Программа элективного курса по русскому языку "Учимся работать с текстом"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Масликов Владислав Александрович

Элективный курс "Учимся работать с текстом" направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_uchimsya_rabotat_s_tekstom.docx42.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из важнейших задач обучения русскому языку – формирование умений грамотного письма, а также умений опознавать, анализировать классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, уметь применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Необходимо помнить, что достижение целей образовательного процесса осуществляется в процессе формирования и развития орфографической, пунктуационной, коммуникативной, языковой, лингвистической,  культуроведческой  компетенций в совокупности.

Слабо реализуются воспитательные возможности предмета «русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств личности школьника, его гражданского сознания; сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности; последовательного и глубокого приобщения к отечественной культуре и в то же время открытости для восприятия новых культур. Учитель- словесник должен показать учащимся роль русского языка и как средства сплочения народов России, и как языка межнационального общения, тем самым воспитывая у них чувство патриотизма и любви к родному языку и Родине.

В связи с тем,  что стандарт общего образования по русскому языку развивает идеи действующего минимума содержания образования и характеризуется единым подходом в представлении целостной концепции его содержания на всех этапах обучения (начальная, основная, средняя); цели обучения должны быть сориентированы на развитие личности ученика основной школы и на его дальнейшее самоопределение с учетом его психофизических возможностей и учебных способностей   и  в соответствии с выбранным им уровнем освоения содержания образования по русскому языку. Содержание стандарта общего образования по русскому языку способствует предпрофильной подготовке учащихся 9 классов, которая призвана обеспечить условия для адекватного выбора школьниками дальнейшего обучения на старшей ступени ОУ и своей профессиональной карьеры в целом.

Введение предпрофильной подготовки в основной школе призвано стать важным средством для выбора профиля обучения в старших классах посредством элективных курсов.

Существует необходимость углубления лингвистических знаний, расширения культурного контекста преподавания. В то же время важно учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие этому возрасту сложности: 1- отсутствие начитанности в области лингвистики, 2- недостаточная для выбора гуманитарного профиля осведомленность о процессах, протекающих в лингвистике, 3- неразвитость  (или недостаточная развитость) творческой деятельности,  пунктуационной грамотности.

На преодоление этих противоречий и нацелены специальные дополнительные курсы предпрофильной подготовки. Посредством элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки учащемуся основной школы открываются новые возможности для углубления содержания лингвистического образования и становления личности.

Элективные курсы для предпрофильной подготовки, являясь только дополнительными, не нарушают целостность базовой общеобразовательной подготовки. Поэтому они могут быть использованы в сочетании с любой из действующих программ по русскому языку, так как позволяют сочетать развитие индивидуальных способностей учащихся, их интересов с углублением базовой подготовки по русскому языку.

Общая характеристика элективного курса «Учимся работать с текстом»

Элективный курс ««Учимся работать с текстом»» направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом  — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.

Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса «Учимся работать с текстом» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и тестовые задания,  и сжатое изложение, и сочинение _ рассуждение .

Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы .

Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Данная программа элективного курса для IX класса разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта  среднего (полного) образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

 Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.

Задачи изучения элективного курса:

  • помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами  родного языка для передачи своих мыслей и чувств;
  • работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
  • соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
  • развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;
  • формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
  • формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
  • выявлять творческие способности у каждого школьника;
  • помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;
  • помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить  обучающихся вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.
  • научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.

Количество учебных часов

Рабочая программа в IX классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию – 5 часов, практику – 29 часов.

Технологии обучения

В процессе изучения русского языка будут применяться игровая технология, технология развития критического мышления, проблемное обучение, таксономия  Блума, ИКТ.

Виды и формы контроля

Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого изложения, сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.

Планируемые результаты  элективного  курса  (по ФГОС ООО) в 9 классе

Название раздела

Предметные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Текст как результат речевой деятельности.

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • использовать орфографические словари.
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • использовать знание алфавита при поиске информации.
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного  и читательского опыта; создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;
  • использование приемов поиска информации на персональном компьютере;
  • цитирование фрагментов сообщений;
  • создание презентаций.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач,

для выполнения учебной задачи познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Познавательные УУД

 Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Коммуникативные УУД Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

 Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств.

Уважение к Отечеству, к прошлому и на-стоящему России.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам народов России.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

Сформирован-ность ответственного отношения к труду.

Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, языку.

Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций.

Сформирован-ность ценности здорового и безопасного образа жизни, правил поведения в транспорте и на дорогах.

Развитость способности понимать худо-жественные произведения.

Сформирован-ность основ экологической культуры.

Средства выразительности в тексте.

Выразительное чтение текста как искусство звучащего

слова.

Синтаксические и пунктуационные нормы текста.

От анализа текста к изложению.

Сочинение — это тоже текст

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • использовать орфографические словари

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;
  • использование приемов поиска информации на персональном компьютере;
  • цитирование фрагментов сообщений;
  • создание презентаций.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество  часов

Теория

Практика

 1.

Текст как результат речевой деятельности

3

1

2

 2.

Средства выразительности в тексте

3

1

2

 3.

Выразительное чтение текста как искусство звучащего

слова

1

-

1

 4.

Синтаксические и пунктуационные нормы текста

2

1

1

 5.

От анализа текста к изложению

5

1

4

 6.

