Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Краев Михаил Николаевич

«Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs1.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:


Протокол №______

____________.

«31» августа  2018 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

  __________Ахмадиева З.Р..

«31» августа  2018 г.

Календарно-тематическое планирование

учебного материала на 2018 – 2019  учебный год

Предмет: элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста как метод подготовки к итоговой аттестации»

Класс:   8, 9

Учитель: Краев Михаил Николаевич

Количество часов в неделю:   0,5 ч.

Количество часов:   16 ч.

     

Цель курса: 1.Овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной и слуховой памяти, орфографической зоркости при   детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.

                     2.Подготовить учащихся к итоговой аттестации:

  • осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению задания части 1 и части 3 КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку;
  • развитие коммуникативных умений сжатия текста;
  • развитие умений создавать собственное речевое высказывание (сочинение-рассуждение) на лингвистическую тему с указанием 2 (или более) разных функций в соответствии с указанной темой; выдвигать тезис, приводить примеры-аргументы, используя прочитанный текст, формулировать вывод;
  • формирование устойчивых речевых навыков, направленных на самостоятельную интерпретацию учащимися смысла одного из ключевых фрагментов текста;
  • повышение уровня речевой компетентности учащихся.

                   Задачи курса:

   -  при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;

  -  анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;

 -   в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи, что способствует формированию навыков письменной  речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;

   Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их.

          Программа элективного курса “Текст как речевое произведение” предназначена для учащихся 8-9 классов. Содержание курса включает в себя четыре раздела:

I. Текст. Сжатое изложение. Структурированное восприятие содержания текста

II. Текст. Признаки текста. Стили речи. Типы речи

Ш. Содержательные блоки сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Языковое оформление сочинения.

IV. Содержательные блоки интерпретации смысла одного из ключевых фрагментов прочитанного текста. Языковое оформление сочинения-рассуждения.

V.  Выразительные средства языка.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Учащиеся должны:

  • чётко представлять содержание используемых в задании С1 экзаменационной работы понятий и терминов: “тема текста”, “основное содержание прослушанного текста”, “важные микротемы”, “приёмы сжатия (компрессии) текста”;
  • создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
  • создавать собственное связное высказывание на тему, связанную с анализом содержания текста , чётко представлять содержание используемых в задании понятий и терминов: смысл предложенного фрагмента, примеры-аргументы, соответствующие объяснению содержания данного фрагмента;
  • понимать главную мысль прочитанного текста, фрагмента, аргументировать и доказывать свою позицию;
  • уметь выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в тексте, фрагменте текста;
  • последовательно излагать собственные мысли, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

Содержание курса

Введение

   Комплексный анализ текста  как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.

 Текст. Типы и стили речи

   Текст и его строение. Определение функционального  стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. Работа с основной мыслью текста. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли.

Средства выразительности в тексте

 Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Анализ изобразительно-выразительных средств языка, оформляющих функциональные стили речи.

Целостное рассмотрение текста

 Комплексный анализ текстов различных стилей речи.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

•   умение проводить многоаспектный анализ текста: определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия (подбирать свои варианты названия); определить стиль текста, тип речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства (лексические, грамматические и образные), производить лексический разбор текста (уточнение значения слов, подбор синонимов, антонимов, внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов); находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;

•   умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;

•  умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы);

•   совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

•   создавать свой текст (в устной или письменной форме).

Учебно-тематический план

Дата

Тема  занятия

Тип занятия

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

План

Факт

Текст. Типы и стили речи. Умение создавать тексты сжатого изложения, сочинения рассуждения  – 10 ч.

1

Введение.

 Структура и содержание экзаменационной работы для выпускников 9 класса итоговой аттестации по русскому языку 

Лекция-практикум

1 час

Знать: Структуру и содержание экзаменационной работы

2

Текст и его основные признаки Членение текста на части. Абзац Средства и способы связи предложений в тексте 

Повторительно- обобщающее занятие

1час

Знать:  определение текста и его основные признаки 

Уметь: определять тему и идею текста

Знать: основные средства и способы связи предложений в тексте. 

Уметь: делить текст на абзацы, обосновывать нарушение абзацного членения

Работа с текстами. Тестовые задания

3

Сжатое изложение. Критерии оценивания задания части С1 Основные приёмы сжатия текста

Лекция-практикум

1 час

Знать: критерии оценивания сжатого изложения.

 Уметь: применять основные приемы сжатия текста

Работа с текстами. Тестовые задания

4

Типы речи. Композиционные особенности повествования, описания, рассуждения Практическая работа «Типы речи»

Практикум

1 час

Уметь: определять типы речи, аргументировать свой ответ; распознавать случаи включения элементов другого типа речи

Устная аналитическая работа Подбирать убедительные доказательства своей точки зрения

5

Стили речи.

Повторительно- обобщающее занятие

1 час

Знать: особенности стилей стилей. 

Уметь: доказывать свою точку зрения, учитывая основные характеристики стилей

Тестовые задания

6

Комплексный  анализ текста.

