Урок русского языка в 10 классе "Изобразительно-художественные средства языка"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Силкина Светлана Михайловна

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ

Цель:

  • повторить ранее изученный материал по теме “Художественный стиль речи”;
  • расширить и обобщить знания по теме “Изобразительно-художественные средства языка”;
  • показать роль тропов и стилистических фигур в текстах художественного стиля;
  • развивать навыки и умения нахождения и определения художественных средств и приемов в текстах;
  • умение анализировать текст;
  • подготовка к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx44.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

Урок русского языка в 10 классе

«Изобразительно-художественные средства языка»

(Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Алтайская СОШ»

Донцова С.М.

цвет герб шк

С. Алтайское

Апрель 2012г.


Изобразительно-художественные средства языка

Цель:

  • повторить ранее изученный материал по теме “Художественный стиль речи”;
  • расширить и обобщить знания по теме “Изобразительно-художественные средства языка”;
  • показать роль тропов и стилистических фигур в текстах художественного стиля;
  • развивать навыки и умения нахождения и определения художественных средств и приемов в текстах;
  • умение анализировать текст;
  • подготовка к ЕГЭ.

Средства оборудования: мультимедиа, карточки, презентация.

Ход урока.

Эпиграф:
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи» (Н.В. Гоголь)

I. Организация урока. Слайд 1.

Сообщение темы и целей урока

– Тема сегодняшнего урока “Изобразительно-художественные средства языка”. Основной целью нашего урока станет работа по художественному тексту, нахождение и определение в нем выразительных средств.

Осмысление эпиграфа. Слайд 2.

II. Повторение и углубление ранее изученного материала.

– Какова основная функция художественного стиля речи? (Нарисовать живую картину, изобразить то, о чем рассказывается; передать читателю чувства (эмоции), которые испытывает автор.)
– Какие черты, присущие этому стилю? (Высказывание обычно бывает конкретным, образным и эмоциональным.)
– Назовите сферу его употребления? (Используется в художественных произведениях.)
– Какой из стилей речи сближается с художественным стилем? (Публицистический.)
– Какие языковые средства характерны для данного стиля? (Различные тропы и стилистические фигуры.)
– На какие группы делятся изобразительно-художественные средства языка? (Фонетические, лексические, синтаксические.)
  Слайд 3.
– Назовите фонетических средств языка? (Аллитерация, ассонанс, ритм, пауза, звукоподражание и т.д.
) Слайд 4.
– Что в лингвистике называют тропами? (Троп-это слово в переносном значении.) 
– Какие виды тропов вам известны? (К тропам относятся метафора, олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола, аллегория и другие.) 
Слайд 5.

III. Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи. Слайд 6.

IV. Тестирование. (Определение функции тропов.)

– Давайте, выполняя тест, определим значения тропов. Слайды 7–13.

Метафора – это:
– постепенное усиление;
– расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок;
– притворство, насмешка;
– употребление слова в переносном значении на основе их сходства.

Литота – это:
– употребление название одного предмета вместо другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними;
– художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета;
– употребление слова в переносном значении на основе их сходства;
– художественное, образное определение.

Олицетворение – это:
– употребление название одного предмета вместо другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними;
– непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета;
– одушевление неживых существ;
– притворство, насмешка.

Гипербола – это:
– употребление слов в переносном значении;
– непомерное преувеличение размера, силы, значения;
– расположение членов в особом порядке, нарушающем прямой порядок;
– иносказательное изображение.

Эпитет – это:

– противопоставление понятий, мыслей, образов;
– употребление название одного предмета вместо другого предмета;
– художественное, образное выражение;
– одушевление неживых существ.

Метонимия – это:
– употребление слова в переносном значении на основе их сходства;
– художественное, образное определение.
– употребление название одного предмета вместо другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними;
– иносказательное изображение

Сравнение – это:
– непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета;
– одушевление неживых существ;
– уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака;
– противопоставление понятий, мыслей, образов;

V. Работа с мультимедиа. Слайды14–24.

– Попробуйте определить, какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках стихотворений поэтов.

1. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин)

  1. Эпитет
  2. Олицетворение
  3. Антитеза
  4. сравнение

2. Я долго ехал волоком.
И долго лес ночной
Все слушал медный колокол. 
Звеневший под дугой.
(Н. Рубцов)

  1. Сравнение
  2. Эпитет
  3. Анафора
  4. Олицетворение

3. Там, где , словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн…
(В. Брюсов)

  1. Олицетворение
  2. Эпифора
  3. Сравнение
  4. Гипербола

4. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю. 
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех , забывших радость свою
(А. Блок)

  1. Сравнение
  2. Литота
  3. Синекдоха
  4. Анафора

5. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина
(М. Лермонтов)

  1. Оксюморон
  2. Метонимия
  3. Метафора
  4. Ирония

6. Печальная береза
У моего окна
И прихотью мороза
Разубрана она
(А. Фет)

  1. Сравнение
  2. Эпифора
  3. Эпитет
  4. Антитеза

7. Простоволосые ивы
Бросили руки в ручьи
Чайки кричали “ Чьи вы?”
Мы отвечали: “ Ничьи!”
(Н. Асеев)

  1. Параллелизм
  2. Метонимия
  3. Эпифора
  4. Метафора

8. “Не станет нас!”. А миру хоть бы что.
“Исчезнет след!”. А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
Исчезнем мы, – а миру хоть бы что!
(О Хайям)

  1. Эпитет
  2. Парцелляция
  3. Эпифора
  4. Градация

9. Я видывал, как она косит

   Что взмах - то готова копна. 

 (Н.Некрасов) 

1)Эпитет

2) Литота

3) Олицетворение

4)Гипербола

10. И шествуя важно, в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах,…а сам ноготок!

( Н. Некрасов)

1)Парцелляция

2)Литота

3) Перифраза

4) Оксюморон

11. Тогда ночной фиалкой пахнет все:

     Лета и лица. Мысли. Каждый случай,

     Который в прошлом может быть спасен.

  ( Б. Пастернак)

  1. Синекдоха
  2. Эпитет
  3. Парцелляция
  4. Сравнения

VI. Работа по вариантам. Слайд 25.

  • 1-й вариант: подобрать общеязыковые эпитеты.

Мороз, ночь, месяц, лес, слезы, тишина, лебедь, степь, друг, заря, лето, Москва, дисциплина, Дон.

Ответы: темная, тихий, белокаменная, железная, трескучий, ясный, мертвая, верный, белый, горькие, широкая, дремучий, алая, красное.

2-й вариант: подобрать газетные эпитеты.

Режим, неплатежи, прогноз, поражение, победа, борьба, Грузия, сумма, бои, протест, аплодисменты.

Ответы: солнечная, ожесточенные, прогнивший, неутешительный, блистательная, астрономическая, бурные, хронические, героическая, решительный, сокрушительное.

ПРОВЕРКА

1 вариант: трескучий мороз, тёмная ночь, ясный месяц, дремучий лес, горькие слёзы, мёртвая тишина, белый лебедь, широкая степь, верный друг, алая заря, красное лето, Москва белокаменная, железная дисциплина, тихий Дон,

2 вариант: прогнивший режим, хронические неплатежи, неутешительный прогноз, сокрушительное поражение,  блистательная победа, героическая борьба, солнечная Грузия, астрономическая сумма, ожесточённые бои, решительный протест, бурные аплодисменты.

  • Найдите в тексте синонимы (устно). Какие синонимы следует отнести к контекстуальным? Подберите к контекстуальным синонимам общеязыковые, если возможно. Слайд 26.

1) Замысел поэта то зримо, явственно, отдельными строками или целыми строфами, то невнятно (непонятно), туманно, смутно (расплывчато) проступает в его душе. Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться (завершить, окончить). Мастер не спешит к концу... (Л. А. Озеров)

2) И стоит он, околдован
Не мертвец и не живой – 
Сном волшебным
очарован (заворожён)
Весь
опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой... 
(Ф. И. Тютчев)

