Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы
рабочая программа по русскому языку на тему

Мошкина Наталья Алексеевна

   Рабочая программа составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_5-9.docx85.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   казенное общеобразовательное учреждение

Александровская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»                                            Руководитель МО                    

А.А.Малахова                          

Протокол  №1                                            от  «26» августа 2016 г.

«Согласовано»  

Заместитель директора  по УВР

Н.И. Ельцова

от  «29» августа 2016г.

«Утверждено»  

 Директор

МКОУ Александровской СОШ

О.И. Мироненко

от  «31 » августа 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   русскому языку

5-9 классы

   Рабочая программа составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

                                                                                                         Составитель: Н.А. Мошкина,

                                                                                                         учитель русского языка и

                                                                                                         литературы,  I КК                

Пояснительная записка

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ;
  2. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Александровской СОШ
  3. Авторской программы Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, опубликованной  в сборнике «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 5-9 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций» / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

   Учебный план МКОУ Александровской СОШ предусматривает изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 767 ч.: в 5 классе-175 (5 ч. в неделю), в 6 классе-210 (6 ч. в неделю), в 7 классе-175 (5 ч. в неделю), в 8 классе-105 (3 ч.), в 9 классе-102 (3 ч.).

    Данная рабочая программа ориентирована на работу с учебниками:

1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015 год.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016 год.

3. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015 год.

4. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015 год.

5. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015 год.

 

Содержание учебного предмета «Русский язык»

5 класс

Речь. Речевая деятельность.

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.  Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Текст как продукт речевой деятельности. *Связный текст. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи. Тема текста. Основная мысль текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).Работа с иллюстрацией. Составление словосочетаний, ответствующих теме рисунка. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Описание действий человека  при помощи глаголов- сказуемых. Описание животного. Составление предложений и связных текстов с однородными членами. Письмо. Описание предмета. Устное описание картины. Сочинение по картине с использование синонимов. Отзыв на устное описание. Изложение с определением функционального стиля речи. Рассуждение. Сочинение с объяснением происхождения названий дней недели. Доказательства в рассуждении. Устный рассказ об имени прилагательном как части речи. Рассказ. Невыдуманный рассказ (о себе). Устное повествование с элементами описания по картине. Наблюдение. Спортивный репортаж. Сообщение.

Культура речи. 

Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

Основные разделы науки о языке.

Основные разделы науки о языке. Разделы науки о языке.

Фонетика, орфоэпия и графика.

Соотношение звука и буквы. Звуки и буквы. Применение знаний по фонетике в практике правописания. Произношение и правописание. Фонетика. Система гласных звуков.  Гласные звуки. Система согласных звуков. Согласные звуки. Изменение звуков в речевом потоке. Система согласных звуков. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Графика. Алфавит. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения[j’] на письме. Двойная роль букв е,ё,ю,я. Орфоэпия как раздел лингвистики. Фонетический анализ слова.

Морфемика и словообразование. 

Морфема как минимальная значимая единица языка. Изменение и образование слов. Способы образования слов (морфологические и неморфологические).Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Производящая и производная основы. Чередование звуков в морфемах. Нулевая морфема. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный анализ слова.

Лексикология  и фразеология.

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы.

Морфология. 

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Применение знаний по морфологии в практике правописания. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Глагол. Глагол как часть речи. Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Синтаксическая роль глагола в предложении. Личные окончания глаголов. Неопределенная форма глагола. Инфинитив. Неопределенная форма глагола (инфинитив)на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься).Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола. Время глагола. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время. Употребление времён. Спряжение глаголов.1 и 2 спряжение. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Морфологический разбор глагола. Имя существительное. Имя существительное как часть речи.  Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Имена существительные одушевленные. Имена существительные неодушевленные. Имена существительные собственные. Имена существительные нарицательные. Род имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Множественное число имен существительных. Морфологический анализ слова. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имен прилагательных. Прилагательные полные. Прилагательные краткие. Морфологический разбор имени прилагательного. Местоимение.

Синтаксис.

