ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА КАК ВИД ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
опыты и эксперименты по русскому языку на тему
Для домашней работы может быть предложена работа над этимологией слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА КАК ВИД ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
Для домашней работы может быть предложена работа над этимологией слова.
Основным приемом в работе над непроверяемым написанием является этимологический анализ.
На уроке мы обращаем внимание лишь на то опорное слово, в котором безударная гласная, а иногда и сомнительная согласная находятся в сильной позиции. Обычно мы берем для анализа происхождений слов преимущественно такие, в которых связь между родственными корнями почти очевидна и легко угадывается. Нетрудно догадаться, что «стрелять» происходит от слова «стрела», так как некогда «стреляли стрелами» или что «лягушка» родственна словам «лягать» (бить задними ногами) и названа она так по своим длинным задним ногам. Но как объяснить, что слова «голод» и «желание» — одного корня? Что «горло» и «жерло» — это, по сути, одни и те же слова? Что даже такие антонимы, как «конец» и «начало», произошли от одного корня? Для этого надо знать внутренние законы развития языка, владеть многими славянскими и европейскими языками, хорошо знать историю. Но зато какой богатый мир слов, полных таинственных загадок и радостных находок открывается перед учениками, когда они выполняют домашнее задание: «Почему мы так говорим?» или «Из глубин языка».
Например, интересно узнать, что «висок» и «вишня» — родственные слова.
«Висок» в начале века означал висящую прядь волос (и сейчас еще мы говорим: «седые виски»). От этого же глагола «висеть» образована и «вишня».
«Гусеницы» и «ус» тоже родственные слова.
Слово «ус» первоначально употреблялось в смысле «волос». Отсюда «усеница» — «волосатое существо». Звук г в начале этого слова такого же приставного характера как в белорусском языке (гэтот — этот).
«Дерево» родственно слову «дорога».
«Дерево» родственно глаголу «деру, драть» и первоначально обозначало то, что «выдирается», от чего расчищается путь, пространство. Отсюда «дерево» родственно слову «дорога» с древним корнем (дор). «Дорога» сперва, очевидно, означала «выдранный», то есть расчищенный от деревьев или кустарников путь.
Задание «Проверь себя» помогает отрабатывать у учащихся умение находить и объяснять орфограммы и знаки препинания, способствует овладению школьниками лингвистической терминологией, дает возможность постоянно заниматься попутным повторением. Методика его проведения следующая: учитель диктует в конце урока небольшой текст. Учащиеся должны не только правильно записать предложения, но и выполняя домашнюю работу, графически объяснить в них орфограммы и знаки препинания (какие именно определяет учитель). Таким образом, ученик имеет возможность сам проверить свои знания, повторить тему. На следующий урок такой диктант проверяется в классе. Вызывается ученик, он переписывает из тетради на доску предложения с выполненным заданием. После того как ученик сделал на доске запись первых предложений, класс сверяет самостоятельно написанное с записью на доске, исправляют ошибки. После этого к доске вызывается другой ученик и работает над следующей частью диктанта.
Таким образом, указанная форма домашней работы дает учителю быструю информацию о степени овладения учащимися одним из ведущих умений по теме. Кроме того, это во многом определит, как дальше планировать изучение темы: либо необходимо вернуться вновь к прошлой теме, либо начать следующий урок с индивидуальной работы с теми, кто еще плохо усвоил ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"
Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-133849-1351543801.jpg)
Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"
Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189864-1359310773.jpg)
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189864-1359310773.jpg)
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-253466-1368789398.jpg)
Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности
В данной работе даны рекомендации по применению этимологического анализа на уроках русского языка для развития орфографической грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/08/picture-621142-1428511391.jpg)
Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости
Эффективным приёмом наблюдения исторических изменений в структуре слова и , следовательно, объяснения правильного написания слова является этимологический анализ, который выступает и как средство восп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-622774-1428940742.jpg)
Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»
Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....