характеристики стилей

Тестовые задания (с. 34- 380

7

14. 10

Комплексный стилистический анализ текста

Практикум

Знать: стилевые особенности функциональных стилей речи. Уметь: выполнять комплексный стилистический анализ текста

Анализ текста

8

21. 10

Особенности публицистического стиля

Повторит.- обобщающ. занятие

Знать: признаки публицистического стиля,  сферу применения, стилевые особенности и языковые средства

Работа в группах с упражнениями

9

28. 10

Особенности художественного и разговорного стилей

Повторит.- обобщающ. занятие

Знать: признаки  стилей,  сферу применения, стилевые особенности и языковые средства, жанры

Работа с текстами

10

11. 11

Сопоставительный анализ текстов с целью определения стилей речи

Практикум

Уметь: производить сопоставительный анализ текстов с целью определения стилей речи

Работа с текстами

Средства выразительности в тексте – 3 ч.

11

18. 11

Выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии

Повторит.- обобщающ. Занятие

Знать: назначения средств языковой выразитель ности. Уметь: находить в тексте выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии

Определять функцию средств выразительности

12

25. 11

Лексические изобрази тельно – выразительные средства языка (тропы)

Повторит.- обобщающ. Занятие

Знать: назначения средств языковой выразитель ности. Уметь: находить в тексте выразительные средства лексики

Тестовые задания (с. 98-102)

13

2. 12

Выразительные средства синтаксиса (фигуры)

Повторит.- обобщающ. занятие

Знать: назначения средств языковой выразитель ности. Уметь: находить в тексте выразительные средства синтаксиса

Тестовые задания (с. 103 - 107)

Целостное рассмотрение текста – 3 ч.

14

9. 12

Комплексный анализ поэти ческого текста (стихотво рения И.А.Бунина, С.А.Есенина)

Практикум

Уметь: производить комплексный анализ  стихотворений И.А.Бунина, С.А.Есенина

Комплексный анализ текста

15

16. 12

Комплексный анализ текста (В.С.Солоухин «Владимирские просёлки»)

Практикум

Уметь: производить комплексный анализ текста В.С.Солоухина  «Владимирские просёлки»

Комплексный анализ текста

16

23. 12

Итоговое занятие. Комплексный анализ текста (А.П.Астафьев «После сретенских морозов»)

Практикум

Уметь: производить комплексный анализ текста А.П.Астафьева «После сретенских морозов»

Комплексный анализ текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"

Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....

Элективный курс по русскому языку "Текст: основы содержательного анализа и информационной обработки"

Элективный курс по русскому языку в 9 классе. Календарно-тематическое планирование...

Элективный курс по русскому языку "Анализ текста"

Авторский элективный курс по русскому языку для 9 класса "Анализ текста"  помогает для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации....

Элективный курс по русскому языку : "Лингвостилистический анализ текстов разных стилей".

Элективный курс по русскому языку: " Лингвостилистический анализ текстов разных стилей"....

Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"

Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...

Элективный курс по русскому языку для 10 класса : "Текст: от замысла к созданию"

Элективный курс разработан мной для учащихся 10 класса. Рассчитан на 1 час в неделю, итого 34 часа в год. Готовит учащихся к написанию сочинений и части С В ЕГЭ....

Элективный курс по русскому языку "Комплексная работа с текстом"

Программа элективного курса по русскому языку «Комплексная работа с текстом» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных школ.Экзаменационная работа по русскому ...


 

Комментарии

Грищенко Инна Сергеевна

Спасибо за хороший материал!Буду использовать на элективном курсе в 9 классе.

Шабанова Татьяна Дмитриевна

Рада, что могу помочь. Творческих успехов!