План-сценарий урока-аукциона по теме «Правописание приставок»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

План-сценарий урока-аукциона по теме «Правописание приставок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_pristavok.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

План-сценарий урока-аукциона по теме «Правописание приставок»(6 класс)

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; развивать диалогическую и монологическую речь; формировать и закреплять интерес учащихся к русскому языку как одному из основных учебных предметов.

Оборудование: 10 кружков, вырезанных из картона красного цвета, диаметр которых составляет 5 см.

План урока-аукциона

1.        Вступительное слово учителя.

2.        Теоретические и практические задания и упражнения.

3.        Подведение итогов аукциона.

Ход урока

1.        Вступительное слово учителя: «В ходе этого аукциона мы вспомним, повторим и обобщим все, что мы узнали о правописании приставок в пятом классе. Данный урок будет состоять из нескольких туров, то есть мини-аукционов. Победитель каждого из них (то есть тот, кто выполнит задание правильнее, точнее, образнее) получает красную фишку. Ученик, в результате набравший к окончанию мероприятия большее количество таких красных кружков, объявляется победителем аукциона».

2.        Теоретические и практические задания и упражнения.

Тур 1. «Кто точнее?» Учитель:

—        Кто точнее всех расскажет о том, что такое приставка?

Ответ учеников:

—        Приставка — это значимая часть слова, которая располагается перед корнем и служит для образования новых слов.

Тот из учеников, который точнее всех сформулировал определение приставки, получает красный картонный кружок.

Тур 2. «Кто правильнее?» На доске заранее написан текст русской народной песенки:

«— Кисонька-мурысонька,

Где была?

—        Коней пасла.

—        Где кони?

—        За ворота ушли.

—        Где ворота?

—        Огонь сжег.

—        Где огонь?

—        Вода залила.

—        Где вода?

—        Быки выпили.

—        Где быки?

—        За гору побежали.

—        Где гора?

—        Черви источили.

—        Где черви?

—        Утки склевали».

Учитель:

—        Выпишите из этой русской народной песенки все слова, в которых есть приставки, и выделите их. Кто правильнее это сделает, тот и будет победителем данного тура.

Ученики самостоятельно выписывают слова в свои тетради и выделяют в них приставки. Затем проверяют работу, зачитывая вслух:

—        Ушли (приставка у-), сжег (приставка с-), залила (приставка за-), выпили (приставка вы-), побежали (приставка по-), источили (приставка ис-), склевали (приставка с-).

Тот из учеников, кто правильнее всех справился с заданием, получает круглую красную фишку.

Тур 3. «Кто больше?» Учитель:

—        Теперь к каждому выписанному слову попробуйте «примерить» как можно больше самых разнообразных приставок, которые вам известны. Кто больше придумает таких слов, тот побеждает в этом туре.

Ответы учеников:

—        Ушли — пришли (приставка при-), зашли (приставка за-), вошли (приставка во ), вышли (приставка вы-), нашли (приставка на-), дошли (приставка до-), перешли (приставка пере-), отошли (приставка ото-), сошли (приставка со-), подошли (приставка подо-), пошли (приставка по ).

—        Сжег — разжег (приставка раз ), ожег (приставка о ), обжег (приставка об ), пережег (приставка пере-), поджег (приставка под-).

—        Залила — вылила (приставка вы ), долила (приставка до ), излила (приставка из ), слила (приставка с-), подлила (приставка под ), налила (приставка на ), перелила (приставка пере-), отлила (приставка от-), полила (приставка по-), влила (приставка в ), разлила (приставка раз ), облила (приставка об ).

—        Выпили — запили (приставка за-), допили (приставка до-), перепили (приставка пере ), отпили (при-ставка от ), попили (приставка по ), испили (приставка ис ), распили (приставка рас-).

—        Побежали — прибежали (приставка при ), забежали (приставка за ), выбежали (приставка вы.-), набежали (приставка на ), добежали (приставка до ), перебежали (приставка пере-), отбежали (приставка от ), подбежали (приставка под-), побежали (приставка по), сбежали (приставка с ), убежали (приставка у-).

—        Источили — заточили (приставка за), выточили (приставка вы-), отточили (приставка от ), сточили (приставка с-), подточили (приставка под-), наточили (приставка на ), обточили (приставка об ), переточили (приставка пере).

—        Склевали — заклевали (приставка за ), выклевали (приставка вы ), поклевали (приставка по-), обклевали (приставка об-), переклевали (приставка пере ).

Тот из учеников, кто больше придумал слов с раз-личными приставками, получает красную фишку.

Тур 4. «Кто образнее?» Учитель:

—        Вам предстоит сочинить небылицу в стихотворной форме, в тексте которой должны использоваться слова с различными приставками. У кого она получится самой образной, тот и побеждает в этом туре. В качестве примера послушайте стихотворение Алины Долбиловой «Необычная история»:

«Корова вдруг взлетела в небеса, У кошки уши выросли, как у слона! Осел запел, как соловей, Слон поскакал, как воробей! Медведь сплясал, как молодежь... Скажи, где правда, а где ложь?!»

—        В этой небылице использованы следующие слова с приставками: взлетела (приставка вз), выросли (приставка вы ), запел (приставка за ), поскакал (приставка по ), сплясал (приставка с).

Ученики самостоятельно сочиняют небылицы в стихотворной форме, а затем по очереди зачитывают их вслух, после чего называют слова, имеющие приставки. Чей поэтический шедевр окажется самым образным (а это можно определить с помощью всеобщего голосования), тот и получает круглую красную фишку.

3. Подведение итогов аукциона. Учитель подсчитывает количество фишек и определяет победителя.

Комментарий для учителя

Учитель здесь играет роль и выполняет функциональные обязанности ведущего такого нестандартного мероприятия.

Первый тур данного урока-аукциона направлен на развитие памяти, логического мышления и монологической речи.

Задания второго тура способствуют формированию и закреплению навыков осознанного применения на практике знаний и умений по данной теме.

В ходе третьего тура повторяется и обобщается изученная ранее новая информация, развивается диалогическая речь и логическое мышление.

В процессе проведения заключительного, четвертого тура особое внимание уделяется творческим способностям и образному мышлению школьников.

Задания носят дифференцированный характер, что также является несомненным положительным моментом уроков подобного типа. Например, четвертый тур окажется наиболее подходящим для учащихся с высоким (или выше среднего) уровнем подготовки по русскому языку.

Собственный опыт, полученный в ходе педагогической практики, показывает, что наиболее ярко и отчетливо дети выражают свои личные положительные эмоции именно в тот момент, когда переходят и приступают к непосредственному закреплению нового материала.