VII. Проверка Д/З: ПРИМЕРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (3-5 примеров). Слайд 27.

  1. Хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе... Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. (Л. Н. Толстой) – ЭПИТЕТ.
  2. Франц, в мою спальню вещи князя! — обратился он к слуге, провожавшему Болконского. (Л.Н. Толстой) – ЭЛИПСИС — пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Имеется в виду: принесите.
  3. «С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман-Толстой…» (Л. Н. Толстого. Война и мир) - КАТАХРЕЗА (катахрезис, от др.-греч. κατάχρησις — «злоупотребление») — троп или стилистическая ошибка, неправильное или необычное употребление сочетаний слов с несовместимыми буквальными лексическими значениями. Имеется в виду: лицо.
  4.  «Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно растерянным выражением»;  «он… думал… о том необыкновенном ее спокойном уменье быть молчаливо-достойною в свете» - ЭПИТЕТЫ служат у Толстого художественным средством изображения внутреннего мира человека, сложного перехода одного психологического состояния в другое, передают мгновенность этих переживаний». Поэтому так часто встречаем у Толстого сложные эпитеты.
  5.  «… как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне»; «… на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу» - СРАВНЕНИЯ.
  6.  «Графиня Безухова… была на этом бале, затемняя своей тяжелой… красотой… польских дам»; «…заглядываясь на красавицу Элен с ее сияющим лицом» - МЕТАФОРЫ. В основном в портретных зарисовках Элен встречаются метафоры, образованные путем переноса по сходству ощущений.
  7. Эпизод "Пожар в Смоленске". МЕТАФОРЫ: "серп месяца", "полк запрудил улицу", ЭПИТЕТЫ: "черные клубы дыма", СРАВНЕНИЯ "как муравьи из разоренной кочки", ОКСЮМОРОН: "рыдающим хохотом" и другие средства художественной выразительности создают яркую образную картину пожара, паники, неразберихи, всеобщего горя.

VIII. Работа в творческих группах. Слайд 28.

– Сегодняшняя тема урока составляет основу задания В8 ЕГЭ по русскому языку. Поэтому мы сейчас с вами поработаем над текстом и составим задание, аналогичное В8. (Раздаются тексты.)

Прочитать текст. Какова его основная мыль? Стиль, тип речи?

(1)… На вечерних улицах светятся огни, мерцают гирлянды фонариков на клубах, кафе. (2) Позади праздники, а между тем мы все прочно входим в будни. (3) Мы нехотя прощаемся с ожиданием чудес и подарков, мы понимаем, что праздник не может быть вечным, и вот мы просто начинаем жить, работать, решать очередные и внеочередные задачи. (4) И если спросить любого из нас, что нас сегодня обрадовало, мало кто вспомнит хоть одно радостное мгновение дня. (5) Мы смутимся и попытаемся объяснить, что нам не до радости: сколько проблем приходится решать…
(6) Да, жизнь сложна, но радость пушистого снега, синих вечерних сумерек– это то, что доступно каждому из нас, причем абсолютно бесплатно. (7) Может быть, настало время задуматься: возможно, человек, не умеющий находить радость в простых, повседневных мгновениях бытия, опасен для общества. (8) Нерадостный человек дома, нерадостный на работе… (9) Можно, наверное, эту всеобщую нерадостность объяснить сложнейшими проблемами времени, социума, государства, но нужно ли? (10) И важно ли объяснять детям, почему так нерадостен взрослый мир? (11) Из этих детей вырастут люди с нерадостным мировосприятием, ведь их внимание сконцентрировано на грустных сторонах жизни. (12) Может быть, нам всем надо учиться находить радости среди однообразных и трудных будней? (13) И это окажется для нас всего полезней?
(14) Мы привыкли стесняться радости: вокруг так много печали. (15) Наша личная радость кажется нам эгоистичной и потому скрывается. (16) Не нужно скрывать радости!
(17) Нужно учиться культуре радости! (18) Сегодня очень часто радость подменяется удовольствием, из этого складывается стереотип жизни, состоящей из погони за удовольствиями. (19) Не нужно лишать себя удовольствий, нужно научиться различать эти понятия. (20)Радость всегда одухотворенна, ее свет озаряет лицо человека. (21) Удовольствие же несет на себе налет суетности, сиюминутности и потому не приводит к духовному развитию, росту.
(22)…В мире всегда существует трагедия. (23)Ее предчувствие существует и среди нас: кто знает, по какому пути пойдут страна, мир, каждая отдельно взятая личность. (24) Вероятно, трудности будут. (25) Как можно противостоять им? (26) Видеть вокруг только врагов? (27) Сделать шаг к агрессии и мести? (28) Мы можем выбрать другой путь – путь радости. (29) Русский писатель Михаил Пришвин прожил долгую жизнь во время адских лет революции, войн, репрессий – и остался в памяти людей как автор светлых рассказов о природе. (30) Это был принцип восприятия мира, сохранивший жизнь. (31) Радоваться солнцу, новому дню, встрече с человеком – вот основа долгой, плодотворной жизни.

