Тема: «Обобщающие слова при однородных членах предложения» (Закрепления материала)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Гудкова Олеся Владимировна

Открытый урок ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК 8 КЛАСС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse.docx55.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

(Закрепления материала)

Цели урока:

-образовательные:  систематизировать знания обучающихся об однородных членах, обобщающих словах при них;

-развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, отрабатывать навыки в построении схем, постановки знаков препинания;

-воспитательные: воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, любовь к природе.

 Планируемые результаты:

предметные:  изучение и закрепление знаний об обобщающих членах предложения и постановке знаков препинания при однородных членах; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока.

Здравствуйте, садитесь.

Запишите число, классная работа.

2.Проверка домашнего задания

(Слайд 1) заставка.

Прежде чем приступить к закреплению темы, проверим домашнее задание.

(3 человека работают по индивидуальным карточкам, задания разного уровня сложности). Раздать карточки.

Карточка №1

Продолжить предложения так, чтобы союз И  соединял однородные сказуемые и части сложного предложения. Составить схемы предложений.

  1. Солнце встаёт из-за туч и …
  2. Шумит по-весеннему вода и …

Карточка №2

Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.

Мальчик бережно пол..жил руки на клавиши закрыл на мгновение глаза. И вот из под его пальцев полились торжестве..ные вел..чавые а..корды. Стра..но было вид..ть и слушать как этот маленький человечек извл..кал из инструмента такие мощ..ные милые полные звуки. И лицо его как (будто) бы сразу пр..образилось просв..тлело и стало почти пр..красным. Бледные губы слегка (полу)открылись а глаза ещё больше увеличились и ..делались глубокими влажными и с..яющими!

Карточка №3

Все у него в доме и музыка и мебель и кушанья и вина не только не могло назваться первостепенным но даже и во вторую степень не годилось.

Человек оставшись один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы.

Какие у вас возникли вопросы при выполнении домашнего задания?

Какие правила, изложенные в теоретическом материале, проиллюстрированы в тексте домашнего задания (при ответе опирайтесь на примеры из текста).

Орфоэпическая работа: задание №3, упр. 451( д\з). При необходимости обратиться к орфоэпическому словарю.

Фронтальный опрос (осуществляется на основе материала, который бал дан учащимся для повторения)

Слайд 2

  • Какие члены предложения называются однородными? (относятся к одному и тому же слов; отвечают на один и тот же вопрос; являются одним и тем же членом предложения; между собой связаны сочинительной связью, то есть равноправны и независимы друг от друга; могут быть соединены сочинительными союзами; произносятся с интонацией перечисления).

Индивидуальное задание (было дано заранее):

(учащиеся читают предложения, выписанные дома)

- Из произведений А.С.Пушкина выписать предложения с однородными членами на тему: «Пушкин о зиме». Сделать схемы предложений с однородными членами, указать синтаксическую функцию.

а) Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница зима. («Евгений Онегин») (О, О ) - сложное предложение, состоит из 2-х простых, в 1-м предложении однородные сказуемые, связанные перечислительной интонацией.

б) Зато зимы порой холодной езда приятна и легка (О и О) – предложение с однородными сказуемыми , выраженными краткими прилагательными и связанными одиночным союзом И

в) То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. ( «Зимний вечер») ( То О, то О ) – предложение с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в наст. вр, в изъявит. накл., в 3 лице, которые связаны разделительными повторяющимися союзами то – то. Это предложение осложнено сравнительными оборотами).

Слайд 3

  • Расскажите о средствах связи однородных членов в предложении? (могут быть связаны между собой двумя способами: без помощи союзов, то есть только по смыслу; с помощью сочинительных союзов и по смыслу)

Слайд 4

  • Какова роль обобщающего слова в предложениях с однородными членами? (служит общим обозначением других однородных членов)

Слайд 5

  • От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?

(от того, где находится обобщающее слово в предложении)

Собрать инд. карточки

  1. Закрепление пройденного материала.

- Чтение эпиграфа учителем

Слайд 6 (Портрет А.П. Чехова и слова)

В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа  и мысли.

Как вы понимаете смысл высказывания А. П. Чехова?

Рассмотрите предложение с синтаксической точки зрения.

Спишите, расставляя знаки препинания, графически обозначая их постановку. Из предложенных схем выберите ту, которая подходит к данному предложению.

Слайд 7 (проверяем вслух + слайд)

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

                                                                                                                А. П. Чехов

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (обобщающие слова при однородных членах)

Объявление темы

Слайд 8

Мы продолжим работу по данной теме

-Какое правило сформулировано в данном высказывании?

