Главные вкладки

    Элективный курс по русскому языку "Комплексная работа с текстом"
    рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

    Овчинникова Татьяна Борисовна

    Программа элективного курса по русскому языку «Комплексная работа с текстом» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных школ.

    Экзаменационная работа по русскому языку (в новой форме) проверяет лингвистическую компетенцию учащихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения учащимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.

    Программа элективного курса по русскому языку «Комплексная работа с текстом» курс расширяет базовый курс по русскому языку, помогает выпускникам основной школы подготовиться к ГИА по русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл elektivnyy_kurs_kompleksnaya_rabota_s_tekstom.docx29.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

    Комплексная работа с текстом

    Пояснительная записка

            Программа  элективного курса по русскому языку «Комплексная работа с текстом»  предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных школ.

    Экзаменационная работа по русскому языку (в новой форме) проверяет лингвистическую компетенцию учащихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения учащимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.

             Программа  элективного курса по русскому языку «Комплексная работа с текстом» курс расширяет базовый курс по русскому языку,  помогает выпускникам основной школы подготовиться к ГИА по русскому языку. Экзаменационная работа в 9-м классе (в новой форме) состоит из трёх частей:

    • сжатое изложение текста;
    • выполнение тестовых заданий на основе печатного текста;
    • написание небольшого по объёму сочинения-рассуждения (15.1, 15.2, 15.3).

    Вопросы, рассматриваемые на занятиях, дополняют и расширяют обязательное содержание и в то же время примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений, предусмотренных школьной программой и подготовке к успешной сдаче экзамена.

    В процессе занятий обучающиеся совершенствуют орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки, так как программа имеет высокую практическую направленность. Основным методом обучения в данном курсе является комплексный анализ текста с последующим разбором языковых средств, орфографических и пунктуационных правил.

            Цель курса: повысить уровень речевой и письменной грамотности, подготовить обучающихся к успешной сдаче письменного экзамена по русскому языку.

    Задачи курса:

    Теоретические:

    • дать понятие комплексного анализа текста;
    • освоить знания о языке и речи, литературных нормах, видах речевой деятельности,  функциональных стилях речи.

    Развивающие:

    • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

    Практические:

    • совершенствовать коммуникативные умения;
    • формировать умения ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;
    • расширить навыки самостоятельной работы;
    • развивать навыки работы со справочной литературой;
    • формировать навыки исследовательской работы;
    • развивать умения применять знания в практической деятельности;
    • научить писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение.

    Воспитательные:

    • воспитать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения.

    Курс составляет 34 часа в год, состоит из трёх модулей.

    Формы занятий разнообразны: беседы, практикумы, семинар, восстановление и создание текста, написание сжатого изложения, сочинения-рассуждения и т.д.

            

            В ходе работы элективного курса у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:

    • знать орфографические и пунктуационные правила;
    • уметь применять данные правила в практике;
    • уметь различать изученные виды простых и сложных предложений, правильно ставить знаки препинания;
    • уметь создавать устные и письменные высказывания на предложенную тему;
    • уметь выделять основную информацию в тексте, тему и идею текста;
    • уметь писать сжатое изложение;
    • уметь писать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста
    • пользоваться справочной литературой и словарями;
    • организовывать самостоятельную  исследовательскую деятельность.

    Содержание программы

     (34 часа, их них 5 часов теории, 29 часов практики)

    1 модуль. Трудные вопросы орфографии и пунктуации

    Система орфограмм данного раздела орфографии (7 часов)

    Правописание гласных корня: безударные, чередующиеся гласные.

    Правописание согласных корня.

    Правописание гласных в окончаниях и суффиксах разных частей речи.

    Правописание Н и НН в полных и кратких прилагательных и причастиях.

    Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

    НЕ и НИ  с разными частями речи.

    Синтаксис и пунктуация (7 часов)

    Знаки препинания внутри простого предложения (3 ч.)

    Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания между однородными членами предложения.

    Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

    Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом, вводными словами и обращением.

    Знаки препинания между частями сложного предложения (3 ч.)

    Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

    Знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения.

    Выбор знаков препинания в бессоюзном сложном предложении на основе семантико-интонационного анализа.

    Способы передачи чужой речи (1 ч.)

    Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат  

    2 модуль. Сжатое изложение  (10 часов)

    Приёмы сжатия текста.

    Анализ текстов.

    Восстановление текстов.

    Сжатое изложение.

    3 модуль. Теория и практика сочинения-рассуждения  (10 часов)

    Содержание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

    Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

    Смысл текста и его фрагмента.

    Подбор примеров-аргументов.

    Композиционное оформление сочинения.

    Речевое оформление сочинения.

    Сочинение-рассуждение.

    Тематическое планирование (34 часа)

            

    п/п

    Тема занятия

    Количество часов

    Форма проведения

    Образовательный продукт

    всего

    теория

    практика

    1

    2

    Правописание гласных корня: безударные, чередующиеся гласные.

    2

    1

    1

    Беседа,

    практикум

    Работа с текстом

    Составление опорной схемы

    Диктант

    3

    Правописание согласных корня.

    1

    1

    Практическая работа

    Работа с текстом

    Составление опорной схемы

    Диктант

    4

    Правописание гласных в окончаниях и суффиксах разных частей речи.

    1

    1

    Семинар-практикум

    Работа с текстом

    Словообразовательный анализ слов

    Восстановление текста

    5

    Правописание Н и НН в полных и кратких прилагательных и причастиях.

    1

    1

    Практикум

    Работа с текстом

    Составление алгоритма «Н и НН в словах разных частей речи»

    6

    Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

    1

    1

    Практикум

    Работа с опорной таблицей

    Составление словаря трудных написаний

    7

    НЕ и НИ  с разными частями речи.

