Карточки-задания по теме "правописание НЕ с разными частями речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Карточки-задания по теме "правописание НЕ с разными частями речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki-zadaniya.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки-задания

Правописание НЕ (НИ) с существительными, прилагательными и местоимениями

 

Задание 1. Раскройте скобки, запишите. Объясните написание НЕ.

(Не) счастье, (не) правда, (не) дисциплинированность, (не) друг;

(не) нависть, (не) ряха, (не) взгоды, (не) настье, (не) верие, (не) весомость, очень (не) красивый, почти (не) разбитый, в высшей степени (не) обдуманный шаг, абсолютно (не) правильное решение;

(не) ряшливый, (не) лепый, (не) разлуч-ный, (не) победимый, (не) годующий.

Задание 2. Запишите отрицательные местоимения и неопределённые местоимения.

(Ни) кто, (не) кому, (ни) чей, (ни) какой, (ни) кого, (не) кого, (ни) каким, (ни) чьим, (ни) чьего, (не) кем, (не) чем, (ни) какому, (ни) чему.

Задание 3. Объясните написание НЕ в следующих словосочетаниях.

Мне незачем спешить, некуда уехать, неохота заниматься; привык всё делать нехотя; проиграли соревнование, несмотря на тренировки; штрафовать, невзирая на лица.

Задание 4. Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Объясните написание НЕ с разными частями речи.

Голубые (не) забудки, приятная (не) ожи-данность, (не) простительная (не) брежность, справедливое (не) годование, рассказывать (не) былицы, выразить (не) доумение, чувствовать (не) уверенность, ждать с (не) терпением, (не) сбыточные мечты, (не) объятные просторы, (не) рушимая клятва, (не) решительный характер, (не) правдоподобное объяснение, (не) разлучные друзья, (не) примиримые противоречия, (не) сокрушимая сила.

Задание 5. Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Объясните написание НЕ и НИ с неопределёнными и отрицательными местоимениями

(Не) чего беспокоиться, (ни) чего не выяс-нить, (не) кому поручить, (не) чем заменить, не пренебрегать (ни) чьими интересами, не отвергать (ни) чьих советов, (ни) кому не рассказывать.

Задание 6. Диктант.

Друг в несчастье бережёт; ненастная погода; ничего не делали и ничем не интересовались; некому пожаловаться, не у кого просить защиты; очень неточная формулировка, далеко не утешительные итоги, не рад встрече, негромкий шёпот, необъективный подход, непреходящие ценности, ненадёжный аргумент, небрежный почерк, неискренний ответ.

Задание 7. Запишите словосочетания, используя слова далеко не, отнюдь не, вовсе не.

Простой вопрос, сложная задача, правильное решение, проверенное средство, вредный напиток, понятное выражение, бесплодные поиски.

Задание 8. Объясните написание предложенных ниже словосочетаний. Выделите пояснительные слова.

Ни для кого не важное решение, ничуть не интересная пьеса, никому не известный адрес, ни в чём не повинные люди, нисколько не понятное выражение, ничуть не вредный напиток.


Правописание НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями

Задание 1. Внимательно прочитайте данные словосочетания. Напишите их, раскрывая скобки. Объясните правильное написание НЕ с различными частями речи.

(Не) знал правила; молчал, (не) оправдываясь; (не) обидел никого, (не) был на лекции, (не) (к) (кому) обратиться за помощью, смотрел (не) совсем дружелюбно; слушал (не) так как обычно; (не) отвечал на вопросы; говорил, (не) сбиваясь, их было (не) трое, встретил (не) первый раз, (не) обязан отвечать, (не) согласен с вашим мнением, (не) время спорить, (не) надо было спорить.

Задание 2. Определите вариант слитного или раздельного написания НЕ с причастиями. Объясните написание.. Запишите в тетрадь.

Незаконченная повесть — НЕ пишу с причастием слитно, так как нет зависимых слов.

Не законченная автором повесть — НЕ пишу с причастием раздельно, так как есть зависимое слово — автором.

(Не) проветриваемое помещение; давно (не) проветриваемое помещение. Совсем (не) используемые материалы. (Не) используемые на практике материалы. (Не) изгладимые впечатления. (Не) изгладимые в памяти впечатления. Долина реки, ещё (не) озаряемая лучами солнца. (Не) законченный эксперимент. Не законченный лабораторией эксперимент. (Не) замеченная ошибка. (Не) замеченная учителем ошибка.

Задание 3. Запомните написание отглагольных прилагательных, которые пишутся слитно с НЕ и при наличии зависимых слов, а так же в краткой форме.