Единицы синтаксиса русского языка. Синтаксис. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Словосочетание. Разбор словосочетания. Предложение. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Члены предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Подлежащее. Сказуемое. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные -нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные).Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение, вводные и вставные конструкции. Предложения с однородными членами. Предложения с обращениями. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Синтаксический разбор простого предложения. Предложения простые и сложные. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Диалог. Повторение изученного в разделе «Синтаксис».

Правописание: орфография и пунктуация.

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных на стыке морфем. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Буквы и. у, а после шипящих.Правописание Ъ и Ь. Употребление букв Ъ и Ь.Слитные, дефисные и раздельные написания. Раздельное написание предлогов с другими словами.

-Тся и –ться в глаголах. Правописание –тся и –ться в глаголах. Правописание –тся и –ться в неопределенной форме. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложении с прямой речью. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

 Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Орфографический и пунктуационный анализ предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з и с на конце приставок. Буквы а-о в корне –лаг--лож-.Буквы а-о в корне - раст—рос .Буквы о-ё после шипящих в корне. Буквы и-ы после ц. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце прилагательных с основой на шипящую.Правописание не с глаголами. Буквы е-и в корнях с чередованием. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер-/-бир-,-дер-/-дир-,-мер-/-мир-, -пер-/-пир-,-тер-/-тир-,-стел-/-стил-. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. Правописание ь после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. 

6 класс

Речь. Речевая деятельность. 

Язык и речь. Речевое общение. Язык, речь, общение. Ситуация общения. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Тип и стиль речи текста, его основная мысль. Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Стиль и основная мысль текста. Официально-деловой стиль речи. Рассуждение. Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Продолжение текста по данному началу. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ от 1-го лица по рисункам. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ на основе услышанного. Использование в рассказе на основе услышанного глаголов в изъявительном наклонении. Сочинение - рассказ на заданную тему. Собирание материалов к сочинению. Сочинение по картине. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов. Устное выступление о происхождении имен. Устное выступление на тему экологии. Описание помещения. Описание родного края. Сочинение с описанием состояния человека. Описание природы. Сочинение-описание природы. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Культура речи. 

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Словари.

Общие сведения о языке. 

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление. Русский язык - один из развитых языков мира.

Основные разделы науки о языке.

Основные разделы науки о языке. Разделы науки о языке.

Фонетика, орфоэпия и графика.

Применение знаний по фонетике в практике правописания. Фонетика. Орфоэпия.

Морфемика и словообразование.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Морфемы в слове. Морфемика и словообразование. Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика и словообразование». Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Основные способы образования слов в русском языке. Морфемные способы образования слов. Морфемные способы образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение основ, сложение слов, переход одной части речи в другую. Сложносокращенные слова. Морфемный анализ слова. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательный разбор. Морфемный и словообразовательный разбор. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология.

Лексика и фразеология.  Лексикология и фразеология. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое значение сложносокращенных слов.  Слово и его лексическое значение. Сферы употребления русской лексики. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Новые слова (неологизмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Понятие об этимологии. Этимологический анализ. Этимология слов.

Морфология. 

Морфология-раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Части речи. Система частей речи в русском языке. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Предложно-падежная система русского языка: семантика, формы, употребление. Видовременная система русского языка: семантика, формы, употребление. Имя существительное как часть речи. Понятие о разносклоняемых именах существительных. Разносклоняемые имена существительные. Понятие о несклоняемых именах существительных. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Определение рода несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Употребление имен существительных общего рода в речи. Морфологический анализ слова. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение и систематизация изученного о частях речи. Местоимение как часть речи. Синтаксическая функция местоимений. Разряды местоимений. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Указательные местоимения как средство связи предложений в тексте. Определительные местоимения. Использование определительных местоимений в речи. Местоимение и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Морфологические признаки местоимения. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе о глаголе. Систематизация изученного в 5 классе о глаголе. Разноспрягаемые глаголы. Разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, есть, дать и приставочные дериваты. Личные окончания разноспрягаемых глаголов в настоящем/будущем времени. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Глаголы в форме условного наклонения. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Глаголы в повелительном наклонении. Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. Употребление одного наклонения в значении другого в целях большей выразительности и эмоциональности. Безличные глаголы. Сопоставление личных и безличных глаголов. Безличные предложения. Морфологический разбор глагола. Суффиксы глаголов. Омонимия слов разных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.). Нормы образования имен существительных. Нормы образования имен прилагательных. Нормы образования имен числительных. Нормы образования глаголов.

