Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Цель курса: овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch._progr._kompleksnyy_analiz_teksta_v_9_klasse.docx | 20.98 КБ |
titulnik_k_rabochey_programme.doc | 25.5 КБ |
titulnyy_list_dlya_k-t_elektiva.docx | 17.15 КБ |
elektiv_9_k_-_t.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура Рабочей программы
Структура Программы включает в себя следующие элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание программы учебного курса, предмета, дисциплины.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
- Перечень учебно-методических средств обучения.
- Календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
Основу элективного курса составляют следующие документы:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089);
- Примерная программа основного общего образования по русскому языку (М.: Просвещение, 2010);
- авторская Программа Загоровской О.В. «Текст как речевое произведение» (Воронеж: Научная книга, 2010)
Курс «Комплексный анализ текста» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Цель курса: овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.
Задачи курса:
- при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;
- анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;
- в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной монологической речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;
- систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
УМК
Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык [Текст как речевое произведение]. В 3 ч. Ч.3. Пособие – практикум для подготовки к ЕГЭ. – Воронеж: Научная книга, 2010
Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2010
Розеналь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: АСТ, 2012.
Количество учебных часов
В год – 16 ч.
Формы контроля достижений учащихся
- тестовые задания;
- практическая работа;
- комплексный стилистический анализ текста;
- комплексный анализ прозаического и поэтического текстов.
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Текст. Типы и стили речи | 10 |
2 | Средства выразительности в тексте | 3 |
3 | Целостное рассмотрение текста | 3 |
Содержание программы
Введение
Комплексный анализ текста как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.
Текст. Типы и стили речи
Текст и его строение. Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. Работа с основной мыслью текста. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса).
Средства выразительности в тексте
Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Анализ изобразительно-выразительных средств языка, оформляющих функциональные стили речи.
Целостное рассмотрение текста
Комплексный анализ текстов различных стилей речи.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
• умение проводить многоаспектный анализ текста: определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия (подбирать свои варианты названия); определить стиль текста, тип речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства (лексические, грамматические и образные), производить лексический разбор текста (уточнение значения слов, подбор синонимов, антонимов, внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов); находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;
• умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;
• умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы);
• совершенствовать навыки выразительного чтения текста;
• создавать свой текст (в устной или письменной форме).
Перечень учебно- методических средств
Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык [Текст как речевое произведение]. В 3 ч. Ч.3. Пособие – практикум для подготовки к ЕГЭ. – Воронеж: Научная книга, 2010
Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2010
Розеналь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: АСТ, 2012.
Интернет - ресурсы
Издательский дом «Первое сентября»:
- http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
- http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык
Методические материалы:
- www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
- www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
- www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
- www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ермоловская средняя общеобразовательная школа
Элективный курс
по русскому языку в 9 классе
«Комплексный анализ текста»
на 2015 – 2016 учебный год
Подготовила
Шабанова Татьяна Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
с. Ермоловка
2015 г.
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №______ ____________ Шабанова Т.Д. «31» августа 2015 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________Солодина И.Н. «31» августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________Скоробогатов В.А. «31» августа 2015 г. |
Календарно-тематическое планирование
учебного материала на 2015 – 2016 учебный год
Предмет: элективный курс по русскому языку
Класс: 9
Учитель: Шабанова Татьяна Дмитриевна
Количество часов в неделю: 0,5 ч.
Программа: Элективный курс по русскому языку
УМК для учащихся
Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык [Текст как речевое произведение]. В 3 ч. Ч.3. Пособие – практикум для подготовки к ЕГЭ. – Воронеж: Научная книга, 2010
УМК для учителя:
Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2010
Розеналь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: АСТ, 2012.
