Методическая разработка "Виды диктантов"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Кроссвордный диктант способствует формированию ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности  на основе развития познавательных интересов. Ученики сталкиваются с необходимостью восполненя обнаруженных пробелов в знаниях, что закладывает основы умения осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (познавательные УУД).Материал для проведения кроссвордного диктанта уже в процессе записи под диктовку  подвергается разнообразному анализу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_diktantov.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Килемарская средняя общеобразовательная школа»

Килемарского муниципального района Республики Марий Эл

   

       

Методическая разработка по русскому языку на тему

«Диктант как  средство формирования

ведущих компетенций    учащихся».

                                                                           Выполнила Яранцева А.С. ,

                                                                            учитель русского языка и

                                                                            литературы.

Пгт. Килемары 2016 год

 

       Личностно - ориентированный подход в современном обучении предполагает, в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по русскому языку, формирование системы взаимосвязанных компетенций. Суть современного перспективного  «компетентностного подхода» в образовании заключается в изменении ориентиров в учебном процессе, их смещении от передачи обучающимся определённой суммы знаний к овладению ими способностями к активному действию. Компетентностный подход предполагает поиск таких подходов и методов  обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективным компетентностное обучение является ещё и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.

        Школьный курс русского языка специфичен по своему содержанию и организации деятельности на уроке. Это связано с тем, что ученикам предлагаются преимущественно объёмные письменные работы, тогда как усвоение норм русского языка  происходит одновременно с постоянным применением его в живой речи, в условиях непосредственного общения. Такое несоответствие приводит к тому, что ученики не видят связи между изучаемыми сведениями и тем, что существует жизненная  потребность. Поэтому главной идеей действующей программы основного образования по русскому языку и нового образовательного стандарта является активизация учебного процесса, интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Идея может быть реализована в процессе комплексного формирования и развития обозначенных в стандарте образования компетенций: языковой  и  лингвистической, коммуникативной  и культуроведческой.

     Новые подходы к содержанию и организации учебного процесса по русскому языку не исключают применение традиционных форм работы, однако предполагают их серьёзную трансформацию. В  частности, компетентностный подход, положенный в основу нового государственного образовательного стандарта позволяет расширить спектр применения диктанта.

   Я думаю, что трудно назвать более популярный на уроках русского языка в школе тип упражнений, чем диктант. Достоинством диктанта является возможность предъявления образцового по стилю текста или отдельных предложений с одновременной отработкой написания орфограмм в словах и постановкой знаков препинания. Диктант универсален по своей сфере применения: он позволяет организовать работу над правописными (орфографическими и пунктуационными) умениями, над учебно-языковым материалом, осуществить работу по развитию связной речи учеников. Диктант может успешно применяться для повторения, закрепления, обобщения и контроля. Его методика проста и понятна. Именно благодаря универсальности диктант как вид работы  в традиционном варианте просуществовал не изменяясь. Однако за последние десятилетия появились новые виды диктантов. О применении одного из видов  диктанта на своих уроках русского языка в 5- 6 классах мне и хотелось бы рассказать. Это кроссвордный диктант, который ребятам нравится.

  Кроссвордный диктант, в отличие от работы с настоящим кроссвордом, не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершении любой темы. Кроссвордный диктант проводится с целью обогащения словарного запаса учащихся. Для его проведения подбираются слова, написание или значение которых ученикам необходимо запомнить. В процессе проведения диктанта ученикам называются лексические значения этих слов, а ученики записывают слова под номерами или в строчку. Данные слова могут представлять

1)термины и понятия;

2)тематическую группу лексики;

3)слова, объединённые одним или несколькими общими орфографическими правилами.

   Тем самым кроссвордный диктант  способствует формированию ценностных ориентиров и  смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

 Ученики сталкиваются с необходимостью восполнения обнаруженных пробелов в знаниях, что закладывает основы умения осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (познавательные УУД). Материал для проведения кроссвордного диктанта уже в процессе записи под диктовку подвергается разнообразному анализу на соответствие целому ряду признаков (фонетических, морфологических, лексических, словообразовательных).

  При изучении раздела «Лексика» в 5 классе (по учебно-методическому комплексу под ред. В.В.Бабайцевой) на обобщающем уроке можно предложить учащимся следующий кроссвордный диктант.

Задание: вспомните термины из раздела «Лексика» и запишите их, определив по толкованию значения слов; подчеркните орфограммы.

1.Все слова языка. (Лексика)

2.Словарь отдельного человека, запас слов.(Лексикон)

3.Раздел науки языкознания, изучающий лексику. (Лексикология)

4.Название статьи в толковом словаре, относящийся к объяснению лексического значения слова.(Словарная статья)

5.Слова, имеющие  одно лексическое значений. (Однозначные)

6.Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)

7.Переносное значение слова.(Метафора).

8.Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. (Омонимы)

9.Слова, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексических значений.(Синонимы)

10.Слова одной и той же части речи с противоположным значением. (Антонимы)

11.Слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности. (Диалектизмы)

12.Слова,которые употребляются преимущественно людьми одной профессии.(Профессионализмы)

13.Слова,которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни. (Историзмы)

14.Слова,которые исчезли из языка, но имеют синонимы в современном русском языке.(Архаизмы)

15.Новые слова. (Неологизмы)

16.Слова, пришедшие из других языков. (Заимствованные)

При изучении раздела «Фразеология» в 5 классе предлагаем такой диктант.

