Главные вкладки

    Проект «Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»
    проект по русскому языку (11 класс) по теме

    Драгун Ольга Александровна

    Проект на тему «Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» создан для более успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку учащимися вечерней школы, для которых характерны низкие показатели по результатам ГИА. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_proekt.docx76.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

    МР «Хангаласский улус»

    ПРОЕКТ

    «Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

    Учитель русского языка и литературы

    Драгун Ольга Александровна

    с. Намцы 2016 г.

    Пояснительная записка

    Актуальность нашего проекта связана с тем, что вечерняя школа со всеми ее достоинствами и недостатками – место уникальное. Уникальное, потому что в вечерней школе обучаются разновозрастные люди, с разным уровнем знаний, обученности и обучаемости. Ученики вечерней школы характеризуются низким уровнем учебной мотивации, дидактической запущенностью, несформированностью тех или иных учебных знаний, умений и навыков. И эти причины, безусловно, влияют на результаты единого государственного экзамена, особенно на результаты двух обязательных предметов: русского языка и математики.

    Из года в год выпускники вечерней школы показывают неутешительные итоги сдачи ЕГЭ по русскому языку: низкие баллы, большой процент учащихся, не преодолевших минимальный порог.

    Все эти трудности натолкнули нас на мысль о создании для каждого выпускника так называемой «индивидуальной образовательной траектории» или «индивидуального образовательного маршрута» при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В ходе реализации ИОМ осуществляется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учитывающий их возможности и способности. Именно такой подход необходим для обучающихся вечерней школы, которые характеризуются низким уровнем знаний. Также подобный индивидуальный подход, реализуемый посредством ИОМ целесообразен для вечерней школы по причине того, что многие обучающиеся люди семейные  и работающие, которые не могут посещать консультации по подготовке к ЕГЭ.

    Целью реализации проекта является создание благоприятных условий для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ в условиях вечерней школы.

    Для достижения цели проекта необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Предоставить возможность обучающимся развиваться в своем персональном темпе, исходя из их образовательных способностей;

    2. Отобрать содержание образования, формы и способы образовательной деятельности, построить  график образовательного процесса;

    3. Посодействовать обучающимся овладеть навыками самостоятельной работы, организации своей деятельности.

    4. Ликвидировать  пробелы в знаниях.

    5. Углубить знания по русскому языку.

    6. Повысить мотивацию.

    7. Преодолеть минимальный порог, успешно сдать ЕГЭ.

    Участниками проекта будут являться учитель русского языка и литературы и выпускники, обучающиеся 11 класса.

    Понятие образовательного маршрута «отражает, прежде всего, идеи индивидуализации и дифференциации обучения»  (В. А. Крутецкий.). Индивидуализация обучения исходит из необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого.        Дифференциация же означает «учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей …» (И.Э. Унт)       «Индивидуальный образовательный  маршрут обучения (ИОМ) - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося  в образовательном процессе» (А.В.Хуторской).
    То есть - это  тот маршрут, по которому каждый конкретный ученик продвигается в  процессе изучения русского  языка при подготовке к ЕГЭ с учетом своих способностей, уровня знаний.

    Содержательную основу обучения по индивидуальному маршруту составляют учебные программы, разбитые на блоки - учебные модули.

    Учебный модуль – это тема или раздел учебной программы с указанием возможных способов и форм  ее изучения и закрепления. Каждый учебный модуль состоит из определенного количества тем. Разделение на разделы (модули) и темы выполняется в соответствии с кодификатором и спецификатором контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. По каждой теме разрабатываются различные задания, упражнения теоретической и практической направленности. Для «сильных» и «слабых» учащихся разделы и темы идентичны, но задания и упражнения различаются по степени сложности. Для обучающихся, у которых сформированы знания, умения и навыки по тем или иным темам или разделам, задания даются только на повторение.

    Срок реализации проекта: 1 учебный год.  Срок реализации учебного модуля (раздела): 1 месяц. В течение месяца в целях контроля над реализацией ИОМ по учебному модулю (разделу) проводятся индивидуальные консультации с каждым обучающимся. Количество консультаций может варьироваться от ситуации: от 1 до 3 в месяц. Срок сдачи заданий по учебному модулю (разделу) и получения нового ИОМ одинаковый для всех обучающихся: конец месяца. В этот же день проводится обобщение изученного по учебному модулю (разделу). Форма обобщения выбирается учителем и моет варьироваться: тесты, групповые занятия, игры и т.д.

    Контроль осуществляется учителем периодически, во время консультаций. Виды контроля: текущий фронтальный контроль (выдача учебных заданий, консультации, зачеты), самоконтроль, итоговый контроль (обобщение изученного в модуле).

    Модель Индивидуального образовательного маршрута выглядит следующим образом:

    1. Диагностика уровня развития знаний, умений и навыков обучающихся (проведение пробного тестирования ЕГЭ и анализ каждой работы отдельно взятого обучающегося).  

    2. Определение целей и задач, которые должны быть достигнуты учащимся по окончании прохождения ИОМ (образовательные компетенции, знания, умения, навыки).