1.инверсия 2.метафора 3.ряды однородных членов 4.эпитет 5.фразеологический оборот 6.метафора, эпитеты 7.синонимический ряд 8.эпитет, параллелизм 9.риторический вопрос, авторский неологизм 10.риторический вопрос, инверсия 11.эпитет, языковое клише 12.метафора, эпитет 13.инверсия 14.антитеза 15.эпитет 16.восклицание, синекдоха 17.метафора 18.метафора, 19.синекдоха 20.эпитет, метафора 21.метафора, однородные члены 22.инверсия 23.однородные члены 24.синекдоха 25.риторический вопрос 26.риттрический вопрос 27.метафора 28.метафора 29.эпитет, перифраз 30.олицетворение 31.эпитет, однородные члены

IX. Индивидуальное задание.

1. Определите, в каком случае в текстах используются общеязыковые и контекстуальные антонимы.

1) Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила – там и слабость, где слабость – сила, радость – горе, легкость – трудность, и так без конца. (И. А. Ефремов)
2) Публика всегда и везде одинакова:
умна и глуха (глупа и со слухом), сердечна и безжалостна – смотря по настроению. (А. П. Чехов)
3) Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером?
Триумф или погибель (проигрыш или жизнь)(И. А. Бунин)
4) Если бы можно было вернуть прошлые дни и годы, он
ложь в них заменил бы правдой, праздность – трудом, скуку – радостью (интерес – горе), он вернул бы чистоту тем, у кого взял ее, нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. (А. П. Чехов)

5) И ненавидим мы, и любим мы случайно, 
Ничем не жертвуя
ни злобе, ни любви (добро и ненависть), 
И царствует в душе какой-то
холод тайный, 
Когда огонь
 (тепло и вода) кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

2. Найти соответствия. Как называется данный прием? (Перифраза)

1. Братья наши меньшие
2. Блистающая сталь
3. Солнце русской поэзии
4. Весна человеческой жизни
5. Седая чародейка
6. Голубая планета
7. Потомок викингов отважных
8. Белые воротнички
9. Прикованный к скале титан
10. Бессмертный творец “Илиады”

А. Земля
Б. Зима
В. Прометей
Г. Швед
Д. Сабля
Е. Животные
Ж. Пушкин
З. Гомер
И. Конторские служащие
К. Юность

X. Прослушивание группы ответов учащихся, выполнивших индивидуальное задание у доски. Затем выступают творческие группы: читают текст и рецензию – В8, обосновывают свои ответы.

XI. Заключение: В завершении урока я хочу обратить ваше внимание на эпиграф урока. Достоинствами русского языка восхищались многие поэты, писатели. Отмечали его богатство, блеск, обилие красок, звуков, образов. Сегодня мы убедились в этом. Богатство языка – это в первую очередь богатство выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов. Слайд 29.

Аукцион названий (? ? ?).

У нас с вами осталось невыполненным одно задание. Посмотрите на висящие вопросы. У нашего урока есть название (Изобразительно-художественные средства языка), но мне бы хотелось, чтобы вы придумали своё с использованием изобразительно-художественных средств языка. Давайте устроим аукцион названий урока. Итак, ваши лоты - названия.

Были предложены следующие варианты: …(Красивости языка, янтарная россыпь языка и т. д.) Спросить у гостей. Что за приём выразительности использован в названии?

Д/З – Проверочный тест + проработать текст более детально.

Ваше мнение об уроке? Что нового узнал? Что пригодится? Слайд 30.

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

  1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
  2. Игру его любил творец Макбета. (А,Пушкин)
  3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С.Есенин)
  4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)
  5. Коль любить, так без рассудку,
    Коль грозить, так не на шутку,
    Коль ругнуть, так сгоряча,
    Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)
  6. Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)
  7. О, не медли на соседней
    Колокольне!
    Быть хочу твоей последней
    Колокольней! (М.Цветаева)
  8. Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)
  9. В лоб целовать - заботу стереть.
    В лоб целую.
    В глаза целовать - бессонницу снять.
    В глаза целую. (М. Цветаева)
  10. И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва. (А.Солженицын)

Ключи к тесту:

1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Антитеза. 7. Эпифора. 8. Риторическое восклицание. 9. Синтаксический параллелизм. 10. Парцелляция.

Проверочный тест.