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис.

 Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Словосочетание. Предложения простые и сложные. Простое предложение. Сложное предложение. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Синтаксический разбор предложений. Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Прямая речь. Диалог. Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация. 

Орфография. Орфограммы. Понятие орфограммы. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Буквы а и о в корне –кас—кос-. Правописание букв а и о в корне –кас—кос-. Буквы а и о в корне –гар—гор-. Правописание букв а и о в корне –гар—гор-. Буквы а и о в корне –зар—зор-. Правописание буквы а и о в корне-зар—зор-. Буквы ы и и после приставок. Правописание буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Правописание приставок пре- и при-. Правописание  слов с трудноопределяемым значением приставок пре- и при-. Соединительные  о и е в сложных словах. Правописание соединительных о и е в сложных словах. Буква е в суффиксе существительных на –мя. Правописание буквы е в суффиксе –ен- существительных на –мя. Не с существительными. Правописание не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик- (-щик-).Правописание букв ч и щ в суффиксе существительных –чик- (-щик-).Гласные в суффиксах существительных –ек- и –ик-. Правописание гласных в суффиксах существительных –ек- и –ик-. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Правописание гласных о ие после шипящих в суффиксах существительных. Не с прилагательными. Правописание не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Правописание букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Правописание одной и двух букв н в суффиксах прилагательных. Различение  на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. Правописание суффиксов прилагательных –к- и –ск-. Дефисное и слитное  написание сложных прилагательных. Написание сложных прилагательных: дефисное и слитное. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Правописание числительных, обозначающих целые числа. Правописание дробных числительных. Правописание собирательных числительных. Правописание неопределенных местоимений. Правописание отрицательных местоимений. Склонение притяжательных местоимений. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Гласная в суффиксах глаголов прошедшего времени. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Запятые в сложном предложении. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения. Орфографический разбор. Пунктуационный разбор.

7 класс

Речь. Речевая деятельность.

Текст как продукт речевой деятельности. Текст. Анализ текста.

 Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме). Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

Стили литературного языка. Стили речи. Публицистический стиль речи.

Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Диалог. Виды диалогов. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Описание внешности человека.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение от 3-го лица по тексту публицистического стиля. Выборочное изложение по отрывку из художественного произведения. Подробное изложение. Сжатое изложение. Сжатое изложение по тексту публицистического стиля.

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Сочинение-описание внешности человека. Описание действий.  Лингвистическое сочинение. Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение по картине. Сочинение-рассуждение. Сочинение-инструкция. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

  Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Культура речи.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация

Общие сведения о языке.

 Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

Основные разделы науки о языке.

Основные разделы науки о языке. Разделы науки о русском языке.

Фонетика, орфоэпия и графика.

Применение знаний по фонетике в практике правописания. Фонетика. Фонетика и орфография. Графика. Фонетический анализ слова. Фонетический разбор слова.

Морфемика и словообразование.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания. Морфемика и словообразование. Морфемный анализ слова. Словообразовательный анализ слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

 Лексикология и фразеология.

Лексикология и фразеология. Лексика и фразеология. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Морфология.

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Морфология и орфография. Морфологический анализ  слова. Морфологический разбор слова.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего  времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия.

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния.

  Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Производные и непроизводные  предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

  Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Повторение сведений о предлогах и союзах.

  Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не. Частица ни, приставка ни, союз ни-ни.

 Междометия и звукоподражательные слова. Междометие как часть речи.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.). Основные нормы русского литературного языка.

Синтаксис.

Синтаксис. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Синтаксический разбор.

Правописание: орфография и пунктуация.