    3. Определение сроков прохождения ИОМ: разделение маршрута на этапы, разделы и т.д.

             4. Разработка учебно - тематического плана (для каждого учащегося).

             5. Определение содержания учебного плана, приемов и методов, формы определения итогов. Все это педагог должен оформить в виде алгоритма деятельности ученика  на бумаге и выдать учащемуся.

             6. Определение способов оценки  и самооценки успехов учащегося на каждом этапе освоения маршрута (критерии оценки деятельности каждого вида деятельности).

    Этапов реализации проекта в целом и учебного модуля 3: подготовительный, основной, контрольно-аналитический.

    Этапы реализации проекта:

    Подготовительный этап: определение целей, задач, механизмов реализации проекта, а также продумывание структуры ИОМов, подбор необходимой литературы.

    Основной этап: проведение диагностического тестирования с целью выявления пробелов в знаниях обучающихся, разработка ИОМов и их реализация.

    Контрольно – аналитический этап: анализ деятельности обучающихся, самоанализ собственной деятельности при реализации проекта по внедрению технологии ИОМов, выявление целесообразности использования данной технологии при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и ее дальнейшего использования в педагогической деятельности.

    Этапы реализации учебного модуля (раздела):

    Подготовительный этап: определение целей, задач изучения модуля, определение ключевых знаний, умений, приобретаемых обучающимися в процессе реализации учебного модуля, подбор заданий с учетом учебных способностей и возможностей каждого обучающегося, разработка ИОМов, составление ключей для самоконтроля обучающихся.

    Основной этап: проведение консультаций, практических работ, обобщающих уроков, выполнение обучающимися заданий по ИОМам.

    Контрольно - аналитический этап: проверка выполненных заданий, анализ ошибок, выставление оценок.

    При реализации проекта необходимы следующие ресурсы: компьютер, принтер, сканер, доступ в интернет, учебники с теоретическим материалом по темам и разделам, методические пособия для составления заданий.

    По завершении реализации проекта мы прогнозируем следующие результаты:

    1. Ликвидация пробелов в знаниях
    2. Углубление знаний по русскому языку
    3. Повышение мотивации в учебе
    4. Преодоление минимального порога, успешная сдача ЕГЭ.

    Проект имеет перспективу дальнейшего развития, которая будет заключаться в создании авторской программы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, а также в создании пособия по подготовке к ЕГЭ по русскому языку для обучающихся вечерних школ.

    Индивидуальный образовательный маршрут

    ФИО учащегося ____________________________________________________________

    Входящий контроль (результаты):_______________________________________________

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    Учебно-тематический план:

    Учебный модуль

    Сроки реализации/ сдачи

    Время консультаций

    Отметка о выполнении

    Подпись

    учителя

    1

    Речь. Тест

    1.11-29.11/

    30.11

    08.11

    18.11

    25.11

    2

    Лексика и фразеология

    1.12 – 26.12/

    27.12

    09.12

    21.12

    3

    Речь. Нормы орфографии

    10.01-29.01/

    30.01

    19.01

    25.01

    4

    Нормы пунктуации

    01.02-27.02/

    28.02

    08.02

    17.02

    24.02

    5

    Языковые нормы

    01.03-29.03/

    30.03

    09.03

    17.09

    24.03

    6

    Речь. Выразительные русской речи

    01.04-29.04/

    30.04

    07.04

    18.04

    25.04

    7

    Развитие речи. Сочинение

    01.05-25.05/

    26.05

    10.05

    19.05

    Содержание учебно-тематического плана

    (для «сильных» обучающихся)

    Название модуля: Языковые нормы

    Знать: орфоэпические, морфологические, лексические и синтаксические нормы.  

    Уметь: определять ударение в слове, находить ошибку в постановке ударения, находить лексическую ошибку и исправлять ее, подобрав пароним к выделенному слову, находить ошибку в образовании формы слова, находить грамматическую ошибку в предложении, устанавливать соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.

    Основные понятия: языковая норма, лексика, морфология, синтаксис, орфоэпия, существительное, прилагательное, числительное, глагол, склонение, спряжение, паронимы, деепричастие, однородные члены предложения, причастие, деепричастный оборот, причастный оборот, грамматическая ошибка, производные предлоги, грамматическая основа, несогласованное приложение, косвенная речь, прямая речь, сложное предложение.

    Тема

    Соответствие темы заданиям ЕГЭ

    Задания

    Вид контроля

    Теория

    Практика

    1

    Орфоэпические нормы (Постановка ударения)

    4

    Ответить на вопросы и составить схемы:

    1) Что такое орфоэпия?

    2) Особенности русского ударения.

    1) Составление орфоэпического словаря (поисковая работа)

    2) Составить рассказ на произвольную тему, используя слова из орфоэпического словаря.

    1)Самоконтроль

    2) Фронтальный контроль

    2

    Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

    5

    Ответить на вопросы и составить опорные конспекты:

    1) Что такое лексика? Что она изучает?

    2) Что такое паронимы?

    1) Составить словарь паронимов

    2) Используя данные в карточке паронимы, составьте словосочетания.