Предварительный просмотр:
№ | Дата | Тема занятия | Тип занятия | Виды деятельности учащихся | Формы контроля | |
План | Факт | |||||
Текст. Типы и стили речи – 10 ч. | ||||||
1 | 2. 09 | Текст и его основные признаки | Повторит.- обобщающ. занятие | Знать: определение текста и его основные признаки Уметь: определять тему и идею текста | Восстановление исходного текста | |
2 | 9. 09 | Средства и способы связи предложений в тексте | Повторит.- обобщающ.занятие | Знать :основные средства и способы связи предложений в тексте. Уметь: различать цепную и параллельную связь предложений в тексте | Работа с текстами. Тестовые задания (c.16) | |
3 | 16. 09 | Членение текста на части. Абзац | Повторит.- обобщающ. Занятие | Уметь: делить текст на абзацы, обосновывать нарушение абзацного членения | Работа с текстами | |
4 | 23. 09 | Типы речи. Композицион ные особенности повествования, описания, рассуждения | Повторит.- обобщающ. занятие | Уметь: определять типы речи, аргументировать свой ответ; распознавать случаи включения элементов другого типа речи | Подбирать убеди тельные доказа тельства своей точки зрения | |
5 | 30. 09 | Практическая работа «Типы речи» | Практикум | Уметь: определять типы речи, аргументировать свой ответ; распознавать случаи включения элементов другого типа речи | Устная аналитическая работа | |
6 | 7. 10 | Стили речи. Особенности научного и официально-делового стилей | Повторит.- обобщающ. занятие | Знать: особенности научного и официально-делового стилей. Уметь: доказывать свою точку зрения, учитывая основные характеристики стилей | Тестовые задания (с. 34- 380 | |
7 | 14. 10 | Комплексный стилистический анализ текста | Практикум | Знать: стилевые особенности функциональных стилей речи. Уметь: выполнять комплексный стилистический анализ текста | Анализ текста | |
8 | 21. 10 | Особенности публицистического стиля | Повторит.- обобщающ. занятие | Знать: признаки публицистического стиля, сферу применения, стилевые особенности и языковые средства | Работа в группах с упражнениями | |
9 | 28. 10 | Особенности художественного и разговорного стилей | Повторит.- обобщающ. занятие | Знать: признаки стилей, сферу применения, стилевые особенности и языковые средства, жанры | Работа с текстами | |
10 | 11. 11 | Сопоставительный анализ текстов с целью определения стилей речи | Практикум | Уметь: производить сопоставительный анализ текстов с целью определения стилей речи | Работа с текстами | |
Средства выразительности в тексте – 3 ч. | ||||||
11 | 18. 11 | Выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии | Повторит.- обобщающ. Занятие | Знать: назначения средств языковой выразитель ности. Уметь: находить в тексте выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии | Определять функцию средств выразительности | |
12 | 25. 11 | Лексические изобрази тельно – выразительные средства языка (тропы) | Повторит.- обобщающ. Занятие | Знать: назначения средств языковой выразитель ности. Уметь: находить в тексте выразительные средства лексики | Тестовые задания (с. 98-102) | |
13 | 2. 12 | Выразительные средства синтаксиса (фигуры) | Повторит.- обобщающ. занятие | Знать: назначения средств языковой выразитель ности. Уметь: находить в тексте выразительные средства синтаксиса | Тестовые задания (с. 103 - 107) | |
Целостное рассмотрение текста – 3 ч. | ||||||
14 | 9. 12 | Комплексный анализ поэти ческого текста (стихотво рения И.А.Бунина, С.А.Есенина) | Практикум | Уметь: производить комплексный анализ стихотворений И.А.Бунина, С.А.Есенина | Комплексный анализ текста | |
15 | 16. 12 | Комплексный анализ текста (В.С.Солоухин «Владимирские просёлки») | Практикум | Уметь: производить комплексный анализ текста В.С.Солоухина «Владимирские просёлки» | Комплексный анализ текста | |
16 | 23. 12 | Итоговое занятие. Комплексный анализ текста (А.П.Астафьев «После сретенских морозов») | Практикум | Уметь: производить комплексный анализ текста А.П.Астафьева «После сретенских морозов» | Комплексный анализ текста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"
Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....
Элективный курс по русскому языку "Текст: основы содержательного анализа и информационной обработки"
Элективный курс по русскому языку в 9 классе. Календарно-тематическое планирование...
Элективный курс по русскому языку "Анализ текста"
Авторский элективный курс по русскому языку для 9 класса "Анализ текста" помогает для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации....
Элективный курс по русскому языку : "Лингвостилистический анализ текстов разных стилей".
Элективный курс по русскому языку: " Лингвостилистический анализ текстов разных стилей"....
Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"
Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...
Элективный курс по русскому языку для 10 класса : "Текст: от замысла к созданию"
Элективный курс разработан мной для учащихся 10 класса. Рассчитан на 1 час в неделю, итого 34 часа в год. Готовит учащихся к написанию сочинений и части С В ЕГЭ....
Элективный курс по русскому языку "Комплексная работа с текстом"
Программа элективного курса по русскому языку «Комплексная работа с текстом» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных школ.Экзаменационная работа по русскому ...
Комментарии
Спасибо за хороший материал
Спасибо за хороший материал!Буду использовать на элективном курсе в 9 классе.
Рада, что могу помочь.
Рада, что могу помочь. Творческих успехов!