( В данном высказывании сформулировано правило: знаки препинания при обобщающем слове).

- О чем мы будем вести разговор на уроке?

(Об обобщающем слове при однородных членах предложения, знаках препинаниях при нем).

-Какие задачи мы поставим перед собой?

Слайд 9

Учитель: 

Цель нашего урока: систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при них, отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания.

- Прочитайте текст

Слайд 10

Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поле/нницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.

- Передайте содержание текста одним предложением, в котором должно быть обобщающее слово. Запишите предложение. Составьте схему.

( Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых коленьях).

(1 чел. у доски записывает).

Все ли верно? (орфография и пунктуация, схема).

Объясните лексическое значение слова поле/нница.

(1 чел. работает с толковым словарем)

Выполните морфемный разбор слова поленница.

- Это один из приемов сжатия текста, который поможет нам при подготовке к ОГЭ. (Замена ряда простых предложений одним предложением, осложненным однородными членами).

4. Исследовательская работа.

Слайд 11

В русском языке встречаются трудные случаи постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. Какие? Ребятами была проведена исследовательская работа, послушаем их.

1.
а) если перед перечислением
 нет обобщающего слова, то двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление: На заседании присутствовали: ...; Собрание постановляет: ...; Для получения смеси нужно взять: ... и т.д. Обычно это встречается в деловой и научной речи;

б) двоеточие не ставится перед однородными членами, 
выраженными собственными именами, если им предшествует общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в этом случае отсутствует характерная для обобщающего слова предупреждающая пауза): Революционные демократы Белинский, Чернышевский, Добролюбов сыграли большую роль в общественном развитии России; Много притоков имеется у рек Волги, Дона, Днепра.
 

2. Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие: Гости заговорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице. [Θ, как-то: Ο, Ο, Ο]
 

3. Если после перечисления перед обобщающим словом стоит вводное слово или вводное словосочетание (словом, одним словом, короче говоряи т.п.), то перед обобщающим словом ставится тире, а после него — запятая: Пшеница, овес, подсолнух, кукуруза, картофель — словом, всё уже созрело. [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο — словом, Θ]

4. Если перечисление, стоящее после обобщающего слова, не заканчивает собой предложения, то перед перечислением ставится  двоеточие, а после него — тиреИ всё это: и река, и лес, и этот мальчишка — напоминало мне далекие дни детства. [Θ: и Ο, и Ο, и Ο — ...]

 Некоторые из этих случаев вам могут встретиться в тексте, с которым  нам предстоит поработать.

  1. Комплексная работа с текстом (в форме ОГЭ) (раздаточный материал)

Внимание на экран.

Слайд 12 (Картины)

Как вы думаете кто написал эти картины? (Иван Шишкин)

Слово учителя

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных

В двенадцать лет был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, продолжал свое образование в Петербуржской Академии Художеств. Но не только в Академии он усердно рисовал, но и в свободное от учебы время выходил на природу, в окрестностях Петербурга и на острове Валааме он рисовал, рисовал и рисовал…. Поэтому, еще учась в академии, он был награжден двумя серебряными медалями.

Он всю жизнь рисовал красоты природы, поэтому И.И. Шишкина называют истинным “поэтом природы”. Лучшего определения ему трудно подыскать. Он действительно живет с нею одною жизнью, весь отдается ей, и она не имеет от своего истолкователя никаких тайн.

Внимание на экран.

Чтение текста учителем

Слайд 13

(1) Всем нам известны имена прекрасных художников-пейзажистов Саврасова  Васильева Куинджи Левитана  словом  оставивших  свой след в истории русской живописи (2)Один из лучших художников этого жанра  Шишкин. (3)Русская природа  основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю ее свежее дыхание  необозримые просторы и богатство. (5)Цветущие поля сосновые рощи  лесные дали папоротник в лесу ручей в лесной чаще  все это близко и дорого сердцу художника.

(6)Широко известны многие его картины "Сосновый бор"  "Лесная глушь" "Рожь"  "Среди долины ровныя..."  "На севере диком"  "Корабельная роща" и другие.

(7) "Утро в сосновом бору"   одна из лучших картин художника. (8)Он писал русскую природу летом и зимой  весной и осенью на восходе солнца в яркий полдень и при закате  в разные времена года, в различные часы дня. (9)Все обыкновенное дерево  старый пень полевые цветы  привлекало внимание художника.

(10)Во всем он умел находить красоту в тумане над рекой в лесной полянке в чаще леса. (11)Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы  у знакомой речки  в родном лесу  в поле. (12)Картины Шишкина широко известны как в нашей стране так и за рубежом.