    3) Объясните разницу в значении паронимов.

    4) Исправьте ошибки в предложениях, заменив ошибочно употребленные слова соответствующими паронимами.

    5) Выполните тест

    1,4,5) Самоконтроль

    2,3) Фронтальный контроль  

    3

    Практическая работа №1

    -

    -

    1) Создание тестирования по заданиям 4 и 5 (по 2 задания)

    Зачет

    4

    Морфологические нормы (образование форм слова)

    6

    Ответить на вопросы и составить таблицы:

    1) Как образуются существительные родительного падежа множественного числа.

    2) Как склоняются количественные и порядковые составные и сложные числительные?

    3) Какие особенности употребления собирательных числительных?

    4) Как образуются степени сравнения прилагательных?

    5) Какие особенности употребления глаголов в речи вы знаете?

    6) Какие особенности употребления метмоме6ний в речи вы знаете?

    1) Образуйте форму множественного числа у существительных и просклоняйте  

    2) Просклонять числительные.

    3) Составить словосочетания с собирательными числительными.

    4) Образуйте степени сравнения у прилагательных

    5) Составьте связный текст (5-10 предложений), используя сложные случаи употребления глаголов в речи.

    6) Найдите и исправьте ошибки в употреблении местоимений в речи.

    7) Выполните тест

    1,2,3,4,5) Фронтальный контроль

    6,7) Самоконтроль

     

    5

    Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.  

    7

    Рассматриваемые вопросы:

    1) Употребление слов с разным управлением в качестве однородных.

    2) Управление слов со сходным значением.

    3) Управление при составлении предложений с несогласованным приложением.

    4) Употребление падежной формы существительного с предлогом.

    5) Правильное построение предложения с деепричастным оборотом.

    6) Правильное построение предложения с причастным оборотом.

    7) Грамматическая связь между подлежащим и  сказуемым.

    8) Правильное построение предложения с прямой и косвенной речью.

    10) Терминологический диктант: на месте пропусков написать подходящие термины.

    1) В предложениях найти и исправить грамматические ошибки.

    2) Выполнить тест.

    1,2) Самоконтроль

    6

    Обобщение изученного в модуле

    -

    -

    Групповая работа  «Языковые нормы»

    Итоговый контроль

    Содержание учебно-тематического плана

    (для «слабых» обучающихся)

    Название модуля: Языковые нормы

    Знать: орфоэпические, морфологические, лексические и синтаксические нормы.  

    Уметь: определять ударение в слове, находить ошибку в постановке ударения, находить лексическую ошибку и исправлять ее, подобрав пароним к выделенному слову, находить ошибку в образовании формы слова, находить грамматическую ошибку в предложении, устанавливать соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.

    Основные понятия: языковая норма, лексика, морфология, синтаксис, орфоэпия, существительное, прилагательное, числительное, глагол, склонение, спряжение, паронимы, деепричастие, однородные члены предложения, причастие, деепричастный оборот, причастный оборот, грамматическая ошибка, производные предлоги, грамматическая основа, несогласованное приложение, косвенная речь, прямая речь, сложное предложение.

    Тема

    Соответствие темы заданиям ЕГЭ

    Задания

    Вид контроля

    Отметка о выполнении

    Теория

    Практика

    1

    Орфоэпические нормы (Постановка ударения)

    4

    1) §2  стр. 34 (Сделать конспект)

    2) Орфоэпический словарь

    1) Выполнить тест (5 тестовых заданий)

    2) Работа с карточками (в данных словах, используя орфоэпический словарь, расставить ударения)

    1)Самоконтроль

    2) Фронтальный контроль

    2

    Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

    5

    1) §3 стр. 46 (сделать конспект)

    2) Словарь паронимов

    1) Вместо пропущенных слов употребите один из паронимов, данных в скобках.

    2) Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок.

    3) Выполните тест

    1,3) Самоконтроль

    2) Фронтальный контроль

    3

    Практическая работа №1

    -

    -

    1) Выполнить упражнение: переписать текст, к подчеркнутым словам подобрать паронимы, проставить ударения в словах.

    Зачет  

    4

    Морфологические нормы (образование форм слова)

    6

    1) §5 стр. 79

    2) §7 стр. 83

    3) §10 стр. 174

    4) §13 стр. 193

    (сделать конспект)

    1) Определите падеж и число существительных

    2) Перепишите словосочетания, заменяя цифры словами.  

    3) Подберите из двух предложенных нужную форму числительного

    4) Определите степени сравнения у прилагательных.

    5) Выполните тест.

    1,2,3,4,5,6)Самоконтроль

    5

    Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.  

    7

    1) § 28 стр. 375

    2) § 37 стр. 469

    3) § 41 стр. 562

    (сделать конспект)

    1) Выберите из 2 вариантов предложений то, в котором нет ошибки.

    2) Выполните тест.

    Самоконтроль

    6

    Обобщение изученного в модуле

    -

    -

    Групповая работа «Языковые нормы»

    Итоговый контроль

    Задания для «сильных» обучающихся

    Тема: Лексические нормы. 

    1) Используя данные в карточке паронимы составьте словосочетания.

