План-конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Харченко Светлана Александровна

План-конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovye_gruppy_narechiy.odt24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Смысловые группы наречий»

Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения; закрепить умения определять морфологические признаки наречия, продолжать формирование у школьников культуры речи.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Стадия Вызов.

1) Работа со стихотворением. (слайд 2)

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси -

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь — солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия.

- Какова главная мысль стихотворения? (стихотворение и о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, какая удивительная сила таится в слове — сколько всего можно описать с помощью слов).

- На каком приёме построено стихотворение? (прием ассоциаций).

- Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? (наречие)

- Назовите наречия, которые встретились в стихотворении (высоко, светло, темно, ароматно, красиво).

2) Приём «Верные и неверные утверждения».

На прошлом уроке вы, составляя кластер, обозначили грамматические признаки наречия. Вспомните эти признаки, выполнив задание «Верные и неверные утверждения» (если утверждение верное, то вы ставите «+», если неверное - «-»).

Утверждения

Ответ

1. Наречие — это самостоятельная часть речи.

2. Наречие — служебная часть речи.

3. Наречие не имеет окончание.

4. Наречие — изменяемая часть речи.

5. Наречие обозначает признак предмета по действию.

6. Наречие обозначает признак действия.

7. В предложении наречие играет роль обстоятельства.

8. Наречие может отвечать на вопрос сколько?

9. Наречие имеет форму слова.

10. Наречие можно разделить на смысловые группы.

Взаимопроверка.

- Какое утверждение вызвало затруднение? Что нужно сделать? (узнать, делятся ли  наречия на  смысловые группы).

III. Стадия Реализации смысла.

а) Восстановите текст. Заполните КЛАСТЕР.

Вместо пропусков употребите подходящее по значению наречия.

Работа ведётся по группам. Итог совместной  работы  групп с текстами — заполнение КЛАСТЕРА.

1 ГРУППА

_______________ночью пошёл дождь. Он _________ стучал в окна, ___________ шумел в густой листве деревьев, _____________ журчал в водосточных трубах. _____________ он затихал, и _______________ слышно было, как крупные дождевые капли _____________ и ______________ падают в бочку, стоявшую под окном. ____________, как бы набравшись сил, дождь __________начинал лить густыми потоками. (Л. Лагин)

Слова для вставки: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, солидно, снова, звонко, лихо.

2 ГРУППА

Тимошка ______________быстро оказался ____________ с ней (Дашей) и, борясь с потоками воды, которые ______________ падали  _______________, несколько раз  ______________ отряхнулся, затем сел и _____________ посмотрел на промокшую Дашу. Дождь __________ шумел в листьях яблони, _____________ всё кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные _______________водой. (П. Проскурин).

Слова для вставки: доверху, очень, по-прежнему, вокруг, рядом, весело, яростно, непрерывно, сверху.

3 ГРУППА

Над землёй  _____________ поднимается холодное солнце, ______________ бежит холодный ветерок, ______________ несутся холодные тучи… Жизнь замирает ______________, ______________. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствует холодные тона.

И _______________ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую  землю  ________________ начинают падать миллионы _______________ красивых снежинок, и вся она становится _______________. (В. Короленко).

Слова для вставки: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно.

б) Разбор словосочетаний (выяснение значений наречия, его роли в предложении).

К доске выходят представители каждой группы (по очереди) и разбирают словосочетания.

- Какими членами предложения может быть наречие? (если зависит от  глагола или другого наречия, то обстоятельством; если зависит от существительного, то несогласованным определением).

- В связи с этим наречия имеют обстоятельственное и определительное значения. Дополните КЛАСТЕР новой информацией.

в) Работа с учебником . Сколько смысловых групп у наречий. Дополните КЛАСТЕР.

Смысловые группы наречий

Обстоятельственное значение                                                     Определительное

Наречие образа действия                                                          Наречие меры и степени

Наречие места действия

Наречие времени действия

Наречие причины действия

Наречие цели действия

IV. Стадия Рефлексии.

Самостоятельная работа. Интерактивный тест. (слайд)

Определите,  к какому разряду относится выделенное наречие.

1. В рукопашном бою держись теснее — ударишь дружнее.

а) наречие места.

б) наречие образа действия.

в) познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.

г) наречие причины.

2. Не пренебрегай учением смолоду.

а) наречие образа действия.

б) наречие цели.

в) наречие места.

г) наречие времени.

3. Говорит направо, а говорит налево

а) наречие образа действия

б) наречие времени.

в) наречие меры и степени.

г) наречие места.

4. Матросы в честь праздника были одеты в ослепительно белую форму.

а) наречие меры и степени.

б) наречие образа действия.

в) наречие времени.

г) наречие цели.

5. Сгоряча он сказал мне обидные слова.

а) наречие образа действия.

б) наречие меры и степени.

в) наречие причины.

г) наречие цели.

6. В борьбе смотри вперёд, не оглядывайся.

а) наречие времени.

б) наречие места.

в) наречие образа действия.

г) наречие меры и степени.

7. Спросонок я небрежно оделся.

а) наречие меры и степени, наречие образа действия.

б) наречие причины, наречие времени.

в) наречие цели, наречие образа действия.

г) наречия причины, наречие образа действия.

8. Вовремя не посеешь — в жатву поплачешь.

а) наречие времени.

б) наречие места.

в) наречие образа действия.

г) наречие причины.

9. Хорошую ягодку издалека ходят брать.

а) наречие времени.

б) наречие образа действия.

в) наречие места.

г) наречие причины.

10.Соотнесите наречия с разрядами.

а) интересно наблюдать                     а) наречие образа действия

б) идти впереди                                  б) наречие времени

в) сделать намеренно                         в) наречие меры и степени

г) не увидеть сослепу                        г) наречие причины

д) прийти поздно                               д) наречие места

е) очень высоко                                  е) наречие цели

Подводим итоги.

V. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали?

- Какие задания показались сложными, а какие — нет?

VI. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал («Кластер»).

2. Подготовить игру «Четвёртый лишний» по теме «Наречие» для своих одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по футболу для группы дополнительного образования.

В ГБОУ гимназия № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга уже 2 года работает Школьный спортивный клуб "Стимул".Самой популярной является секция "Футбола", в которой занимаются более 50 мальчишек от 7...

План-конспект занятия по футболу для группы дополнительного образования.

В ГБОУ гимназия № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга уже 2 года работает Школьный спортивный клуб "Стимул".Самой популярной является секция "Футбола", в которой занимаются более 50 мальчишек от 7...

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

План-конспект открытого урока в специальной медицинской группе.

Тема: Выявление индивидуальной реакции организма на физическую нагрузку. Формирование правильной осанки. Спортивные игры....

План – конспект открытого урока по «Художественному творчеству» В группе №9 художественного развития «Цветик-Семицветик» на тему: «Волшебный декупаж»

Тема урока: «Волшебный декупаж» (выполнение декоративной посуды в технике «декупаж») Группа: №9 (8–9 лет) Цель: формирование представлений обучающихся о те...