Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Сарсенгалиева Жумабике Кутербайевна

Данный урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов.

Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.

К плану - конспекту прикладывается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt.doc76.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_metodicheskiy_produkt.ppt430 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Сложноподчинённые предложения с

придаточными определительными

Ф.И.О.

Сарсенгалиева Жумабике Кутербайевна

Место работы

ГБОУ СОШ с. Хворостянка

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Сложноподчинённые предложения. 4- ый урок

Базовый учебник

Русский язык. 9 класс. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. Москва «Просвещение» 2014г.

   

Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными 

  1. Задачи:
  • обучающие

 формирование умений:

  1. находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
  2. расставлять знаки препинания;
  3. составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными
  • развивающие

 развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;

  • воспитательные

 воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка.

  1. Тип урока: комплексный с применением ИКТ.

  1. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

  1. Необходимое техническое оборудование: ПК (с выходом в Интернет), мультимедиапроектор, экран, интерактивная доска

Ход урока

  1. Орг. момент. Слово учителя (слайд 2).

Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». На предыдущих уроках вы узнали о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них. А сегодня мы узнаем, на какие группы делятся сложноподчиненные предложения по значению, и подробно остановимся на определительных придаточных.

Далее учитель знакомит учащихся с целями и задачами данного урока.

  1. Проверка выполнения домашнего задания.
  1. Упражнение 88 проверяется устно, в парах.
  2. Фронтальный опрос класса.
  • Чем связаны между собой простые предложения в сложноподчиненном предложении?
  • Чем отличаются союзные слова от союзных слов?
  • Какова роль указательных слов?
  1. Индивидуальная работа с таблицей. Задание: заполнить пробелы в таблице (слайд 3).

Виды подчинительных союзов по структуре

ПРОСТЫЕ

ДВОЙНЫЕ

Так как, потому что,

Так что и др.

  1. Актуализация изученного материала (повторение).
  1. Творческая работа (слайд 4).

Задание: составить предложения по данным схемам (групповая работа)

1 группа

2 группа

3 группа

  1. […гл.], (что…)
  1. […указ.

сл.+сущ.], (который…)

1) [     ], (потому что…)

2) (когда…), [     ]

2) (хотя…), [     ]

2) (если…), [указ. сл. то…]

  1. Подготовка к восприятию нового материала.
  1. Учитель:
  • Вспомните второстепенные члены предложения?
  • На какой вопрос отвечает каждый из них?

Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями), изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы (слайд 5)

  1. Интерактивный текст «Придаточные определительные, изъяснительные и обстоятельственные» (слайд 6).

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f1d11df-426c-4af2-8f2e-1cde1fefb7b3/%5BRUS9_210%5D_%5BIM_283%5D.swf

V. Изучение, осмысление и усвоение нового материала.

  1. Работа с таблицей (слайд 7).
  1. ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА.

КАКУЮ?

[…СУЩ.], (КОТОРАЯ…)

  1. БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.

КАКОМУ?

[…СУЩ.], (ГДЕ…)

  1. УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА.

КАКОЙ?(

 МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА.

КАКУЮ?

[…СУЩ.], (ЧТО…)

     1.Анализ предложений по вопросам:

  • Рассмотрите сложноподчиненные предложения и их схемы. Что общего вы можете отметить в строении этих предложений?
  • Попробуйте заменить союзные слова где, куда, что словами.
  • Списать два любых предложения со схемами.
  • Чем присоединяется придаточное определительное к главному: союзом или союзным словом?
  1. Электронное задание «Определите вид придаточного предложения». Вариант 5 (слайд 8).    http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/f209167d-ae75-409c-9c90-ec036cc78be3/%5BRUS9_213%5D_%5BQS_329%5D.html
  2. Работа с учебником.

Задание: используя материал учебника (§ 10, I часть, стр. 44), самостоятельно заполнить таблицу в соответствии с планом (слайд 9).

ПЛАН

ОТВЕТЫ

  1. Вид придаточного.
  2. На какой вопрос отвечает?
  3. К чему прикрепляется в главном?
  4. Средства связи.

  1. Есть ли указательные слова?
  2. Позиция по отношению к главному?

  1. Схема или пример предложения.
  1. Определительное.
  2. Какой?
  3. К существительному.
  4. Союзные слова (который, что, где, куда и др.)
  5. Да (тот, такой и др.)
  6. Фиксированная (всегда после определяемого слова)

                                   какой?

  1. […+/- ук. слово+сущ.], (союзное слово который, куда, , где, что…).
  1. Учебный словарь «Придаточные определительные» (слайд 10). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5acbb4a-5b98-45a1-8aa3-1544cfda8784/%5BRUS9_213%5D_%5BTD_334%5D.htm

VI. Закрепление изученного.

1. Разноуровневые задания:

1 уровень.

Задание: дополните  выделенные слова в главных предложениях придаточными определительными, выбрав нужную форму союзного слова  который, и расставьте знаки препинания.

1) Я с жадностью читал книги (поступали к нам в библи.. теку).2) В книге рассказывается инт..ресная история из жизни знаменитого пут..шественника (подарил товарищ). 3) Игру пришлось закончить (из)за наступившей темноты (мы увл..клись).4) У стадиона в этот день было особенно ож..влённо (один за другим подходили участники соревнований).

2 уровень.

Задание: Расставьте знаки препинания, определите синтаксическую роль союзных слов,  составьте схемы предложений (по выбору).