Сочинение — это тоже текст

3

1

2

 

Итого

17

5

12

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности

Тема, основная мысль. Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста. Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).Смысловая и композиционная целостность текста. Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.

Раздел 2. Средства выразительности в тексте

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности:  лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.);  словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).Анализ текста с точки зрения использования в нём средств  выразительности. Стилистические возможности языковых средств.

Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова

Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста.  Основные правила выразительного чтения.      Умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.


 
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. 

Раздел 5. От анализа текста к изложению

Виды изложений. Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.

Раздел 6. Сочинение — это тоже текст

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Извлечение информации из различных источников

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Учимся работать с текстом» для 9  класса

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Вид и форма контроля

Требования к уровню подготовки

 

 

 

план

факт

 

 

 

Текст как результат речевой деятельности

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования

1

 

 

 Комплексное повторение, групповая работа, самостоятельная работа с дидактическим материалом

Делают композиционно-содержательный анализ текста

 2

Роль ключевых слов текста Способы и средства связи между предложениями в тексте

1

 

 

Восстанавливают  текст по ключевым словам.Работа в парах, самостоятельное проектирование аргументированного текста

 3

Характер смысловых отношений между частями текста. Смысловая и композиционная целостность текста

1

 

 

Творческая работа в группах. Составляют  тексты на основе данных ситуаций

 

Средства выразительности в тексте

 4

Особенности использования лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических средства выразительности в тексте

1

 

 

Работа с текстом . Морфемно-словообразовательный анализ слова, определение основные способы образования слов, принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

 5

 

Специальные изобразительно-выразительные средства в тексте и их роль. Выбор и организация языковых средств      в соответствии с темой и основной мыслью текста

1

 

 

Анализ текстов. Находят изобразительно-выразительные средства в тексте и определяют их роль.

Подбор рабочего материала. Делают выбор языковых средств  в соответствии с темой и основной мыслью текста.

 

 

 6

Практическая работа «Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности»

1

 

 

Работа с художественным текстом. Анализируют текст, находят в нем средства выразительности и определять их роль в предложении.

 

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова

 7

Выразительное чтение как тест на понимание текста Логические паузы и ударения. Интонация текста

1

 

 

Работают  над интонацией, выбирая тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определяют, где нужны логические ударения, паузы.

 

Синтаксические и пунктуационные нормы текста

 8

Словосочетание и предложение. Функции сложного предложения в тексте

1

 

 

Конструирование словосочетаний и предложений по схемам. Работают над синонимичной заменой словосочетаний. Тестовые задания для подготовки к ГИА. Выполняют творческие задания в группах

 9

Пунктуация в сложном предложении текста

1

 

 

Тестовые задания для подготовки к ГИА. Разграничивают знаки препинания по их функциям. Обобщают наблюдения и делают выводы. Работают в группах по дифференцированному заданию, выполняют анализ предложений, синтаксический и пунктуационный разбор предложений

 

От анализа текста к изложению

 10

Виды изложений. Глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста

1

 

 

Задание «Подбираем заголовок к тексту». Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют творческие задания в группах

 11

Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста.

1

 

 

Работа с текстом. Учатся  применять языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение.

 12

Пишем сжатое изложение

1

 

 

Сжатое изложение. Работают с текстом, составляют  план. Самостоятельно работают над сжатым изложением

 13

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

1

 

 

Пересказывают текст по ключевым словам, выделяя ключевые слова в тексте, воспроизводить текст по ключевым словам.

 14

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Практическая работа по предупреждению речевых, логических, фактических ошибок

1

 

 

Работают  по выделению абзацев в тексте. Редактируют  тексты. Учатся  находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида.

 

Сочинение — это тоже текст

 15

Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения

1

 

 

Работают  над сочинением по высказыванию лингвиста

 16

Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему

1

 

 

Работают над языковым оформлением высказывания. Самостоятельно пишут  сочинение-рассуждение с использованием речевых клише.

 17

Написание сочинения - рассуждения

1

 

 

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

  Создают  рассуждение в соответствии с заданной темой.

Учебно-методическое обеспечение

1.Федеральный  государственный образовательный стандарт  среднего (полного) образования  – //ст.20 Закона Российской Федерации «Об  образовании Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года , №273- ФЗ.

2.Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2010.

3.Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

4.Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. – М., 2009.

5.Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

6.ГИА – 2019: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М., АСТ,2019

7.Русский язык. 9 класс. 52 диагностических    варианта/ Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймух. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – (ГИА. Экспресс-диагностика)

8.Рабочая тетрадь девятиклассника. Выполнение творческих заданий ОГЭ / авт.-сост. О.В. Волкова, Я. В. Алексеева. – К., «Школа»,2019

9.Серия «Готовимся к экзаменам»: Тексты изложений (часть1), Тестовые задания (Часть 2).

10.Учебные словари

11.Материалы для обучения чтению.

12.Использование технических средств, СМИ и Интернета

13. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru /.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"

Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....

Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"

Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Основные принципы работы с текстом"

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе« Основные принципы работы с текстом » Создана на основе  образовательной программы    основного  общего...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Приёмы обработки текста» в 9 В классе Учитель Шатских Н.В.

   Элективный курс «Приёмы обработки текста»» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректируе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "В пространстве текста"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «В пространстве текста»  предназначена для подготовки учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений к сдаче экзамена по...