План-сценарий урока-аукциона по теме «Правописание приставок»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
План-сценарий урока-аукциона по теме «Правописание приставок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_pristavok.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
План-сценарий урока-аукциона по теме «Правописание приставок»(6 класс)
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; развивать диалогическую и монологическую речь; формировать и закреплять интерес учащихся к русскому языку как одному из основных учебных предметов.
Оборудование: 10 кружков, вырезанных из картона красного цвета, диаметр которых составляет 5 см.
План урока-аукциона
1. Вступительное слово учителя.
2. Теоретические и практические задания и упражнения.
3. Подведение итогов аукциона.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя: «В ходе этого аукциона мы вспомним, повторим и обобщим все, что мы узнали о правописании приставок в пятом классе. Данный урок будет состоять из нескольких туров, то есть мини-аукционов. Победитель каждого из них (то есть тот, кто выполнит задание правильнее, точнее, образнее) получает красную фишку. Ученик, в результате набравший к окончанию мероприятия большее количество таких красных кружков, объявляется победителем аукциона».
2. Теоретические и практические задания и упражнения.
Тур 1. «Кто точнее?» Учитель:
— Кто точнее всех расскажет о том, что такое приставка?
Ответ учеников:
— Приставка — это значимая часть слова, которая располагается перед корнем и служит для образования новых слов.
Тот из учеников, который точнее всех сформулировал определение приставки, получает красный картонный кружок.
Тур 2. «Кто правильнее?» На доске заранее написан текст русской народной песенки:
«— Кисонька-мурысонька,
Где была?
— Коней пасла.
— Где кони?
— За ворота ушли.
— Где ворота?
— Огонь сжег.
— Где огонь?
— Вода залила.
— Где вода?
— Быки выпили.
— Где быки?
— За гору побежали.
— Где гора?
— Черви источили.
— Где черви?
— Утки склевали».
Учитель:
— Выпишите из этой русской народной песенки все слова, в которых есть приставки, и выделите их. Кто правильнее это сделает, тот и будет победителем данного тура.
Ученики самостоятельно выписывают слова в свои тетради и выделяют в них приставки. Затем проверяют работу, зачитывая вслух:
— Ушли (приставка у-), сжег (приставка с-), залила (приставка за-), выпили (приставка вы-), побежали (приставка по-), источили (приставка ис-), склевали (приставка с-).
Тот из учеников, кто правильнее всех справился с заданием, получает круглую красную фишку.
Тур 3. «Кто больше?» Учитель:
— Теперь к каждому выписанному слову попробуйте «примерить» как можно больше самых разнообразных приставок, которые вам известны. Кто больше придумает таких слов, тот побеждает в этом туре.
Ответы учеников:
— Ушли — пришли (приставка при-), зашли (приставка за-), вошли (приставка во ), вышли (приставка вы-), нашли (приставка на-), дошли (приставка до-), перешли (приставка пере-), отошли (приставка ото-), сошли (приставка со-), подошли (приставка подо-), пошли (приставка по ).
— Сжег — разжег (приставка раз ), ожег (приставка о ), обжег (приставка об ), пережег (приставка пере-), поджег (приставка под-).
— Залила — вылила (приставка вы ), долила (приставка до ), излила (приставка из ), слила (приставка с-), подлила (приставка под ), налила (приставка на ), перелила (приставка пере-), отлила (приставка от-), полила (приставка по-), влила (приставка в ), разлила (приставка раз ), облила (приставка об ).
— Выпили — запили (приставка за-), допили (приставка до-), перепили (приставка пере ), отпили (при-ставка от ), попили (приставка по ), испили (приставка ис ), распили (приставка рас-).
— Побежали — прибежали (приставка при ), забежали (приставка за ), выбежали (приставка вы.-), набежали (приставка на ), добежали (приставка до ), перебежали (приставка пере-), отбежали (приставка от ), подбежали (приставка под-), побежали (приставка по), сбежали (приставка с ), убежали (приставка у-).
— Источили — заточили (приставка за), выточили (приставка вы-), отточили (приставка от ), сточили (приставка с-), подточили (приставка под-), наточили (приставка на ), обточили (приставка об ), переточили (приставка пере).
— Склевали — заклевали (приставка за ), выклевали (приставка вы ), поклевали (приставка по-), обклевали (приставка об-), переклевали (приставка пере ).
Тот из учеников, кто больше придумал слов с раз-личными приставками, получает красную фишку.
Тур 4. «Кто образнее?» Учитель:
— Вам предстоит сочинить небылицу в стихотворной форме, в тексте которой должны использоваться слова с различными приставками. У кого она получится самой образной, тот и побеждает в этом туре. В качестве примера послушайте стихотворение Алины Долбиловой «Необычная история»:
«Корова вдруг взлетела в небеса, У кошки уши выросли, как у слона! Осел запел, как соловей, Слон поскакал, как воробей! Медведь сплясал, как молодежь... Скажи, где правда, а где ложь?!»
— В этой небылице использованы следующие слова с приставками: взлетела (приставка вз), выросли (приставка вы ), запел (приставка за ), поскакал (приставка по ), сплясал (приставка с).
Ученики самостоятельно сочиняют небылицы в стихотворной форме, а затем по очереди зачитывают их вслух, после чего называют слова, имеющие приставки. Чей поэтический шедевр окажется самым образным (а это можно определить с помощью всеобщего голосования), тот и получает круглую красную фишку.
3. Подведение итогов аукциона. Учитель подсчитывает количество фишек и определяет победителя.
Комментарий для учителя
Учитель здесь играет роль и выполняет функциональные обязанности ведущего такого нестандартного мероприятия.
Первый тур данного урока-аукциона направлен на развитие памяти, логического мышления и монологической речи.
Задания второго тура способствуют формированию и закреплению навыков осознанного применения на практике знаний и умений по данной теме.
В ходе третьего тура повторяется и обобщается изученная ранее новая информация, развивается диалогическая речь и логическое мышление.
В процессе проведения заключительного, четвертого тура особое внимание уделяется творческим способностям и образному мышлению школьников.
Задания носят дифференцированный характер, что также является несомненным положительным моментом уроков подобного типа. Например, четвертый тур окажется наиболее подходящим для учащихся с высоким (или выше среднего) уровнем подготовки по русскому языку.
Собственный опыт, полученный в ходе педагогической практики, показывает, что наиболее ярко и отчетливо дети выражают свои личные положительные эмоции именно в тот момент, когда переходят и приступают к непосредственному закреплению нового материала.