 Пунктуация. Орфографический и пунктуационный анализ предложения. Пунктуационный разбор.  Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Выделение причастного оборота запятыми. Запятые при деепричастном обороте.  Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Знаки препинаия при междометиях.      Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Соблюдение основных орфографических норм.

 Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы  е и ё после шипящих в суффиксах страдательных  причастий прошедшего времени.

Раздельное написание не с деепричастиями.

  Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на о и е.Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак  после шипящих на конце наречий.

  Слитное и раздельное написание производных предлогов.

  Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.  

  Раздельное и дефисное написание частиц.

  Дефис при междометиях.

8 класс

Речь. Речевая деятельность.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение с грамматическим заданием. Сжатое изложение от 3-го лица. Изложение, основанное на сравнительной характеристике.

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Сочинение в форме письма. Описание памятника культуры. Сочинение по картине. Сочинение на заданную тему. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике. Сочинение-описание.  Создание устного и письменного текста на основе данного. Характеристика человека. Инструкция. Рассказ. Рассказ о каком-либо изобретении с использованием обособленных членов предложения. Отзыв на прочитанный текст.

Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Рассуждение. Рассуждение на дискуссионную тему. Рассуждение на заданную тему с последовательным изложением аргументов.

    Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).

Культура речи.

Культура речи. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Синтаксис и культура речи.

Общие сведения о языке.

 Общие сведения о языке. Русский язык в современном мире.

Морфология.

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис и морфология.

Синтаксис.

 Единицы синтаксиса русского языка. Основные единицы синтаксиса. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

Грамматическая основа предложения.         Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Подлежащее. Сказуемое. Типы сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Безличные предложения. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Понятие об осложненном предложении.

Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные определения. Неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Пунктуация при  однородных членах, связанных сочинительными союзами. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Понятие об обособленности. Обособленные  определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные уточняющие члены предложения. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

Наличие обращения. Распространенные обращения. Употребление обращений.

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Понятие   о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь. Диалог. Цитата.

Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.

Правописание: орфография и пунктуация.

 Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация и орфография. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при приложении. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Орфографический и пунктуационный анализ предложения. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Выделительные знаки препинания при обособленных определениях. Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях. Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. Выделительные знаки препинания при обращении. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Соблюдение основных орфографических норм. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

9класс

Речь. Речевая деятельность. 

Виды речи (устная и письменная). Устная и письменная речь.  

Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа. Монолог, диалог.

 Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Стили речи.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение с продолжением. Сжатое изложение. Подробное изложение. Подробное изложение по тексту с употреблением многочленов.

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Сочинение-рецензия. Сочинение по картине.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения. Сообщение на лингвистическую тему. Отзыв о картине. Отзыв-рецензия на фильм. Краткое сообщение о псевдонимах известных людей. Доклад о значении толкового словаря. Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Публичная речь.

Культура речи. 

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Общие сведения о языке.

Русский язык в современном мире. Международное значение русского языка.

Фонетика, орфоэпия и графика.

Связь фонетики с графикой и орфографией. Применение знаний по фонетике в практике правописания. Фонетика и графика.

 Морфемика и словообразование.

 Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания. Морфемика. Словообразование.

Лексикология и фразеология.

Лексикология (лексика) и фразеология. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология.

Морфология. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

 Синтаксис. Единицы синтаксиса русского языка.  Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Простое предложения и его грамматическая основа. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Сложные и бессоюзные предложения. Интонация сложного предложения.

Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

 Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Понятие о сложноподчиненном предложении. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения.  Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Нормы употребления однородных членов в составе простого предложения. Нормы построения сложносочиненного предложения. Нормы построения сложноподчиненного предложения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который». Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

    Понятие о бессоюзном сложном предложении. Нормы построения бессоюзного предложения. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

    Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной)  и бессоюзной связи в сложных предложениях. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация.

Орфография. Понятие орфограммы. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания  в предложениях с различными видами связи.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

Тематическое планирование

5 класс

 

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Язык и общение

2

Осознают роль речевой культуры, общения в жизни человека. Узнают

основные особенности устной и письменной речи, анализируют

высказывания с точки зрения их цели, условий общения.