     адресант – адресат  

     коренастый – корневой – коренной    

    праздный – праздничный

    2) Исправьте ошибки в предложениях, заменив ошибочно употребленные слова соответствующими паронимами.

    1) Возникновению многих болезней способствует и ПРАЗДНИЧНЫЙ образ жизни.

    2) ТЕХНИЧЕСКИЕ факультеты нашего университета готовят прекрасных специалистов.

    3) СКРЫТЫЕ камеры устанавливают сейчас на подъездах многих домов.

    4) Кое-где во мху БОЛОТНЫЙ запах был очень силён.

    5) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница

    3). Объясните разницу в значении паронимов.

    двойной – двойственный, стеклянный – стекольный, надеть – одеть

    4) Выполните тест.

    1. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    1) При первом же знакомстве наш начальник вызвал у нас СИМПАТИЮ.

    2) Я собрал библиотеку из книг русских и европейских классиков, чьё творчество мне СИМПАТИЗИРОВАЛО.

    3) Зритель привык искать в репликах персонажей СКРЫТЫЙ смысл.

    4) Печорин не размахивал руками, что говорит о СКРЫТНОМ характере.

    2. В одном из приведенных ниже предложений  НЕВЕРНО употреблено выделенное   слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    1) Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.

    2) В ИГОРНОМ зале казино было уже много людей.

    3) В процессе реформы хозяйственной системы Китая КОРЕННЫЕ перемены затронули и рынок страхования.

    4) Несмотря на учёную степень, мой собеседник оказался редкостным НЕВЕЖДОЙ, мало что знающим в области науки.

    5) КАМЕНИСТУЮ почву сложнее обрабатывать.

    Тема: Морфологические нормы.

    1) Просклоняйте существительные

    доктор, армянин, помидор, одеяльце, туфли, яблоко, кочерга, дно.

    2) Просклоняйте числительные.

    двадцать семь, шестьсот пятьдесят восемь, сто сорок, тысяча девятьсот двадцать седьмой, две тысячи пятнадцатый год.

    3) Составьте степени сравнения у прилагательных

    песчаный, зеленый, добрый, хороший, плохой, стеклянный, туманный, солнечный.

    4) Найдите и исправьте ошибки в употреблении местоимений в речи.

    1) После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 
    2) В музее были выставлены динозавры, которые все механически двигались и издавали звуки.
     
    3) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно.
     
    4) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.
     
    5) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.

    5) Выполните тест.

    1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    ЛЯГТЕ на пол

    ИХ работа

    НЕ ЕЗДИТЕ сегодня за город        

    В СТАХ метрах от нашего дома

    ГОРАЗДО ЛУЧШЕ

    2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы  слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    ПРОМОКНУЛ под дождём        

    СКУЧНЕЕ всего

    пушные ТОРГИ                  

    КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж

    четверо БРАТЬЕВ

    Тема: Синтаксические нормы.

    1) В предложениях найдите и исправьте ошибки.

    1) Пройдя пять поворотов, показалась пивоварня. 2) Нашему обществу нужно больше по-настоящему авторитетных личностей, на которых можно равняться и брать пример. 3) Герой романа использовался своим авторитетом для уничтожения ни в чем не повинных людей. 4) Как известно, самолечение принесло вред для его здоровья. 5) Кандидат в депутаты декларировал о своих доходах. 6) Национализм - самый жесточайший бич человечества. 7) Люди способны наиболее остро чувствовать, чем другие существа. 8) Народ, ущемлённый правами, живёт сейчас очень бедно. 9) В книге описывается о приключениях двух друзей. 10) Ради своей цели человек иногда делает много ошибок и жертв. 11) Кавалер поднял платок и поднёс его к носу, по бокам которого шли кружева, а в середине стояла метка. 12) Мальчик потёр карандашом лоб и постучал им по столу. 13) Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение. 14) Поколение наших отцов и дедов с недоверием воспринимают реформы. 15) Но сколько нечестных людей работают в органах власти, получивших прекрасное образование! 16) Всё это и повлекло к созданию заповедников. 17) Она любит фотографироваться как в анфас, так и в профиль. 18) А сейчас следующим номером вас поздравит 1 курс, который называется «Капустник». 19) Все, кто были на представлении в цирке, остались довольными. 20) Автор любуется и одухотворяет природу. 21) Мимика и жесты помогают и выражают чувства людей. 22) Волейбольный клуб «Белогорье» стало восьмикратным чемпионом России. 23) Воспоминания современников знакомят и дают полное представление о том или ином писателе. 24) Детский туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, 25) Большое значение отводится корпоративным праздникам (день рождения фирмы, государственные праздники), а также отдельным личным торжествам (дни рождения сотрудников), которые всегда отмечаются совместно и с подарками.

    2) Выполните тест.

    1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОШИБКОЙ

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    А

    К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещёрского края своё творчество.

    1

    неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Б

    Все, кто уезжал через две недели в столицу, собрался у Нежинских.

    2

    нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    В

    Наблюдая экзотическую природу, возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

    3

    нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    Г

    Один из героев романа, ищущим смысл жизни, пытается найти его в любви.