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

  1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
  2. Игру его любил творец Макбета. (А,Пушкин)
  3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С.Есенин)
  4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)
  5. Коль любить, так без рассудку,
    Коль грозить, так не на шутку,
    Коль ругнуть, так сгоряча,
    Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)
  6. Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)
  7. О, не медли на соседней
    Колокольне!
    Быть хочу твоей последней
    Колокольней! (М.Цветаева)
  8. Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)
  9. В лоб целовать - заботу стереть.
    В лоб целую.
    В глаза целовать - бессонницу снять.
    В глаза целую. (М. Цветаева)
  10. И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва. (А.Солженицын)

Проверочный тест.

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

  1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
  2. Игру его любил творец Макбета. (А,Пушкин)
  3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С.Есенин)
  4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)
  5. Коль любить, так без рассудку,
    Коль грозить, так не на шутку,
    Коль ругнуть, так сгоряча,
    Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)
  6. Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)
  7. О, не медли на соседней
    Колокольне!
    Быть хочу твоей последней
    Колокольней! (М.Цветаева)
  8. Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)
  9. В лоб целовать - заботу стереть.
    В лоб целую.
    В глаза целовать - бессонницу снять.
    В глаза целую. (М. Цветаева)
  10. И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва. (А.Солженицын)

(1)… На вечерних улицах светятся огни, мерцают гирлянды фонариков на клубах, кафе. (2) Позади праздники, а между тем мы все прочно входим в будни. (3) Мы нехотя прощаемся с ожиданием чудес и подарков, мы понимаем, что праздник не может быть вечным, и вот мы просто начинаем жить, работать, решать очередные и внеочередные задачи. (4) И если спросить любого из нас, что нас сегодня обрадовало, мало кто вспомнит хоть одно радостное мгновение дня. (5) Мы смутимся и попытаемся объяснить, что нам не до радости: сколько проблем приходится решать…
(6) Да, жизнь сложна, но радость пушистого снега, синих вечерних сумерек– это то, что доступно каждому из нас, причем абсолютно бесплатно. (7) Может быть, настало время задуматься: возможно, человек, не умеющий находить радость в простых, повседневных мгновениях бытия, опасен для общества. (8) Нерадостный человек дома, нерадостный на работе… (9) Можно, наверное, эту всеобщую нерадостность объяснить сложнейшими проблемами времени, социума, государства, но нужно ли? (10) И важно ли объяснять детям, почему так нерадостен взрослый мир? (11) Из этих детей вырастут люди с нерадостным мировосприятием, ведь их внимание сконцентрировано на грустных сторонах жизни. (12) Может быть, нам всем надо учиться находить радости среди однообразных и трудных будней? (13) И это окажется для нас всего полезней?
(14) Мы привыкли стесняться радости: вокруг так много печали. (15) Наша личная радость кажется нам эгоистичной и потому скрывается. (16) Не нужно скрывать радости!
(17) Нужно учиться культуре радости! (18) Сегодня очень часто радость подменяется удовольствием, из этого складывается стереотип жизни, состоящей из погони за удовольствиями. (19) Не нужно лишать себя удовольствий, нужно научиться различать эти понятия. (20)Радость всегда одухотворенна, ее свет озаряет лицо человека. (21) Удовольствие же несет на себе налет суетности, сиюминутности и потому не приводит к духовному развитию, росту.
(22)…В мире всегда существует трагедия. (23)Ее предчувствие существует и среди нас: кто знает, по какому пути пойдут страна, мир, каждая отдельно взятая личность. (24) Вероятно, трудности будут. (25) Как можно противостоять им? (26) Видеть вокруг только врагов? (27) Сделать шаг к агрессии и мести? (28) Мы можем выбрать другой путь – путь радости. (29) Русский писатель Михаил Пришвин прожил долгую жизнь во время адских лет революции, войн, репрессий – и остался в памяти людей как автор светлых рассказов о природе. (30) Это был принцип восприятия мира, сохранивший жизнь. (31) Радоваться солнцу, новому дню, встрече с человеком – вот основа долгой, плодотворной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Педагогический проект Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Материал презентациии был подготовлен для аттестации.В проекте проанализирована многолетняя работа по опрным таблицам по русскому языку, что позволяет сказать о этом приеме как действенном. Обучение, ...

Открытый урок русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Средства выразительности языка". Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся  о средствах ...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)

Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

Программа самообразования «ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В век высоких информационных технологий перед открытыми (сменными) общеобразовательными школами возникла необходимость в новой модели обучения: акцент переносится с  «усвоения знаний»...