Читают и анализируют текст. Озаглавливают. Списывают текст, учат

наизусть. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и

письменное общение

2

Вспоминаем, повторяем, изучаем

69

Читают текст, определяют тему, анализируют содержание, высказывают и

обосновывают мнение о тексте. Определяют признаки текста, подбирают

заголовок, определяют способы выражения основной мысли.

Осознают соотношение произношения и написания. Знакомятся с понятием

орфограммы. Читают текст, определяя ударные, безударные гласные,

проверяемые и непроверяемые согласные. Анализируют правило написания

букв а, у, и после шипящих, разделительных ъ, ь.

С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи.

Определяют морфологические признаки глагола, существительного,

прилагательного, местоимения.

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура

речи.

6

Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов

писем. Пишут письмо товарищу.

Овладевают понятиями синтаксиса и знаниями о пунктуации. Распознают

словосочетания в составе предложения, характеризуют.

Определяют границы предложений. Опознают главные и второстепенные

члены предложения, выделяют основы.

Определяют виды подлежащего и сказуемого.

Распознают опознавательный признак употребления тире. Распознают

второстепенные члены предложения. Характеризуют предложения с

однородными членами, расставляют знаки препинания.

Осознают функции обращения. Составляют предложения с обращением.

Характеризуют простое и сложное предложения. Определяют средства

связи. Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед

ними. Оформляют диалог.

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме. Пишут

диктант.

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Орфография. Культура речи.

19

Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют

текст. Пишут сочинение.

Овладевают основными понятиями фонетики. Распознают гласные и

согласные звуки.

Осознают значение письма, алфавита.

Проводят фонетический анализ слов. Осознают важность нормативного

произношения.

Отвечают на контрольные вопросы. Моделируют диалог. Пишут диктант.

Устное описание картины.

5

Лексика. Культура речи

18

Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Объясняют различие

лексического и грамматического значения.

Пользуются словарями. Различают однозначные и многозначные слова,

прямое и переносное значение. Опознают синонимы, антонимы, омонимы.

Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант. Пишут изложение.

6

Морфемика. Орфография. Культура

речи.

25

Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают роль морфем в

процессах формо-словообразования. Опознают окончание, основу слова,

корень как значимую часть слова. Опознают приставку и суффикс как

словообразующие морфемы.

Получают представление о чередовании, усваивают правила написания а –

о в корнях с чередованием.

Усваивают правило написания ё – о после шипящих. И – ы после ц.

Отвечают на контрольные вопросы. Определяют стиль текста,

озаглавливают его, пишут сочинение.

7

Морфология. Орфография. Культура

речи.

56

Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи.

Распознают: одуш/неодуш, собств/нариц. Существительные. Определяют

род, склонение, падеж.

Усваивают правило написания падежных окончаний, о – ё после шипящих.

Обозначают условия выбора орфограмм. Характеризуют существительное

по его признакам.

Отвечают на контрольные вопросы, списывают тексты. Пишут диктант,

сочинение по картине, отзыв.

Определяют морфологические признаки прилагательного. Распознают

полные и краткие формы. Характеризуют прилагательное по его признакам.

Отвечают на контрольные вопросы. Списывают текст. Пишут сочинение –

описание животного.

Определяют морфологические признаки глагола. Распознают инфинитив,

личные формы, совер/несоверш вид.

8

Повторение и систематизация

изученного в 5 классе

6

Систематизируют знания. Заполняют, анализируют, составляют таблицы.

Систематизируют орфограммы в приставках, корнях, окончаниях.

Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания.

6 класс

 

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Введение

2

Осознают роль речевой культуры, общения в жизни человека. Узнают

основные особенности устной и письменной речи, анализируют

высказывания с точки зрения их цели, условий общения.

Читают и анализируют текст. Озаглавливают. Списывают текст, учат

наизусть. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и

письменное общение.

2

Повторение изученного в 5 классе

18

Читают текст, определяют тему, анализируют содержание, высказывают и

обосновывают мнение о тексте. Определяют признаки текста, подбирают

заголовок, определяют способы выражения основной мысли.

Осознают соотношение произношения и написания. Вспоминают понятие

орфограммы. Читают текст, определяя разные виды орфограмм.

Анализируют правила написания букв. С помощью вопросов и заданий

распознают самостоятельные части речи. Определяют морфологические

признаки глагола, существительного, прилагательного, местоимения.

3

Лексика и фразеология. Культура речи

17

Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Объясняют различие

лексического и грамматического значения.

Пользуются словарями. Различают однозначные и многозначные слова,

прямое и переносное значение. Опознают синонимы, антонимы, омонимы.

Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант. Пишут изложение.

Овладевают базовыми понятиями фразеологии. Пользуются словарями

4

Словообразование. Орфография.

Культура речи. 

29

Овладевают основными понятиями словообразования. Осознают роль

морфем в процессах формо-словообразования. Опознают окончание, основу

слова, корень как значимую часть слова. Опознают приставку и суффикс как 7 класс

словообразующие морфемы.

5

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное .

Местоимение.

Глагол.

128

23

31

22

27

25

Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи.

Обозначают условия выбора орфограмм. Характеризуют существительное по

его признакам.

Отвечают на контрольные вопросы, списывают тексты. Пишут диктант,

сочинение по картине, отзыв.

Определяют морфологические признаки прилагательного. Распознают

полные и краткие формы. Характеризуют прилагательное по его признакам.

Отвечают на контрольные вопросы. Списывают текст. Пишут сочинение –

описание животного.

Определяют морфологические признаки местоимения. Распознают разряды

местоимений, синтаксическую функцию.

Определяют морфологические признаки числительного. Распознают разряды

числительных, синтаксическую функцию. Обозначают условия выбора

орфограмм.

Определяют морфологические признаки глагола. Распознают инфинитив,

личные формы, совер/несоверш вид.

Определяют способ образования глаголов. Усваивают правило определения

спряжения и написания личных окончаний. Употребление времён, ь знака

после шипящих. Отвечают на контрольные вопросы, пишут диктант.

6

Повторение и систематизация

изученного

в 5 и 6 классах. Культура речи . 

10

Систематизируют знания. Заполняют, анализируют, составляют таблицы.

Систематизируют орфограммы в приставках, корнях, окончаниях.

Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания.

7 класс

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Русский язык как развивающееся

явление

1

Осознают роль речевой культуры, общения в жизни человека. Узнают

основные особенности устной и письменной речи, анализируют

высказывания с точки зрения их цели, условий общения.

Читают и анализируют текст. Озаглавливают. Списывают текст, учат

наизусть. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и

письменное общение.

Повторение изученного в 5-6 классах

10

Читают текст, определяют тему, анализируют содержание, высказывают и

обосновывают мнение о тексте. Определяют признаки текста, подбирают  

8 класс

заголовок, определяют способы выражения основной мысли, типы речи,

стили речи.

Осознают соотношение произношения и написания. Вспоминают понятие

орфограммы. Читают текст, определяя разные виды орфограмм.

Анализируют правила написания букв. С помощью вопросов и заданий

распознают самостоятельные части речи. Определяют морфологические

признаки глагола, существительного, прилагательного, местоимения.

Тексты и стили

4

Определяют тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагают

повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников.

Определяют ситуации речевого общения; разговорная речь, научный,

публицистический, официально-деловой стили, язык художественной

литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового

стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи

(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные

единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

Морфология и орфография. Культура

речи.

81

Определяют самостоятельные часть речи.

Обозначают условия выбора орфограмм. Характеризуют разные части речи

по их признакам.

Отвечают на контрольные вопросы, списывают тексты. Пишут диктант,

сочинение по картине, отзыв.

Служебные части речи.

57

Определяют морфологические признаки служебных частей речи. Распознают

разряды союзов. Обозначают условия выбора орфограмм при омонимии

частей речи.

Повторение и систематизация

изученного в 5-7 классах

17

Систематизируют знания. Заполняют, анализируют, составляют таблицы.

Систематизируют орфограммы в приставках, корнях, окончаниях.

Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания.

8 класс

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Функции русского языка в

современном мире.

1

Осознают роль речевой культуры, общения в жизни человека. Определяют

основные функции русского языка в современном мире, анализируют

высказывания с точки зрения их цели, условий общения.

Читают и анализируют текст. Озаглавливают. Списывают текст, учат

наизусть. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит

функционирование языка.

Повторение пройденного в 5-7

классах.

10

Находят в словах изученные орфограммы, обосновывают их выбор,

правильно пишут слова с изученными орфограммами. Читают текст,

определяя разные виды орфограмм. Анализируют правила написания букв.

С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи.

Определяют морфологические признаки глагола, существительного,

прилагательного, местоимения

Синтаксис. Пунктуация. Культура

речи. Словосочетание.

6

Определяют тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагают

повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников.

Пишут сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц;

описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-

рассуждения на морально-этические темы. Совершенствуют изложение и

сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находят и

исправляют различные языковые ошибки. Выразительно выступают перед

слушателями по общественно важным проблемам. Находят в предложении

смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания,

обосновывают выбор знаков препинания и расставляют их в предложениях в

соответствии с изученными правилами.

Расставляют знаки препинания в простых предложениях с однородными

членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах

предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при

цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и

предложениях. Ставят тире в нужных случаях между подлежащими и

сказуемыми.

Простое предложение

2

Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения.

12

Второстепенные члены предложения.

11

Простые односоставные предложения.

9

Неполные предложения

2

Однородные члены предложения.

12

Обращения, вводные слова.

10

Обособленные члены предложения.

13

Прямая и косвенная речь.

7

Повторение и систематизация

 пройденного в VIII классе.

7

9 класс

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Международное значение русского

языка

1

Определяют международное значение русского языка. Осознают

эстетическую функцию родного языка, оценивают эстетическую сторону

речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Повторение пройденного в 5 - 8

классах

Применяют орфографические правила, объясняют правописание слов с

трудно проверяемыми орфограммами; пользуются этимологической

справкой при объяснении написания слов; проводят орфографический анализ текста. Проводят текстоведческий анализ текстов разных стилей и

типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые

средства, средства связи предложений, строение текста).

Сложное предложение. Культура речи.

Сложные предложения

4

Различают изученные виды простых и сложных предложений; составляют

схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав

предложения по заданным схемам; правильно употребляют в тексте

прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной; проводят

синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

устанавливают взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и

пунктуационной характеристики предложения; используют различные

синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

применяют пунктуационные правила, объясняют постановку знаков

препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме

специальные графические обозначения; строят пунктуационные схемы

простых и сложных предложений; самостоятельно подбирают примеры на

изученные пунктуационные правила; проводят пунктуационный анализ

текста.

Союзные сложные предложения.

8

Сложносочиненные предложения

8

Сложноподчиненные предложения

23

Бессоюзные сложные предложения

13

Сложные предложения с различными

видами связи

13

Общие сведения о языке

4

Определяют базовые понятия лингвистики: лингвистика и ее основные

разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,

диалог и их виды.

Систематизация изученного по

фонетике, лексике, грамматике и

правописанию, культуре речи

5

Правильно произносят употребительные слова с учетом вариантов их

произношения; анализируют и оценивают собственную и чужую речь с

точки зрения соблюдения орфоэпических норм; разъясняют значение слов

общественной и морально-этической тематики

пользоваться разными видами толковых словарей; верно используют

термины в текстах научного стиля; оценивают свою и чужую речь с точки

зрения уместного и выразительного словоупотребления; проводят

элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем

изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических

возможностях русского языка.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

Список литературы

1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015 год.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016 год.

3. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015 год.

4. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2015 год.

5. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2015 год.

6. Бройде М.Г. занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2015.

7. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – 2-е изд., перераб. – М.:ВАКО,2016.

8. Сборник диктантов. 5-9 классы / сост. В.Н.Горшкова. – М.:ВАКО, 2014

9. Селезнева Е.В. Тесты по русскому языку. 6 класс. М.: Издательство «Экзамен». – 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...