Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к экзамену по русскому языку
статья по русскому языку

Курносова Лариса Владимировна

 Индивидуальная образовательная траектория- это право ученика на собственный путь. Результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.

Перед учителем возникает проблема: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям.

ИОМ- это система изучения, закрепления, повторения, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний. Использование индивидуальных маршрутов способствует формированию у ученика познавательного интереса, умения самостоятельно получать знания и применять их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку для более успешной сдачи экзамена.

 Индивидуальная образовательная траектория- это право ученика на собственный путь. Результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.

Перед учителем возникает проблема: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям.

ИОМ- это система изучения, закрепления, повторения, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний. Использование индивидуальных маршрутов способствует формированию у ученика познавательного интереса, умения самостоятельно получать знания и применять их.

Актуальность темы.  С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха ЕГЭ- обеспечение качественного преподавания и серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Экзамен по русскому языку- обязательный экзамен, результаты которого требуются при поступлении на любую специальность во все учебные заведения. Содержание и вся система уроков, занятий, консультаций по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в большей мере, чем раньше, способствует подготовке выпускника к жизни, его социализации. Поскольку я работаю со старшими классами, то мною накоплена методическая база по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, которую использую как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Индивидуальные и групповые консультации, работа по индивидуальным маршрутам по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, решение и составление заданий сильными учащимися - все это в комплексе помогает повысить качество обучения и подготовить уч-ся к ЕГЭ.

Проблемы: нехватка времени и высокая наполняемость классов ( 11- 2кл по 30 уч., 9 кл)

В ходе реализации ИОМ осуществляется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учитывающий их возможности и способности.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.Отобрать содержание образования, формы и способы образовательной деятельности, построить график образовательного процесса.

2. Посодействовать обучающимся овладеть навыками самостоятельной работы, организации своей деятельности.

3. Ликвидировать пробелы в знаниях

4 Повысить мотивацию

5. Преодолеть минимальный порог, успешно сдать экзамен.

Содержательную основу обучения по индивидуальному маршруту составляют учебные программы, разбитые на блоки – учебные модули. Уже с 5 класса мы работаем на экзамен, но основная подготовка , конечно же, приходится на 8-9 и 10-11 классы.

Учебный модуль – это тема или раздел учебной программы с указанием возможных способов и форм ее изучения и закрепления. Разделение на модули выполнятся в соответствии с КИМами. По каждой теме разрабатываются различные задания, упражнения теоретической и практической направленности. Для сильных и слабых учащихся разделы и темы идентичны ,но задания различаются по степени сложности. В целях контроля над реализацией ИОМ по учебному модулю проводятся индивидуальные консультации. Затем обобщение изученного по учебному модулю. Форма обобщения может быть различной: тесты, групповые занятия. В групповой работе предусмотреть инструкцию, в которой прописать обязательность практического освоения учебного материала каждым членом группы ( каждый должен рассказать правило консультанту, показать выполнение сильному ученику и проанализировать свои ошибки). Вспоминаем, восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций. Причем укрупнение подачи теории должно происходить с использованием различных приемов структурирования материала, схематизации, составления таблиц, памяток, тезисов, ведение тетради –помощницы. Механическая, зрительная память помогает даже слабым детям запоминать материал. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить повторять материал по определенной теме или блоку. Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы анализирую, материалы собираются в тетрадь учета, затем каждый ученик работает над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с уч-ся, что является основой технологии ИОМ.

Планирую отдельные уроки обучения технологии работы с тестами. Объясняю подходы к их пониманию и выполнению заданий. Обязателен анализ задания, а не просто выбор ответа. На начальном этапе работы с тестами для гарантированного выполнения задания необходимо проанализировать несколько вариантов. Таким  образом  дети освоят принципы работы с тестами и продемонстрируют владение учебным материалом. При выполнении заданий возможна работа в парах, взаимопроверка и коррекция, анализ ошибок.

Уроки коррекции являются самыми продуктивными в формировании рефлексии, анализа собственной деятельности, приучают к зоркости и умению искать ошибки, недочеты. На этих уроках меняются работами и проводят их анализ по критериям, проставляют баллы как эксперты. Анализ ошибок идет как в группе, так и в классе.

Особое затруднение у учащихся вызывает написание сочинения- рассуждения. В ходе групповой работы, консультации учителя постепенно собирается кейс с методическими рекомендациями по каждому пункту плана сочинения. Каждая группа учащихся предлагает свой вариант. В итоге составляется презентации: «Виды вступлений к сочинению», которые используются в ходе самостоятельной работы над текстами. «Банк аргументации» дополняется в ходе работы  над произведениями на  уроках литературы и благодаря самостоятельному чтению внепрограммных произведений. Преимущество такой технологии в том, что ученик видит весь объем материала, осваивает теорию, практику, проводит самостоятельный контроль и видит результаты своего труда.