    4

    неправильное построение предложения с косвенной речью

    Д

    Размышляя о роли поэта и поэзии, А.С.Пушкин говорит, что долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал

    5

    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    6

    нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    7

    нарушение в употреблении однородных сказуемых

    2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    А

    Все, кто опоздал на первую пару, извинился перед преподавателем.

    1

    неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Б

    Согласно приказа субботник перенесли на апрель.

    2

    2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    В

    Он обратился и получил помощь от директора завода.

    3

    нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    Г

    В ТРЦ «Карнавале» сегодня распродажа.

    4

    ошибка в построении предложения с однородными членами

    Д

    Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.

    5

    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    6

    нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    7

    неправильное построение предложения с косвенной речью

    Терминологический диктант.

    Грамматическая ошибка – это ________. Производные предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперекор требуют ____ падежа. Несогласованное приложение – это _______. _____ будет употребляться в форме И.П. если перед ним стоит  слово – родовое обозначение.                                                                                  

    Задания для «слабых» обучающихся

    Тема: Орфоэпические нормы. 

    1) Расставить ударение в словах.

    Ломоть, диспансер, нефтепровод, обеспечение, договор, каталог, красивее, украинский, электропровод, торты.

    2) Выполните тест

    1. В  одном  из  приведённых  ниже  слов  допущена  ошибка  в  постановке  ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

    бОроду   лилА   назвалАсь   сверлИшь    прозОрлива

    2. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения     НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    гнАлась         зАтемно          кремЕнь           звонИт         тОрты  

    Тема: Лексические нормы.

    1) Вместо пропущенных слов употребите один из паронимов, данных в скобках.

    1. Группа школьников … (пришла - зашла) в музей на лекцию. 2.Мы все завтра … (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. 3. Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову. 4. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал - признал). 5. На голове отца (одета - надета) меховая шапка

    2) Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок.

    1. Дипломатичный - дипломатический (ответ, поступок, работник, корпус, речь, выступление, протокол, неприкосновенность); 2. эффективность - эффектность (освещения, оформления, речи, движений, двигателя, метода, способа, внедрения новой техники, капиталовложений, производительности труда); 3. основать - обосновать (теорию, вывод, решение, доказательство, претензию); 4. Усвоить – освоить (целинные земли, хорошие манеры, привычку, моду, машину, новую технику, профессию, лекцию, теорию).

    3) Выполните тест.

    1. В одном из приведенных ниже предложений  НЕВЕРНО употреблено выделенное   слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    1) Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.

    2) В ИГОРНОМ зале казино было уже много людей.

    3) В процессе реформы хозяйственной системы Китая КОРЕННЫЕ перемены затронули и рынок страхования.

    4) Несмотря на учёную степень, мой собеседник оказался редкостным НЕВЕЖДОЙ, мало что знающим в области науки.

    5) КАМЕНИСТУЮ почву сложнее обрабатывать.

    2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО?Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    1) Туристическая фирма обязана ПРЕДОСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистра­ции и наименовании зарегистрировавшего её органа.

    2) К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части докумен­тального кино.

    3) В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАТ лично расписался в уведомлении о вручении.

    4) После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.

    5) Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.

    Тема: Практическая работа №1.

    1) Задание: переписать текст, к подчеркнутым словам подобрать паронимы, проставить ударения в словах.

              Как ни боялись засухи, она все-таки пришла. Небо было донельзя раскалено, и с него почти отвесно падали колющие лучи солнца, а в воздухе уже начинал веять дышащий гарью ветерок. Овес, не поднявшийся еще и на пол-аршина от земли, уже поблек. Просяные поля, едва колеблемые жарким дыханием ветра, настоянного на увядших полевых травах, без устали отливали своими унылыми бледно-зелеными кистями. Почти не заросшие в этом году травою паровые поля печально разнообразили картину. Песчаная земля, которая, по-видимому, некогда особенно избалована дождями, окончательно задыхалась от зноя.

               Кое-где попадавшиеся нам навстречу стада еще более усиливали тоскливую неприглядность полей. И только один раз мы заметили возле них пастуха, не спеша идущего за стадом и с видимым усилием тащащего свою палку. Он безучастно посмотрел на нас и путано объяснил, куда нам следует ехать, чтобы попасть на мельницу. Несмотря на раннее время, деревня, через которую мы проезжали, поражала своей пустынностью. Только кое-где на завалинке сидела какая-нибудь старуха да копошились ребятишки, почти не интересовавшиеся нами. Даже собаки и те лаяли как-то нехотя и как будто по привычке. Но вот в отдалении мы увидели небольшой домишко со штукатуренными стенами. Это и было не что иное, как мельница, где мы рассчитывали остановиться на ночевку. Весело выглядывают из ярко-зеленой листвы черепитчатые и камышовые крыши построек, без устали вращается обвешанное маслянистыми каплями замшелое колесо, бешено стучит в амбаре жернов, с приглушенным шепотом плещется речонка, убегающая куда-то вглубь степей. Уж не примерещилось ли все это нам?

