Разработка урока в 7 классе по теме "Союзы, разряды союзов"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку в 7 классе.
Подготовила: студентка 4 к. 3гр. Фетисова Н.
Тема: «Союз как часть речи, разряды союзов».
Цели: -обучающая (помочь усвоить новые знания союзах);
- развивающая ( способствовать развитию связной речи);
- воспитательная (способствовать развитию интереса к родному языку).
Ход урока.
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя.
- Актуализация знаний с помощью сказки. Лингвистическая сказка «Союзы- труженики»
Жили-были на самой окраине страны Морфологии союзы. Их город так и назывался – Союзград. Жили союзы интересно и дружно. Каждый из них исправно ходил на службу.
Вот И, например, ни дня не мог прожить без того, чтобы не соединить однородные члены в каком-нибудь предложении. Он так и просился: возьмите меня и поставьте в предложение! Сколько слов свел он – счету нет! А какие разные слова подчас благодаря ему соединялись! Люблю И ненавижу, лед И пламень, вода И огонь…Какие пламенные чувства вспыхивали! И назвали люди этот союз-помощник соединительным.
Союз НО тоже очень любил соединять слова, да вот эти самые слова его недолюбливали: вечно он чему-то противился – и название-то у него такое – противительный. Вот и жаловался он другим союзам: хорошо, НО мало!
Союз ДА был натурой весьма изменчивой: то под И подделается: ты ДА я приятели, мол! То закапризничает и переметнется поближе к НО: приятели мы, ДА не друзья!
Вот как-то раз, глядя на однородные члены, простые предложения тоже решили соединиться. Станем, мол, одним целым – сложным предложением. А как?
И тут пришли на помощь к простым предложениям союзы: «Кто же, кроме нас, способен помочь соединить вас в одно сложное предложение? Думали союзы, думали и решили, что в сложносочиненные предложения отправятся союзы сочинительные. Обрадовались сложносочиненные предложения, НО надо теперь и сложноподчиненным помочь!
- Ну что ж, на этот случай у нас существуют союзы подчинительные! – откликнулся добрый И. ЧТОБЫ создать сложноподчиненное предложение, существует великое множество союзов – причины, цели, времени, условия….
….Но это уже совсем другая история!
Ответьте на вопросы:
• О какой части речи говорится в сказке?
• Для чего нужны союзы?
• На какие 2 группы делятся союзы?
- Объяснение нового материала. По ходу объяснения составляется таблица:
Сочинительные союзы | Подчинительные союзы |
Соединительные: и, да, тоже, также, не только…но и , как…так и | Изъяснительные: что, чтобы, будто и др. |
Противительные: а, но, да, зато, однако | Обстоятельственные: |
Разделительные: или, или…или, ни…ни, либо, то…то, то ли… то ли | - времени: когда, едва, пока, лишь, только, после того как, прежде чем |
- цели: чтобы, для того чтобы, затем, ради того чтобы | |
- сравнения: как, как будто, словно, почти | |
- причины: потому что, така как. Ибо, оттого что | |
-условия: если, ежели | |
-следствия: так что | |
-уступки: хотя, несмотря на, пусть, пускай. | |
- Задания на закрепление.
- «Третий лишний». Найдите лишнее и объясните свой выбор.
- в течение, ввиду, также;
- вследствие, и, да, хотя;
- а, но, зато, что.
2. Закончите фразы, чтобы получилось сложносочиненное предложение:
1) Беспрерывно шёл дождь,…2) Комната была светлой и уютной,…3) Скоро наступит весна,…4) После обеда все разошлись,…5) Неожиданно набежала туча,…6) Новый фильм мне понравился,… .
3. Найдите в отрывке из рассказа А.П. Платонова «Неизвестный цветок» предложения с союзами, объясните их назначение в этом тексте.
… Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре… На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка – сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду – и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.
4. Придумайте предложения с союзами чтобы, то…то, а, хотя. Составьте их схемы.
6. Подведение итогов урока, выявление затруднений.
7. Домашнее задание: выучить таблицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"
Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок составлен для изучения качественных прилагательных....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/08/picture-57327.jpg)
Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/19/picture-167424-1355935722.jpg)
Урок русского языка в 7-м классе на тему: "Разряды союзов по значению"
Урок русского языка в 7-м классе на тему: "Разряды союзов по значению"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/09/picture-41663-1397053686.jpg)
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/18/picture-846574-1660820718.jpg)
Методическая разработка урока русского языка на тему "Разряды имен прилагательных"
Урок разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо...