Разработка дидактических материалов"Устаревшие слова"
тренажёр по русскому языку (6, 10 класс) на тему

Горшкова Луиза Анатольевна

Материал поможет закрепит понятие об устаревших словах. научит находить их в тексте, понимать целесобразность их употребления, обучать умению объяснять лексические  значенияустаревших слов с помощью толкового словаря; развивать речь учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustarevshie_slova_gorshkova.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

        Горшкова Луиз Анатольевна,        

 учительница русского языка и литературы,

МБОУ «Молькеевская основная общеобразовательная школа» Кайбицкого муниципального района РТ

 «Разработка дидактических материалов

для учащихся 6, 10классов по теме «Устаревшие слова»

 

1.Прочитайте предложения, определите устаревшие слова.

Здесь  вижу двух озер лазурные равнины,

 Где парус рыбаря белеет иногда.

(А.С. Пушкин «Деревня»))

Ключи: рыбарь

Мне мил и виноград на лозах,

В кистях созревший под горой,

Краса моей долины злачной,

Отрада осени златой,

Продолговатый и прозрачный,

Как персты девы молодой.

(А.С. Пушкин «Виноград»)

Ключи: златой, прозрачной

Что ж? веселитесь… он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

(М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»)

Ключи: светоч, дивный.

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

(А.С. Пушкин «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...»)

Ключи: доколь, пиит.

2.Выпишите из текста устаревшие слова.

Молчат гробницы, мумии и кости-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

(И.А. Бунин «Слово»)

Ключи: погост, письмена.

Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, он взглянул нечаянно в окно и увидел у ворот остановившуюся тройку; маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги и пошел во флигель к приказчику; Троекуров узнал заседателя Шабашкина и велел его позвать. Через минуту Шабашкин уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний.

-Здорово, как бишь тебя зовут, - сказал ему Троекуров, - зачем пожаловал?

-Я ехал в город, ваше превосходительство, - отвечал Шабашкин,-и зашел к Ивану Демьянову узнать, не будет ли какого приказания от вашего превосходительства.

-Очень кстати заехал, как бишь тебя зовут; мне до тебя нужда.

(А.С. Пушкин «Дубровский»)

Ключи: фризовая шинель,  пожаловал, мне до тебя нужда.

3.Подберите из изученных программных произведений примеры с устаревшими словами.

Пророк.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье   мне явился.

Перстами легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содраганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрые змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп, в пустыне я лежа.

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

 (А.С. Пушкин)

Ключи: влачился, перстами, зениц, отверзлись, вещие, внял, устам,  мудрыи змеи, десницею, угль, отверстую,  виждь и внемли, глас, глаголом жги.

4.Подберите предложения с  устаревшими  словами из произведения.

Тогда неслышными шагами

Одна поближе подошла;

Княжне воздушными перстами

Златую косу заплела

С искусством, в наши дни не новым,

И обвела венцом перловым

Окружность  бледного чела.

(А,С. Пушкин «Руслан и Людмила»)

Ключи: перстами, златую, венцом перловым, чела.

5. Составьте рассказ об устаревших словах.

Для чего нужно изучать устаревшие слова?

Чтоб о прошлом знать побольше,

Полистали мы словарь.

Разгадать загадки слова

Нам помог Владимир Даль.

Я прочитал рассказ В.Ф. Одоевского «Игоша». В нем мне показался интересным мистический герой Игоша, поэтому я быстро прочитал этот рассказ. Казалось, что я все понял о мальчике, о его семье.

Когда мы получили задание выписать и объяснить устаревшую лексику, я даже возмутился: и так все понятно! Но задание надо было выполнить на уроке и заработать оценку. Я взял словарь В.И. Даля , стал искать значения разных слов. Но не все значения подходили, потому что в русском языке почти все слова многозначные. Мне очень понравилось находить в тексте устаревшие выражения. А потом выписывать из словаря их значения. Мне открылись картины прошлого.

В рассказе отец героя вспоминает и пересказывает свой  разговор извозчиками на постоялом дворе. Возможно, что некоторые слова из лексикона извозчиков до сих пор активно используется в речи деревенских жителей, но в словаре современного горожанина  их нет. Это такие слова,  как (толкования даются по словарю В.И. Даля)

Постромки-ремни, соединяющие валек с хомутом, принадлежность конной упряжки.

Пристяжная- боковая лошадь рядом с коренной.

Язык колокольчика-металлический стержень, приводящий звон ударами о стенки колокола.

Шлея-часть упряжки, которая удерживает хомут на месте, круговой широкий ремень.

Оглобля-одна из двух жердей. Надетых одним концом на ось повозки, служащая для запряжки лошадей.

Многие слова из обиходно-бытового лексикона нам понятны. Хотя в современном языке такие формы и обороты речи уже не используются.

Игоша валежек просит..(валежки, искаженное варежки-вязаные шерстяные рукавицы);

Пошто игрушки сронил…(пошто-зчем, сронил-скинул, сбросил);

Вот ужо тебе маменька..(ужо, наречие-«погодя», «позже»; вот погоди, тебя маменька накажет);

Через час за азбуку(азбука-учебник грамоты, букварь)

Интересны наблюдения ребенка за нянюшкой, которая готовится ко сну: «Едва нянюшка загнула в свинец свои пукли, надела коленкоровый чепчик, белую канифасную кофту, потом пригладила виски свечным огарком, покурила ладаном и захрапела». Здесь запечатлен своеобразный ритуал подготовки ко сну пожилой женщины: сначала надо было накрутить волосы на свинцовые палочки (аналог бигуди), затем надеть коленкоровый чепец, канифасную кофту, а потом намазать волосы воском у висков, так как, делая утром прическу волосы напускали на виски. Устаревшие и редко употребляемые в современном языке слова:

Пукля-букля, локон из волос;

Коленкор (франц.) - тонкая хлопчатая ткань(аналог миткаль);

канифас-льняная, весьма прочная ткань; чепец-головной убор с лентами;

ладан-пахучая смола в лампадке, перед сном зажигали лампадку, курили ладаном, чтобы кепко спать и чтобы черти не приснились;

свинец-серебряные бабки, содержащие свинец, на них накручивали волосы.

При помощи приведенных слов и выражений создается зримый образ дома, в котором живет герой рассказчик и в котором решил погостить Игоша.

В этом рассказе множество устаревших фразеологизмов:

В чем душа держится-едва жив, еле жив; дух испустил - умер; предали земле-похоронили; все не по-прежнему – все изменилось в худшую сторону;

Летопись-прошлым летом(В. Даль). Мальчик-рассказчик думает об Игоше так: ах, жалкенький - возбуждающий чувства жалости; не прост молодец - не без хитрости человек; разом лыжи навострил-быстро улизнул, улепетнул(В. Даль), ты меня только в беды вводишь – ты доставляешь мне беспокойство, неудобство.

Работая над лексикой произведений прошлого, мы во-первых, приближаем к себе далекое время. Представляем героев произведения. Во-вторых, узнаем, насколько богат и интересный русский язык, хранящий память о прошлом.

Я думаю, что не надо забывать устаревшие слова.

6.Составьте сказку об устаревших словах.

1. В тридесятом царстве в тридевятом государстве под темными лесами, под ходячими облаками, под чистыми звездами, под красным Ярилой жило было племя словес, которое называло себя Архаизмами. Жили они душа в душу. Люди любили и употребляли их. В государстве был мир и покой. Но не тут-то было…

Одинаждо в это государство вторглось чужеродное племя, представившись Неологизмами . Архаизмы подумали, что Неологизмы пришли войной, но они ошибались. Тогда вождь- неологизм сделал объявление:

-Мы, неологизмы-новые слова, пришли к вам, архаизмам, с миром.! Вы прослужили народу многие века, но сейчас пришло наше время- время новых технологий, нано-открытий. Исполать вам! А теперь вы заслужили отдых, но кое-когда человек все равно обратится к вам за помощью, он будет помнить вас, как свою историю.

И с тех пор в этом государстве начали править новые слова, а архаизмы стали незаменимыми помощниками словесных мастеров-поэтов, писателей.

2.Когда-то родилось на свет одно слово. Этим словом было слово Уста. До поры до времени жило оно припеваючи, ни о чем не тужила. Но проходили годы. Все в мире изменялось, пришло время измениться и этому слову, чтобы выглядеть перед остальными словами поприличнее и не отставать от времени оно подало заявление царю Грамотею прошением: «Вместо Уста люди употребляли бы Губы.» Царь удовлетворил прошение. После этого Уста ушло на пожизненную пенсию по старости.

7.Составьте диалог об устаревших словах.

1.Как-то раз встретились два друга Архаизм и Историзм. И стали расспрашивать о делах, о здоровье. Архаизм говорит:

-Ну, братец, как дела? Как здоровье?

А тот отвечает:

-Ничего, живем потихоньку. А вот  с делами плохо. Никто не употребляет нас в языке. Видать, не нужны мы никому.  Вот живем, живем, а толку нет.

-Нет, друг мой, все-таки ты не прав! - отвечает ему Архаизм.

-Как это так?! Как я могу быть неправым, если это так? – удивился историзм.

-Ты и твои  соратники имеете огромное значение для истории и литературы. Вы передаете дух эпохи и описываете понятия, у которых просто-напросто нет синонимов. Вы помогаете проникнуться духом эпохи и наиболее точно описать быт и исторические события того времени, о котором идет речь.

2.Сидят два архаизма и плачут:

-Нас уже никто не использует. Мы никому не нужны. Так и просидим в словаре устаревших слов, никто нас не вспоминает,- прохныкал первый архаизм. Второй говорит:

-А ведь мы в свое время всегда приходили на помощь людям. Поэты с  нами сочиняли красивые стихотворения. Мы всегда были опорой. Э-э-эх!- вздохнул он.-Если бы не эти неологизмы! Мы бы всегда остались в речи людей. Услышал их один неологизм и смеется:

-Ха-ха-ха! Так вам и надо, прожили  свой век и что еще надобно? Помогли людям, ну и молодцы, а теперь пришла наша очередь. Мы теперь новое поколение слов. Нами названы новые изобретения, техника, исследования в науке и другое. О вас даже не может и речи.

 Архаизмы еще больше огорчились и сильнее заплакали. Их утешить прибежали историзмы и говорят:

-Ну, зачем же так? Почему ты смеешься над бедняжками словами? Ты ведь тоже устареешь через много лет и присоединишься к нам. Нам ведь тоже хочется употребляться наряду со всеми словами.

-Так зачем же вы нужны, если ваши места заняты новыми словами?- спрашивает неологизм.

Историзмы пошли утешать архаизмов.

-Не плачьте, милые товарищи! Хотя мы устарели, но мы должны гордиться, что нас употребляли знаменитые и великие личности того времени. Например, Петр Первый, Екатерина Вторая, Пушкин, Байрон и др. Архаизмы, вы никогда не забудетесь. Вместо вас употребляются ваши синонимы. Произведения,  в которых мы употреблены, и сейчас читаются, заучиваются, передаются из поколения в поколение.

8.Напишите сочинение по картине с использованием устаревших слов. (картину выбирает учитель сам и представляет ее).

В Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

В Суриков «Степан Разин»

Перед картиной В.Сурикова «Боярыня Морозова».

 

Вдруг синеву морозную

Пронзили два перста.

Боярыня Морозова,

Как верой ты чиста!

 

Глаза твои запавшие

Да иссушенный лик,

Да сани тело павшее…

Но дух-то твой велик.

 

Дубовой хлопнув дверкою

(От веры, не со зла),

Ушла ты староверкою,

Не сломленной ушла.

                 С. Соколов. 1998 год.

        

         Одна из лучших картин  В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена событиям 17 века. В то время русская православная церковь переживала не лучшие времена: много людей было против реформ патриарха Никона; одной из них, старообрядцев, и была боярыня Морозова. На картине изображён день её ареста. По улицам златоглавой Москвы везут закованную в цепи Морозову. Процессия с трудом пробирается сквозь любопытствующий народ. Толпа многолика: боярыни и купцы, юродивый, нищенка, монашка, иноземцы… На лице каждого Суриков изобразил разные эмоции и чувства, каждый по-своему воспринимает это событие. Вот юная монахиня, выглядывающая из-за спины девушки. Ей очень любопытно, нотем не менее страшно – возможно, она тоже староверка, но, скорее всего, ей всё равно, кто победит, - выигравшего она признает правым. На мой взгляд, её испуг относится и к самой Морозовой,  и к своей собственной судьбе.

         Девушка в оранжевом платке, из-за спины которой выглядывает монахиня, стоит с низко опущенной головой и скорбит об участии увозимой, её лицо измождено и бледно, наверное, она всей душой с Морозовой, но не готова к таким жертвам, как опальная боярыня. Рядом – женщина в голубом платке с цветами;  она очень встревожена, её глаза широко раскрыты, а руки сведены на груди – она ещё молода и потрясена искренне, и не только видом и поступком той, которую везут, но и  самой процессией, её торжественностью и ужасом. Молодая горожанка в кремовом платке и коричневом полушубке, тепло укутанная от мороза, стоит с почти  равнодушным, пустым взглядом, ясно давая понять, что пришла сюда только потому, что пришли все.

         Сочувствие и злорадная насмешка, страх и надежда, любовь и протест… Но, несмотря на многообразие толпы, все равно создается ощущение её единства. Справа, сопровождаемая стрельцом, идёт сестра заключённой – княгиня Евдокия Урусова. Заломив белые как снег руки, она устремлена вслед Морозовой, будто хочет остановить, удержать эти страшные сани, уносящие «преступницу» в небытие, она готова разделить с ней все беды и невзгоды. Она смотрит на арестованную, как в зеркало, и знает, что все это её ждёт впереди, ведь она тоже не собирается отказываться от своей веры.

