ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА КАК ВИД ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Довалева Елена Ивановна

Для домашней работы может быть предложена работа над этимологией слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poiskovaya_rabota_dlya_eleny_ivanovny.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА КАК ВИД ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

Для домашней работы может быть предложена работа над этимологией слова.

Основным приемом в работе над непроверяемым написанием является этимологический анализ.

На уроке мы обращаем внимание лишь на то опорное слово, в котором безударная гласная, а иногда и сомнительная согласная находятся в сильной позиции. Обычно мы берем для анализа происхождений слов преимущественно такие, в которых связь между родственными корнями почти очевидна и легко угадывается. Нетрудно догадаться, что «стрелять» происходит от слова «стрела», так как некогда «стреляли стрелами» или что «лягушка» родственна словам «лягать» (бить задними ногами) и названа она так по своим длинным задним ногам. Но как объяснить, что слова «голод» и «желание» — одного корня? Что «горло» и «жерло» — это, по сути, одни и те же слова? Что даже такие антонимы, как «конец» и «начало», произошли от одного корня? Для этого надо знать  внутренние законы развития языка, владеть многими славянскими и европейскими языками, хорошо знать историю. Но зато какой богатый мир слов, полных таинственных загадок и радостных находок открывается перед учениками, когда они выполняют домашнее задание: «Почему мы так говорим?» или «Из глубин языка».

Например, интересно узнать, что «висок» и «вишня» — родственные слова.

«Висок» в начале века означал висящую прядь волос (и сейчас еще мы говорим: «седые виски»). От этого же глагола «висеть» образована и «вишня».

«Гусеницы» и «ус» тоже родственные слова.

Слово «ус» первоначально употреблялось в смысле «волос». Отсюда «усеница» — «волосатое существо». Звук г в начале этого слова такого же приставного характера как в белорусском языке (гэтот — этот).

«Дерево» родственно слову «дорога».

«Дерево» родственно глаголу «деру, драть» и первоначально обозначало то, что «выдирается», от чего расчищается путь, пространство. Отсюда «дерево» родственно слову «дорога» с древним корнем (дор). «Дорога» сперва, очевидно, означала «выдранный», то есть расчищенный от деревьев или кустарников путь.

Задание «Проверь себя» помогает отрабатывать у учащихся умение находить и объяснять орфограммы и знаки препинания, способствует овладению школьниками лингвистической терминологией, дает возможность постоянно заниматься попутным повторением. Методика его проведения следующая: учитель диктует в конце урока небольшой текст. Учащиеся должны не только правильно записать предложения, но и выполняя домашнюю работу, графически объяснить в них орфограммы и знаки препинания (какие именно определяет учитель). Таким образом, ученик имеет возможность сам проверить свои знания, повторить тему. На следующий урок такой диктант проверяется в классе. Вызывается ученик, он переписывает из тетради на доску предложения с выполненным заданием. После того как ученик сделал на доске запись первых предложений, класс сверяет самостоятельно написанное с записью на доске, исправляют ошибки. После этого к доске вызывается другой ученик и работает над следующей частью диктанта.

Таким образом, указанная форма домашней работы дает учителю быструю информацию о степени овладения учащимися одним из ведущих умений по теме. Кроме того, это во многом определит, как дальше планировать изучение темы: либо необходимо вернуться вновь к прошлой теме, либо начать следующий урок с индивидуальной работы с теми, кто еще плохо усвоил ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"

Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...

Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"

Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно  я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности

В данной работе даны рекомендации по применению этимологического анализа на уроках русского языка для развития орфографической грамотности....

Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости

Эффективным приёмом наблюдения исторических изменений в структуре слова и , следовательно, объяснения правильного написания слова является этимологический анализ, который выступает и как средство восп...

Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»

Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....