    Тема: Морфологические нормы

    1) Определите падеж и число существительных.

    Договора, якутов, армян, одеялец, кочерег, доньев, шоферы, вафель, серег, туфель, томатов, турок, бурят, окон, чулок, яслей, джинсов.

    2) Перепишите, заменяя цифры словами.  

    На высоте 900 000 метр..., до 500 учрежден..., около 44 барж..., располагать 100 рубл..., добираться в течение 23 сут..., работают 34 ясл... и более 52 детсад..., из 301 претендент... на первенство, более 43 кандидат... на призовые места, продолжаться 5,3 сек..., наблюдать 3 и более случ... заболеваний, около 90 километр..., по рубл... за штуку. По (оба, обе) сторонам дороги стояли стройные ели. Склоны (оба, обе) оврагов размыты дождями. (Оба, обе) веселых друга расстались надолго.

    3) Подберите из двух предложенных нужную форму числительного

    1) (Шесть – шестеро) друзей учатся на курсах.
    2) У (обоих – обеих) сестер одинаковые платья.
    3) Недоставало (трех – троих) ножей.
    4) (Двое – две) лошади скакали во весь опор.
    5) Город расположен по (обоим – обеим) берегам реки.
    6) (Семь – семеро) бед – один ответ.

    4) Определите степени сравнения у прилагательных.

    Более красивый, наиболее добрейший, песчанее, лучше, хуже, проще, туманнее, самый одаренный, менее искусный.

    5) Выполните тест

    1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    1) ЛЯГТЕ на пол

    2) ИХ работа

    3) НЕ ЕЗДИТЕ сегодня за город        

    4) В СТАХ метрах от нашего дома

    5) ГОРАЗДО ЛУЧШЕ

    2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы  слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    1) ПРОМОКНУЛ под дождём        

    2) СКУЧНЕЕ всего

    3) пушные ТОРГИ                  

    4) КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж

    5) четверо БРАТЬЕВ

    Тема: Синтаксические нормы

    1) Выполните тест

    1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОШИБКОЙ

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    А

    К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещёрского края своё творчество.

    1

    неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Б

    Все, кто уезжал через две недели в столицу, собрался у Нежинских.

    2

    нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    В

    Наблюдая экзотическую природу, возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

    3

    нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    Г

    Один из героев романа, ищущим смысл жизни, пытается найти его в любви.

    4

    неправильное построение предложения с косвенной речью

    Д

    Размышляя о роли поэта и поэзии, А.С.Пушкин говорит, что долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал

    5

    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    6

    нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    7

    нарушение в употреблении однородных сказуемых

    2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    А

    Все, кто опоздал на первую пару, извинился перед преподавателем.

    1

    неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Б

    Согласно приказа субботник перенесли на апрель.

    2

    2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    В

    Он обратился и получил помощь от директора завода.

    3

    нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    Г

    В ТРЦ «Карнавале» сегодня распродажа.

    4

    ошибка в построении предложения с однородными членами

    Д

    Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.

    5

    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    6

    нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    7

    неправильное построение предложения с косвенной речью

    Тема: Обобщающий урок по теме «Языковые нормы»

    Цели:

    - Закрепить понятие «Языковая норма», обобщить знания о культуре речи.

    - Умение различать грамматические ошибки, развивать навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.

    - Формировать навыки использования нормированной речи.

    - Воспитание самостоятельности.

    Задачи:

    - Актуализировать знания, приобретенные при изучении темы, посредством создания кластеров и презентации;

    - Дать ученикам возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

    - Совершенствование коллективных форм работы и творческой деятельности.

    Форма урока: Аукцион знаний (взаимообучение)

    Дидактическая модель обучения: поисковая

    Вид деятельности учащихся: групповая и индивидуальная работа.

    Задачи, планируемый результат и уровень усвоения учебно-познавательной компетенции базового уровня: владеть орфоэпическими, фонетическими, синтаксическими , лексико-грамматическими навыками. Уметь выполнять тестовые задания уровня А , В, работать с текстом части С

    Задачи, планируемый результат и уровень усвоения учебно-познавательной компетенции продвинутого уровня: владение культурой речи, умение классифицировать типы основных языковых средств

    Задачи, планируемый результат и уровень усвоения информационной  компетенции: отражение в письменной форме результатов своей деятельности ( через тест, таблицы, схемы, презентации).

    Ход урока.

    Учитель: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости»,  каждый день мы  узнаем что-то новое. Наши знания – это богатство, которое каждый из нас складывает в копилку, а когда нужно, достает и использует. Сегодня мы проводим аукцион знаний по русскому языку. Как вы понимаете слово аукцион?

    (Ответы детей: Аукцион – публичная продажа имущества или способ продажи некоторых товаров. Аукционер – участник аукциона. Аукционист – человек, который  проводит аукцион.)

    Учитель: Сегодня на уроке вы образуете 4 группы аукционеров, я – аукционист, ведущая аукциона, магистр науки о языке. А что будет выставлено на продажу,  вы узнаете, разгадав,  о чем идет речь.