Задание: замените фразеологизм одним словом.

1.Водить за нос.(Обманывать)

2.Как снег на голову.(Неожиданно)

3.Куры не клюют. (Много)

4.Жить душа в душу.(Хорошо)

5.Чуть свет.(Рано)

6.При царе Горохе. (Давно)

7.Держать язык за зубами.(Молчать)

8.Кот наплакал.(Мало)

9.Язык проглотишь.(Вкусно)

10.Протянуть руку.(Помочь)

11.Кормить завтраками.(Обещать)

12.Намылить шею.(Наказать)

13.Зарубить на носу.(Запомнить)

14.Как в воду глядел.(Предвидел)

Задание: запишите антонимы к данным фразеологизмам.

1.Жить душа в душу.(Как кошка с собакой)

2.Чуть свет.(На ночь глядя)

3.Хоть пруд пруди.(Кот наплакал)

4.Рукой подать.(Куда Макар телят не гонял)

5.Дать волю языку.(Держать язык за зубами)

Задание: запишите синонимы к данным фразеологизмам.

1.Поминай как звали.(И след простыл)

2.Куры не клюют.(Пруд пруди)

3.Водить за нос. (Морочить голову)

4.Глядеть в оба.(Держать ухо востро)

5.Закрывать глаза на что-то.(Смотреть сквозь пальцы)

6.Тьма кромешная. (Ни зги не видно).

7.Пальчики оближешь.(Язык проглотишь)

  При изучении темы «Существительные общего рода» в 6 классе для кроссвордного диктанта подбираю тематическую группу слов.

Задание: по лексическому значению определите, о каких словах идёт речь. Подсказка: все слова - существительные общего рода.

1.Жадный человек.(Жадина)

2.Человек,который любит затевать драку.(Забияка)

3.Занудливый человек.(Зануда)

4.Грубый, невоспитанный человек.(Невежа)

5.Малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-либо области. (Невежда)

6.Неуклюжий,во всём неловкий человек.(Недотёпа)

7.Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек.(Недотрога)

8.Недоучившийся, малосведущий человек.(Недоучка)

9.Ненасытный, прожорливый человек. (Обжора)

10.Человек, который часто и много плачет.(Плакса)

11.Работающий,старательный человек.(Работяга)

12.Рассеянный, невнимательный человек.(Разиня)

13.Тихий, смирный человек.(Тихоня)

14.Человек, который ябедничает, наушничает.(Ябеда)

   А в 5 классе при повторении правописания гласных а, и, у после шипящих учащимся предлагаю кроссвордный диктант, где подбираю слова, объединённые одним орфографическим правилом.

Задание: по лексическому значению определите, о каких словах идёт речь, запишите и подчеркните орфограмму. Подсказка: все слова на правописание гласных а. и, у после шипящих.

1.Снег в форме причудливого кристалла.(Снежинка)

2.Глухой частый лес.(Чаща, чащоба)

3.Старинная посуда в виде полушария.(Чаша)

4.Группа экспертов, определяющая призовые места, присуждающая премии, награды на выставках, конкурсах, состязаниях.(Жюри)

5.Забор из часто вбитых кольев.(Частокол)

6.Волшебник, колдун. (Чародей)

7.Небольшая (до 50 страниц) книжка, обычно общественно-политического или научно-популярного содержания. (Брошюра)

8.Человек, который совершает прыжок с парашютом. (Парашютист)

9.Изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок. (Живопись)

10.Форменное пальто со складкой на спине и хлястиком. (Шинель)

11.Дитя, ребёнок. (Чадо)

12.Живущая по берегам морей, рек, озёр птица с короткими ногами, длинными крыльями и густым оперением.(Чайка)

13.Военнослужащий, стоящий на посту, на часах.(Часовой)

14.Травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными кислыми листьями. (Щавель)

15.Хищная пресноводная рыба.(Щука)

   С целью стимулирования учащихся, использования опоры на эффект занимательности проведение кроссвордного диктанта можно организовать по принципу игры в лото или используя сетку кроссворда. Наглядность и игровые элементы будут способствовать формированию мотивации и позволят сохранить высокий уровень сложности заданий.

       Озвучивание материала может быть заменено иллюстрированием (например, показом юмористических иллюстраций, в которых требуется угадать соответствующий фразеологический оборот).

   Данный вид диктанта можно сочетать с другими видами диктанта, так как каждый из диктантов имеет множество вариантов проведения. Поскольку нюансы работы зависят от содержания диктуемого материала, принадлежности его к изучаемому разделу, наличия дидактических средств.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению химического диктанта.

Фронтальная письменная работа, рассчитанная на 10-15 минут, которая позволяет определить качество усвоения знаний и навыков через постановку вопросов или заданий....

Методические рекомендации на тему"Подготовка и проведение диктантов в профессиональном училище"

Использование диктантов с профессиональном уклоном позволяет повысить интерес учащихся к русскому языку...

Методическая разработка "Диктанты о культуре здорового образа жизни и спорте"

Подборка текстов, пропагандирующих ЗОЖ,  для проведения объяснительных диктантв, контрольного списывания, проверочных работ....

Методическая разработка "Диктанты 6 класс"

Методическая разработка -диктанты 6 класс, на отработку знаний и умений по орфографии , синтаксису, пунктуации и морфологии....