Особое внимание при подготовке к экзаменам следует уделять слабоуспевающим учащимся. В соответствии с разработанными планами составляю графики индивидуальных занятий, диагностические карты тематического контроля знаний уч-ся, листы учета и ликвидации пробелов в знаниях. Осуществляю дифференцированный подход в обучении: разноуровневые тесты для самостоятельной работы, дифференцированные по сложности домашние задания. С целью организации взаимопомощи между уч-ся  провожу работу в парах, когда сильный ученик проверяет правильность выполнения заданий, объясняет допущенные ошибки ,помогает их исправить. Этот метод решает двойную задачу : оказание помощи слабоуспевающему ученику и закрепление знаний на практике сильными учащимися. Планирую подготовку таких детей к выполнению такого минимума заданий экзаменационного теста, которое ему обеспечит выполнение экзамена на 3. При этом используются такие методы подготовки, которые можно считать нетрадиционными, то есть они основаны не на глубоком знании материала, а на формальных показателях учебного материала.

( Например, найти запятые при обособленных членах предложения. Что значит обособленные? Выделенные. То есть они уже есть. На какой вопрос отвечают определения? Ищи слова,  которые стоят внутри запятых и отвечают на этот вопрос. Или указать предложение с подчинительной и сочинительной связью. При поиске опираемся на формальные показатели: союзы, знаки препинания. У такого ребенка нет смысла спрашивать правило. Дом обучение)

И конечно же следует проводить диагностические и тренировочные работы. Учащиеся и родители наглядно видят динамику повышения или стабильный результат успеваемости слабых учащихся.

Внеурочная деятельность более свободная по форме и по содержанию: элективные курсы, индивидуальные и групповые проекты, работа с разными источниками и ресурсами, выбор деятельности, творческая деятельность, рейтинговые оценки, элементы соревновательности, возможность проявить себя. Пробный экзамен – это возможность показать уровень готовности каждого к прохождению итоговой аттестации. Особенно этот прием помогает в работе с одаренными детьми. Самоподготовка  тоже играет немаловажную роль в подготовке к экзамену. Этот маршрут  может быть спланирован учителем, который дает задание, и может быть не спланирован – процесс ребенок должен осуществить сам. К такому приему  обращаются, в основном, сильные учащиеся.

                            Модель индивидуального образовательного маршрута.

  1. Диагностика уровня развития знаний, умений, навыков уч-ся.
  2. Определение целей, задач, которые должны быть достигнуты учащимися ( образовательные компетенции).
  3. Определения сроков прохождения ИОМ (этапы, разделы).
  4. Разработка учебно – тематического плана.
  5. Определение содержания тематического плана, приемов и методов.
  6. Определение способов оценки и самооценки успехов учащихся на каждом этапе освоения маршрута.

Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к итоговой аттестации. Позитивная динамика результатов экзаменов доказывает, что данная система эффективна. Считаю целесообразным внедрение технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ОГЭ  и ЕГЭ по русскому языку ее дальнейшего использования в педагогической деятельности.

                                      Результативность данной технологии.

  1. Повышение качества подготовки обучающихся к сдаче экзамена и достижение 100% преодоления минимального порога.
  2. Повышение среднего балла.
  3. Повышение мотивации в учебной деятельности учащихся.
  4. Повышение удовлетворенности родителей и учащихся качеством образования и подготовкой к итоговой аттестации.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку для более успешной сдачи экзамена. У чител ь русского языка и литературы МОБУ «СОШ №16» Курносов а Л. В. г. Минусинск, Красноярский край.

Слайд 2

Индивидуальная образовательная траектория – это право ученика на собственный путь. Результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Индивидуальный образовательный маршрут – это система изучения, закрепления, повторения, разработанная для ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний.

Слайд 3

Актуальность темы Один из существенных факторов успеха ЕГЭ – обеспечение качественного преподавания и серьёзная подготовка к сдаче экзамена. Индивидуальные и групповые консультации, работа по индивидуальным маршрутам по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, решение и составление заданий сильными учащимися – всё это в комплексе помогает повысить качество обучения и подготовить учащихся к экзамену.

Слайд 4

«Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личного потенциала каждого обучающегося в образовательном процессе» А. В Хуторской.

Слайд 5

Какие ресурсы образовательного процесса использует технология ? Урочную систему; Внеурочную систему: факультативные и элективные курсы, пробные экзамены, консультации; Самоподготовку.

Слайд 6

Модель ИОМ Диагностика уровня развития знаний, умений, навыков учащихся. Определение целей и задач, которые должны быть достигнуты учащимися (образовательные компетенции). Определение сроков прохождения ИОМ (этапы, разделы). Разработка учебно–тематического плана. Определение содержания учебного плана, приёмов и методов. Определение способов оценки и самооценки успехов учащихся на каждом этапе освоения маршрута.

Слайд 7

Результативность технологии Повышение качества подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ и достижение 100% преодоления минимального порога. Повышение среднего балла. Повышение мотивации в учебной деятельности обучающихся. Повышение удовлетворённости родителей и учащихся качеством образования и подготовкой к итоговой аттестации.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов при подготовке к ЕГЭ

Мастер-класс  в рамках подготовки к ЕГЭ. В этой разработке я делюсь с вами тем, как я готовлю детей с разным математическим уровнем к  успешной сдаче единого государственного экзамена....

Проект «Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

Проект на тему «Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» создан для более успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку учащимися вечерней...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Индивидуальный маршрут подготовки к экзамену по русскому языку

Индивидуальный маршрут подготовки к экзамену по русскому языку...

Построение индивидуального образовательного маршрута при подготовки к ЕГЭ с использованием портала РЕШУ ГИА

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного проц...