    1. Предварительный залог задания

    Учитель: Прежде чем прозвучит «Гонг», аукционеры должны внести залог, доказать свою состоятельность – способность участвовать в аукционе.  Для этого нужно выполнить задание на карточках, определив тему нашего урока .

    1-я группа  ………… – это законы, регулирующие литературное произношение и ударение

    2-я группа  ………… – это правила литературного словоупотребления

     3-я группа …………… - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности

    4-я группа……………… - это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений

     (на экране ПОЯВЛЯЕТСЯ  3-я часть слайда  № 1. Уч-ся записывают ответы на листках бумаги маркерами, создавая часть кластера, крепят на доске;

    на экране ПОЯВЛЯЕТСЯ  2-я часть слайда  № 1; объясняют, что объединяет ответы каждой группы акционеров;

    на экране ПОЯВЛЯЕТСЯ  1-я часть слайда  № 1; )

    РЕЗУЛЬТАТ: кластер, отражающий содержание слайда №1 «Основные языковые нормы»

    ПОЯВЛЯЕТСЯ  НАЗВАНИЕ  слайда  № 1 «Основные языковые нормы»;

    (На данном этапе: запоминание и воспроизведение материала – от фактов до теории. Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы.)

    Учитель: Сейчас вы доказали свою состоятельность и видите, на аукцион выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда в обмен на знания по русскому языку. Так какой же проблемный вопрос стоит перед нами?

    (ответы учеников,  ПОЯВЛЯЕТСЯ  слайд  № 2

    Тема урока: «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»  В конце темы мигает вопросительный знак ). В начале нашего аукциона тема определена со знаком вопроса.

    ПОЯВЛЯЕТСЯ  слайд  № 3 (ЦЕЛЬ УРОКА)

    2. Открытие аукциона знаний        

    (Звучит«Гонг»)
    Учитель: первое условие для тех, кто хочет овладеть культурой речи, - решить практические задания, выявив основные типы ошибок, связанные с тем или иным видом языковых норм.

    ( Раздаются карточки с заготовками предложений, слов или словосочетаний в правой части. В левой части нужно выявить типологию ошибок и устно ее прокомментировать, обучая остальные группы во время презентации своей деятельности)

    РЕЗУЛЬТАТ: продолжение построения кластера «Основные языковые нормы»

    На данном этапе: ученики объясняют факты, преобразуют материал, использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях, демонстрирует правильное применение метода)

    1-я группа

     Решите орфоэпические задачи (задание 4), в правой части таблицы выпишите правильные варианты ответов, проставив ударения

    1) В каком слове ударение на 2 слоге?

    а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком

    2) В каком слове ударение на 1 слоге?

    а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение

     

    3) В каком слове ударение на 3 слоге?

    а/ инструмент б/ асимметрия в/ зимовщик г/ принятый

    4. В каком слове ударение на  2  слоге ?

    а/ красивее   б/ создалась   в/ кухонный г/ мельком

         5. В каком слове ударение на  1  слоге?

         а/ банты     б/ валовой      в/ звонит     г/ щавель

    2-я группа

    1).Определите лексическое значение паронимов, образуя в левой части таблицы правильные словосочетания:

    Гражданское, гражданственное ( сознание, одежда)

    Спасительный, спасательный ( отряд, ложь)

    Мертвая, мертвенная (тишина, бледность)

    Чувствительный, чувственный (человек, стихи)

    Частный, частичный (урон, мнение)

    Мудрый, мудреный ( слог, правитель)

    2).В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить слово ЧЕЛОВЕЧНЫЙ?

    1.Она думала, что нала наконец-то родную человеческую душу.

    2.Защита человеческого достоинства – одна из самых характерных черт этого публициста.

    3.В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.

    4.Экзаменатор попался нам очень человеческий.

    3-я группа

    Определить основные типы морфологических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:

    Трудолюбимый (трудолюбивый)

    Опытные диспетчера ( диспетчеры)

    Менее красивее, слаже (более красивый, слаще)

    С семистами рублями (с пятьюстами рублями)

    Ихнюю знакомую  (их знакомую)

                   

    Махают руками  (машут)

      4-я группа

    Определить основные типы синтаксических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:

    Семеро игроков участвовало в состязании (участвовали)

    Согласно приказа (приказу)

    Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных)

    Они были счастливы и веселые. (счастливы и веселы или счастливые и веселые)

    Я живу в деревне и была счастлива (живу и счастлива или жила и была счастлива)

    Дорожка покрыта тающим снегом под ногами

    Начав заниматься ,у вас было мало времени .

    Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве

    Петя сказал ,что я не согласен с твоим мнением

    Была уже ночь .Когда я вернулся домой.

    - Презентация работ в малых группах  (использую прием «ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН» с целью экономии времени). Сверяются с ответами на слайдах №4,5,6,7    

     Учитель: Первоначальная цена может быть оплачена каждой из команд, однако теперь заявленные знания и стоят дороже.