         На заднем плане - голубоватый туман мороза, светлые и в то же время яркие и праздничные купола церквей, а на переднем – ослепительно-белый снег.  А между ними, как пропасть, темные, некрасочные тона одежд граждан.  И черное пятно посреди картины – раскольница, староверка, не сломленная духом. Высоко вскинула Морозова закованную тяжёлой цепью руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстье, - символ старой веры, за которую она и страдает. Страшен пламенный взор её глубоко запавших глаз на измождённом, мертвенно-бледном лице. Скоро ей придётся сменить бархатные черные боярские одежды на грубое одеянье того же цвета. Её с позором везут через весь город, на соломе, в грубо-сколоченных санях, но она всё ещё боярыня.

         Тяжело едут сани, оставляя глубокие следы полозьев. А рядом легко и задорно бежит мальчишка, и по этим двум контрастным деталям смотрящему на картину человеку действительно кажется, будто сани едут, а боярыня ищет помощи и содействия у юродивого. Он, с веригами, сидит на снегу, с босыми, посиневшими от холода ногами, устремив на Морозову неистовый, безумный, но  преданный истинной (по его мнению) вере взгляд… У него нет ничего, кроме его собственной жизни, но он свободен и готов её отдать, так же, как и боярыня. Он отвечает ей двуперстным крестным знамением, они оба пойдут до конца… Вериги юродивого перекликаются с цепями на руках боярыни, как символ тяжёлого креста, который они решили понести.

         А может, взгляд боярыни устремлён вовсе не на юродивого, а на икону Божьей Матери? Может, она просит и находит поддержку не в юродивом, но в куда более сильном покровителе – Боге? Сама икона, изображена в обрамлении решёток, кротка и смиренна, с очень ласковым, но твёрдым взором. Она не избавит от гонителей, но дает благословение на этот терновый венец. Именно под иконой изобразил себя автор этой картины. Изобразил скорбящим странником, с опущенной головой. Мне почему-то кажется, что Суриков своей позой показывает отношение потомков к этой жертве. Ведь в памяти народной боярыня Морозова – мученица и героиня.

         Картина очень страшная, она захватывает тебя с головой, окуная в мир прошлого, вечной борьбы и страданий. Даже смотря на репродукцию, становится страшно, а уж когда видишь оригинал, тебя охватывает благоговейный ужас, будто не Морозову в 17 веке везут на деревянных санях, а тебя! Обычно, читая про героев, смотря фильмы о них, глядя на их фотографии и картины из их жизни, мечтаешь быть такой же (лично я мечтаю), говоришь себе: дайте только повод, я уж не оплошаю (лично я так себе говорю), а смотря на эту картину, мне просто очень страшно и горько и совсем не хочется мечтать о такой же участи!!!

 

9. Подберите к  устаревшим  словам неполногласным корнем соответствующие(иногда уже исторически) родственные слова с корневым полногласием. Запишите их. С некоторыми из них составьте предложения.

 

Врата, краткий,  смрад, злато, платок, древесный, прибрежный, среда, шлем, плен, здравие, влачить, хранитель, враг, бранный.

10. Распределите устаревшие слова на две группы: архаизмы и историзмы. Чем они различаются? К архаизмам подберите общеупотребительные слова-синонимы. Имеют ли историзмы синонимы?  Почему? Составьте с некоторыми из слов предложения.

Стрелец, пищаль, шелом, снискать, чрево, пансион, редут, лафет, смерд, холоп, боярин, жандарм, городовой, целовальник, возжечь, шарманщик, водовоз, оброк, барщина, ревизская душа, ядро, ликбез, десница, верста, дабы, кучер, соха, поручик, урядник, ямщик.

11.Прочитайте текст. Найдите в нем устаревшие слова и слова с устаревшими значениями. Определите лексическое значение этих слов.

           Чада кинулись в темную избу, полезли на печь, стучали зубами. Под черным потолком клубился теплый, сухой дым, уходили в волоковое окошечко над дверью: избу топили по- черному. Мать творила тесто…Падали со светца в воду, шипели угольки лучины…

                   Землею этой Василий, сын Волков, в позапрошлом году был поверстан в отвод от отца, московского служилого дворянина. Поместный приказ поверстал Василия  четырьмястами пятьюдесятью десятинами, и  при  них крестьян приписано тридцать семь душ с семьями… А надо было по верстке быть на государевой службе на коне добром, в панцире, с саблею, с пищалью и вести с собой ратников,  троих  мужиков, на конях же, в тегелиях, в саблях,  в саадаках…     (А.Н. Толстой  «Петр Первый»)