Необитаемый, непромокаемый, несгораемый, неиссякаемый, неумолкаемый, неувядаемый, необъяснимый, незаменимый, неисчерпаемый, непоколебимый, непобедимый, незримый, непередаваемый, нерушимый, незабываемый, нераскрываемый, непереносимый.

Задание 5. Перепишите текст, раскрывая скобки. Объясните написания.

(Не) громкий голос его странно прозвучал в пустом костёле. Но тут же он уловил какой (то) шум, что чуть доносился (с) наружи. Ещё (не) поняв его, ещё (не) оценив, он м..тнулся к окон..ой нише и осторожно выгл..нул: немцы тихо оц..пляли к..стёл.

Он бежал, (не) оглядываясь, (не) пригибаясь. Где (то) на (пол) пути услыхал выстрелы, но (не) упал. Он влетел в р..звалины и, (не) задерживаясь, бежал всё дальше, всё глубже, потому что (ни) чего (не) видел после яркого света. Бежал, пока хватало сил, и упал вдруг, сразу, потому что сил этих в нём больше (не) было, и (не) было воздуха, и (ни) чего (не) было, кроме беше..но стучавш..го сер..ца.

Задание 6. Запишите предложение, раскрывая скобки и вставляя НЕ и НИ. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

На дв..ре (не) исто..ствовала буря, из-за метели нельзя было выехать в поле. Ещё с вечера мне (не) здоровилось, и я (не) доумевал: что бы это могло значить, откуда это (не) домогание. (Не) прекращавшаяся метель (не) давала возможности двигаться дальше. Кто (н..) бывал в тайге Уссурийского края, тот (не) может себе представить, какая это ч..щ.. Закрыв глаза и (не) смотря себе под ноги, старик ш..л мне (на) встречу. (Не) смотря на поз..ний час, окна дома были осв..щены. Т..мнота была страшная, дождь лил непр..рывно.

Задание 7. Напишите диктант с последующей проверкой.

Нерешённые вопросы, не участвовать в дискуссии, не простившись ни с кем, ни на минуту не прекращающийся дождь, идти не спеша неисследованная местность, не исследованная геологами местность, никем непобедимый не поверить в истину, не замеченный нами факт, бежать не оглядываясь, недостроенный дом' никем не замеченная ошибка, рассказ не интересен, а скучен.


Задание 1. Объясните написание наречий. Раскройте скобки и запишите слова.

Разбить (не) чаянно, сказать (не) обдуманно, одеваться (не) лепо, (не) куда пойти, (не) зачем говорить, поступить (не) по-товарищески, поступить (не) хорошо и (не) плохо, считать (не) брежно, сделать (не) по-моему, находится (не) далеко и (не) близко.

Задание 2. Объясните раздельное написание НЕ с наречиями на -о.

Живут не богато, а бедно, ехали не быстро и не медленно, отвечали не хорошо и не плохо. Не часто возникает подобная ситуация. Не случайно он завёл этот разговор. Докладчик говорил далеко не убедительно. Рукопись отредактирована отнюдь не плохо.

Задание 3. Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Объясните написание НЕ с наречиями.

Жилось (не) сладко, прийти (не) вовремя, рассказывать (не) интересно, а скучно, далеко (не) проверенный факт, работа выполнена (не) плохо, а хорошо. Работа выполнена (не плохо).

Задание 4. Объясните слитное и раздельное написание НЕ с наречиями.

До ближайшей остановки отсюда недалеко (утверждается, что близко).

До ближайшей остановки отсюда не далеко (отрицается, что далеко).

Редактор уехал ненадолго. Редактор уехал не надолго.

Задание 5. Объясните правописание НЕ с наречиями. Перепишите, раскрывая скобки.

1. Как ты отвечал на зачёте? — Мне сказали, что я отвечал далеко (не) уверенно. Я отвечал довольно (не) уверенно. Я отвечал (не) уверенно, а сбивчиво.

Задание 6. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя ударение в отрицательных наречиях и местоимениях

(Н..) куда поехать, (н..) куда не выезжать, (н..) где заниматься, (н..) где не появляться, (н..) когда (не) торопиться, (н..) зачем волноваться, (н..) сколько (не) задуматься, (н..) чуть (не) сомневаться, (н..) (с) кем обменяться впечатлениями, (н..) мало (не) смутиться.

Задание 7. Объясните написание НЕ с числительными. Раскройте скобки, спишите.

Их было (не) восемь, присутствовало (не) двадцать студентов, здесь проходит (не) нулевой меридиан, участвуют пятые и (не) пятые классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

интерактивный тест не с разными частями речи

Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса...

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.

Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....