    -Какой бы теперь знак в формулировке темы урока вы поставили? (ответы учеников,  ПОЯВЛЯЕТСЯ  слайд  № 8

    -ПРОДОЛЖАЕМ АУКЦИОН,

    Ряд заданий ЕГЭ как раз  проверяет уровень владения нормами русского языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

    Работа с текстом ПРИЕМ « ОБУЧАЯ – УЧУСЬ»

    ЗАДАНИЕ 2: отредактировать текст, выявив типичные ошибки и классифицировать их в соответствии с основными языковыми нормами, пополнив кластер примерами. Определить проблему, поднимаемую в тексте, опираясь на ключевые слова.

    Слайд    № 9   Текст для редактирования.

    Историческая память народа… Кто знает, откуда она берет свой исток – из родничка ли детства в заповедном русском лесу или из проникновенного плача Ярославны… Она и в чеканистых, со школьных лет заученных наизусть сердцем лермонтовских строках: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин и это Кремль, зубчатый, безмятежный…» Она, эта память народа, священна.

    Да, в начале XXI века, по истечению стольких лет, мы все в  большей мере испытываем потребность оглянуться назад, извлечь уроки из прошлого, из исторической памяти  народа и на этой основе более глубже понять современность.

    (Продолжается работа с кластером: находят нарушение языковых норм в тексте, исправляют, пополняют 1-й кластер примерами.  Сверяют  свои ответы с правильными ответами , представленными в слайде № 9).

    Учитель: Круг знаний расширяется – растет и цена самих знаний. (Звучит «Гонг») ПРОДОЛЖАЕМ АУКЦИОН. Каждая группа аукционеров представляет свое понимание проблемы текста, опираясь на ключевые слова  (В ходе ответов формируется 2-й кластер с опорой на ключевые слова, устанавливаются связи, формулируется проблема. См.  приложене  №10)

    (На данном этапе: умение выделить части из целого, взаимосвязи, принципы организации целого; ученики выделяют скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения, видят сходство и различие явлений)

    (Звучит «Гонг») ПРОДОЛЖАЕМ АУКЦИОН. Доказать свою «научную состоятельность»  может каждый участник группы, а не только группа в целом

     Проверочная работа  ( по материалам ЕГЭ  )на тренировочных бланках

    1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

            1)  пятисотым годом до нашей эры

            2)  гибридные сорта

            3) группа турок

            4) более веселее

    2.  Укажите предложение с грамматической ошибкой.

            1) Два солдата с котомками   глядели в окно поезда.

             2) Двадцать один делегат прибыл на совещание.

             3) Тысяча книг поступили в школьную библиотеку.

             4) Девушка-пилот умело вела машину.

    3.  Укажите ошибку в управлении.

             1)  преимущество  перед ними

             2)  согласно договору

             3)  показать о чем-то

             4)  огорчен чем-то

    4.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

             1)  пара туфель

             2)  в снегу

             3)  страннейшая ситуация

             4)  металлические контейнера

    5.  Укажите пример, в котором нет ошибки в образовании формы слова.

             1)  до двух тысяч второго года

             2)  самый важнейший

             3)  не кладите сюда тетради

             4) в обоих сумках

     ( На данном этапе: рефлексия проявляется в самопознании, самооценке, самоконтроле, принятии собственной личности, определении путей ее развития)

    Итоги урока:

    1) Можно ли назвать сегодняшний АУКЦИОН простым?

    2) Можно ли назвать приобретенные знания легкими?

    3) Насколько увереннее вы чувствуете себя  в заключение изученной темы?

    4) Вернемся к теме  урока. Какой знак в конце предложения  вы бы поставили сейчас?

    Журнал учителя по отслеживанию реализации ИОМ

    (индивидуального образовательного маршрута)

    ФИО ученика ________________________________________________________________

    Название модуля: _____________________________________________________________

    Группа: ______________________________________________________________________

    Консультация №1: Дата:________________________________________________________

    Замечания: ___________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Консультация №2 Дата ________________________________________________________

    Замечания: ___________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Консультация №3 Дата _________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Тема

    Задания

    Теория

    Практика

    Схема, таблица, конспект

    Задание 1

    Задание 2

    Задание 3

    Задание 4

    Тест

    Практическая работа

    Обобщающий урок

    1

    2

    % выполнения:

    Ошибки:

    Оценка:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов при подготовке к ЕГЭ

    Мастер-класс  в рамках подготовки к ЕГЭ. В этой разработке я делюсь с вами тем, как я готовлю детей с разным математическим уровнем к  успешной сдаче единого государственного экзамена....

    Педагогический проект «Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в изучении предмета биологии». "

    Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненн...

    Индивидуальный образовательный маршрут по подготовке к ОГЭ по математике

    Индивидуальный образовательный маршрут по подготовки к ОГЭ по математике учащейся  9 «Б» класса...

    Индивидуально – образовательный маршрут при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и истории

    Индивидуально – образовательный маршрут при  подготовке к ЕГЭ по обществознанию и историиИНСТРУКТИВНАЯ       КАРТОЧКА    1.1.1, 1.1.2...

    Индивидуальный образовательный маршрут для подготовки к ОГЭ

    ИОМ для подготовки к ОГЭ по русскому языку...