  1. Лес невысокой чертой виднелся на той стороне  откуда мы пришли вчера.                  (М. Пришвин)
  2. От деревни  где я жил в то лето  до озера было всего двадцать километров.               (К. Паустовский)
  3. Нежнейшие сорта винограда  каждая кисть которого казалась на винограднике произведением искусства  были жадно втиснуты в грубые ивовые корзины.                  (В. Катаев)
  4. Место куда вышли ребята под вечер пользовалось в округе дурной славой.

     3 уровень (формат ЕГЭ).

Задание: найти предложение, в  котором придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

  1) В древнерусском языке слово дом, которое обозначало и хозяйство, и семью, и домочадцев, было очень важным.

  2) В 1882году В.М.Васнецов встречается с художниками из славной плеяды передвижников: Репиным, Поленовым, Суриковым, которые оказали большое влияние на творчество художника.

  3) Гравёр Пожалостин – один из лучших гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции, в Англии.

  4) Предложения, которые в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств, образуют самостоятельное, целостное и законченное сообщение.

2. Работа по развитию речи (слайд 11).

На экране проецируются предложения, которые нужно отредактировать:

  1. Деревья, которые мы посадили тогда возле школы, уже выросли.
  2. Я все задачи решил, которые нам задавали.
  3. Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу же за лесом.
  4. На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.

3.Проверь себя! Тест «Придаточные определительные. Расставьте знаки препинания». Вариант 1-5 (слайд 10).  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b2a3c172-155b-442e-ae8b-9dbbf24b2026/%5BRUS9_209%5D_%5BQS_275%5D.html

VII.  Подведение итогов урока (рефлексия).

Нарисуйте общую схему сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.

VIII. Инструктаж по домашнему заданию (домашнее задание разноуровневое) (слайд 12)

1 уровень: упр. 91(1часть).

2 уровень: используя придаточные определительные, дать определение основы слова, окончания, имени существительного, назывных предложений.

3 уровень: подготовить сообщение о придаточных определительных по собственному плану.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК русского языка «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» Учитель: Сарсенгалиева Ж.К.

Слайд 2

Знаем: ۰ строение СПП ۰ средство связи между частями СПП ۰ роль указательных слов в СПП ۰ место придаточного предложения в СПП Узнаем: ۰ группы СПП по значению ۰ СПП с придаточным определительными

Слайд 3

Виды подчинительных союзов по структуре простые двойные Так как, потому что, так что и др.

Слайд 4

1 группа 2 группа 3 группа [ … гл. ] , (что …) [ … указ. сл. + сущ. ] , (который …) [ ] , (потому что …) (когда …), [ ] (хотя …), [ ] (если), [ указ. сл. то… ]

Слайд 5

определение ↓ определительные придаточные дополнение ↓ изъяснительные придаточные обстоятельство ↓ обстоятельственные придаточные Виды придаточных предложений

Слайд 6

Интерактивный текст. Придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f1d11df-426c-4af2-8f2e-1cde1fefb7b3/%5BRUS9_210%5D_%5BIM_283%5D.swf

Слайд 7

1. ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА. КАКУЮ?  … СУЩ.  , ( КОТОРАЯ …) 2. БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ. КАКОМУ?  … СУЩ.  , ( ГДЕ …) 3. УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА. КАКОЙ?  … СУЩ.  , ( КУДА …) 4. МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА. КАКУЮ?  … СУЩ.  , ( ЧТО …)

Слайд 8

Электронное задание «Определите вид придаточного предложения». Вариант 5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b2a3c172-155b-442e-ae8b-9dbbf24b2026/%5BRUS9_209%5D_%5BQS_275%5D.html

Слайд 9

ПЛАН ОТВЕТЫ 1. Вид придаточного. 2. На какой вопрос отвечает? 3. К чему прикрепляется в главном? 4. Средства связи. 5. Есть ли указательные слова? 6. Позиция по отношению к главному? 7. Схема или пример предложения. 1. Определительное. 2. Какой? 3. К существительному. 4. Союзные слова (который, что, где, куда и др.) 5. Да (тот, такой и др.) 6. Фиксированная (всегда после определяемого слова) какой? 7.  …+/– ук. слово+сущ.  , (союзное слово который, куда, , где, что…).

Слайд 10

Учебный словарь «Придаточные определительные». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5acbb4a-5b98-45a1-8aa3-1544cfda8784/%5BRUS9_213%5D_%5BTD_334%5D.htm Тест «Придаточные определительные. Расставьте знаки препинания». Вариант 1-5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f209167d-ae75-409c-9c90-ec036cc78be3/%5BRUS9_213%5D_%5BQS_329%5D.html

Слайд 11

Исправьте ошибки 1)Деревья, какие мы посадили тогда возле школы, уже выросли. 2)Я все задачи решил, которые нам задавали. 3)Мы въехали в посёлок, который находился в лощине, которая начиналась сразу же за лесом. 4) На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.

Слайд 12

Домашнее задание 1 уровень : упр. 91(1часть). 2 уровень : используя придаточные определительные, дать определение основы слова, окончания, имени существительного, назывных предложений. 3 уровень : подготовить сообщение о придаточных определительных по собственному плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...

Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"

Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".

В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....

Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

В данной презентации даны все этапы урока: словарная работа, повторение ранее изученного материала, практическая работа, домашняя работа. УМК "Русский язык" 9 класс  под ред. Бархударова С.Г и др...

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.Урок в 11 классе с использованием местного материала

Материалы для урока,  которые помогут  повторить тему и  провести экспресс-контроль знаний обучающихся по заданию А 25 ЕГЭ....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".

Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....

Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"

Презентация для закрепления темы "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"...