Этот же текст есть у каждого из вас на парте.

Приступайте к самостоятельной работе. Кому нужны памятки постановки знаков препинания, поднимите руки  (раздать мат-л)

Слайд 14 (Картины с музыкой)

( самостоятельная работа с текстом)

Расставьте знаки препинания.

  1. Докажите, что это текст.

2. Определите тему  и основную мысль текста.

Озаглавьте текст (Картины Шишкина и др.)

Какова основная мысль текста? ( Один из лучших художников этого жанра - Шишкин.)

Выполните задания к тексту. Ответы запишите.

1. Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (воспевал)

3. Укажите номера предложений, в котором обобщающее слово находится перед однородными членами, но предложение после них продолжается. Составьте схему этого предложения.(1,9)

4. Укажите способ выражения сказуемого в предложении 10.(умел находить, составное глагольное)

5. Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова.(известны)

6. Составьте схему 1, 5-го предложения. (1 у доски)

Проверяем вслух.

Слайд 15

(1) Всем нам известны имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана – словом, оставивших  свой след в истории русской живописи (2)Один из лучших художников этого жанра - Шишкин. (3)Русская природа - основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. (5)Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника.

(6)Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровныя...", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие

(7) "Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. (8)Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате - в разные времена года, в различные часы дня. (9)Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы - привлекало внимание художника.

(10)Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. (11)Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. (12)Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.

Вспомним, какова цель нашего урока?

Слайд 16

Систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при них, отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания.

  • От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?

(от того, где находится обобщающее слово в предложении)

  1. Творческая работа

Слайд 17 (картины, музыка)

Сочинение-миниатюра «Природу нельзя трогать грубыми руками» (Е.Носов),

используя обобщающие слова при однородных членах.

Чтение сочинений

7.        Подведение итогов урока

Рефлексия.

    - Сегодня я узнал …

    - Я научился …

    - Урок мне дал для жизни …

8. Домашнее задание

Слайд 18

Задание по выбору

 Найти примеры использования обобщающих слов с однородными членами в  тексте художественной литературы и сделать вывод об их роли в создании образа.

Или

упр.457, параграф 34

Слайд 19

Молодцы, сегодня все хорошо работали.

Оценки + за карточки

                                             

Памятка

Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах

Место обобщающего слова

Пример

Схема

Впереди однородных членов предложения

В саду росли цветы: фиалки, тюльпаны, розы.

        :     ,           ,        .        

После однородных членов предложения

В лесах, на лугах, в полях – всюду лежит снег.

            ,      ,          -        .

Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается

Грибы: белые, грузди, маслята – лежали на столе.

         :        ,    ,               - … .        

Дополнительный материал (если осталось время):

  1. Дополните предложения однородными членами.

Все: ………….., - любят читать сказки.

В поход мы взяли только необходимое:

…………………, - каждый может стать победителем олимпиады.

  1. Задание повышенной трудности.

Все у него в доме и музыка и мебель и кушанья и вина не только не могло назваться первостепенным но даже и во вторую степень не годилось.

Человек оставшись один в лесу обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или поет или сшибает палкой сухие сучья.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы.

  1. Сопоставительный анализ предложений.

Сопоставьте пары предложений, разобрав их по членам предложения. Графически объясните постановку знаков препинания. (задание выполняется устно)

1) Лесть, ложь, предательство - самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство - все самые отвратительные пороки были в этом человеке.
2) Иванов, Николаев и Смирнов - отличники нашего класса. На смотр поехали Иванов, Николаев и Смирнов - все отличники нашего класса. 3) Береза, рябина, клен, черемуха - лиственные деревья. Береза, рябина, клен, черемуха - все эти лиственные деревья высажены возле наших домов.

  1. Найди и исправь ошибку

Выпишите только те предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

  • И тополь, и потемневшая от влаги кровля, и ноздреватый снег: все дышит первыми весенними запахами.
  • В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.
  • Из под снега виднелись разные предметы: самовар, кадка и еще кой-какие коробочки.
  • Все: и товарищи, и дамы стали уверять Беликова, что он должен жениться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".

Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....

Презентация по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения" 8 класс

Презентация  для урока-закрепления по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения" . 8 класс. В презентации использованы фотографии репродукций картин русских художников 19 века....

разработка урока русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...

Презентация урока русского языка в 8 классе по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

"Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки    препинания при них" (конспект урока и презентация)...

Урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

данная работа - урок по русскому языку в 5 классе на тему " Обобщающие слова при однородных членах предложения" содержит подробный конспект урока с индивидуальными заданиями, может быть использован на...