Смысловая и композиционная целостность текста.

Практикум

1 час

Знать: стилевые особенности функциональных стилей речи. Уметь: выполнять комплексный стилистический анализ текста

Анализ текста

7

Сжатое изложение. Рекомендации по написанию сжатого изложения: тема, идея, отношение автора к рассматриваемой проблеме, план Последователь-ность работы. Коллективное выполнение задания части С1

Практикум

1 час

Знать: понятия тема, идея, проблема; приемы сжатия текста.

Уметь:  применять основные приемы сжатия текста

Работа с текстами. Тестовые задания

8

Анализ сжатого изложения. Использование приёмов компрессии текста. Редактирование текста сжатого изложения

Практикум

1 час

Уметь: применять основные приемы сжатия

Работа с текстами. Тестовые задания

9

Рассуждение.

Его структура и языковые особенности. Критерии оценивания сочинения

Практикум

1 час

Знать: структуру и основные особенности рассуждения.

Уметь: строить текст рассуждения

10

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста. Понимание смысла фрагмента текста Начало сочинения-рассуждения. Варианты вступлений

Лекция-практикум

1 час

Знать: критерии оценивания сочинения- рассуждения.

Уметь: строить сочинение рассуждение, применяя  клише.

Работа с текстами. Тестовые задания

11

Рассуждение.

Написание сочинения

Практикум

1 час

Знать: структуру и основные особенности рассуждения.

Уметь: строить текст рассуждения

Работа с текстами.

Средства выразительности в тексте – 3 ч.

12

Лексические изобразительно – выразительные средства языка (тропы)

Повторительно- обобщающее занятие

1 час

Знать: назначения средств языковой выразительности.

 Уметь: находить в тексте выразительные средства лексики

Тестовые задания

13

Выразительные средства синтаксиса (фигуры)

Повторительно- обобщающее занятие

1 час

Знать: назначения средств языковой выразитель ности. Уметь: находить в тексте выразительные средства синтаксиса

Тестовые задания

Целостное рассмотрение текста – 3 ч.

14

Комплексный анализ

поэтического текста (стихотво рения И.А.Бунина, С.А.Есенина)

Практикум

1 час

Уметь: производить комплексный анализ  стихотворений

Комплексный анализ текста

15

Комплексный анализ текста

Практикум

1 час

Уметь: производить комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

16

Итоговое занятие. Комплексный анализ текста

Практикум

1 час

Уметь: производить комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Основные приемы сжатия текста:

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.  

 Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. 

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию. 

 Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста: 

Исключение  

вводных слов; 

  • однородных членов предложения; 
  • повторов; 
  • однотипных примеров; 
  • риторических вопросов и восклицаний; 
  • цитат; 
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 
  • пояснений; 
  • рассуждений; 
  • описаний; 
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

 При исключении необходимо 

 Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 

  1. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

Пример: 

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов) 

 Обобщение 

 парцеллированных предложений; 

  • ряда предложений; 
  • связанных одной мыслью, частей предложений; 
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 

 При обобщении необходимо 

 Найти в тексте мелкие, единичные факты. 

  1. Найти в них общее. 
  2. Объединить эти факты на основе общего. 
  3. Сформулировать получившееся предложение. 

Пример: 

Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков) 

 Замена 

 однородных членов обобщающим словом; 

  • сложного предложения -  простым; 
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 
  • прямой речи - косвенной; 
  • части текста - одним предложением; 
  • части предложения местоимением и т.д. 

 При замене необходимо 

 Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 

  1.  Сформулировать получившееся предложение. 

Пример: 

В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков) 

 Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте. 

 При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст.

Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности.

Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры. 

Перечень учебно- методических средств

  Издательский дом «Первое сентября»:

  1. http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
  2. http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык

Методические материалы:

  1. www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
  2. www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
  3. www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
  4. www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку : "Лингвостилистический анализ текстов разных стилей".

Элективный курс по русскому языку: " Лингвостилистический анализ текстов разных стилей"....

Элективный курс по русскому языку "Лингвостилистический анализ текста" для 9 класса

Курс рассчитан на 17 часов и знакомит девятиклассников с приёмами анализа текста....

Конспект урока с презентацией по русскому языку "Комплексный анализ текста. Подготовка к ГИА", 9 класс

В ходе урока идёт работа над содержанием и сжатием исходного текста. Рассматриваются приёмы сжатия текста. Используется групповая работа....

Платный учебный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста» для 10 класса

Данная Рабочая программа составлена на основе авторской программы, составленной учителем русского языка и литературы Молодых Т.А. и утверждённой управлением образования и науки администрации Губкинско...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Элективный курс по русскому языку "Комплексная работа с текстом"

Программа элективного курса по русскому языку «Комплексная работа с текстом» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных школ.Экзаменационная работа по русскому ...

Программа курса профильной подготовки по русскому языку «Комплексный анализ текста»

Программа курса профильной подготовки по русскому языку «Комплексный анализ текста» 11 класс...