    1

    1

    Семинар-практикум

    Работа с текстом

    Сообщения учащихся

    Составление опорной таблицы

    8

    Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания между однородными членами предложения.

    1

    1

    Практикум

    Работа с текстом

    Составление опорных слов

    Конструирование предложений

    9

    Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

    1

    1

    Семинар-практикум

    Работа с текстом

    Составление обобщающей таблицы

    Практическая работа

    10

    Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом, вводными словами и обращением.

    1

    1

    Практическая работа

    Работа с текстом

    Создание сочинения-рассуждения

    11

    Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

    1

    1

    Исследование

    Тренинг

    Работа с текстом

    Пунктуационный анализ текста

    Создание конспекта «Знаки препинания в ССП»

    12

    Знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения.

    1

    1

    Групповой практикум

    Работа с текстом

    Создание опорной таблицы

    13

    Выбор знаков препинания в бессоюзном сложном предложении на основе семантико-интонационного анализа.

    1

    1

    Групповой практикум

    Работа с текстом

    Составление опорной схемы

    14

    Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат  

    1

    1

    Практикум

    Работа с текстом

    Составление микротекстов

    Составление схемы «Правила цитирования»

    15

    Приёмы сжатия текста.

    1

    1

    Беседа

    Работа с текстом

    Составление конспекта

    1617

    Анализ текстов.

    2

    2

    Практикум

    Работа с текстом

    Выделение микротем,

    ключевых слов, выразительных средств

    Определение типа текста, стиля речи

    1819

    Восстановление текстов.

    2

    2

    Практикум

    Работа с текстом

    Создание текстов

    20

    24

    Сжатое изложение.

    5

    1

    4

    Беседа

    Практикум

    Работа с текстом

    Творческая работа

    25

    Содержание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

    1

    1

    Беседа

    Коллективная работа

    Работа с текстом

    Составление памятки «Советы по написанию сочинения»

    26

    Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

    1

    1

    Практикум

    Работа с текстом

    Создание текста на лингвистическую тему

    27

    Смысл текста и его фрагмента.

    1

    1

    Практикум

    Работа с текстом

    Творческая работа

    2829

    Подбор примеров-аргументов.

    2

    1

    1

    Беседа -консультация

    Работа с текстом

    Создание текста на определённую тему

    с примерами-аргументами

    30

    Композиционное оформление сочинения.

    1

    1

    Работа с таблицей

    Работа с текстом

    Составление таблицы

    31

    Речевое оформление сочинения.

    1

    1

    Практикум

    Работа с текстом

    Создание текста

    3234

    Сочинение-рассуждение.

    3

    3

    Работа с текстом

    Творческая работа

    Написание сочинения-рассуждения

    ИТОГО:

    34

    5

    29

    Список литературы для учителя

    1.  Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Просвещение, 1987.
    2. Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. - М.: Просвещение,1979.
    3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. - М.: Просвещение,1987.
    4. Г.А. Богданова. Опрос на уроках русского языка. - М.: Просвещение,1996.
    5. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. - М.,1983.
    6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов, - М.: Вербум-М,2002.
    7. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М.:  Просвещение,1982.
    8. Малюшкин В.Г. Тестовые задания для проверки знаний уч-ся по русскому языку 9 класс. -М.: ТЦ Сфера, 2001.
    9. Малюшкин В.Г. Комплексный анализ текста. М.: ТЦ Сфера, 2004.
    10. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9 – 11 классы. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2009.
    11. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому для поступающих в ВУЗы. -М.,:Просвещение,1990.
    12. Сенина Н.А. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА – 2011. Ростов – на –  Дону: Легион – М, 2010.
    13. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. «Сочинение»: 9-й класс. М.: АСТ: Астрель, 2009.
    14. Тихонова В.В. и др. Тесты. Русский язык, 8-9 классы. -М.: Дрофа,1998

    Список литературы для учащихся

    1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2002.
    2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. - М.: Просвещение, 1986.
    3. Греков В.Ф., Крючков С.Е.,Чешко Л.А. - М.: Просвещение, 2001.
    4. Панов М.В. А все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии. -М.: Просвещение,1964.
    5. Панов В.Ф. Занимательная орфография. - М.: Просвещение,1984.
    6. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9 – 11 классы. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2009.
    7. Пичугов Ю.С. Русский язык. Практика. 9 класс. М.: Дрофа, 2008.
    8. Пичугов Ю.С. Сборник задач и упражнений по русскому языку. Учебное пособие для 9 кл. -М.: Просвещение,1999.
    9. Постникова И.И. и др. Это непростое предложение. - М.:  Просвещение,1985.
    10. Сенина Н.А. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА – 2011. Ростов – на –  Дону: Легион – М, 2010.
    11. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. «Сочинение»: 9-й класс. М.: АСТ: Астрель, 2009.

    Словари и справочники

    1. Ефимова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей  

             русского языка. - М.: Просвещение,1986.

    1. Орфографический словарь русского языка / Под ред. Лопатина В.В.

              -М.: 1996.

    1. Современный словарь иностранных слов. – М.: 2002.
    2. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х томах.    

              -М.: 1990.

    1. Ушаков Т.Ф., Крючков С.Е. Орфографический словарь. А-Я. -М.: «Просвещение», 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"

    Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....

    Элективный курс по русскому языку для 10 класса : "Текст: от замысла к созданию"

    Элективный курс разработан мной для учащихся 10 класса. Рассчитан на 1 час в неделю, итого 34 часа в год. Готовит учащихся к написанию сочинений и части С В ЕГЭ....

    Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

    Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

    Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

    Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста"

       Цель курса:  овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной  памяти, орфографической зоркости при...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса поможет учителю плдготовить выпускников к написанию Итогового сочинения....

    Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»

    laquo;Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»...